Театрализованные этюды по сказке: "Зимовье зверей"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Серова Виктория Владимировна

"Зимовье зверей"

Русская – народная сказка, с известными для детей персонажами.

Для ребенка интересны и полезны этюды-показы героев фольклорных и литературных текстов.

Почему мы выбрали эту сказку:

  1. Соответствует возрасту детей.
  2. Большое количество героев (бык, баран, свинья, гусь, петух, лиса, волк, медведь)
  3. Разнообразные действия героев
  4. Большое разнообразие эмоциональных состояний персонажей в разные сюжеты сказки (радость, страх, злость, гнев, удивление, хитрость и др.)
  5. С одной сказки, получится много разнообразных этюдов, где каждый ребенок может попробовать себя в разной роли, как положительного, так и отрицательного героя сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannye_etyudy.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Дети старшего дошкольного возраста

(5-6)

«Зимовье зверей»   

Театрально – игровые умения детей старшего возраста

  • Становление позиции "зритель" (быть внимательным и доброжелательным зрителем спектаклей взрослых и других детей)
  • Освоение ребенком позиции "артист". Это подразумевает развитие умений использовать средства невербальной выразительности (мимику, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций и физических состояний.
  • Позитивное взаимодействие с другими участниками игры и включает: умения осуществлять сговор на игру, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами решения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Темы образно – игровых этюдов

1 вариант. «Расскажи и покажи животного» на выражение разных эмоций (радость, грусть, страх, удивление, гнев,) и состояний (устал, обижен, боится, борется)

2 вариант. Имитация движений героев сказки «Зимовье зверей» (например: Бык увидал медведя и тотчас прижал к стене рогами)

3 вариант. Фраза в образе: «От зимы лета ищу» (каждый герой сказки произносит эту фразу при знакомстве) Детям надо будет повторить эту фразу разным голосом и интонацией.

4 вариант. Ролевой диалог: «Бык и баран» («Бык и гусь», «Бык и свинья», «Бык и петух»)

Игровой этюд 1

1 вариант. "Расскажи и покажи животного" на выражение разных эмоций (радость, грусть, страх, удивление, гнев,) и состояний (устал, обижен, боится, борется). "Покажи, не называя литературного героя"

Задачи:

  • Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Формировать у детей умения к созданию выразительного образа в этюдах.
  • Расширять умение правильно показывать эмоции и мимику героев сказки.

Предварительная работа: «Ребята, я принесла вам интересную сказку «Зимовье зверей». Мы с вами читали эту сказку. Говорили о героях , которые есть в этой сказке. Давайте мы с вами рассмотрим иллюстрации художников к этой сказке. Разные художники по-разному изображают героев сказки «Зимовье зверей». Ребята, я заметила, что у одного и того же художника герои на иллюстрациях немного разные. Почему? Я думаю, что сразу мы не сможем ответить на этот вопрос.

Скажите, какое настроение чаще было у героя сказки быка? (веселое, удивленное, испуганное, просил помощи). Да, ребята, я с вами согласна. А теперь давайте рассмотрим обложку книги. Художник нарисовал на ней весёлых героев. Он что, ошибся? (Нет, в конце сказки все герои весёлые и довольные, они прогнали медведя) Значит, герои были сначала настороженные, удивленные, затем испуганные, а потом радостные? Вы согласны. Давайте рассмотрим иллюстрации в книге и узнаем: правы мы или нет…

Оборудование: элементы костюмов для зверей, шляпа для быка, торбочка, шарфик для барана, палочка для свиньи, платочек, декорации леса.

Ход этюда:

Давайте оживим сказку и покажем, этюд какими был Бык в начале сказки.

Идет по лесу бык. Как можно его показать, с каким настроением он идет, он какой в начале сказки? (он может быть печальным, он один идет по лесу, наклонив голову, сам наклонился вперед, смотрит себе под ноги. Но он знает, что он сильный, идет ничего не боится, иногда смотрит по сторонам вдруг кого-нибудь встретит).

А теперь давайте покажем, каким становится бык, когда встречает барана, что с ним происходит. (Бык резко останавливается, смотрит на барана настороженно, с удивлением, откуда он взялся в лесу, после разговора, у быка меняется настроение. Бык становится более уверенным, ему уже ни так одиноко, он может даже улыбнуться).

