Квест по сказкам "Спасём наш детский сад"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Наталья Витальевна Иванова

Конспект интегрированного занятия-путешествия по русским народным сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Квест по сказкам.37.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                        КОНСПЕКТ НОД.

Тема НОД: «Спасём наш детский сад». Путешествие (квест) по русским народным сказкам.

Тема в тематическом планировании по плану работы педагога:

Возраст детей/группа: 5 – 6 лет / старшая.

Выполнил: Иванова Наталья Витальевна, воспитатель, МБОУ «ЦО № 21».

Образовательная область (приоритетная): «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие»;

Виды деятельности: речевая, игровая,

познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Программное содержание:

Цель:  обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках;

Образовательные задачи:

•        обобщить знания детей о русских народных сказках, их героях, характерных качествах;

•        формировать интерес к русскому народному творчеству;

•        познакомить детей со значением слов: «Яга, ухват, чугунок»;

Развивающие задачи:

•        развивать у детей мышление, внимание, память, речь;

•         развивать эмоционально-нравственную  сферу детей, морально-этические представления;

•        развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;

•        развивать инициативу и умение действовать согласованно;

Воспитательные задачи:

•        вызывать у детей желание слушать и читать сказки;

•        воспитывать доброе и дружелюбное отношение друг к другу;

•        воспитывать чувство любви к Родине через приобщение к русскому народному творчеству.

 

Подготовительный этап:

  • материально-техническое обеспечение: печка, ухват, чугун, горшок, сковорода, чудесный мешочек, с предметами (золотое яичко, ложка, скалка), яблонька, яблоки, корзиночки , портреты сказочных героинь,  мостик, речка, презентация, пазлы, раскраски.

  • предварительная работа:

1. Чтение, рассказывание русских народных сказок.

2.  Рассматривание иллюстраций к сказкам.

3.  Просмотр мультфильмов по теме: "Русские народные сказки".

4. Проведение дидактических игр: "Узнай сказку по картинкам", "Чей головной убор?", "Из какой сказки герой?", "Собери сказку", "Что сначала, что потом?".

5. Разгадывание загадок.

Методы и приемы:

Словесные:

беседа;        

обращение к опыту детей;

загадывание загадок;

педагогическая оценка, поощрения;

сюрпризный момент

Наглядные:

демонстрация слайдов; рассматривание иллюстраций, предметов быта;

Практические:

решение проблемных ситуаций;

поисковые действия;

дидактические игры;

п/п

ЭТАПЫНОД

Ход НОД:

Технологии, методы, формы работы

Психолого-педагогические условия

Планируемые результаты (целевые ориентиры из образов. программы)

Время

Мотивационный этап

(создание условий для возникновения у ребёнка внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности)

Дети заходят, становятся в круг.

Дети: Здравствуйте.        

– Здравствуйте, ребята.

- Хотите узнать, для чего вас позвали в музыкальный зал?

- Сегодня утром я вошла в группу и на полу, прямо под ногами нашла вот это (показываю). Это письмо.

- Посмотрите, какая некрасивая тёмная бумага, а какой ужасный почерк!  Это не слова, а самые настоящие   каракули! (это описание письма постараюсь получить от детей)

-  Прочитаем, о чём здесь написано?

Метод: словесный.

Форма: диалог с  элементами театрализации.

Создание условий для заинтересованности ребёнка.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.

1 мин.

Ориентировочный этап (формулирование целей деятельности ребенком, подбор средств)

           «И не ждали,  не гадали?

        Терем ваш  заколдовала.

        Унесла из сада краски,

        Чтоб не знали дети ласки!»

- А кто это так сделал? Добрый человек?

- Нет, не добрый, а злой.

- Давайте дальше прочитаем, чтобы  узнать, кто это.

«На ступе волшебной старуха летит.

Так быстро, что ветер за нею свистит!

Живёт она в сказочной, тёмной глуши!

Ты имя старухи назвать поспеши!»

- Кто это? (Баба Яга).

На  экране изображение Бабы-Яги.

- Да, это Баба Яга. А вы знаете, что означает слово "Яга"?

- Нет.

- Ягать — это значит кричать, ругаться. За то, что эта Баба всегда кричит, ругается и никого не любит, её так и стали звать.

- И вот эта вредная старуха позавидовала нашему дому, нашему садику.

 - Ведь где живёт Баба-Яга?  (в тёмном лесу).

- Как называется её дом?  (избушка на курьих ножках).

- А наш общий  дом-сад  такой светлый, цветной, яркий, что она ночь не спала,  завидовала, колдовала и все краски у садика отняла.

