Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Ускова Ольга Николаевна

Цели:

познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известных

художников; с музыкой П.И.Чайковского,

развивать художественно-творческие способности детей,

создать радостное весеннее настроение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное мероприятие

по ознакомлению с художественной литературой и изобразительной деятельностью в подготовительной к школе группе

Тема «Весеннее настроение»

Автор занятия: воспитатель  подготовительной группы Ускова О.Н.

Программное содержание

Психологические особенности старших дошкольников:

Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

 В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание,

 поиск. На развитие восприятия значительное влияние оказывает в это время

речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков,

состояния различных объектов и отношений между ними.

Увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно (без

 специальной цели) запоминать большой объем информации.

Мышление переходит из наглядно-действенного в наглядно-образное.

Приемы и методы работы

Словесный: рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы; 

музыкальное сопровождение;

Наглядный: использование наглядных материалов (репродукции картин), использование ТСО (обучающей мультимедийной презентации),  

Игровой: динамическая пауза;

Цели: 

познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известных

художников; с музыкой П.И.Чайковского,

развивать художественно-творческие способности детей,

создать радостное весеннее настроение.

Обучающие задачи:

продолжать знакомить с творчеством русских поэтов,

учить детей изображать картину ранней весны,

учить воспринимать художественное слово в сочетании с живописью и

музыкой, приобщать к изобразительному искусству,

 

Воспитывающие задачи:

развивать у детей эстетическое восприятие весенней природы,

воспитывать любовь к родному краю,

воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Развивающие задачи:

выбирать самостоятельно краски для рисования,

разбавлять гуашь водой для получения светлых тонов,

учить оценивать свои и чужие работы.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за весенними проявлениями в природе, составление

рассказов по ним, чтение и разучивание стихотворений о весне,

 рассматривание картин с весенними пейзажами, мини-выставка книг о весне,

интерактивная викторина «Весна».

Материалы:

Репродукции картин о весне, альбомные листы, акварельные краски, жидко разведённая гуашь в миске, пластиковые ложечки, трубочки (соломинки для напитков), стаканчики с водой, салфетки, ноутбук, проектор. 

Способ получения изображения: 

ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции

(радость, интерес) при прочтении стихотворений, активно и доброжелательно

взаимодействует  с педагогом и сверстниками во время беседы по

         стихотворениям, интересуется  изобразительной деятельностью.

 Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент

Упражнение на создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.

-Ребята,  я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и подарим всем гостям свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее! (Дети садятся на стульчики)

     - Дети, сегодня я приготовила для вас загадку. Отгадайте её:

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня …(весна)

- Правильно ребята, это весна. Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла, солнца. Какое ласковое и нежное слово – весна! И нет уже сна. Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да, весна несёт всем радость жизни и радость творчества! Это чувство охватывает всех людей, поэты пишут стихи, композиторы – музыку, художники – свои картины.

        2.  Показ картин о весне

Воспитатель:

Весна приходит к нам со своей палитрой красок. Сегодня я вам покажу, как известные художники изобразили весну в своих картинах.

Воспитатель привлекает внимание детей к выставке репродукций картин о весне, даёт возможность рассмотреть их.

- А вы смотрите внимательно и постарайтесь увидеть, какие же цвета в них?

Ответ детей:

Ранней весной – чистое голубое небо, на проталинках – серая или чёрная земля, зеленеющая травка; подтаявший снег, синие ручьи. На этом фоне своей белизной выделяются стройные берёзы, от которых падают синие тени, так как ярко светит солнце.

Воспитатель:

Сейчас ребята прочитают стихи о весне, а вы послушайте  и представьте  всё то, о чём они  будут читать.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы;

Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд. (Ф. Тютчев)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

                                      (А. Плещеев)

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года. (А. Пушкин)

Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.
Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

                                               (Аполлон Майков)

Воспитатель:  Вы увидели весну? Какое настроение передали поэты?

Ответ детей: Поэты передали радостное, весёлое настроение.

Воспитатель:  Мы с вами много читали стихов о весне, и все они радостные. Как вы думаете, почему?

Ответ детей:  Заканчивается зима, уходят холода и морозы. Наступает весна. Ярче светит солнце. Появляются проталинки, первые подснежники. Птицы возвращаются с юга и поют свои весёлые песни.

3. Игровая деятельность

Воспитатель:  А сейчас, ребята, поиграем в игру «Веснянка», становитесь в круг.

(Педагог читает стихи, а дети сопровождают движениями)

Игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко,

 (дети идут по кругу).

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,

(дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей,

 (дети машут руками, стоя на месте).

А сугробы тают, тают,

(дети приседают на месте).

А цветочки подрастают.

(дети медленно встают).

- Молодцы! Поиграли, отдохнули.

- Ребята! Не только художники рисовали картины о весне. Композиторы даже сочиняли о весне музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку, которую написал композитор Пётр Ильич Чайковский  «Подснежник».

 Прослушивание музыки.