Как мы изобразим быка при встрече со свиньёй? (он останавливается, не испугался встречи, смотрит на свинью уже с интересом, наверно даже с

некоторым любопытством удивляется, что она тут делает, но при этом бык обрадовался, что встретили ещё одного зверя)

Когда бык встречает гуся – каким теперь будет бык – (бык может взмахнуть «руками – копытами», удивиться, даже отступить от неожиданности , покивать головой во время разговора. А теперь представим быка, какой он стал при встрече петуха (Бык уже идет прямо, смотрит гордо, он знает, что он самый сильный из зверей, которых он встретил, он уже улыбается петуху, даже может, говорит хвастливо, голова откинута назад. Голос громкий, уверенный.

Ребята, вы увидели, как менялось настроение быка, при встрече зверей? (этюд можно повторить с группой других детей).

Вечером предложить нарисовать, какое настроение было у героев при помощи смайликов-эмоций.

Игровой этюд 2

2 вариант. Имитация движений героев сказки «Зимовье зверей» (например: Бык увидал медведя и тотчас прижал к стене рогами)

Имитация движений героев сказки «Зимовье зверей»

«Как звери защищались от медведя»

Задачи:

  • углублять интерес детей к театрализованным играм;
  • развивать интерес детей к творчеству и импровизации в процессе воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности;
  • развивать умения использовать средства невербальной выразительности (мимика, жесты) для передачи образа героя , его эмоций и физических состояний.

Предварительная работа: чтение сказки «Зимовье зверей», обыгрывание этюда из этой сказки на передачу разных эмоций персонажей.

Оборудование: иллюстрации из книги русских народных сказок "Зимовье зверей", атрибуты – костюмы: быка (жилетка, шапочка с рогами, шорты с хвостом), барана (жилетка, ободок с рогами), свиньи (жилетка, юбочка с хвостиком, пяточек на резинке), петуха (шапочка с гребешком, жилетка, шорты с хвостом), гуся (перчатки, жилетка, клюв на резинке), медведя (шапочка с ушками, жилетка, шорты с хвостом)

Ход театрального этюда

Воспитатель с детьми рассматривает картинку из сказки «Зимовье», дети вспоминают главных героев, изображают их с помощью мимики.

«Сегодня мы будем не просто показывать эмоции зверей, а еще изображать действия». Вам нужно будет изобразить действия зверей из отрывка, когда медведь вошел в избу к животным и как они отбивались. Я напомню вам текст из сказки, а еще вам поможет иллюстрация из этого отрывка»

Воспитатель зачитывает отрывок: пошел медведь в избу; только что в двери — бык наклонил голову и припер его рогами к стенке. А баран разбежался да как бацнет медведя в бок — и сшиб его с ног. А свинья рвет и мечет в клочья. А гусь подлетел — глаза щиплет. А петух сидит на брусу и кричит.

«Ребята, как вы думаете, какой был медведь, когда пошел в избу, добрый, веселый, злой? - ответы детей

«Медведь большой, тяжелый, косолапый, какая у него будет походка?» - ответы детей.

«Давайте пройдемся как медведь» - дети показывают походку медведя

«Давайте посмотрим на быка, какой он стал, когда в избу вошел медведь?» - ответы детей

«Бык большой, рога длинные, наклоните голову так, чтобы получилось, припереть медведя к стенке» - дети имитируют движения

«А получится ли припереть медведя, такими маленькими рожками? Надо сделать больше» - дети пробуют сделать рога еще длиннее

«Какой стал баран, когда увидел медведя? Сначала он испугался, а потом разозлился, изобразите это» - дети изображают эмоции барана

«С какой силой надо бежать барану, чтобы он сшиб медведя с ног? Покажите это бегом на месте- дети имитируют бег

«А какие у барана рожки, такие же как у быка?» - ответы и имитация детей

«А теперь покажите, как баран бежит и бацает медведя в бок рогами» - дети изображают

«Свинья у нас в сказке рвет и мечет, как вы думаете, что она делает?» - ответы детей

«Давайте попробуем, изобразить свинью в ярости как она рвет в клочья медведя» - дети пытаются изобразить

«Разве у нас только ноги участвуют, пробуйте показать руками и мимикой»- дети имитируют движения

«Теперь изобразим гуся, какой он, как он хлопает крыльями?» - дети изображают гуся, хлопающего крыльями.

«А теперь вам надо хлопать крылья и щипать медведя, покажите» - дети показывают

«Нет, гусь не пальцами щиплет, а клювом, у вас клюв это нос, попробуйте еще раз» - дети изображают гуся, машут руками и вертят головой

«У нас остался петушок, который сидит и кричит, но мы не должны кричать в голос, а только показать крик, но так, чтобы вас было не слышно» - дети изображают петушка.