 На экране  чёрно-белое изображение сада.

«Коли краски вам нужны,

Попытайтесь их спасти.

Сделать это тот сумеет,

Кто все преграды одолеет.»

- А краски она спрятала по сказкам. Сказки – это родина  Бабы-Яги. Она считает, что там вы ничего не знаете, ничего не найдёте, краски там пропадут и наш сад навечно останется тёмным, грустным, таким же, как и её избушка.

- Что же делать, как тут быть? (ответы детей)

 Метод: словесный,

наглядный.

 Приём:,

показ,

указания.

 Форма:

коллективная беседа,

Поддержка индивидуальности

Создание условий для совместного с детьми формулирования темы занятия.

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей; отвечает по алгоритму, заданному воспитателем;

4 мин.

Исполнительский этап

- Нужно обязательно помочь.  А не страшно вам? Говорят, "Сам погибай, а друга выручай".

- Давайте попробуем попасть в сказочную страну. Вы верите в волшебство?   Возьмемся за руки и скажем волшебные слова:

«Три раза хлопни,

Три раза топни,

Три раза вправо обернись

И в сказке очутись».

Раздается волшебный звук.

- Ребята, мы попали в сказочную страну. Только куда же нам идти?

 - Что может помочь человеку, если он оказался в незнакомом месте?

- Это карта

. Воспитатель достаёт из передника карту. Рассматривает вместе с детьми.

- Смотрим, здесь цифры.

- Сперва  идем к цифре один.  Что там?

-  «Яблонька». 1-ая станция.

-  В каких сказках нам встречается яблоня?  («Иван-царевич и Серый волк», «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка»)

- Кто из вас вспомнит описание яблоньки из «Крошечки-Хаврошечки»?  ( Яблочки на ней висят наливные, листочки шумят золотые, веточки гнутся серебряные).

- А это что?

- Корзина!

- А в корзине записка.

«Яблочки мои созрели,

Урожай пора собрать,

Тот, кто правильно ответит,

Будет яблочко срывать».

- Вспомните, кому и в каких сказках помогали яблонька или яблочко.

Яблонька, нам помоги, сказки эти покажи. (Называю ребёнка и он читает для детей заранее выученную загадку)

        

  1. По полям, лесам бежала,

        Братца милого искала:

        "Я его не сберегла,

        И сама найти должна."

                                               (Машенька, "Гуси-лебеди")

  1. Работать умела красиво и ловко,

          В деле любом проявляла сноровку,

          Хлебы пекла и скатерти ткала,

          Шила рубашки, узор вышивала,

          Лебедью белой в танце плыла…

           Кто мастерица эта была?

                                                  (Василиса Премудрая, "Царевна-лягушка").

  1. Так коровушку жалела,

        Мяса крошечки не съела.

        В сад воды носила,

        Яблоньку взрастила.

                                        (Хаврошечка из сказки"Крошечка-Хаврошечка").

 

  1. Красна девица грустна,

            Ей не нравится весна.

            Ей на солнце тяжко,

            Слёзы льёт, бедняжка!    (Снегурочка, «Снегурочка»).

Как только дети называют героиню, я ставлю её изображение перед ними на столе. Перед каждой стоит корзиночка.

- Вспомните, какие это девушки? Давайте по очереди, не перебивая друг друга, называть положительные черты характера этих сказочных героинь  и срывать с яблоньки по одному яблоку.

В записке так и написано:

        Про их характер говорите,

        В корзину яблочки кладите.

- Возле каждой героини карзиночка определённого цвета

   И у каждого из вас на груди прикреплена  цветная эмблема. Это я,  как настоящая помощница из сказки, вооружила вас красками для того, чтобы вы победили эту вредную старуху.

-  Разделитесь на команды и раскладывайте яблочки………

- Команда синей краски, какой была Машенька из сказки «Гуси-лебеди»?  (Смелая, отважная, храбрая).

- Команда жёлтой краски, какой была  Василиса-Премудрая?   (Умная, красивая, внимательная).

- Команда красной краски, как вы сможете описать Хаврошечку?   (Трудолюбивая, скромная, верная).

- Команда зелёной краски, а ваша  Снегурочка, какая она?  (Послушная, заботливая, ласковая).

Раздается волшебный звук

- Вот Молодцы!

Как много вы знаете, все яблоки собрали.

И с этим заданием справились.

- Получите первую краску.

