Театрализованные игры к сказке "Зимовье зверей".
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Жигалова Ольга Владимировна
Театрализованные игры к сказке "Зимовье зверей". Опыт работы по теме "Развитие речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №86 общеразвивающего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

 «Театрализованные игры к сказке «Зимовье зверей».

Опыт работы по теме:

«Развитие речевых навыков у детей

старшего дошкольного возраста

 через театрализованные игры»

Воспитателя ГБДОУ №86                                                      Калининского района

Жигаловой Ольги Владимировны.

Санкт-Петербург, 2018

Содержание:

  1. Введение
  2. Основная часть:
  1. Русская народная сказка «Зимовье зверей»

     2) «Театральная разминка»

     3) Игры-имитации

     4) Игры-импровизации

     5) Артикуляционная гимнастика

     6) Игры на развитие мелкой моторики  

     7) Пантомимические игры

     8) Техника речи:

  • 1. Сила голоса
  • 2. Дикция
  • 3. Интонация            
  • 4. Тембр
  • 5. Высота голоса

     9) Речевое дыхание:       

     10) Ритмические упражнения 

     11) Мимическая гимнастика 

     12) Обыгрывание потешек

     13) Чистоговорки

     14) Ритмопластика:

а) Образные упражнения под музыку:

б) Упражнения на развитие двигательных способностей детей:

  • Этюды на выразительность жеста;
  • Развитие активного внимания;
  • Преодоление двигательного автоматизма;
  • Тренировка отдельных групп мышц;

       15) Подвижные игры                   

       16) Игра-фантазирование   

  1. Заключение
  2. Список литературы

Введение

        Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Их герои становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией, - сюжетом игры. В каждом ребёнке таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

        Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, она помогает всесторонне развивать ребёнка.

      Я работаю в детском саду шестой год. И одним из «пробелов» в моей педагогической деятельности считаю именно театрализованную деятельность.  Ведь прежде чем обучать ребёнка чему-либо, педагог должен сам быть подготовлен по теме, как теоретически, так и практически. В данной работе  «Театрализованные игры к сказке «Зимовье зверей» я поставила своей целью накопление практического материала для дальнейшей работы, проанализировав предварительно методическую литературу по теме. Выбор литературного произведения был случайным. В своей работе я попыталась подобрать к выбранной сказке различные театрализованные игры, (адаптировав некоторые из них именно к данному литературному произведению), способствующие развитию артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

   Так как театрализованная деятельность тесно связана с другими видами деятельности (пением, движением, слушанием и т.д.), я попыталась на материале всего лишь одной сказки систематизировать разные направления работы, такие как:

  • Игры-имитации;
  • Игры-импровизации;
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • Работа с чистоговорками и потешками;
  • Игры для развитие мелкой моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
  • Пантомимические игры;
  •  Задания для развития техники речи (сила голоса, дикция, интонация, тембр, высота голоса);      
  • Упражнения на развитие речевого дыхания;
  • Ритмические упражнения;
  • Упражнения на развитие мимики;
  • Упражнения на развитие детской пластики;
  • Образные упражнения под музыку;
  • Упражнения на развитие двигательных способностей детей;
  • Подвижные игры;                  
  • Игры-фантазирования.

   Надеюсь, данный подобранный материал в дальнейшей моей работе будет способствовать решению следующих задач:

  • Воспитание устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности;
  • Формирование правильного произношения всех звуков, интонации и выразительности речи;
  • Воспитание гуманных чувств детей;
  • Развитие монологической и диалогической речи детей, речевых навыков; обогащения и активизация словарь детей;
  • Развитие памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия детей, творческой самостоятельности;
  • Поддержание стремления детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, мимику, жест, речевую интонацию.
  • Развитие умения использовать различные виды импровизаций в самостоятельной деятельности.

Также надеюсь, что все навыки и умения, полученные в театрализованной деятельности, принесут детям пользу и в повседневной жизни.

Основная часть

  1. Русская народная сказка (обработка И.Соколова-Микитова)

«Зимовье зверей»

Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу.
Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюёт, свинья под деревьями корешки да жёлуди роет. Только худо бывало друзьям, ежели дождик пойдёт.
  Так лето прошло, наступила поздняя осень. Стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить. Встретил в лесу барана:
- Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить, да столбы тесать, а ты будешь щепу драть.
- Ладно, согласен, - отвечает баран.
  Повстречали бык и баран свинью:
- Пойдём, Хавроньюшка, с нами, зимовье строить! Мы станем брёвна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть!
  Согласилась и свинья. Увидели бык, баран и свинья кота:
- Здравствуй, Котофеевич, пойдём вместе зимовье строить!
  Мы станем брёвна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить!
Согласился и кот. Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха:
- Здравствуй, Петя! Идём с нами зимовье строить! Мы будем брёвна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, а ты - крышу крыть!
Согласился и петух.
  Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали, стали рубить избу.

Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.
Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поёт, а петух под потолком на жёрдочке пристроился. Живут друзья - не горюют.
  А бродили по лесу семь голодных волков. Увидели новое зимовье. Один, самый смелый волк, говорит:
- Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живёт. Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку!
  Вошёл волк в зимовье и прямо на барана угодил. Барану деваться некуда, забился баран в угол, заблеял страшным голосом:
- Бееееее! Бееееее!
Петух увидел волка, слетел с жёрдочки, крыльями захлопал:
- Кукарекуууууууу!
Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал:
- Мяууууууу, мяууууууу, мяууууууууууу!
Набежал бык, рогами волка в бок:
- Мууууууууу!
А свинья услыхала, что наверху бой идёт, вылезла из подполья и кричит:
- Хрююю, хрююю, хрююю!!! Кого тут съесть?!
Ох, и туго пришлось волку! Едва жив из беды вырвался. Бежит, товарищам кричит:
- Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите! Уууууууу.......
Услыхали волки, пустились наутёк.

