Главные вкладки

    Консультация для педагогов ДОУ "Развитие речи через приобщение к художественной литературе и речевому творчеству старших дошкольников"
    презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

    Презентация и сопроводительный текст

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Подготовила : Рязанова Елена Борисовна « Развитие речи через приобщение к художественной литературе и речевому творчеству старших дошкольников ».

    Слайд 2

    «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой они красиво зазвучат». В.А.Сухомлинский .

    Слайд 3

    Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.

    Слайд 4

    Люди меньше общаются, меньше разговаривают друг с другом, заменяя непосредственное межличностное общение общением, опосредованным техническими средствами.

    Слайд 5

    Как ? -привить интерес к речевому творчеству? -- развивать речевое творчество?

    Слайд 7

    Виды речевого творчества : - словотворчество ; - творческое рассказывание ; - сочинение сказок ; - поэтическое творчество. . -

    Слайд 8

    Словотворчество: 1) часть нескольких слов используется как целое новое слово ; 2) к корню слова добавляется новое окончание; 3 ) из двух слов составляется одно новое ;

    Слайд 9

    Творческое рассказывание Д ети ориентируются: - на реальные предметы или картины; -на словесную инструкцию; - н а схему.

    Слайд 10

    Сочинение сказок. Подготовительные игры: 1. «Чудеса в решете» 2. «Кто на свете злее всех» 3. «Заветные слова» 4. «Что в дороге пригодится» 5. «Волшебные имена» 6. «Что общего» 7. «Хороший-плохой» 8. «Чепуха» Моделирование сказочного сюжета.

    Слайд 11

    Карты Проппа .

    Слайд 12

    Поэтическое творчество

    Слайд 13

    Каждый ребёнок реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, речевые. Может чувствовать себя творцом, поэтом.

    Слайд 14

    Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    1 слайд

    «Развитие речи через приобщение к художественной литературе и речевому творчеству старших дошкольников».

    2 слайд

    Процесс модернизации российского образования привел к принятию новых образовательных стандартов, направленных на полноценное развитие творческих способностей ребенка. Связано это с тем, что государство и общество хотят видеть личность творческую многоплановую, родители, в свою очередь, желают развивать ребенка в разных направлениях и получить в конечном итоге личность воспитанную, неординарно мыслящую, соответствующую сегодняшним требованиям общества.

    В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема развития речевого творчества у детей дошкольного возраста с помощью современных образовательных средств, так как творческая личность должна обладать высоким уровнем речевого творчества.

    3 слайд

    Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.

    Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.

    4 слайд

    Интенсивное техническое развитие привело к тому, что в современном обществе речевое творчество постепенно утрачивает свое значение. Люди меньше общаются, меньше разговаривают друг с другом, заменяя непосредственное межличностное общение общением, опосредованным техническими средствами.

    5 слайд

    Возникает вопрос – как привить интерес к речевому творчеству?

    Как развивать речевое творчество?

    6 слайд

    Мощным стимулом для речевого творчества для ребенка является привитый с самого раннего возраста интерес к художественному слову, произведениям детской литературы и народному творчеству. Именно впечатления действительности, переплетаясь с воспринятыми ребенком образами искусства, вызывают желание самому придумать, сочинить и рассказать другим свою собственное стихотворение, рассказ или сказку.

    7 слайд

    Сначала о наиболее известных и исследованных видах речевого творчества: словотворчество, творческое рассказывание, сочинение сказок, поэтическое творчество.

    8 слайд

    Словотворчество – придумывание ребенком новых слов. Т.Н. Ушакова выделяет три принципа словотворчества, на основе которых дети образуют новые слова: 1) часть нескольких слов используется как целое новое слово; 2) к корню слова добавляется новое окончание; 3) из двух слов составляется одно новое . Словотворчество свидетельствует об активном усвоении ребенком грамматического строя речи, и он смело идет по пути экспериментирования с новыми словами. Оно приходится на период с 2,5-3 лет.

    Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом"

    Страшность (страшное): "Не рассказывайте про ваши страшности"

    Бабезьяна — бабушка обезьяны 

    9 слайд

    Творческое  рассказывание – это вид речевого творчества, построенный на преобразовании знакомого (известного) литературного сюжета, образов, ситуаций, действий, соответствующих основному содержанию.

    Именно в старшем дошкольном возрасте творческое рассказывание является результатом освоения ребенком грамматических форм речи, поэтому он так быстро и легко по-своему пересказывает любые литературные произведения. Отметим, что внимание к творческому рассказыванию детей со стороны ученых оживилось в 1990е годы. В этот период произошла встреча «инженерного кроссмышления» с «традиционным педагогическим мышлением», положившая начало междисциплинарным исследованиям в области дошкольной педагогики, а точнее – в решении проблемы развития детского творчества на основе Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Вызвав «бурю в педагогическом ста(ка)не», данная теория быстро нашла единомышленников в лице ищущих и творческих педагоговноваторов, но встретила отпор в виде игнорирования сторонниками классической (традиционной) педагогики. К сожалению, проблема творческого рассказывания как вид речевого творчества не заняла достойного места в ряду актуальных проблем дошкольного образования.

     Методика обучения дошкольников творческому рассказыванию включает сочинение творческого рассказа,

    Дети ориентируются:

    - на реальные предметы или картины

     (Что случится дальше на картинке? Какая история может произойти с игрушечными зверушками?).

    -на словесную инструкцию (сочинить рассказ о том, как щенок помог котенку).