4. Художественно-творческая деятельность детей

Ребята, смотрите, у меня на столе письмо. А это письмо прислала Снежная Королева. Послушайте, что она пишет: «Я Снежная Королева, пролетая над вашим детским садом, увидела, что Весна к вам прийти не торопится. Нет ни зелени, ни ручейков. И я решила вернуться: замести улицы сугробами, заморозить окна и носы людей. Я передумаю, если Весна придет к вам раньше». Что же делать? Ведь мы так соскучились по весеннему солнышку, по зелёной травке, по журчанию ручейков. Мы обязательно поможем прийти Весне раньше. Давайте  нарисуем весну, она увидит, что мы её очень ждём, и обязательно к нам поспешит.  

- А  нарисуем мы Весну, такую, какую мы представили, посмотрев картины,   послушав стихотворения и  музыку. Но весенняя картина у нас будет необычная. Деревья мы будем выдувать из трубочки или рисовать кистью, а почки, листья и птиц можно нарисовать палочкой.

- А теперь подумайте, что вы собираетесь рисовать. Выберите себе материал  и краски. (Ребята выбирают работу по желанию).

Давайте пригласим на помощь  наших родителей.

(Педагог обращает внимание на то, как дети сидят за столом, держат кисть (щёпоть), помогает советом  (индивидуально).

5. Рефлексия

- Ребята, посмотрите, какие красивые картины у нас получились. Солнышко ярко светит, на деревьях появились первые листочки, расцвели первые цветы, прилетели птицы, звери проснулись после зимней спячки. Молодцы, ребята, вы постарались и нарисовали весенние картины. Эти картины вечером, когда они высохнут, вы повесим в коридоре и покажем их своим близким, а весна из окошка полюбуется на них. (Рассматриваем картины вместе с детьми, отмечаем наиболее выразительные моменты, оставляем высыхать).

- Дети,  скажите,  что мы сегодня с вами делали, чтобы весна пришла к нам поскорее и чтобы создать весёлое весеннее настроение. (Читали стихи, рассматривали картины, слушали музыку).

- Правильно, молодцы! А я вас всех благодарю за работу, желаю всем весеннего настроения. До свидания!

6. Библиографический список.

  1. Лободина, Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой / Н.В. Лободина. -Волгоград :Учитель,  2011. – С. 104, 147, 162.
  2. Лаптева, О.И. Динамические минутки и физкультурные паузы в детском саду /     О.И. Лаптева. -  Москва : Мозаика-Синтез, 2010. -  С.28.
  3. Мирилова, Т.Л. Занимательные уроки для подготовки к школе. Литература. / Т.Л. Мирилова. – Волгоград : Корифей, 2010. – С.41-44.
  4. Фатеева. А.А. рисуем без кисточки / А.А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития, 2009. – С.63.

Игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко,

 (дети идут по кругу).

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,

(дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей,

 (дети машут руками, стоя на месте).

А сугробы тают, тают,

(дети приседают на месте).

А цветочки подрастают.

(дети медленно встают).

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы;

Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд. (Ф. Тютчев)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

                                      (А. Плещеев)

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года. (А. Пушкин)

Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.
Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

                                               (Аполлон Майков)

«Я Снежная Королева, пролетая над вашим детским садом, увидела, что Весна к вам прийти не торопится. Нет ни зелени, ни ручейков. И я решила вернуться: замести улицы сугробами, заморозить окна и носы людей. Я передумаю, если Весна придет к вам раньше». Что же делать? Ведь мы так соскучились по весеннему солнышку, по зелёной травке, по журчанию ручейков. Мы обязательно поможем прийти Весне раньше. Давайте  нарисуем весну, она увидит, что мы её очень ждём, и обязательно к нам поспешит.  

- А  нарисуем мы Весну, такую, какую мы представили, посмотрев картины,   послушав стихотворения и  музыку. Но весенняя картина у нас будет необычная. Деревья мы будем выдувать из трубочки или рисовать кистью, а почки, листья и птиц можно нарисовать палочкой.

- А теперь подумайте, что вы собираетесь рисовать. Выберите себе материал  и краски. (Ребята выбирают работу по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие в первой младшей группе. Художественная литература и художественное творчество. Тема: Русская народная песенка"Петушок, петушок..." Петушка накормлю дам я зёрнышек ему.

Познакомить с содержание русской народной песенки, со свойствами красок.  Учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, проговаривать, звукоподражательные слова, пользоваться ...

Открытое интегрированное занятие в первой младшей группе. Художественная литература и художественное творчество. Тема: Русская народная песенка "Петушок, петушок...". Петушка накормлю дам я зёрнышек ему.

Познакомить с содержание русской народной песенки, со свойствами красок.  Учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, проговаривать, звукоподражательные слова, пользоваться ...

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по области «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» на тему «Сентябрь» с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельностипо области «Чтение художественной литературы»  и «Художественное творчество» на тему «Сентябрь»с детьми старшего дошкольного возраста....

Комплексное занятие для детей 6-7 лет. Образовательные области:"Художественная литература" и "Художественное творчество"

Комплексное занятие для детей 6-7 лет. Образовательные области:"Художественная литература" и "Художественное творчество". (Чтение произведения Н. Сладкова "Осень на пороге", рисование пейзажной картин...

Чтение сказки «Снегурочка» детям 6-7 лет. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели: учить воспринимать художественную литературу и расширять лексический запас  за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями.Задачи: познакомить с творчеством русского народа, учить х...