Бежали час, бежали два, присели отдохнуть, красные языки вывалили.

А старый волк отдышался, им говорит:

- Вошёл я, братцы мои, в зимовье, вижу: уставился на меня страшный да косматый. Наверху захлопало, внизу зафыркало! Выскочил из угла рогатый, бодатый – мне рогами в бок! А снизу кричат: «Кого тут съесть?» Не взвидел я свету – и вон…. Ой, бежимте, братцы!..

Поднялись волки, хвосты трубой – только снег столбом.

 

  1. Игра «Театральная разминка» (старший возраст)

   Воспитатель перед началом занятия по театрализованной деятельности ( в старшей и подготовительной группах) может предложить детям поиграть в игру  «Театральная разминка»:

Раз, два, три, четыре, пять –

Вы хотите поиграть?

Называется игра «Разминка театральная».

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, причёски, головного убора и т.д.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

(Жесты и, конечно, мимика.)

Что такое мимика, друзья?

(Выражение нашего лица.)

Верно, ну а жесты?

(Это движения.)

Бывает, без сомнения, разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

   Воспитатель называет, а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас…

 А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю.

В ответ от вас я жестов жду.

Воспитатель называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «нет», «да».

Подошла к концу разминка…

Постарались все сейчас.

А теперь сюрприз, ребята!

В сказку приглашаю вас.

  1. Игры-имитации

     Цель: учить детей имитировать характерные движения сказочных героев; учить пользоваться художественно-образными и художественно-выразительными средствами: интонацией, мимикой, пантомимой.

  • «Петушок»

Ходит по двору петух, аж захватывает дух.

Как увидит он зерно, закричит: «Кукареку!»

  • «Котик-1»

Вышел котик погулять, решил цыплёнка поискать.

Стал подкрадываться сразу и мяукнул громко: «Мяу!»

  • «Котик-2»

Котик, котик, что с тобой? Ходишь грустный ты такой.

Лучше, котик, не грусти, а ребяткам попляши.

Попляши, попляши, будут рады малыши.

Вот так попляши. Ах, как рады малыши!

  • «Измени голос»

Дети приветствуют друг друга от имени любого персонажа из сказки, которого они выберут: от имени быка, волка, петуха и т.д.). Далее дети изображают того героя, которого они выбрали (через выразительные движения, мимику, голос). Педагог помогает детям.

  • «Покажи жестами без помощи слов»

Педагог предлагает детям молча, без помощи слов, показать, как бык брёвна носит, как баран щепу дерёт, как свинья глину месит, как кот стены конопатит, как петух крышу кроет.

  • «Встань в нужную позу»

Педагог: «Туго пришлось волку в зимовье зверей. Встань так, чтобы все поняли, что волк был очень испуган».

  • «Покажи, как ходит…»

Педагог предлагает показать детям походку разных персонажей сказки: быка, барана, свиньи, кота, петуха, волка:

 «Покажи, как ходит голодный волк, злой волк, перепуганный волк».

«Покажи, как ходит гордый петух, стыдливый петух» и т.п.

  1. Игры-импровизации

  • «Листочки в саду»

Листочки, листочки кружатся в саду,

          (Дети-листочки танцуют, кружатся.)

Я в садик осенний к листочкам пойду.

Листочки, листочки, летите смелей,

          (Листочки летят.)

И ветер осенний пусть дует сильней.

Листочки, листочки, умолк ветерок,

          (Листочки сели в кружок.)

Собрал он листочки в весёлый кружок,

Притихли листочки, тихонько шуршат

          (Сидят, машут крылышками.)

И в серое небо лететь не спешат.

Вдруг ветер тревожно задул, загудел,

          (Поднимаются и летят.)

Листочкам с дорожек взлететь он велел,

Листочки, листочки по ветру летят,

Взлетают с дорожек, шуршат, шелестят.  

  • «Игра в снежки»

Мы в снежки играем смело,

(Лепят снежки.)

Ах, какое дело!

(Резко бросают снежок.)

Любим все морозный день,

(Лепят снежки.)

Нам в снежки играть не лень.

(Бросают снежок.)

Хлоп, хлоп, не зевай,

(Хлопают в ладоши.)

Ты от нас не убегай.

(Грозят пальчиком.)

Хлоп, хлоп, не зевай,

(Хлопают в ладоши.)

А теперь  в меня бросай.

(Ребёнок указывает на себя.)

Пусть зима морозит нас,

Мы погреемся сейчас:

(Согревают дыханием руки.)

Ручками похлопаем,

(Хлопают.)

Ножками потопаем.

(Топают.)

(Н.Вересокина)

  • «Холодок»

Холод, холод, холодок,

(Идут стайкой врассыпную, притопывая.)

Не пугай ты нас, дружок.

Будем вместе дружно топать

И в ладошки звонко хлопать.

Хлоп-хлоп, раз-два-три,

(Хлопки, топающий шажок, кружатся.)

Нам не холодно, смотри.

Холод, холод, холодок,

(Бегут врассыпную, сжав кулачки.)

Не пугай ты нас, дружок.

Побежим мы по дорожке,

Не замёрзнут наши ножки.

Хлоп-хлоп, раз-два-три,

(Хлопки, топающий шажок, кружатся.)

Нам не холодно, смотри.

  • «Снежинки-1»

Снежинки, снежинки на землю летят,

(Снежинки летят).

Искрится их белый красивый наряд.

Снежинки, снежинки, летите смелей,

(Кружась, садятся).

