ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
материал

Черемных Галина Владимировна

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchen._cherem.g._poslednee.docx52.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Краснозвездинская средняя общеобразовательная  школа имени Г.М. Ефремова»

структурное подразделение «детский сад»

Воспитатель первой  квалификационной категории

Черемных Галина Владимировна

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

С.Красная Звезда

2023 г.


ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из других общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с художественным чтением.

В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средства развития речи, обусловлено рядом причин. Во-первых, как показал анализ, ознакомление дошкольников с художественной литературой, в воспитании дошкольников используется в недостаточном объёме. Во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного (коллективного) чтения, что особенно актуально для детей, дошкольного возраста. В-третьих, воспитание дошкольников посредством художественной литературы не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

К тому же – обращение к художественной литературе, развивает в детях мышление и воображение, обогащает их эмоции, с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Еще совсем недавно ценность книги и чтения в нашей стране была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились.

В своей статье «Россия: национальный вопрос» президент В. Путин, говорит о том, что «…наша нация всегда была читающей нацией, однако в последние годы уровень интереса к чтению резко упал». Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают просмотр телевизора, компьютерные игры, а не чтение книг.

Особую актуальность приобретает эта проблема уже в дошкольном возрасте при подготовке детей к школьной ступени обучения. Знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развитии речевого творчества.        Наблюдения за детьми своей группы (средний возраст 4-5 лет) во время самостоятельной деятельности показали, что дети проявляют низкий интерес к художественной литературе. Только 2-3 ребенка занимают свое свободное время рассматриванием книг в книжном уголке, у детей отсутствует устойчивый интерес слушания художественных произведений. Многие дети затрудняются назвать знакомые им сказки, рассказы, их авторов, читать наизусть стихи. Исследования речевого развития детей группы свидетельствуют о том, что только у 24% детей развит активный словарь, лишь 32% воспитанников проявляют высокий уровень развития диалогической речи и только 28% - высокий уровень развития монологической речи.

Для меня определилась проблема: как повысить мотивацию дошкольников приобщения к художественной литературе, при этом развивая речь детей? Сформулировала цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу использования художественной литературы как средства развития речи детей.

Определила задачи:

-   Изучить методическую литературу по ознакомлению с художественной литературой с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

- Активизировать поиск нетрадиционных подходов, форм и методов речевого развития детей;

- Искать эмоционально – привлекательные для детей формы использования художественной литературы как средства развития речи дошкольников;

2. НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКОЕКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА

Свою работу по данной теме я начала с ознакомления с исследованиями ученых - педагогов занимающихся изучением этой проблемы. Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К. Ушинский, А. Усова, Е. Тихеева, О. Психологи Л. Выгодский, А. Запорожец, Е. Флерина изучали проблемы ознакомления детей с художественной литературой.

Карпицкая Н. говорила, что развитию у детей чувства языка, способности запоминать точные образные выражения и обогащать ими обыденную речь способствуют занятия с художественной литературой.

Далее я познакомилась с методами, приёмами и способами работы, которые помогут развить речь детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

3. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

После этого я стала применять на практике современные методы и технологии развития речи при ознакомлении с художественной литературой.

Так как образовательная деятельность предполагает образовательную деятельность в центрах развития и активную индивидуальную работу с детьми мы в своей группе обновили «Центр книги и речевого развития». Изготовили и поместили в нем различные книги, «мнемодорожки» и «мнемотаблицы». Вместе с детьми составляли «модели сказок» используя подручный материал.

При заучивании стихов использовали технику «Расскажи стихи руками», «Нарисуй стихотворение», что очень помогало детям запомнить стихи.

Я увидела, что данная работа приносит результаты. Поэтому, что бы продолжить данную работу мною была создана программа кружка «Сказочный мир» по приобщению старших дошкольников к чтению художественной литературы средства ми познавательно-исследовательской деятельности» т.к. развитие речи неразрывно связано и с познавательной деятельностью.

Разработан перспективно-тематический план работы, рассчитанный на два года (старшая и подготовительная к школе группа)

Программа построена на принципе развивающего обучения, ориентирующего меня на зону ближайшего развития каждого ребенка; принципе интеграции, который позволяет совместить в решении задач приобщения детей к чтению художественной литературы аспекты разных видов деятельности: художественно-речевой, изобразительной, продуктивной; а так же принципе деятельностного подхода, предполагающего, что любые знания приобретаются ребенком во время собственной активной деятельности, через включение его в совместную деятельность с взрослыми.

Во время занятий мы читаем произведения художественной литературы, заучиваем стихи, используя различные технологии. Проводим опыты. Например, после чтения сказки «Три поросенка» в обработке С. Михалкова изучали свойства камня и веточек дерева и соломы.

После чтения сказки «У страха глаза велики» провели мысленный эксперимент «Что ты представляешь себе, находясь один в темной комнате».

Когда прочитала детям сказку «Снегурочка» предложила детям придумать другой конец сказки.

Я думаю, что данная работа даст следующий результат:

- дети будут проявлять интерес к книге

- у детей будет развитый активный словарь, сформирована связная диалогическая и монологическая речь, творческие речевые умения.

 - дети смогут, принимать проблемную задачу, ставит цель и находит пути решения, устанавливать причинно – следственные связи.

Контроль освоения программного материала планирую проводить в форме наблюдений, бесед с детьми, проведении диагностических заданий. В конце учебного года будет проведена итоговая диагностика. В зависимости от успешности овладения знаниями и умениями будет корректироваться индивидуальный маршрут воспитанников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акулова О.В., Гогоберидзе А.Г., Гризик Т.И. Успех: совместная деятельность взрослых и детей: основные формы [Текст] / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2012. - 205 с.
  2. Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы» [Текст] / О.В. Акулова, Л.М. Гурович. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 187с.
  3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Крулехт М.В. и др. Мониторинг в детском саду. [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 589с.
  4. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах. Учебное пособие.  – Нижневартовск: Изд –во Нижневарт. Гуманит. Ун-та, 2012. – 93с.
  5. Бородич А.М., Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 235с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников через приобщение к художественной литературе

Приобщение ребенка к литературе способствует морально- нравственному воспитанию: усвоению вечных ценностей- состраданию, милосердию, стремлению к добру и неприятию зла....

Развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе.

Материал о развитии речевых функций ребёнка средствами художественной литературы....

Статья на тему : «Развитие диалогической речи детей через приобщение к художественной литературе»

Статья на тему : «Развитие диалогической речи детей через приобщение к художественной литературе»...

Педагогический совет по теме "Речевое развитие дошкольников через приобщение к художественной литературе"

Это презентация педагогического совета, которая транслируется во время  проведения педсовета. Начинается она с актуальности темы - это результаты анкетирования  родителей и опроса детей. Зат...