«Самое дорогое место на земле»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Курилова Марина Николаевна

Рассказать детям о Михайловском, о пушкинских местах, познакомить с воспоминаниями С. Гейченко, учить слушать прозаический текст и думать, воссоздавая в своем воображении картины русской природы, эмоционально воспринимать, выражая положительные эмоции: интерес, радость, восхищение. Воспитывать у детей чувство любви к родной земле и русскому слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoe_dorogoe_mesto_na_zemle.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение д/с № 9 г. Ярцева Смоленской области

           

Знакомство детей с художественной литературой.

.             Старший дошкольный возраст.

«Самое дорогое место на земле»                

                                                                       Воспитатель:

Курилова М.Н.

г. Ярцево

2019/20 уч.г

Цель: Рассказать детям о Михайловском, о пушкинских местах, познакомить с воспоминаниями С. Гейченко, учить слушать прозаический текст и думать, воссоздавая в своем воображении картины русской природы, эмоционально воспринимать, выражая положительные эмоции: интерес, радость, восхищение. Воспитывать у детей чувство любви к родной земле и русскому слову.

Структура занятия

                                                                                                                                                     Звучит знакомая детям музыка П.И Чайковского «Утренняя молитва» (из «Детского альбома»).

Наше занятие мы посвящаем сегодня А.С. Пушкину, первому поэту России.

Воспитатель обращает внимание на портрет А.С. Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым.

На портрете Пушкин сидит у небольшого стола. Положил руку на край и задумчиво смотрит куда-то в сторону. В его светлых голубых глазах какое-то особенное выражение. Взгляд остановился. Лоб напряжен. Губы словно шепчут что-то. Не в таком ли состоянии он написал:

                          И пробуждается поэзия во мне…                                                                                    

И                      И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

                        Минута – и стихи свободно потекут.

Воспитатель выставляет на мольберт иллюстрацию, дом А.С. Пушкина в Михайловском, и предлагает подумать детям, о чем мы будем говорить сегодня на занятии.

Дети рассуждают, высказывают предположения.

Воспитатель.

Мы будем говорить сегодня на занятии о местах, которые дороги каждому из нас, которые дороги вашим родителям, папам, мамам, братишкам и сестренкам, дедушкам и бабушкам. Мы будем говорить о доме, который находится от нас очень далеко, в Псковской губернии, но этот дом знают на всей планете, знают и Михайловское имение родителей Пушкина (показ иллюстраций). Сюда поэт приезжал и по собственной воле, и по царскому велению, когда в 1824 году был сослан туда. Гениальные люди рождаются дважды. Так С.С. Гейченко, директор пушкинского заповедника, в одной из книг написал. То, о чем я сейчас вам буду читать, зрительно себе представляйте, рисуйте в своем воображении картины и думайте, почему он так любил это место на земле, Михайловское.И у каждого человека есть дорогое место на земле. Об этом мы говорили.

Чтение текста С. Гейченко воспитателем. «Зимой здесь все спит, все закрыто в белоснежных одеялах, все в абсолютной чистоте и ангельском состоянии. Весной все в цвету, все поет и шумит, все гудит. Разламывая тишину, шумят воды Сороти и озер, и кругом вода перекатывается многоголосым эхом, несущимся навстречу заре. А на заре слышно пение местных птиц, слышны соловьиные трели, свист дроздов, иволги напев живой, и стрекотанье жаворонков…

                                                                                                                                          Но вот на дворе золотая осень. Все в Михайловском пропитано яблочным ароматом, запахами зрелой антоновки, грушовки, титовки.                                                                                                                                   Для поэта это был рай. Он любил этот осенний дух! Так все было здесь при Пушкине, но ведь так здесь и сейчас. Приходите и убедитесь!»

Воспитатель.

                                                                                                                                                              - Почему же Михайловское так дорого было поэту? Что он так любил?                                                                                                                                              Рассуждения детей.                                                                                                                      Воспитатель читает строки стихов А.С. Пушкина:

  .               «Приветствую тебя, пустынный уголок,

                   Приют спокойствия, трудов и вдохновенья».

