Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ"
статья по художественной литературе (старшая группа)

Наталья Витальевна Иванова

Статья написана в рамках работы по изучению художественной литературы и опубликована в июньском "Вестнике ИПК" 2021 г., Тула.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 376

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

© ИВАНОВА НАТАЛЬЯ ВИТАЛЬЕВНА

Воспитатель МБОУ «Центр образования №21»,

Тула.

Аннотация: в статье раскрываются особенности использования метода сказкотерапии при изучении художественной  литературы для детей группы комбинированной направленности. Показаны этапы становления метода сказкотерапии, описано содержание этапов применения метода сказкотерапии при изучении художественной литературы в группе комбинированной направленности.

Ключевые слова: сказкотерапия, художественная литература, группа комбинированной направленности, этапы занятия, эмпатия.

THE USE OF THE METHOD OF COMPLEX FAIRY-TALE THERAPY IN THE STUDY OF FICTION IN THE GROUP OF COMBINED ORIENTATION

© IVANOVA N.V.

Abstract: the article reveals the features of using the method of fairy-tale therapy in the study of fiction for children of the group of combined orientation. The stages of the formation of the method of fairy-tale therapy are shown, the content of the stages of the application of the method of fairy-tale therapy in the study of fiction in the group of combined orientation is described.

Keywords: fairy-tale therapy, fiction, group of combined orientation, phases of employment, empathy.

Неоспоримым является тот факт, что в современном мире увеличивается количество взрослых, подростков, детей, не умеющих справляться со своими печалями, страхами, раздражением или гневом. Что заставляет людей испытывать эти негативные эмоции и почему они не умеют их контролировать? На эти вопросы затрудняются ответить и дети и ,часто, их родители. Как воспитателю помочь ребёнку? Что делать?  Сегодня существует множество методов, способствующих решению проблем воспитанника таким образом, чтобы ребёнок ни в коем случае не почувствовал даже незначительного дискомфорта. К таким методам и относится сказкотерапия.

 Сказка – удивительнейшее явление, уникальность которого заключается в силе влияния на ребёнка и взрослого.   Мифологическая история появилась сотни лет тому назад, но она  востребована  в современной культуре, во всём отличающейся от той, в которой сказка  родилась. Именно эта «живучесть» доказывает, что сказка наполнена каким-то важным психологическим содержанием [1].

 Что воспитатель может предложить ребёнку с помощью сказки?

1.Способы решения конкретной проблемы.

2. Превосходный общий язык для ребёнка и взрослого. Ведь зачастую они общаются на разных языках и  «сказочный» язык  сокращает расстояние и непонимание.

3. В сказке заложено больше информации, чем в обычной, повседневной речи. В этом плане сказки, сочиненные детьми, обладают богатейшим материалом для анализа.

4. Работа со сказкой пробуждает творчество в самом педагоге. Взрослый «возвращается» в детство  и обретает способность работать интуитивно.

5. Сказка – это свобода.

 Сказкотерапией  люди занимались  с самых древних времён. Только называлось это по-другому. Современная наука выделяет четыре этапа в становлении этой технологии. Необходимо отметить, что ни один из этих этапов  не прекращался с появлением нового. Просто каждый этап указывал на начало другого  процесса.

Никто не сможет сказать вам сейчас, когда начался первый этап  того, что сейчас мы называем сказкотерапией. Возможно тогда, когда первые люди начали складывать легенды и передавать их друг другу?  Необходимо упомянуть, что творческий процесс устного, а последние несколько веков, и письменного народного творчества активно продолжается.

Далее умнейшие из людей решили «приручить», а точнее, собрать, систематизировать, описать, понять  легенды, мифы и сказания. Исследовали сказки  через «призму» психологии такие учёные как  К.-Г. Юнг,  М.-Л. фон Франц, Б.Б. Беттельхейм, В. Пропп  и другие. И этот процесс познавания тайной сути волшебных историй  так же активно  развивается [3].

Третий этап сказкотерапии наступил тогда, когда другие умные люди решили использовать изученное влияние волшебных историй  в целях всевозможной помощи (психологической, педагогической).  Приём  «Придумай сказку» применим и группе детского сада, и в кабинете психолога, и на всевозможных психотерапевтических тренингах с детьми и взрослыми.