И тихо на землю ложитесь скорей.

Снежинки, снежинки, пора вам опять

(Машут крылышками).

Над полем кружиться и в небо взлетать.

Снежинки, снежинки, по ветру летят,

(Снежинки летят).

И падают прямо на щёчки ребят.

  • «Кто как кричит» (проводить после прослушивания сказки)

Воспитатель.

Рано утром на заре

Раздаётся во дворе…

Дети (негромко).

Ку-ку-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Воспитатель.

Солнце светит высоко,

Слышно Петю далеко.

Дети (звонко).

Ку-ку-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Воспитатель.

Дети (приглушенно).

Му-у-р, м-у-у-р!

Воспитатель.

Только он почует сало,

Как мы слышим: мало, мало!

Дети (требовательно).

Мя-у-у!.. Мя-у-у!..

Воспитатель.

У забора я стою,

Раздаётся там: хрю, хрю!

То свинья разрыла грядку,

Расшумелась для порядка.

Дети (упрямо).

Хрю, хрю, хрю,

Я дело говорю.

Воспитатель.

У быка и у барана

Есть рога, но нет изъяна.

Кричат при полной тишине.

Дети.

Бе-е-е, ме-е-е, бе-е-е, ме-е-е!

  • «Стройка».

Бык стал брёвна носить,                         Идут медленным шагом на Всей   стопе, положив обе

ладони на одно плечо.

На доски пилить.                                         Делают скользящие движения ладонями вперёд-назад.

Баран щепу дерёт,                                Делают хватательные движения руками, поднимают то одну руку,

то другую.

Свинья печь кладёт,                          Наклоняются вперёд, выпрямляясь стукают кулачками друг о друга.

Кот щели затыкает,                               Поворачивают корпус вправо или

 влево, отводя руку в сторону.

Петух крышу настилает.                          Поднимают прямые руки вверх, соединяют их над головой под углом

 («крыша») и разводят в стороны.

  • «Дом».

Молоточком я стучу,                                Ударяют кулачками друг о друга.

      Дом построить я хочу.              Соединяют кончики пальцев над головой.

     Строю я высокий дом,                                Поднимают прямые руки вверх.

     Буду жить я в доме том.                                                    Хлопают в ладоши.

    Ю. Соколова

  • «Снежинки-2».

Вот пришла к нам зима,                             Поднимают руки вверх и делают «фонарики».

Кружатся пушинки,

На кусты, на дома                                             Плавно опускают руки, делая

 мягкие движения кистями.

     Падают снежинки.

Землю побелили,                                 Плавно качают руками перед собой

из стороны в сторону.

     Замели тропинки,

Все поля укрыли                                                     Кружатся и приседают на

последний такт.

      Белые снежинки.

   Л.Кондрашенко

  • «Барашеньки»

Барашеньки-крутороженьки                    Приставляют кулачки к голове («рога») и идут топающим шагом.

По лесам ходят,

По горам бродят,

В скрипочки играют,                                         Имитируют игру на скрипке.

Деток потешают.

   Русская народная потешка

  • «Петушок»

Петушок, петушок!                                            Дети ударяют себя прямым

и руками по бокам.

Подари мне гребешок.                            Прижимают ладони друг к другу и приставляют их к голове («гребешок»).

Ну, пожалуйста! Прошу!                                       Вытягивают руки вперёд.

Я кудряшки причешу.                                                   Гладят себя по голове.

   Г.Лагздынь

  • «Котик»

Вот какой коташка,          Крадутся по кругу друг за другом на носочках.

Круглая мордашка,                                   Останавливаются, показывают

 обеими руками мордашку,

покачивают головой.

И на каждой лапке                                       Ритмично вытягивают вперёд

 то левую, то правую руку.

Коготки-царапки.

Всё ему игрушки –            Прыгают на носочках. Держат руки на поясе.

Кубик и катушки.

Котик, точно мячик,                       Выполняя поскоки, двигаются по кругу

друг за другом.

По квартире скачет.

  • «Зимняя пляска»
  1. Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки:

Хлоп!

(Хлопают в ладоши.)

  1. Ножки тоже мы погреем,

Мы попрыгаем скорее.

Прыг!

(Прыгают.)

  1. Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Да!

(«Надевают» рукавицы.)

  1. Мы с морозом подружились,

Как снежинки, закружились.

Так!

(Кружатся.)

(О.Высотская)

  1. Артикуляционная гимнастика.

  • «Рычание». Цель: Отрабатывать движение верхней губы вверх, развивать её подвижность.

Дети приподнимают верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и произносят звук [р].

  • «Вой». Цель: Вырабатывать равномерный продолжительный выдох, укреплять мышцы губ.

Дети вытягивают губы вперёд трубочкой и произносят на продолжительном выдохе [у].

  • «Топор». Цель: развивать подвижность языка.    

Рот  открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дети постукивают о нёбо за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук [д].

  • «Молоток». Цель: развивать подвижность языка.

Рот  открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанят напряжённым широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося «т-т-т…».

  •  «Волк показывает зубы». Цель: укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Челюсти сжаты. Дети поднимают и опускают верхнюю губу с показом верхних зубов.

  • «Волк лязгает зубами» Цель: развивать зубочелюстную систему в акте речеобразования.

Дети выдвигают перёд нижнюю челюсть с «лязганьем».

  • «Волк воет» Цель: укреплять мышцы шеи, вырабатывать движение губ вперёд.

Повороты головы вправо и влево с произнесением звукосочетания [оу].

  • «Кот мурлычет» Цель: развивать подвижность губ и языка, тренировать в произношении звука «Кот мурлычет» Цель: развивать подвижность губ и языка, тренировать в произношении звука [р].