 На каждой станции расположено изображение Бабы-Яги с определённой краской в руках.  После выполнения задания,  дети забирают у неё цветной круг и отдают воспитателю на хранение.  В  конце  занятия  ребята  выложат эти круги перед экраном  и вернут цвета в  детский  сад.

-А теперь скорее в путь.

Оглядитесь-ка вокруг.

Куда дальше мы пойдем?

 «Печка». 2-ая  станция.

- К печке ближе подойдем,

Все отыщем, все найдем.

- Что нам делать, где заданье искать?

- Нужно везде посмотреть: и под печкой, и в печке, и на печке.

- Откуда начнем?

- Что под печкой?

- Дрова!

- Заслонку откроем, заглянем в печку. Что там?  (ПОСУДА) Назовите эти предметы.

- Чугун, горшок, сковорода.

- А что там внутри, чтобы это узнать нам надо из печки все это достать. А чем?

- Ухватом.

- Кто хочет попробовать?

        (Достают, все пусто).

- Для чего нужна эта посуда?

- В чугуне - щи да кашу варить, в горшке- молоко квасить и топить, а на сковороде- все жарить, да блины и пироги печь.

- Видно, давно печь не топили, обед не варили. Осталось на печную лежанку заглянуть? Смотрите! На печке мешок лежит, интересно, что в нем?

- Предлагаю: один на ощупь узнаёт и всем загадку задает.

Словами из сказки он нам говорит,

А вы догадайтесь-ка, что там лежит.

Игра "Чудесный мешочек"

Ребенок опускает руку в мешок,  и нащупывает  тот  предмет, про который ему говорит другой ребёнок:

1. Дед бил-бил, не разбил,

Баба била-била, не разбила.

Воспитатель: Что это?

Яичко! Из сказки "Курочка Ряба".

2. Это ...  простая - Котова,

Это ...простая - Петина.

А это, не простая- точеная,

Ручка золоченая.

Никому ее не отдам.

- Ложка из сказки "Жихарка".

3. Пусти переночевать,

Я вас не потесню:

Сама лягу на лавочку,

Хвостик под лавочку,

А ... под печку.

Скалочка, "Лисичка со скалочкой"

(Таким образом достают все 3 предмета: яичко, ложку, скалочку)

Раздается волшебный звук

- Молодцы, справились с этой задачей.

Получите вторую краску.

 Куда дальше идем?

- К речке!

 «Речка».  3-я станция.

- А каким образом нам через речку переправиться?

-  Перейти, переплыть, переправиться на лодке, по мостику.

-  Ой, ребята, смотрите! Что это?

По- моему, стройматериалы.

Как вы думаете, что из них  можно сделать?

Правильно, мостик.

- Глядите! Здесь что-то написано:

"Через речку перейдёте, если мостик соберёте,

На вопросы отвечайте и дощечку добавляйте".        

1-я дощечка:  

Вспомните и назовите русские народные пословицы и поговорки?

Например,

 Доброе слово лечит, злое – калечит.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.        

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу – урок.

2 –я дощечка:

Назовите помощников главных героев  в сказках:

Серый волк.

Коровушка.

Печка.

Яблонька.

Молочная река кисельные берега.

Клубок.

Щука.

3- я дощечка:

Вспомните и назовите присказки:

И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

"По-щучьему веленью":

По-щучьему веленью,

По-моему хотенью....

Перешли, слышится треск, избушка поворачивается.

- Слышите?  Кажется поблизости где-то Баба-Яга или ее избушка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  

"В темном лесу есть избушка"

Темный лес, - дети делают круговые движения перед собой.

В  лесу избушка – дети показывают руки вперед.

Стоит задом наперед – дети поворачиваются вокруг себя.

В той избушке есть старушка – грозят пальцем.

Страшная Яга  живет – грозят пальцем другой руки.

Нос крючком, - показывают пальчиком.

Глаза большие – показывают.      

Словно угольки горят- покачивают головой.

Ух, сердитая какая! – бег на месте.

Дыбом волосы стоят – руки вверх.

4 станция: «Собери сказку».

- Ну,  так и есть, смотрите: записка!

"Не стерпела, не смога,

Все картинки порвала.

Если соберете,

В сказки их вернете."

  На столе  четыре цветные тарелочки,  на которых лежат  разрезанные картинки.

- Посмотрите внимательно, к какой тарелочке вам надо подойти, она такого же цвета, как ваша эмблема. Поделитесь на группы и приступайте к выполнению задания.

  Дети собираю пазлы, называют получившиеся сказки. Получают последнее изображение краски.

- Какие вы молодцы! Все задания выполнили, потому что много знаете и умеете.

 Не пора ли нам вернуться в детский сад?

(Звучит волшебная музыка)

Скажем волшебные слова:

Три раза хлопни,

Три раза топни,

Три раза влево повернись,

В детский сад скорей вернись!

 Дети с воспитателем подходят к экрану с чёрно-белым садом. Выкладывают свои цветные круги на стол перед экраном.

- Ой, смотрите - чудеса!

Всё на месте! Вот так да!

- Мы вернули в наш сад краски!

- Спасибо вам, милые ребятки за то, что  вы так хорошо знаете сказки, смогли отыскать  в них  краски и вернуть их в наш мир, в наш сад помогли в книгу сказки вернуть.

 - Вы такие смелые, умелые, умные разумные, а главное — добрые.

В сказках добро всегда побеждает зло.

Методы: наглядный,

словесный.

Приёмы:

показ,

совместное выполнение.

Форма: коллективная (групповая) работа.

Методы:

словесный,

практический,

наглядный.

Приёмы:

рассматривание,

показ,

вопросы,

указания.

Форма:

коллективная (групповая) дидактическая игра.

 

Методы:

словесный,

практический.

Приёмы:

словесная инструкция,

показ,

повторение.

Форма:

коллективное (групповое)

упражнение.

Методы:

словесный,

практический, наглядный.

Приёмы:

объяснение,

показ.

Форма:

индивидуальная  игра.

Поддержка заинтересованности.

Поддержка инициативы, предоставление выбора.

Дети внимательно слушают инструкцию  воспитателя, повторяют движения;

Активно в группе и индивидуально выполняют задания;

Проявляет любознательность, интерес к познавательной деятельности; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства.

Ребёнок игровое движение сопровождает речью и имитацией движений, соответствующих содержанию текста.

Проявляет любознательность; выполняет задание; способен к волевым усилиям; развита крупная и мелкая моторика.

20 мин.

Рефлексивный этап

(«взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности)

- Что вам понравилось делать?

- Какое задание показалось трудным?

- С каким злодеем мы сегодня боролись?

- Кто запомнил, почему Бабу-Ягу так называют?

У доброго человека всегда много друзей, а с ними, с друзьями, жить веселей.

- И мне эту старушку немного жалко. Может быть, она и стала такой вредной потому, что у неё никогда не было такого светлого, тёплого дома, как наш сад и таких хороших  товарищей как вы?

- Если вдруг в ком-то из вас проявится Баба-Яга, он начнёт вредничать и хулиганить, успокойте вашего друга, скажите ему хорошее слово и злая Баба-Яга исчезнет и станет вот такой, вполне симпатичной старушкой. У нас в саду она точно подобреет!

 На экране заключительный слайд с доброй  Бабой-Ягой.

Метод:

словесный.

Приёмы:

беседа,

вопросы.

Форма:

коллективная (групповая)

беседа.

Организация взаимодействия детей друг с другом

2 мин.

Перспективный этап

(выход на самостоятельную деятельность детей)

 

- Посмотрите, у меня для вас приготовлены  раскраски (лежат картинки) по сказкам, в которых мы сегодня побывали. Их  можно раскрасить и дома рассказать про наше путешествие  маме и папе, всем вашим близким людям.

        

Метод:

словесный.

Приёмы:

рассказ, беседа.

Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка (дифференциация)

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест для детей старшей группы детского сада «Русские народные сказки»

Квест для детей старшей группы детского сада «Русские народные сказки»Цель:Организовать деятельность детского коллектива на основе  интересов детей, с учётом потребностей в лидерском и творч...

Квест по сказкам К.И. Чуковского для детей средней группы

Интегрированное итоговое занятия по развитию речи и окружающему миру для средней группы с ОВЗ...

Развлечение: "Квест по сказкам"

Развлечение для старшей группы...

Квест для детей старшей группы детского сада «Русские народные сказки»

Квест для детей старшей группы детского сада «Русские народные сказки» ...

Самоанализ НОД "Путешествие по сказкам "Спасём наш детский сад"

Самоанализ игры-путешествия по русским народным сказкам....

Конспект космического квеста на тему: «Спасём Планету» для детей подготовительной логопедической группы

Описание: предлагаемый конспект квеста на тему: «Спасём Планету» может быть интересен педагогам и родителям  детей старшего дошкольного возраста для интересного проведения досуга...

Квест игры– что это такое? Детские квесты в реальности.

Что такое квест игра с детьми дошкольного возраста? Чем акутальны и полежны квест игры с детьми дошкольного возраста....