И, наконец, последний этап объединяет все существующие достижения, наработки, исследования «сказочной территории» и возникает концепция Комплексной сказкотерапии, с её духовным подходом к сказке как естественной, органичной восприятию человека системы воспитания, которой пользовались многие поколения наших предков»(2).

Принято считать, что как метод сказкотерапия существует в современной России с 1998 года. Именно тогда открылся Петербургский Институт Сказкотерапии.   Если мы будем начинать отсчёт с этой даты, то да - технология молодая, но если подумать серьёзно – ей не одна тысяча лет [1].

 Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеевна, доктор психологических наук, директор ныне Международного института сказкотерапии, стала автором этого «погружения в волшебство».

Сама Татьяна Дмитриевна говорит о своём методе как о «процессе  поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. Это процесс образования связи  между сказочным событием и поведением в реальной жизни» (1).

И я хочу ещё упомянуть Ольгу Александровну Шорохову, которая говорит о  сказкотерапии как  «интегративной  деятельности, в которой действия воображаемой  ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний» [5].

Таким образом, значимость вопроса по развитию личности дошкольника, сохранению его психического здоровья и создание благоприятного микроклимата в группе  определяет актуальность изучения применения технологии сказкотерапии в ДОО.

Каждое занятие составляется на основе  последовательности  стадий.

Стадия 1. Ритуал «входа в сказку».

Самое  важное для педагога здесь – создать рабочий настрой группы.

Мы совместно выполняем какое-нибудь объединяющее упражнение. Они знакомы любому воспитателю. Это могут быть добрые слова/стихи или мячик, передаваемый из рук в руки.

Стадия 2. Повторение.

Если дети смогли вспомнить и рассказать Вам о том, чем вы занимались на предыдущем занятии, то Вы – молодец!

Очень хорошо, когда воспитанники смогут связать свой полученный опыт с реальной жизнью. Например, Семён К. рассказал о том, что помог бабушке наматывать нитки в клубок, так как она плохо видит.

Стадия 3. Расширение.

Теперь я приступаю к основной стадии: рассказываю, показываю новую историю. Проговариваю сказку, проигрываю её.

Стадия 4. Закрепление.

Что нового узнали вы сегодня, дети? Мы играем, импровизируем. Например, Покажите, как ходит старенькая бабушка.

А как скачет её петушок?

Стадия 5. Интеграция и подведение итога.

И опять важный этап! Как дети смогут использовать новые знания, полученный опыт в своей жизни? Если они ответят Вам, что больше не будут крошить хлеб за столом во время еды, то Вы опять молодец! Взрослый проговаривает всё происходившее на занятии, дети ему помогают и совместно подводят итоги.

Стадия 6. Ритуал «выхода из сказки».

Ребёнок достаточно продолжительный отрезок времени был «погружён в сказку». Теперь его надо мягко, ласково «вывести в реальность».

 Мы повторяем то упражнение, которое использовали в начале занятия, но теперь у нас появилось что-то очень ценное, которое мы «забираем» с собой из сказки в реальную жизнь.

Основываясь на методических разработках Ольги Шороховой, я выделяю в своей совместной  с детьми работе над сказкой три основных этапа:

  1. Знакомство со сказкой  и осмысление  сюжета через языковые средства выразительности, прослушивание музыки и т.д.
  2. Формирование детьми своих собственных словесных описаний,  с опорой на ощущения, полученные при восприятии текста, музыки, движений.
  3. Приведение в равновесие детского поведения и эмоций.

При проведении каждого игрового этапа  используются определённые игровые приёмы, описанные ниже.

Сказкотерапия  на основе моей авторской сказки «Петушок и солнышко».

Жили-поживали дед, баба, да Петя-петушок (1).

Был Петя-петушок главным на скотном дворе (2).

Гордо гулял он по дорожке, высоко поднимал свою голову, сильно взмахивал красивым гребешком (3).

Ни с кем в хозяйстве не дружил Петя (4).

Только Солнце Ясное  уважал петушок (5).

Как покажется краешек солнышка на небе, Петя тут как тут (6).

Взлетит на плетень, крыльями взмахнёт, перья хвоста распушит и как закричит: «Ку-ка-ре-ку!» (7).

Замычит корова (8).

Закудахчут куры (9).

Захрюкают поросята (10).

Встанут дед да баба, пойдут по хозяйству хлопотать (11).