Губы в улыбке. Произносить: «Мыр-р-р…».

  1. Игры на развитие мелкой моторики

  • Пальчиковая игра «Хрюшка».

Хрюшка ходит по двору,                                    Проходят пальчиками по бёдрам.

Ищет травку лебеду.                                             Приставляют ладонь к глазам и

смотрят вправо-влево.

Она травку берёт,                                                 Сжимают и разжимают пальцы.

Поросяточкам несёт.                                                  Протягивают ладони вперёд.

          Русская народная потешка     

  • Пальчиковая игра «Петух»

   Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой – это «клюв». Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх – это «гребешок».

Петя-Петя-петушок,

Красный чудо-гребешок.

  • Пальчиковая игра «Кошка показывает коготки»

   Исходное положение. Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны.

   Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.

Если когти точит кошка,

Будет дождик за окошком.

  • Пальчиковая игра «Деревья»

   Исходное положение. Расположить кисти руки перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит.

(Покачивать руками из стороны в сторону.)

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо!

(Покачивать руками вниз - вверх, не сгибая пальцы.)

  • Пальчиковая игра «Как петух в печи»

Как петух в печи пироги печёт,              Дети « пекут пирожки» (то одна рука сверху, то другая).

Кошка на окошке рубашку шьёт,                       Показывают, как шьёт иголкой.

Поросёнок в ступе горох толчёт,                        Стучат кулачками друг о друга,

Конь у крыльца в три копыта бьёт,                                                            по коленям,

В три копыта бьёт, хозяина зовёт:                                                    Топают ногами.

«И-го-го!»                                                                                  «Натягивают вожжи».

   Русская народная потешка

  1. Пантомимическая игра

  • «Угадай, кого покажу»

Одни дети, по желанию, пантомимически, иногда помогая голосом, изображают героев сказки, а другие отгадывают их. В ходе игры педагог каждый раз спрашивает зрителей, по каким признакам они угадывали героев, тем самым ещё раз закрепляя представление о характерных особенностях персонажей сказки: волка, быка, барана, кота, петуха и свиньи.

Например:

«Гордый петушок» - идёт, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т.д.

«Злой волк» - с широко открытыми глазами, оскалившись, зло рычит и т.д.

  • Детям предлагается изобразить одного и того же персонажа сказки, выполняющего разные действия, например, кот:

• сладко спит;

• просыпается, лапой умывается;

• грозно фыркает;

     • пытается утащить сосиску;

      • боится собаки;

• охотится.

  • «Превращение предмета»

   Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник и т.д. Для превращения можно брать как мелкие, так и крупные предметы.

  • «Превращение комнаты»

Дети распределяются на две-три группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников отгадывают, во что именно превращена комната. Например: магазин, театр, берег моря, больница и т.д.

  • «Превращение детей»

По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, птиц, животных, насекомых.

  • Пантомимы:
  • Много снега – протопчем тропинку.
  • Как падает снежинка.
  • Лепим снежки.
  • Волк крадётся за зайцем – не поймал.
  • Кот на солнышке: жмурится, нежится.
  • Свинья в луже.
  • Холодно: мёрзнут ноги, руки, тело.
  • Сосулька.

  • Этюд «Удивляемся»

Педагог: «Ребята, представьте себе, что мы неожиданно попали в сказочный лес. Изобразите, как вы удивлены».

   И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны – вниз, пальцы разжаты:

1) поднять плечи, повернуть голову направо;

2) вернуться в исходное положение;

3) поднять плечи, голову повернуть налево;

4) вернуться в и.п. («поморгать глазками – удивились, куда же мы попали»).

  • Этюд «Листопад»

Педагог: «Ребята, давайте теперь изобразим листопад в нашем сказочном лесу».

   И.п. – ноги вместе на «пружинке», руки внизу, голова опущена на грудь:

1-3) сделать вдох, медленно встать на носки, руки через стороны поднять вверх («дерево растёт, набирается сил, тянется к солнцу»);

4) сделать выдох, вернуться в и.п., руки уронить вниз, расслабляя, поочерёдно сгибая кисть в локтях («дует ветер и обрывает ветви и листья»).


  1. Игры на развитие техники речи:

а) Игры на развитие силы голоса:

  • «Эхо»
    Педагог показывает картинку, на которой дети в лесу кричат: «Ау». Делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «Ау», вторая (эхо) тихо отвечает: «Ау» (повторять 3-5 раз).
  •  «Вьюга»
    Педагог показывает картинку, на которой изображена вьюга. Дети делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: «у-у-у». Затем вьюга усиливается, дети увеличивают силу голоса.
  • «Как воет ветер»

Воспитатель (будто пугая).

Сердится и воет ветер: «У-у-у, у-у-у…»

           Дети. У-у-у, у-у-у…

          Воспитатель.

Завывает громко он в трубу: «У-у-у, у-у-у…»

Дети. У-у-у, у-у-у…

Воспитатель (приглушённо).

Дома, дома посидите: «У-у-у, у-у-у…»

Дети. У-у-у, у-у-у…

 Воспитатель (усиливая).

Никуда не выходите: «У-у-у, у-у-у…»

Дети. У-у-у, у-у-у…

  • «Тихо - громко», «Далеко - близко»

Детям предлагается изобразить, как баран заблеял, кот замяукал, свинья завизжала и т.д. тихим или громким голосом, вдалеке или близко.

  • «Бодливый бычок»

Положить обе ладошки на лоб воображаемого бычка и произносить текст с усилием, как бы мягко отталкивая бычка от себя на каждое слово скороговорки. (Бык тупогуб, тупогубенькийбычок, у быка бела губа была тупа.)

  • Дети проговаривают текст, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Иду вперед (тирлим-бом-бом) —
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (тирлим-бом-бом)
Скажите, от — (тирлим-бом-бом),
Скажите, от — чего так зябнут ноги?

Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!

б) Игры на развитие дикции:


Цель: учить четкости дикции, интонационной выразительности речи.

  1. «Фраза по кругу»
    Дети, сидя по кругу, проговаривают одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией.
  2. «Мяч эмоций»
    Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, бросает ребенку мяч и называет одну из эмоций (грусть, радость…). Ребенок произносит любую скороговорку с названной интонацией.
  3. «Звериные скороговорки»
    Дети надевают маски разных животных («волка», «петуха», «кота» и пр.) и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты, например:

      Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
      Волки рыщут – пищу ищут.
      Лежебока рыжий кот отлежал себе живот…
4. «Лесное эхо»

Педагог: Здесь кругом дремучий лес!

Дети: Лес!..  Лес… лес… лес.

П.: Сосны, ели до небес!

Д.: Бес!.. Бес… бес… бес.

П.: Тихо шепчут с веток шишки!

Д.: Шишки!.. шишки… шишки… шишки.

П.: В гости к нам пришли детишки!

Д.: Тишки!.. Тишки… тишки… тишки.

П.: А какой здесь полумрак, ах!

Д.: Ах!.. Ах… ах… ах.

П.: Только не пойму никак.

Д.: Как так? Как так?

в) Игры на развитие интонации:

  • Игра на интонирование вежливых слов

Упражнение детей в разнообразном интонировании вежливых слов: «здравствуйте» (радостно, приветливо, небрежно, угрюмо), «до свидания» (с сожалением, огорчением или надеждой на скорую встречу), «спасибо» (уверенно, вежливо, нетерпеливо, обиженно), «извините» (неохотно, с раскаянием).

  • Игры на обучение интонациям вопроса, удивления, радости, гнева.

          Так, ребенок может удивиться: «Ах!»; испугаться: «Ох!»; рассердиться:            «Ух!»; огорчиться: «Эх!».

  • Детям предлагается произнести фразу по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в

уголке».

  • Педагог предлагает детям изобразить голосом, как весёлый (грустный, голодный и др.) бык (или баран, или свинья) повстречал кота: «Здравствуй, Котофеич!»

  • «Бычок заболел – бычок выздоровел»

Говорить скороговорку (Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.) печально, негромким голосом, с мягкими жестами – «бычок болен» и радостно, весело – «бычок выздоровел».

  • Педагог предлагает ребёнку попросить у друга игрушку: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т.д.

  • «Прогулка с бычком»

Скороговорка: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа».
Педагог предлагает погулять с бычком. Педагог и дети ходят по залу и произносят слова скороговорки, но каждый раз по-разному. Например, говорят весело – «мы шагаем по залитой солнцем летней полянке»; отрывисто – «мы пришли на болото, а там – кочки, прыгаем с кочки на кочку»; громким шепотом – «ступаем осторожно, идём по лесу, а под ногами хвойные иголки лежат, надо не наколоть ножки»; жалобно – « ножки не накололи, зато… поцарапались об острые веточки, жалуемся друг другу, показываем царапину – у кого она где». Дети показывают друг другу воображаемые царапины.

  • Педагог предлагает двум детям исполнить сценку, где они от лица любого из персонажей (быка, барана, свиньи и т.д.) задают друг другу вопросы и отвечают на них с соответствующим отношением друг к другу.


г) Игры на изменение тембра голоса:

  • «Киска»

Педагог. Киска, как тебя зовут?

Ребенок. Мяу! (Нежно)

Педагог. Стережешь ты мышку тут?

Ребенок. Мяу! (Утвердительно)

Педагог. Киска, хочешь молока?

Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)

Педагог. А в товарищи щенка?

Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...)

  • «Угадай-ка»

Педагог произносит фразы из сказки радостным, грустным, злым, испуганным или удивлённым голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы. После дети сами повторяют фразы.

д) Игры на изменение высоты голоса:

  • Педагог предлагает произнести фразы из сказки голосом кошки и котенка, волчицы и волчонка и т.п. низким или высоким голосом.
  • «Бычок»

«Бычок маленький – бычок большой»: предложить детям гладить воображаемого маленького бычка и произносить текст скороговорки (Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.)
высоким голосом, гладить большого бычка – произносить текст низким голосом.

  • «Бычок большой – бычок маленький»

Скороговорка: «Бык-бычок, беленький бочок». Педагог говорит, что бычок маленький, хорошенький, его так и хочется погладить, приласкать. Педагог и дети внятно и чётко произносят слова скороговорки в высоком голосовом регистре, и при этом гладят правой рукой воображаемого маленького бычка; произносят текст в среднем голосовом регистре – гладят подросшего воображаемого бычка; в низком – бычка большого.

  • «Этажи леса»

Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

  1. Игры на развитие речевого дыхания:

  • «Игра со свечой»
    Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на «горящую свечу» (бумажку). Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.
  • «Осенние листочки»
    На уровне рта ребенка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щек (повторять 3-5 раз).
  • «Кораблики»
    На столе стоит таз с водой, дети опускают кораблики, набирают воздух через нос и начинают поочередно медленно и плавно дуть на парус кораблика (делать 3-5 вдохов и выдохов).
  • «Считай до пяти»
    Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5.
    В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

  1. Ритмические упражнения:

  •  Простучать, прохлопать, протопать название животного из сказки: «Волк, вол-чок, вол-чи-ще» и т.п.

  • Ритмическая игра «Барашек».

Подстригается барашек –                           Дети «стригут» указательным и большим пальцами, как ножницами,

в ритме стихотворения.

