Консультация для воспитателей на тему: "Учим стихотворения о весне с помощью приема мнемотехники"
консультация по развитию речи (средняя группа)

Айнетдинова Сория Исхаковна

Данная консультация предназначена педагогам практикам, работающим в ДО.Здесь можно познакомиться с понятиями мнемотехника, мнемотаблица, мнемоквадрат. Также приведен алгоритм заучивания стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_stihi_o_vesne.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Учим стихотворения о весне с помощью приема мнемотехники»

      Одним из направлений развития речи является разучивание стихотворений. Стихотворения очень нравятся детям. Они любят их слушать и рассказывать, но у некоторых детей заучивание стихотворений  вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихотворений, я стала пользоваться мнемотехникой.

Мнемотехника одна из любимых мной методик для развития памяти и речи.  

Мнемотехника- это система различных методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные примеры. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение .

Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определённая информация. Её суть заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается: картинка; схема или символ.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.  В мнемотаблице схематически возможно отобразить явления природы, некоторые действия и признаки предмета, персонажей и т. д. Использование мнемотаблиц  при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

   Более подробно, хочу остановиться на рассмотрении мнемотаблиц для детей. И познакомить с использованием этого интересного метода.  Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Начала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы. 

      Изображение, которое нарисовано в мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.

 Мнемодорожки  состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.

Мнемотаблицы -  это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить большой объем информации.  Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

      Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.

Какая польза от мнемотаблиц для детей.

Положительных развивающих моментов для детей от такой методики очень много.  Применяя эту технику, ребенок:

  • Развивает память;
  • Воображение;
  • Интеллект;
  • Развивает образное мышление;
  • Внимательность;
  • Фантазию;
  • Развивает речь и увеличивает словарный запас;
  • Учится выстраивать логические цепочки;

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.

     Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить с мнемоквадратом. В возрасте 4-7 лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминают стихи и спокойно составляют рассказы - описания по картинкам.

Хотите выучить стих с ребенком за 5 минут, не уча?

Тогда нам понадобятся мнемотаблицы, которые  очень эффективны при разучивании стихов.  

Используя  вспомогательные картинки в мнемотаблицах, заучивание стихов превращает в игру.

Все очень просто:

  1. Вы читаете ребенку стих с выражением.
  2. Потом повторно прочитываете еще раз, но, уже опираясь на мнемотаблицу (показывая к какой картинке, относится какое слово).
  3. Спрашиваете, все ли понятно ребенку, если нет, то в доступной форме надо объяснить не понятные вещи.
  4. Ребенок рассказывает, смотря на таблицу, стих.

   Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать  яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться  готовой.

Для детей 3-5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветными, потому что они быстрей запоминают цветные образы: солнце - желтое, травка - зеленая. Детям старшего дошкольного возраста можно давать черно-белые таблицы.

Этапы создания мнемотаблиц самостоятельно.

  1. Читаем стихотворение, выделяем важные моменты.
  2. Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
  3. В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словом квадрата.
  4. Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.

Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стихотворения                    

                Требования при выборе стихотворений:

  1. Простота и четкость ритма;
  2. Краткость самого стишка и отдельных строк;
  3. Простота и ясность знакомых детям образов;
  4. Отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Алгоритм для того, чтобы выучить стихотворение:

  1. Выразительно прочитайте стихотворение.
  2. Сообщает ребенку, что  это стихотворение он будет учить наизусть.
  3. Прочитайте стихотворение еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
  4. Уточните, все ли слова знакомы ребенку. Если что-то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой или доступной форме.
  5. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
  6. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Это примерный план работы с таблицами, ведь каждый ребенок индивидуален. Кому - то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком картинки, и он все запомнил. А кому - то стоит читать много раз для запоминания. В каких - то случаях вы можете предложить малышу раскрасить  мнемотаблицу, и в процессе несколько раз прочитывать текст.Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках. 

     Таким образом, при разучивании стихотворений с помощью мнемотаблиц достигаются следующие результаты:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • развивается зрительная и слуховая память, внимание;
  • появляется интерес к заучиванию стихов;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

     Считаю, что, чем раньше мы будем учить детей пользоваться методом мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников, и в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Организация дисциплины в группе детского сада с помощью психологических приемов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок»  муниципального образования Тимашевский район...

Заучивание стихотворений с помощью приемов мнемотехники у детей с ОНР

Технология заучивания стихотворений с помощью приемов мнемотехники у детей с ОНР...

Конспект образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие» На тему «Чтение и заучивание стихотворения «Ушастый Ёжик» с использованием приема мнемотехники»

Конспект образовательной деятельностидля детей среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Речевое развитие»На тему «Чтение и заучивание стихотворения «Ушастый Ёжик&r...

Разучивание стихотворений о весне с помощью МНЕМОТАБЛИЦ

В данной презентации подобраны МНЕМОТАБЛИЦЫ по разучиванию с детьми стихотворений о весне...

Конспект НОД по развитию речи для детей второй младшей группы с помощью приема мнемотехники (на примере стихотворения В. Бирюкова «Под листочком жук проснулся…»)

Ватлина Е.А., Маркелова В.М.Материал имеет практическую значимость для воспитателей младших групп, а также для родителей. Метод заучивания стихотворений с помощью опорных картинок (мнемотехника) позво...

Разработка ОД по развитию речи " Разучивание стихотворения « Наша Армия» Степанова с помощью приемов мнемотехники"

Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:Образовательная область “Коммуникация”- Развитие речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти...