Художественная литература
материал по художественной литературе

Мухаметова Алсу Радиковна

Занятие по худ. литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vrun.docx22.87 КБ
Файл kostochka.docx25.61 КБ
Файл lisa_lapotnitsa.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. участника: Мухаметова Алсу Радиковна;

№ участника: 4

Интеграция образовательных областей: Речевое, физическое, социально-коммуникативное, познавательное;

Тема занятия: Японская сказка в обработке Н. Фельдмана «Врун»;

Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет);

Цель занятия: создать пословицу к японской сказке в обработке Н. Фельдмана «Врун»;

Задачи занятия:

Обучающие задачи: научиться правильно подбирать рифму к японской сказке в обработке Н. Фельдмана «Врун»

Развивающие задачи: внимательно слушать воспитателя

Воспитательные задачи: помогать друг другу при необходимости

Дополнительные задачи: помочь Незнайке понять, кто говорит правду, а кто врет.

Словарная работа: громадная, толщина, переулок.

Планируемый результат занятия: воспитанники научились правильно подбирать рифму к японской сказке в обработке Н. Фельдмана «Врун», внимательно слушали воспитателя, помогали друг другу, создали пословицу по японской сказке в обработке Н. Фельдмана «Врун».

Подготовительная работа: чтение фрагмента мордовской сказки в обработке С. Фетисова «Как собака друга искала», создание пословицы к мордовской сказке в обработке С. Фетисова «Как собака друга искала»

Материалы и оборудование:  интерактивная  панель, музыкальное сопровождение, интерактивные кубы.

Этапы занятия

Задачи этапа

Методы, формы, приемы

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Заинтересовать детей предстоящей образовательной деятельностью.

Словесный, художественное слово.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро!

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Улыбчивым лицам!

И каждый становится

добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро

длится до вечера...

Здороваются

Дети организованы и заинтересованы в предстоящей образовательной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию.

Словесный, беседа

Ребята, сегодня к нам пришел Незнайка, он хочет, чтоб мы рассказали, что такое «Ложь»

Кто знает, что такое ложь?

Расскажи, как ты понимаешь это слово?

Случалось, ли тебе говорить неправду? Твоя ложь осталась незамеченной, или обман раскрылся? Что ты почувствовал?

Ответы детей

Дети введены в проблемную ситуацию.

з

Этап ознакомления с материалом

Познакомить с произведением

А сейчас я вам прочитаю фрагмент японской сказки в обработке Н. Фельдмана «Врун»

Дыхательная гимнастика: Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Какие непонятные слова вам встретились в этой сказке?

Громадный-очень большой, огромный.

Толщина – это размер в обхвате, по окружности.

Переулок — небольшая улица, обычно являющаяся поперечным соединением двух более крупных продольных улиц.

Какое название сказки?

Кто автор?

Какие герои вам встретились в рассказе?

Есть ли главный герой в этой сказке, и кто он?

Какие поступки совершали герои?

Почему так поступали герои?

Какими качествами обладали герои?

Эти качества положительные или отрицательные?

Чему учит нас эта сказка?

Какую пословицу можно придумать к нашей сказке?

Физминутка: Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Сейчас мы с вами придумаем пословицу к этой сказке по схеме.

 

Квадрат – это существительное, например, «солнце»

Круг – это наречие, например, «светло»

Слушают воспитателя

громадная, толщина, переулок

Ответы детей

Ложь – это плохо, а правда – это хорошо.

Научились определять жанр произведения.

Тать 2.3.

Этап практического решения проблемы

Совместная деятельность

Беседа, словесный

А сейчас давайте с вами поиграем, встанем перед интерактивной панели и вспомним технику безопасности.

Игра называется «Правда или нет»

Сейчас я вам буду показывать картинки разных животных, а вы мне будете показывать, что с ними не так, и скажете, где животное правильное, а где нет.

А теперь мы с вами поиграем с интерактивными кубами, будем собирать пазл.