Чик-чик, чик-чик-чик,

Не жалеет он кудряшек –                  Здесь и далее движения повторяются.

Чик-чик, чик-чик-чик,

Знает – надо подождать –

Чик-чик, чик-чик-чик,

Кудри вырастут опять –

Чик-чик, чик-чик-чик.

   В.Степанов

  • «Заяц-барабанщик»
    Цели: развивать чувство ритма; согласованность действий с партнером; слуховое внимание.
    Ведущий - заяц отстукивает ритмический рисунок на барабане, дети - зайчата повторяют ритмический рисунок.
  • «Не ошибись»
    Цель: развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
    Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.
  • «Тук-тук»

Дети прохлопывают ритмический рисунок за педагогом, проговаривая ритмослоги.

                                                              Тук, тук, туки-тук.

Туки-туки-туки-тук.

Туки-тук, туки-тук.

Туки-туки, тук-тук.

Туки, тук, тук, тук,

Тук, туки, туки, тук.

  • «Мороз»

Улицей гуляет                                                            Дети хлопают по коленям.

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает                                                                  Щёлкают пальчиками.

По ветвям берёз.

Ходит, бородою                                                    Ритмично наклоняют голову.

Белою трясёт,

Топает ногою,                                                                                   Притопывают.

Только треск идёт.

(С.Дрожжин)

  • «Молоток»

Тук-тук, тук-тук-тук!                              Дети стучат кулачками друг о друга.

Раздаётся громкий стук.

       Молоточки стучат,                                             Стучат кулачками по коленям.

       Гвозди забивать хотят.

      Тук-ток, молоток,                                             Стучат кулачками друг о друга.

      Забей гвоздиков пяток!

Далее воспитатель прохлопывает 2-тактовые ритмоформулы, дети их повторяют («ритмическое эхо»).

  1.  Мимическая гимнастика

Цель: развлечение, развитие мимики лица, экспрессии, воображения.

  • «Мимический кубик»
    Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.
  •  «Мимический диктант»

Прослушав эпизод сказки, дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состояниям персонажей сказки, и сами воспроизводят их.

  • «Изобрази с помощью мимики»

Педагог предлагает детям изобразить:

  • Какое лицо было у весёлого (грустного, голодного и т.д.) быка, когда он встретил в лесу барана.
  • Как кот выпрашивает колбасу.
  • Тепло-холодно.
  • Мне страшно.
  • Встретили хорошего знакомого.
  • Радость.
  • Встретил ёжика бычок

И лизнул его в бочок.

А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

              - В рот не суй что попадётся!

  • «Развитие мимики»

Ребятам предлагается мимикой и звуками изобразить:

  • встревоженного кота,
  • грустного барана,
  • восторженного петуха,
  • хмурого быка,
  • разгневанного поросенка.
  1.  Обыгрывание потешек:

  • «Ой, сердит мороз!»

- Ой, сердит мороз! (Дети качают головой, взявшись за неё руками.)

- Ветки снегом занёс. (Плавные движения кистями рук сверху вниз.)

- Хватает за нос, (Дети хватают себя за нос.)

- Щиплет до слёз. (Кулачками потирают щёки.)

- Ребятишки не пугаются,

 На саночках катаются. (Дети парами “едут на саночках”.)

  • Потешка о зиме:

Ух, ты, зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет.
Вдоль по улице метет.

  • Потешка «Ой, бычок»

Ой, бычок, мой бычок,

Золотистый бочок,

Рога твои бодливые,

Копыта топотливые.

Ты иди, не топочи,

Не бодайся, не мычи:

Спят ещё ребятки,

Утром спится сладко!

  • Потешка «Я серый волк»

Я серый волк,

Зубами щёлк!

Три дня не ел,

Совсем похудел.

  • Потешка «        Идёт петушок»

Идёт петушок,

Красный гребешок,

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Двойная бородка,

Частая походка.

Рано утром встаёт,

Красны песенки поёт.

  1. Чистоговорки

[к-к’]

Ечка-ечка-ечка – в домике есть печка.

Ечке-ечке-ечке – подойду я к печке.

Учку-ечку-ечку – заберусь на печку.

Чко-чко-чко – выпью молочко.

[р-р’]

Ра-ра-ра – вставать пора.

Ре-ре-ре – снега нет на горе.

Ору-ору-ору – снега хотим гору.

Ря-ря-ря – розовеет заря.

[ч]

Чу-чу-чу – я бычка схвачу.

Чок-чок-чок – прямо за бочок.

Чи-чи-чи – смотри, не скачи!

[з-с]

Нисколько не скользко,

 не скользко нисколько.

[б-п]

Бык, бык, тупогуб,

Тупогубенький бычок,

У быка бела губа

Была тупа.

***

Был баран белорыл,

Всех баранов перебелорылил.

[р], [л]

Рыла, рыла

Свинья тупорыла,

Полдвора рылом изрыла.

[п-п‘]

Апа-апа-апа – болит у волка лапа.

Апе-апе-апе – ранка на лапе.

Апу-апу-апу – мы полечим лапу.

Апы-апы-апы – у волка сильные лапы.

[в-в‘]

Вот-вот-вот – в лесу мы водим хоровод.

Ава-ава-ава – весёлая забава.

Ви-ви-ви – всех друзей скорей зови!

[з-з‘]

Озы-озы-озы – стоят у нас морозы.

Зи-зи-зи – саночки вези.

Оза-оза-оза – на окне ледяная роза.

Озе-озе-озе – озябнешь на морозе.

[р]

Ры-ры-ры – топоры остры.

Ор-ор-ор – я возьму топор.

Ри-ри-ри – ты обед свари.

Орь-орь-орь – и со мной не спорь.