Но однажды налетели на утреннее небо хмурые, тяжёлые тучи (12).

Закрыли, спрятали Солнышко Ясное (13).

Спит, не просыпается Петя-петушок (14).

Пришла корова, будит петушка (15).

Прибежали куры, будят петушка (16).

Плачут дед да баба, не просыпается петушок (17).

Гром зашумел! Спит петушок (18).

Дождь зашуршал… Спит петушок(19).

Вдруг озарилось небо! Показалось Солнышко Ясное! (20).

Проснулся петушок! Расправил крылья! Как запоёт! (21).

Обрадовался дед, обрадовалась баба.  Все животные радуются! (22).

При работе над первым этапом обычно используются такие приёмы как:

- словесная режиссёрская игра;

- психогимнастические этюды;

- ритмические упражнения;

На втором этапе педагог обращается к:

- словесному комментированию;

- упражнениям на релаксацию и произвольное напряжение и расслабление мышц; 

- всевозможным  (ритмическим, музыкальным, пантомимическим) загадкам;

И, наконец, третий этап, а это обыкновенно:

- совместная со взрослым словесная импровизация;

- фантазирование по музыке; словесное рисование;

- упражнения на преодоление телесных барьеров с использованием мимики и пантомимики;

Я очень кратко указала только названия некоторых упражнений, возможных при проведении занятия с использованием элементов сказкотерапии. Существует великое множество фундаментальных трудов, подробно описывающих упомянутые мной приёмы. Ознакомиться с ними необходимо.

 Необходимо  отметить одно немаловажное условие успешного познания сказки (и не только)  – это личность самого педагога. Чем больше вы знаете, чем больше разбираетесь в музыке, литературе, театре – в искусстве, тем успешнее пройдёт занятие, тем успешнее будут ваши воспитанники! Обладать способностью перевоплощения; суметь почувствовать к своим подопечным эмпатию, увлечь их за собой в этот мир фантазий, волшебства и чуда! Всё в ваших руках, коллеги.

И ещё немного о правилах проведения сказкотерапии.

Один из важнейших моментов – ребёнок должен сам захотеть участвовать в игре. Я стараюсь продумать момент мотивации детей на деятельность. Это может быть рассматривание иллюстраций, использование загадок, чтение потешек. Если ребёнок не торопится присоединиться к игре, дайте ему время понаблюдать, а сами начинайте  занятие. Чем комфортнее будет себя чувствовать ребёнок, тем продуктивнее  будет его деятельность. Подбадривайте, поощряйте маленького актёра. Поддерживайте даже самые слабые ростки фантазии и у вас всё получится!

С текстом сказки дети должны быть знакомы до начала занятия.

Если вы будете регулярно использовать элементы сказкотерапии при проведении занятий, то через некоторое время сумеете отметить уменьшение количества случаев агрессивного поведения. Дети научатся грамотно выражать эмоции и вследствие этого раскрепостятся, сделают «первые шаги» на пути к умению управлять собой.

Таким образом, использование метода сказкотерапии при изучении художественной литературы в группе комбинированной направленности, помогает развить детскую личность, снятию психического напряжения, созданию возможностей для самовыражения. Влияние сказкотерапии  несомненно. Своевременное её проведение способствует сохранению психического и физического здоровья дошкольников.

Список источников

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000 – 310с.

2. Каяшева, О.И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.И. Каяшева. - Самара: Бахрах-М, 2012. - 286 c.

3. Мосина, Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей / Е.С. Мосина. - М.: Генезис, 2013. - 160 c.

4. Одинцова, М.А. Психология жертвы: Сказкотерапия для взрослых / М.А. Одинцова. - Самара: Бахрах-М, 2012. - 240 c.

5. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста".

Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста"....

Комплексно-тематический план образовательной работы в средней группе комбинированной направленности

Комплексно-тематический план образовательной работы в  средней группе комбинированной направленности по теме:«Я - ребёнок. Я- в мире человек»...

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе комбинированной направленности № 16 "Золушка" на 2020-2021 учебный год

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе комбинированной направленности № 16 "Золушка" на 2020-2021 учебный год...

Комплексно-тематический план образовательной работы в средней группе комбинированной направленности

Комплексно-тематический план образовательной работы в средней группе комбинированной направленности по теме "Осень"....