Гимнастика для глаз:

Смотрит носик вправо-влево (Резко переместить взгляд   вправо и влево.)

Смотрит носик вверх и вниз (Резко перенести взгляд вверх и вниз.)

Что увидел хитрый носик?  (Мягко провести указательными пальцами по векам.)

Ну, куда мы забрались?

Вспоминают технику безопасности перед интерактивной панели.

Играют в игру «Правда или нет»

Собирают пазл

3.

Заключительный этап

Развитие умения анализировать, делать выводы, высказывать свою мысль.

Словесный, беседа

Какой вам момент больше понравился?

А давайте я вам снова его прочитаю.

Какую сказку  мы сегодня с вами читали? О чем говорится в этой сказке? Что сделал главный герой? Какая пословица подходит к этой сказке?

Ответы детей.

Высказывают свои мысли о прочитанной басне, слушают не перебивают друг друга.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО участника: Мухаметова Алсу Радиковна

№ участника: 13

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие

Тема занятия: Лев Николаевич Толстой «Косточка»

Возрастная группа:Старшая группа (5-6 лет)

Образовательный продукт: план по пересказу сказки

Цель занятия: Создать план для пересказа сказки «Косточка»

Задачи занятия:

Обучающие: Научиться пересказывать сказку опираясь на план.

Развивающие: Внимательно слушать воспитателя,отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитательные: Помогать друг другу в игре,соблюдать правила техники безопасности.

Дополнительные задачи:

Игровая задача: Получить как можно больше звездочек.

Словарная работа: Горница, сочла.

Планируемый результат занятия: Воспитанники научились пересказывать сказку «Косточка» по плану; Воспитанники внимательно слушали воспитателя, и отвечали на вопросы полным предложением; Воспитанники воспитали умение помогать друг другу в игре; Воспитанники разработали план для пересказа сказки «Косточка».

Подготовительная работа:чтение сказки «Косточка», беседа, сюжетно-ролевая игра.

Материалы и оборудование: интерактивная панель, музыкальное сопровождение, Документ-камера(автор)

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Заинтересовать детей предстоящей образовательной деятельностью.

Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро! Солнцу и птицам! - Доброе утро! Улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым... Пусть доброе утро длится до вечера...

Словесные: «Приветствие», беседа

Здороваются

Дети организованы и заинтересованы в предстоящей образовательной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию.

-Ребята, а у вас есть любимые сказки, рассказы, или может быть стихотворения? Какие?

-А что такое рассказ?

Рассказ – небольшое литературное произведение в прозе.

Отгадайте загадку:

Синий, вкусный, сочный плод,
Он на дереве растет.
Аппетитна и красива,
Просится в корзину (слива)

Словесный: беседа

Воспитанники слушают.

Дети введены в проблемную ситуацию.

з

Этап ознакомления с материалом

Научится определять жанр произведения по определенным характеристикам.

-Посмотрите на интерактивную панель, это Лев Николаевич Толстой,

-Среди произведений, которые он написал для детей, был маленький рассказ “Косточка”, с которым мы сегодня  познакомимся.

Что вы о нём думаете, каким он был человеком?
Как вы думаете, о чём может идти

речь в рассказе с таким названием?


Выразительное чтение отрывка сказки,  от слов «Купила мать слив»  до «Я этого боюсь».

Словесный: чтение, беседа.

Дети слушают и отвечают на вопросы.

Научились определять жанр произведения.

Тать 2.3.

Этап практического решения проблемы

-Сейчас мы  с вами немного отдохнем, и разомнем наши пальчики, приготовили ладошки:
Пальчиковая гимнастика:
-На двери весит замок
-Кто его открыть бы смог
-Потянули, покрутили,   постучали и открыли.
Спинка ровная, ножки вместе.
Словарная работа.
Горница - чистая комната использовалась как кладовая

Сочла – посчитала

Вместе повторили и по одному.

-Как называется сказка?

- Кто автор произведения?

-Какие герои вам встретились в рассказе?

-Если главный герой?

- Какие поступки совершали герои?