    Чтобы научить детей творческому рассказыванию, нужно доходчиво объяснить им, что означает слово «придумайте». Здесь помогут такие средства:

    - сравнение придуманных и реальных рассказов детей на одинаковую тему;

    - внесение в рассказ из личного опыта придуманной детали или ситуации.

     

    Творческое рассказывание в детском саду включает методы, помогающие развитию воображения:

     -Перед выполнением задания воспитатель предлагает разные варианты событий одной истории, затем дети, отталкиваясь от предложенных ситуаций, придумывают свои собственные.

     - Дети завершают историю, которую начинает рассказывать воспитатель; при этом предлагаемая ситуация должна быть «открыта» для разнообразных концовок. Можно строить рассказ по цепочке.

     Придумывание загадок. Я предлагаю вам алгоритм  адаптированной технологии конструирования загадки методом «отрицания» А.А.Нестеренко.

    10 слайд

    Сочинение сказок – вид речевого творчества, основанный на придумывании детьми собственной сказки с присущими ей элементами (сказочные герои, волшебные предметы, превращения, победа добра над злом и др.). Сочинение сказок, несомненно, способствует развитию детского творчества, воображения, а следовательно, и мышления. Сам процесс сочинения активизирует речь дошкольника, учит общению с окружающими. Ребенок может ассоциировать себя со сказочным персонажем, с его героическими и добрыми поступками, а сочинение сказки развивает воображение, помогает решать жизненные проблемы в позитивном ключе.

    Подготовительные игры:

    1. «Чудеса в решете» В процессе игры дети выявляют происходящие в сказках различные чудеса.
      2. «Кто на свете злее всех». Выявление злых и коварных сказочных героев. Может ли существовать сказка без таких персонажей. Для кого они злые и почему и наоборот. (Наверное для Кощея Баба Яга добрая женщина и верный друг)
      3. «Заветные слова» (самые действенные слова в сказке)
      4. «Что в дороге пригодится» (волшебные предметы)
      5. «Волшебные имена» (Почему Золушку так назвали)
      6. «Что общего» (Например,  чем похожи сказка «Теремок» и «Варежка»)
      7. «Хороший-плохой» За что можно похвалить отрицательного героя.
      8. «Чепуха» Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции.

    Начинать придумывать сказку лучше коллективно.

     

    11 слайд

    Замечательный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, изучая сказки,  проанализировал их структуру и выделил постоянные функции их получилось 31, но разумеется не каждая сказка содержит их в полном объеме. Основных функций 20. Знакомство с картами проходит постепенно в определенной логической и смысловой последовательности. Для изготовления карт выбираются такие символы,  которые будут понятны детям.

    12 слайд

    Поэтическое творчество. Фактор, связывающий воедино восприятие художественного произведения и речевое творчество – развитый поэтический слух, который включает в себя осознание средств художественной выразительности и чувство поэтического языка, т.е. способность воспринимать художественное слово и использовать в собственной речевой деятельности.

    На занятиях такую способность у детей можно сформировать упражняясь в придумывании: как непоэтический языковой материал превращается в поэтический в подборе антонимов и синонимов. Задача педагога – помочь ребенку почувствовать разнообразие значений слов, их оттенки, различение рифмы и ритма поэтической речи. Задача педагога – научить ребенка различать ритмы разных стихотворений, придумывать рифмы к заданным словам.

    13 слайд

    Формирование речевого творчества является одним из наиболее сложных направлений работы над речевыми способностями ребенка. Поэтому, обучая детей речевому творчеству, педагог может использовать материал, проработанный ранее, вспомогательные средства в виде картин, схем, предметов. Сначала ребенку можно предложить упражнения, не требующие большой самостоятельности и инициативы. Затем упражнения, требующие проявления отдельных элементов творчества и фантазии с постепенным переходом на задания, рассчитанные на активизацию творческих способностей, инициативы и фантазии ребенка, выходы за границы привычного.

    Рассказы можно записать на диктофон. Большое количество игровых ситуаций, в которые включаются те или иные виды работ над речевым творчеством, позволят педагогу сделать свое занятие интересным, что положительно отразится на творческих успехах ребенка.

    Каждый ребёнок реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, речевые. Может чувствовать себя творцом, поэтом.

    Стоит отметить, что использование этих приёмов в развитии речевого

    творчества дошкольников не только заинтересовывают детей и развивают их творческое мышление, но и увлекают педагогов. Необычная форма заманивает воспитателей, позволяет им делать новые открытия,  по развитию речевого творчества детей.

    14 слайд

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс «Развитие речи и приобщение к художественной литературе дошкольников"

    Данный мастер-класс для педагогов ДО.Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов и обмен опытом по развитию речи дошкольников.     Задачи:...

    Нравственное воспитание дошкольников через приобщение к художественной литературе

    Приобщение ребенка к литературе способствует морально- нравственному воспитанию: усвоению вечных ценностей- состраданию, милосердию, стремлению к добру и неприятию зла....

    Мастер-класс «Развитие речи и приобщения к художественной литературе дошкольников».

    Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников....

    Развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе.

    Материал о развитии речевых функций ребёнка средствами художественной литературы....

    Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему через приобщение к художественной литературе»

    Конспект занятия в старшей группе  «Составление рассказа на заданную тему через приобщение к художественной  литературе»...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Приобщение к художественной литературе ОО «Речевое развитие» Тема: Рассказ В. Драгунского «Друг детства»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Приобщение к  художественной литературе ОО «Речевое развитие»Тема: Рассказ В. Драгунского «Друг детс...

    Статья на тему : «Развитие диалогической речи детей через приобщение к художественной литературе»

    Статья на тему : «Развитие диалогической речи детей через приобщение к художественной литературе»...