[д-д‘]

Да-да-да – вот настали холода.

Ды-ды-ды – дым идёт из трубы.

Ду-ду-ду – я на лыжах иду.

Ди-ди-ди – ты меня в снегу найди.

[л-л‘]

Ла-ла-ла – настали холода.

Ул-ул-ул – холодный ветер дул.

Тель-тель-тель – на дворе метель.

Тели-тели-тели – весь день метут метели.

  1. Ритмопластика

а) Образные упражнения под музыку:


Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений (та же для последующих игр).

  • «Осенние листья»

Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс-фантазия»).

  • «Вальс снежинок»
    Предлагаемая ситуация: «То медленно, то быстро опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце».
  • «Дремучий лес»

Страшно и неприглядно в дремучем лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивая путников в самую чащу (М. Мусоргский «Гном», «Картинки с выставки»).

  • «Времена года»
    Феи весны, лета, осени и зимы импровизируют свои волшебные танцы (отрывки из балета С. Прокофьева «Золушка»).
    Предложенные в данном разделе игры могут быть дополнены и заменены педагогом по своему усмотрению.

б) Упражнения на развитие двигательных способностей детей

Цели: развивать двигательные способности детей  - ловкость, подвижность, гибкость, выносливость; пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации), внимание; регулирование поведения; обучение приемам саморасслабления.

  • Этюды на выразительность жеста
  • Этюд «Тише»
    Два ПОРОСЁНКА должны перейти дорогу, на которой спит ВОЛК. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!».
    Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
  • Этюд «Иди ко мне»
    Волк  манит к себе петушка, который сидит на жердочке.
    Выразительные движения: сидя на корточках, обе руки вытянуты
    навстречу петушку.
  • Этюд «Уходи!»

      Бык прогоняет волка. Выразительные движения: кисти рук расположены над головой, указательными пальцами вперёд.

  •   Этюд «Ласка»

 Детям предлагаются игрушки – персонажи сказки. Дети должны показать, как они любят свою игрушку – петушка, котика и т.д.

  • Игра «Преодолеем страх»

Дети встают в круг (на расстоянии вытянутых друг от друга рук), воспитатель предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх (как у волка из сказки).  Дети иллюстрируют это, разводя широко руки в стороны.  Далее просит показать, какие бывают глаза у того, кто боится (дети изображают большие, круглые глаза). Затем педагог говорит, что страх уменьшается, и вместе с детьми делает руками соответствующие движения. В конце игры предлагает посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого нет страха, так как он исчез.

  • Этюд «Игра в снежки»
    Зима. Дети играют в снежки.
    Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.
  • Этюд «Игра с листочками»
    Дети гуляют по лесу. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся листочком, то шуршат листьями под ногами, то подбрасывают их вверх. Затем садятся на землю и начинают играть с листьями: то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль, то складывают букет.
  • Этюд «Дружная семья»

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один щепу дерёт, другой глину месит, третий печь кладёт, кто-то стены конопатит и т. п. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.

  • Развитие активного внимания

  •  Игра «Слушай хлопок!»
    Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «петушка» (стоять, вытянув шею, руки прислонены к бокам), на два хлопка — позу «кошки» (присесть на корточки, выгнуть спинку), на три хлопка — возобновить ходьбу.
  • Игра «Пишущая машинка»
    Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово (название героев сказки) или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши.
  • Игра «Четыре стихии»
    Это игра на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
    Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
  • Игра «Что изменилось?»
    Ведущий ставит перед детьми от трех до шести-семи игрушек  (сказочные герои), дает сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
  • Игра «Ухо — нос»
    По команде «Ухо!» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос!» — за нос. Ведущий выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая внимания на «ошибки» ведущего, должны показывать только ту часть тела, которая называется ведущим.
  • «Что изменилось»
    1 вариант: перед детьми разложены театральные атрибуты. В течение 1 мин. дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педагог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что изменилось.
    2 вариант: часть детей - «артисты», они показывают мизансцену из спектакля, остальные дети - зрители, запоминают ее, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.
  • «Тень»

Один ребенок (водящий) ходит по залу, делая произвольные движения (имитирует движения персонажей сказки). Группа детей (3-5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.

  • «Внимательные звери»
    Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
  • «Зеркало»
    Дети стоят в парах напротив друг друга. Один ребенок - «зеркало», которое отражает все движения, позы, выражения лица за стоящим напротив ребенком. Затем дети меняются ролями.
  • «Дружные звери»
    Дети распределяются на три команды: волки, петухи, коты. Затем педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое движение. Например, волки - топнуть ногой, петухи - хлопнуть в ладоши, коты - поклониться. Можно выбрать других животных и придумать другие движения.
  • Преодоление двигательного автоматизма

  • Игра «Стоп!»
    Дети идут под музыку. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!».
  • Игра «Замри»
    Дети прыгают под музыку, ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками рук над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается, и играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Не успевшие «замереть» выходят из игры, оставшиеся продолжают игру под музыку. Играют до тех пор, пока не останется только один играющий, который признается победителем.
  • Игра «Пожалуйста!»
    Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий показывает движения (животных из сказки), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например: улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. п.
  • Игра «Запрещенное движение»
    Дети стоят лицом к ведущему, который  показывает движения (животных из сказки), и повторяют за ним. Затем выбирается одно животное, которое изображать запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

  • Тренировка отдельных групп мышц

  • Этюд «Винт»
    Пятки и носки вместе, корпус поворачивается влево и вправо, руки свободно следуют за корпусом.
  • Этюд «Насос и мяч»
    Играют двое. Один изображает большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, корпус наклонен несколько перед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). По мере надувания мяча» он постепенно выпрямляет ноги, туловище, голову, надувает щеки, руки отходят от боков, «Мяч» надут, и насос перестает накачивать. Шланг насоса выдергивается, и из «мяча» с сильным шипением выходит воздух. Тело вновь обмякает, возвращается в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.