И объясняет смысл слов: приют, вдохновенье. Рассказывает о состоянии души поэта.

И обобщает.

Здесь все помогало поэту жить и творить, писать стихи, сказки: и природа, красою вечно сияющая, ее цветы и травы, птицы и звери; и люди, его окружавшие, простые дворовые крестьяне, кучер, птичница, труженики полей и нив, открывшие ему таинственный мир русской народной сказки, обогатившие его поэтический словарь. (Детям предлагаются иллюстрации для рассматривания из буклета «В краю великих вдохновений» Изокомбинат «Художник» РСФСР, 1984г.)

- А какие сказки А.С Пушкина вы знаете?

Воспитатель обращает внимание на стенд с рисунками к сказкам Пушкина. Заранее подготовленные дети читают отрывки, иллюстрирующие эти рисунки. Рисунки выполнены воспитателем.

Воспитатель опять обращает внимание на дом Пушкина в Михайловском.

А дом Пушкина в Михайловском живет. Со всех концов планеты сюда идут и едут люди.

- Как вы думаете, зачем люди идут к Пушкину в Михайловское?

Рассуждения детей.

Дети, заранее подготовленные, читают стихи Ю. Дружининой.                                                Первый ребенок читает:

.                     Есть в России святые места.                                                                                                                .                    Если друг тебя в горе покинет,                                                                                              .                   Если вдруг на душе пустота,                                                                                                   .                  Ты пойди, приложись к святыне.  

Второй ребенок читает:                                                                                        

.                Поброди вдоль Тригорских прудов,                                                                                                               .               По Михайловским ласковым рощам -                                                                                                                   .               Как бы ни был наш век суров,                                                                                                               .              Там все сложное станет проще.

Воспитатель предлагает нарисовать цветы А.С. Пушкину в подарок.

Звучит музыка.

Дети рисуют.

Предварительная работа.

Разучивание отрывков из сказок А.С. Пушкина.                                                                                                           Беседа о сочинениях, написанных родителями детей на тему: «Самое дорогое место на земле».

                                

 

     ЛИТЕРАТУРА

  1. В.С. Турчин. Портреты русских писателей в русской живописи 19 века //Издательство Просвещение. – 1970 г
  2. З.В Климентовская. Стихи и сказки на уроках в начальной школе // Ярославль. Академия развития. – 2006 г.
  3. Буклет «В краю великих вдохновений» //Изокомбинат»Художник» РСФСР. – 1984 г.

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи. Тема: «Мама - самое дорогое слово на земле»

Занятие поможет развивать и закреплять умение подбирать образные слова; согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе и др....

Сценарий совместного развлечения для детей средней группы на тему: "Мама - самое дорогое слово на земле!"

Воспитывать любовь и уважение к матери. Способствовать созданию положительных эмоций....

Тема недели: Безопасность на дороге.Транспорт. Дорога самое опасное место для ребенка. Но если его научить правилам дорожного движения, можно за ребенка быть спокойным.

Тема недели: Безопасность на дороге.Транспорт. Дорога самое опасное место для ребенка. Но если его научить правилам дорожного движения, можно за ребенка быть спокойным....

ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК «Эколята – молодые защитники природы» 2022г. "Самые -самые" #Урок#Эколят2022#Друзья Земли

Воспитание любви к природе,к ее живому миру  формирует у детей доброту ,ответственность ,отзывчивость и сочуствие.  В нашей группе был проведён Всероссийский урок " Эколята -молодые защ...

Проект "Семья - семья самое теплое место на Земле"

Семья – основа крепкой и счастливой страны! Малая родина начинается с семьи! Счастливыми вырастают дети в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят и уважают друг друга, и учат этому детей...

Проект «Семья – самое тёплое место на Земле»

Семья – основа крепкой и счастливой страны! Малая родина начинается с семьи!Содержание патриотического воспитания включает в себя решения широкого круга задач, в том числе и любовь к своей семье...