-Какими качествами обладали герои?

-Эти качества положительные или отрицательные?

- Чему учит нас это произведение?

- Какую пословицу можно подобрать?

- Я смотрю вы, что – то подустали. Давайте встанем и сделаем с вами физминутку.

Физминтука

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

- Сейчас я вам предлагаю подойти к интерактивной панели и поиграть.

- Но перед началом, давайте повторим технику безопасности.

- Выберите, какими фишками вы будете ходить, теперь давайте нажмем на кубик, у кого значение будет больше, тот и ходит первым. В конце каждой игре, кто первый выполнит задание, тот получает звездочку.

- В этой игре вам нужно сосчитать сколько слив изображено на панели.

-В этой игре вам нужно убрать то, что не относиться к сказке

- Здесь вам нужно вспомнить какое было настроение у Вани, когда все над ним засмеялись?

- Давайте посчитаем у кого, сколько звездочек, и посмотрим, кто сегодня у нас выиграл.

- В этой игре у нас выиграла…

Но ты не расстраивайся, в следующий раз будешь внимательней, и обязательно победишь!

- Давайте сядем на стульчики. Спинка ровная, ножки прямые
Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. 
(Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, 
(Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом мы сразу вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)


«Косточка»

Лев Николаевич Толстой


Мама, дети, отец, Ваня

Ваня

«Ваня обманул всех, не признался ,что съел сливы»

Отрицательные

Сказка учит тому, что врать- это плохо

Тайное всегда становится явным.

Находиться от панели нужно на расстоянии вытянутой руки, работать нужно только чистыми руками, без разрешения воспитателя не трогать интерактивную панель, прикасаться к панели кончиком указательного пальца.

3.

Заключительный этап

Развитие умения анализировать, делать выводы, высказывать свою мысль.

-Ребята какое произведение мы сегодня читали?

-Кто автор?

- Какую пословицу можно подобрать? Как вы ее понимаете.

- Как вы думаете, сознался бы Ваня в своём поступке, если бы мама перед 
обедом не сосчитала сливы?

А как бы вы поступили на месте Вани?

В рассказе Толстого мне понравился отец Вани. Он знал, что кто-то из детей тайком съел сливу, но не стал устраивать разбирательство, а пошел на хитрость, рассказав про опасность косточки. Этим рассказом он заставил Ваню признаться в своем проступке.

Словесный: беседа.

Дети отвечают на вопросы.

Высказывают свои мысли о прочитанном рассказе слушают не перебивают друг друга.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. участника: Мухаметова Алсу Радиковна

№ участника: 2

Интеграция образовательных областей: Речевое, познавательное, физическое;

Тема занятия: Русская народная сказка в обработке В. Даля «Лиса-лапотница»

Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)

Цель занятия: создать пословицу к русской народной сказке в обработке В.Даля «Лиса-лапотница»

Задачи занятия:

Обучающие задачи: научиться правильно подбирать рифму к русской народной сказке в обработке В.Даля «Лиса-лапотница»;

Развивающие задачи: внимательно слушать воспитателя;

Воспитательные задачи: помогать друг другу при необходимости;

Дополнительные задачи:

Словарная работа: лапоть, пёстрые, уточка-плосконосочка;

Планируемый результат занятия: помогали друг другу при необходимости; внимательно слушали воспитателя; правильно подбирали рифму к русской народной сказке в обработке В.Даля «Лиса-лапотница»; создали пословицу к русской народной сказке в обработке В.Даля «Лиса-лапотница»

Подготовительная работа: чтение фрагмента мордовской сказки в обработке С. Фетисова «Как собака друга искала», создание пословицы к мордовской сказке в обработке С. Фетисова «Как собака друга искала»

Материалы и оборудование: интерактивная панель, музыкальное сопровождение, flipchart;

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Заинтересовать детей предстоящей образовательной деятельностью.

Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро! Солнцу и птицам! - Доброе утро! Улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым... Пусть доброе утро длится до вечера...

Словесный, художественное слово.

Здороваются.

Дети организованы и заинтересованы в предстоящей образовательной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию.

Спинки держим ровно

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте угадать, что это за сказочный герой?

Загадка: Хитрая плутовка, рыжая головка,

хвост пушистый-краса, а зовут ее (Лиса)

Словесный, беседа

Отгадывают загадку.

Дети введены в проблемную ситуацию.

з

Этап ознакомления с материалом

Научится определять жанр произведения по определенным характеристикам.

Посмотрите кто к нам пришел в гости, хитрая лисичка, вот сейчас я вам прочитаю отрывок русской народной сказки про неё, называется сказка «Лиса- лапотница» в обработке Владимир  Иванович Даля.

Зимней ночью шла лиса, голодная, нашла лапоть

Приходит в деревню, и стучится в избу, просится переночевать, ее впустили, когда хозяева уснули, лиса спрятала лапоть, а на утро хозяевам сказала, что они забрали ее лапоть, и попросила вместо него курицу, нечего было делать хозяевам, они и отдали курицу, лиса от них ушла.

Дошла до следующей деревне и попросилась ночевать у других хозяев, и снова ночью спрятала курицу, а на утро попросила вместо курицы уточку, ушла от них лиса

Но и в следующей деревне она сделала точно также, только вместо уточки попросила гуся, и ушла. А сейчас мы с вами узнаем что было дальше.

Спинки держим ровно

Какие непонятные слова вам встретились в этой сказке?

Лапоть - Плетеная обувь из лыка, охватывающая только ступню ноги

Пёстрые - Покрытый разноцветными пятнами, полосами, составленный из чего-либо, окрашенного в различные цвета; также имеющий узоры разного цвета, обычно ярких тонов

Утка плосконоска это такой вид утки

Эти пальчики щипают (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют

(Указательный и средний "идут" по другой руке.)
Эти - любят поболтать

( Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать

(Безымянный и мизинец прижимаем к ладони).
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. 

(Крутим большим пальцем вокруг мизинца)

.

Какое название сказки? Кто автор? Какие герои вам встретились в рассказе? Есть ли главный герой в этой сказке, и кто он? Какие поступки совершали герои? Почему так поступали герои? Какими качествами обладали герои? Эти качества положительные или отрицательные? Чему учит нас эта сказка? Какую пословицу можно придумать к нашей сказке?

Хотел сесть на два стула, да очутился на полу.

Музыкально-ритмическое упражнение «Лиса и Зайцы», под веселую музыку.

Сейчас мы с вами придумаем пословицу к этой сказке по схеме. Квадрат – это существительное, например, «солнце» Круг – это наречие, например, «светло»

Слушают воспитателя;

Отвечают на вопросы;

Играют;

Придумывают пословицу;

Научились определять жанр произведения.

Тать 2.3.

Этап практического решения проблемы

Совместная деятельность

А сейчас давайте с вами поиграем, встанем перед интерактивной панели и вспомним технику безопасности.

Вот какой у нас арбуз:

Несмышлёный карапуз.

Вдаль покатился – на место воротился.

Снова покатился – домой не воротился.

(Перемещение взгляда с дальней точки на ближнюю.)

Влево покатился, вправо покатился

(Медленные движения глазами влево, затем вправо.)

Покатился и…разбился.

(Зажмуривание глаз.)

Беседа, словесный, игровой.

Вспоминают технику безопасности;

3.

Заключительный этап

Развитие умения анализировать, делать выводы, высказывать свою мысль.

 Спинку держим ровно

Какой вам момент больше понравился? А давайте я вам снова его прочту.

Какую сказку мы сегодня с вами читали? Главная мысль сказки "Лиса лапотница"
Не обманывай других и сам обманут не будешь.

О чем говорится в этой сказке? Что сделал главный герой? Какая пословица подходит к этой сказке?

Хотел сесть на два стула, да очутился на полу.

Ответы детей

Высказывают свои мысли о прочитанной басне, слушают не перебивают друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....