15) Подвижные игры

  • Игра «Поссорились два петушка»
    Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся на одну ногу и, подпрыгивая, пытаются толкнуть друг друга резкими движениями плеч вперед.
  • Игра «Иголка и нитка»
    Дети становятся друг за другом. Первый из них — «иголка» — бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.
  • Игра «Волк кусает свой хвост»
    Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова волка, последний — кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего — волк ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если волк не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы волка назначается другой ребенок.
  • Народная (драматическая) игра «Волк и овцы»

   Все играющие – овцы, они просят волка пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоём лесу!»

   Волк отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только траву не щипите, а то мне спать будет не на чем».

   Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:

«Щиплем, щиплем травку,

Зелёную муравку,

Бабушке на рукавички,

Дедушке на кафтанчик,

Серому волку –

Грязи на лопату!»

   Волк бежит по поляне и ловит овец; пойманный становится волком; игра возобновляется.

  • «Крепко спит Петушок»

Крепко спит Петушок,                       Дети сидят на стульчиках, положив

 руки под щёку, «спят», в стороне

 «спит» Петушок.

На боку гребешок,                                     Встают и осторожно подходят

 к «спящему» Петушку.

Петя, глазки открой,

Громко песенку спой!

   П е т у ш о к (просыпается, встаёт, «машет крыльями»)

Ку-ка-ре-ку!

Я ребяток догоню!

Петушок «летает» по залу, помахивая «крыльями», дети бегут на свои места.

16) Игра-фантазирование

  • «Продолжи сказку»

       Дети придумывают продолжение сказки «Зимовье зверей».

  • «Рассказывание сказки от лица разных персонажей»

Например, сказку «Зимовье зверей»  рассказывает не автор, а волк или свинья, или петух и т.д.

  • «Если бы ты попал в сказку»

Воспитатель предлагает ребёнку представить, что он попал в сказку (в лес, в зимовье, к волкам и пр.) и рассказать, чтобы произошло.

  • «Сказка наоборот»

Педагог предлагает детям придумать сказку наоборот: «Надумали волк, лиса, медведь и ёжик жить у человека в подворье…» Что же из этого получилось?»

  • «Коллаж из сказок»

Воспитатель предлагает детям придумать сюжет новой сказки, в которой зимовье зверей превращается в летучий корабль.

  1. Заключение

   Театрализованные занятия должны одновременно выполнять познавательную, воспитательную и развивающую функции, а их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

   Дошкольный возраст – это наиболее целесообразный период для эстетического развития, в этом возрасте дети обладают  большим  потенциалом фантазии, вследствие  этого  педагог должен создать  все  необходимые условия для развития    творческой   активности  детей   в театрализованной    деятельности,  обеспечить   условия  взаимосвязи с другими видами деятельности в  целостном педагогическом процессе.

   Предложенные выше театрализованные игры можно использовать также, например, в совместной деятельности педагога с детьми при знакомстве с такими лексическими темами, как «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Человек. Эмоции» и др., в индивидуальной работе, в свободной деятельности детей, а также при работе с другими художественными произведениями, в которых встречаются те же персонажи, что и в сказке «Зимовье зверей».

   Надеюсь, что предложенные выше материалы помогут педагогам-практикам превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, а жизнь детей сделать интересной и содержательной, наполненной радостью творчества.

  1. Список литературы:
  1.  Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»). (7)
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1991.
  3.  Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей 2-5 лет. – М.: ТЦ Сфера,2009. – 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (6).
  4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2009. – 160с. – (Логопед в ДОУ).
  6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2009. – 160с. – (Логопед в ДОУ).
  7. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208с. – (Логопед в ДОУ).
  8. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192с. – (Логопед в ДОУ).
  9. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности  в детском саду  – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
  10. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
  11.  Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 64с. - (Кабинет логопеда.)
  12.  Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников: Методическое пособие/ Е.И. Якубовская, Н.В. Ерёмина, Л.Н. Иванищенко; Под общей ред. Е.И.Якубовской – СПб.:СПбАППО, 2008. – 276с.
  13.   Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2007. – 288с.: ил. (Развитие и воспитание дошкольника).
  14.  Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста/Ил. З.А. Курбатовой, Н.М. Стариковой, Ю.А. Модлинского, М.Ф. Шевченко. – Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 464с. – (Для пап и мам).
  15.  Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
  16.  Организация творческой деятельности детей 3-7 лет: конспекты занятий, информационно-методические материалы/авт.-сост. И.П. Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009. -222с.
  17.  Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет/сост. О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2009. -266с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект театрализованной игры "Как звери готовятся к зиме" в средней группе

Театрализованная игра «Как звери готовятся к зиме». ...

Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"

Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"...

Театрализованная игра "Зимовье зверей"

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественная литература» .Цель: развитие творческих способностей у детей через театрализованные игры; совершенствовать арт...

Образовательная деятельность "Зимовье зверей" с использованием театрализованной игры

Цель занятия:формировать интерес к русскому фольклору; закреплять знания об окружающем мире....

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы по театрализованной деятельности тема: «Зимовье зверей»

Цель: развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельностиЗадачи:1. Учить детей четко  произносить текст ,используя разную эмоциональную окраску (радость, грусть)2. Разв...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы по театрализованной деятельности тема: «Зимовье зверей»

Цель: развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельностиЗадачи:1. Учить детей четко  произносить текст ,используя разную эмоциональную окраску (радость, грусть)2...