Оригами-сказка «Моряк и пять шляп»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Сайфутдинова Эльвира Нагимовна

речь пойдет о сказке, процесс складывания в которой особым способом "зашифровывается" в тексте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami-skazka.docx433.87 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое область.

Развивающий потенциал оригами очень высок. В своей педагогической деятельности я использую сказочную форму подачи игр по типу оригами для детей старшего и младшего дошкольного возраста. Это не только складывание персонажей сказок но и сказочная форма описания процесса складывания, бумажная сказка, рассказанная в процессе складывания. Фигурка становится своеобразной иллюстрацией рассказа.

Оригамские сказки – это захватывающая игра, которая способствует развитию наблюдательности, пространственного и креативного мышления, эмоционально-волевой сферы, логической памяти, сосредоточенности, сообразительности, усидчивости, целеустремленности, фантазии и аккуратности. бумажные сказки развивают речевые навыки, коммуникативные способности, воспитывают доброту, дружелюбие и снижают комплексы застенчивости.

В оригами-сказках каждый этап иллюстрируется отдельной фигуркой, сложенной в определенной последовательности. Обычно эти сказки рассказывают одновременно с процессом складывания.  При этом очень важно, что ребенок проговаривает текст, одновременно складывая лист бумаги. В играх-сказках ребенок осознанно и самостоятельно ставит цель, планирует ход и содержание деятельности, получает результат и оценивает его с позиции задуманного, осваивает обобщенные способы создания поделок, что позволяет ему, комбинируя разные способы изготовления и проговаривание процесса складывания изделия, создавать конструкции творческого характера. Оригами-сказки воспринимаются как захватывающая игра, которая способствует развитию наблюдательности, пространственного и креативного мышления, эмоционально-волевой сферы, логической памяти, сосредоточенности, сообразительности, усидчивости, целеустремленности, фантазии и аккуратности.

Существует несколько вариантов оригами-сказок.

Сегодня речь пойдет о сказке, процесс складывания в которой особым способом "зашифровывается" в тексте. Геометрические термины заменяются на знакомые понятия или действия. Если заменить процесс складывания рассказом, игрой, то фигурка получается "сама по себе", незаметно для ребенка. После освоения изготовления фигурок, дети имеют возможность предложить свои сказки на основе тех же моделей или подобрать иные простейшие формы из большого арсенала традиционных фигурок оригами. Например: «Моряк и пять шляп»

Снимок.JPG

Цель: ознакомление детей с таким видом деятельности как оригами, а также формирование образного представления сказочного сюжета по ходу изменения формы.

Задачи: 

развивать навыки мыслительного анализа последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания;

 формировать интерес к данному виду труда, воспитывать внимательность к работе, способность формирования действий пооперационного контроля;

развивать мелкую моторику рук

Материал и инструменты:  бумага формата А4, кукла – герой сказки.

 

Содержание:

I. Постановка цели.

Сегодня мы с вами научимся рассказывать интересную сказку необычным способом - с помощью оригами.

II. Объяснение нового материала.

Педагог повествует сказку, сопровождая рассказ поэтапным показом работы, подробно объясняя воспитанникам последовательность работы (пояснения в скобках рядом с основным текстом). Дети повторяют те же действия.

Жил-был на свете моряк (в роли моряка кукла), и узнал моряк, что в его городе объявили конкурс на изготовление бумажных шляп. И решил моряк поучаствовать в этом конкурсе. Пришел, и выдали ему большой лист бумаги (формат А4)

И начал он складывать.Сложил лист пополам.

2.JPG

Потом еще раз пополам.

3.JPG

Теперь каждый уголок подогнул к центру.

Один раз и второй раз.

6.JPG

И тоже самое с другой стороны. Он завернул с двух сторон уголочки.

7.JPG

И получилась обыкновенная треуголка.

8.JPG

Вторую шляпу он сделал вот так, отогнув один край треуголки. И получилась шляпа норвежских моряков.

9.JPG

Отогнул моряк и второй край. И получилась шляпа Робин Гуда.

10.JPG

А моряк продолжал складывать. Приподнял одну часть.

11.JPG

И вторую часть. И получился у него настоящий шлем викинга.

12.JPG

Но и на этом моряк не остановился, он продолжал складывать. Загнул вот здесь с двух сторон.

13.JPG

И получилась у моряка корона царя Нептуна.

14.JPG

И дали ему за это приз – настоящий корабль.

15.JPG

Радостный моряк поплыл на нем в открытое море, но затем настигла моряка сильная буря.

16.JPG

Радостный моряк поплыл на нем в открытое море, но затем настигла моряка сильная буря. Сломалась у корабля и корма и нос, а потом разломалась и рубка. Бросился моряк с тонущего корабля в море. И осталась у моряка только одна тельняшка.

17.JPG

Но он не унывал, потому что все знания остались при нем. Вот и сказке конец.

 Процесс складывания с детьми сказки может продолжаться до конца либо до этапа складывания любой из шляп в зависимости от возрастной категории и подготовленности детей. Наиболее оптимальный вариант такой сказки-оригами, на мой взгляд, до этапа последней целостной конструкции в руках ребенка. Так как дети оставляют для себя наглядный пример своей деятельности. А педагог на примере своей конструкции показывает «разрушение» корабля и превращение его в тельняшку, подводя итог мероприятия, делая выводы и закрепляя материал по усвоению данного вида деятельности – оригами-сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие. Оригами "Сказка о петушке в стране Оригами"

Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги на тему:«Сказка о петушке в стране Оригами» Задачи:Закрепить технику складывания квадрата и прямоугольника, совмещая проти...

Игровое упражнение-технология « Пяти шляп»

Упражнение направленно на реализацию эмоций у детей. ...

Рабочая программа обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста технике оригами «Сказки из бумаги»

Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству, способствует воспитанию художественно...

Оригами. Сказка « Дикие лебеди»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛБНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД № 15» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ...

Мастер-класс. Сказка-оригами про моряка и пять шляп.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12192054","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"338"}}]]...

Мастер-класс «Оригами - сказка»

Мастер-класс рассматривает нетрадиционный прием работы со сказкой - оригами сказку....

Конспект занятия для подготовительной группы Оригами сказка

Конспект открытого занятия для подготовительной группы Оригами сказка...