После этого воспитатель задает детям вопросы, интересно ли просто мимикой изображать эмоции зверей, или с добавлением движений? Какого животного было сложнее всего изобразить? А какого понравилось изображать больше всего?

Игровой этюд 3

3 вариант. Фраза в образе: «От зимы лета ищу» (каждый герой сказки произносит эту фразу при знакомстве) Детям надо будет повторить эту фразу разным голосом и интонацией.

Задачи:

  • углублять интерес детей к театрализованным играм;
  • развивать интерес детей к творчеству и импровизации в процессе воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности;
  • развивать умения использовать средства вербальной выразительности (интонационной) для передачи образа героя, его эмоций и физических состояний.

Предварительная работа: чтение сказки «Зимовье зверей», обыгрывание этюда из этой сказки на передачу разных эмоций персонажей, на имитацию движений героев сказки.

Оборудование: иллюстрации из книги русских народных сказок "Зимовье зверей", атрибуты для изображений животных: масочки, рукавички, хвостики, ободочки, клювики и др.

Краткий ход образовательной ситуации:

Баран.

- От зимы лета ищу! Говорит звонко «бе – бе», передает настроение барана, грустный он или наоборот веселый. Как он шел медленно (плелся) или быстро? Баран упрямый и смелый. Что у него было с собой? Может баран устал и почему? Попробуйте произнести фразу веселым голосом, грустным голосом, сердитым голосом – дети произносят фразу с разной интонацией

Свинья.

- От зимы лета ищу! Ребенок добавляет «хрю - хрю», как свинья, меняет интонацию голоса, а кто это может быть, может это свинка и голос свинки делается более мягким, женственным. А веселая или грустная была свинка? Обрадовалась ли свинья или наоборот поначалу испугалась или удивилась? Подумаем, что было с собой у свиньи? Попробуйте произнести эту фразу, так как- будто свинья боится зверей, а теперь так как- будто она им рада, а теперь так как -будто злится.

Гусь.

— От зимы лета ищу. Ребенок меняет голос «га – га», в каком настроении был гусь? Обрадовался гусь? Может он испугался? Что было с собой у гуся? Произнесите фразу шипящим голосом, а теперь громко.

Петух.

— От зимы лета ищу. Голос звонкий, уверенный, ку-ка-ре-ку. Петух удивился, встретив зверей на своем пути? Петух был веселый или грустный? Как произнесет фразу веселый петух? А грустны? А теперь попробуйте произнести фразу звонким голосом, а теперь тихо – тихо.

Ребята, скажите, пожалуйста, голосом какого персонажа вам больше понравилось говорить? Чьим голосом сложнее? Вам понравилось не просто показывать эмоции и движения животных, а еще при этом говорить фразу?

В следующий раз мы будем разыгрывать диалог между животными, а сегодня все молодцы, постарались хорошо.

Игровой этюд 4

4 вариант. Ролевой диалог: «Бык и баран» («Бык и гусь», «Бык и свинья», «Бык и петух»)

Ролевой диалог «Бык и баран»

«Как баран к быку в избу пришел»

Задачи:

  • углублять интерес детей к театрализованным играм;
  • развивать интерес детей к творчеству и импровизации в процессе воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности;
  • развивать умения использовать средства невербальной выразительности (мимику, жесты, позы, движения) и вербальной (интонационной) выразительности для передачи образа героя, его эмоций и физических состояний.

Предварительная работа: чтение сказки «Зимовье зверей», проигрывание по ней этюдов на выражение эмоций, имитация движений, фраза в образе; Разучивание нескольких диалогов из сказки (Как к быку в избу просятся баран, гусь, петух и свинья)

Оборудование: иллюстрации  из книги русских – народных сказок «Зимовье зверей», атрибуты, помогающие ребенку войти в образ (легкий обруч с рогами (быка и барана), яркие перчатки и клювики на резинке (гусь, петушок), шапочка с гребешком, разноцветные ленты связаны с одного конца – это хвост (петушок), поросячьи ушки на ободке и пятачок на резинке, розовые варежки, хвост - крючком на липучке(свинья).

Ход взаимодействия педагога и детей

Воспитатель раскладывает новые атрибуты (чтобы перевоплотиться в персонажей сказки) и иллюстрации из сказки «Зимовье», которые дети еще не видели. Когда дошкольники обращают внимание на выставленное оборудование. Воспитатель предлагает детям обыграть персонажей знакомой сказки.

Воспитатель: «Ребята, сегодня вы попробуете себя в роли артистов, вам надо будет выбрать себе пару и перевоплотится в быка и барана, но сегодня не просто их показать, а обыграть общение между персонажами сказки.  Как вы помните, мы уже изображали быка, вспомните какой он и покажите» (дети имитируют мимику и движение быка) «Отлично! А теперь давайте покажем барана, как мы отличим быка от барана, ведь и у того, и у другого есть копыта и рога? Представьте, что бык и баран стоят рядом, какие отличия вы найдете?» (ответы детей)

Воспитатель: «Хорошо, персонажей вспомнили, теперь вспомним диалог, который вы учили» я его еще раз зачитаю и покажу иллюстрацию, которая сможет вам помочь»

Дети встают полукругом, каждый ребенок выбрал себе пару, воспитатель зачитывает диалог из сказки, дети повторяют.

(Воспитатель будет говорить слова автора).

Выстроил себе бык избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран просится у быка: (автор)

— Пусти, брат, погреться.  (баран)

— Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу! (бык)

— А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее. (баран)

Бык думал-думал: (автор)

«Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит» (бык)

- пустил барана. (автор)

Воспитатель: «Какой баран, когда пришел к быку (грустный, усталый), покажите его, а какой у него голос? Громкий и веселый, или тихий дрожащий? Давайте изобразим тихий и дрожащий. Отлично! Проговорите фразу «Пусти, брат, погреться» тихим и дрожащим голосом

А теперь подумайте, какой баран стал, когда бык его не пустил? (Сердитый, злой) покажите барана, когда он сердится, а теперь подумайте останется ли у сердитого барана тихий и дрожащий голос? Какой он будет? Правильно, громкий, грозный. Теперь проговорите фразу громким, грозным голосом! «А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее».  А как можно сделать голос еще более грозным? (дети отвечают, изображают барана подбирая интонацию)

Воспитатель: А теперь подумайте, какой был бык, когда к нему пришел проситься баран? (Важный, гордый) покажите, как он выглядел? А какой у него был голос? (Громкий, надменный) Он же гордится, что он живет в избе и ему не холодно. Попробуйте произнести фразу быка, громким надменным голосом. «Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу»!

А может бык усмехается над бараном? Как это показать? (дети изображают быка и проговаривают фразу, подбирая разную интонацию)

А когда баран стал угрожать быку, что испортит избу и заморозит быка. Бык был все таким же гордым и важным? (Нет, он испугался). А как поменялся его голос? (стал тихим и спокойным) Попробуйте сказать фразу тихо и спокойно «Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит» (дети имитируют быка и меняют темп и интонацию голоса).

После того как мы провели подготовку к ролевому диалогу, дети разбиваются на пары, каждый выбирает кем он будет (потом можно поменяться, если захочется). Выбирают атрибуты для вхождения в образ, и каждая пара разыгрывает диалог. Потом мы обсуждаем у кого получилось ярче показать эмоцию и кому из детей удалось больше войти в образ.

С другой подгруппой таким образом можно разыграть диалог «Быка и свиньи», «Быка и петуха с гусем», а после обыграть целую сценку, выбрав «актеров» из тех, кто лучше показал персонажей из малых подгрупп.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация сказки:Зимовье зверей.Сказка на новый лад.

Программное содержание: развивать творческие способности детей,развитие фразовой и диалогической речи,вызывать эмоциональный всплеск. Воспитатель:Жили-были старик со старухой.И жили у них во дворе бык...

Театрализованные игры к сказке "Зимовье зверей".

Театрализованные игры к сказке "Зимовье зверей". Опыт работы по теме "Развитие речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры". ...

Конспект занимательной деятельности по теме: «Как зимуют звери?». Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей».

Цели: - Закрепить  знания об особенностях диких животных, впадающих зимой в спячку, а так же с теми, кто зимой ведет активный образ жизни.-Познакомить с художественными особенностями сказки.Задач...

Театрализованная деятельность по сказке" Зимовье".

Открытый просмотр для детей от воспитателей....

Театрализованная деятельность по сказке « Зимовье». Открытый просмотр для детей детского сада

Цель: продолжить знакомство с животными крестьянского подворья, показать значение дружбы в жизни....

Театрализованная деятельность по сказке "Зимовье"

Сказка для детей всех групп детского сада...

Конспект занятия на тему театрализованных игр на примере сказки «Зимовье зверей»

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) по обучению театрализованной игре...