Иновационые методы и технологии освоения дошкольниками культурного наследия: реализация ФГОС
статья по художественной литературе (подготовительная группа)

Балабуха Виктория Леонидовна

Игра-путешествие по сказке А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_innovatsionnym_tehnologiyam.docx42.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Статья

«Инновационные методы и технологии освоения дошкольником

культурного наследия: реализация ФГОС»

 «Игра- путешествие в сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

в рамках детско-родительского клуба «Веснушки».

                                                                         Выполнил

                                                                              Балабуха Виктория Леонидовна                                                                                                                                                воспитатель                                                                                                              ГБДОУ детский сад № 8

Пушкинского района

Санкт-Петербург

Проблема: Многие дети  в группе не смогли ответить на вопрос: «Кто такой Пушкин?», «Какие сказки Пушкина вы знаете?».

Актуальность: 

Трудно переоценить значение пушкинских сказок для формирующейся личности. Они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.

К сожалению, родители в наше время в силу занятости уделяют мало внимания чтению книг с детьми. Проведенные беседы с детьми и устный опрос родителей, позволил выявить, что в группе лишь несколько семей, где существует традиция семейного чтения.

Поэтому мы решили уделить больше времени приобщению родителей к совместному чтению с детьми.

Так на чём же остановить свой выбор? Что может заинтересовать родителей и увлечь детей? Наш детский сад находиться в городе Пушкин, совсем недалеко от лицея, где жил и учился поэт.  Рядом с лицеем замечательные парки, где много цветущих аллей, тихих прудов, хвойных деревьев-великанов. В парке белки, утки и даже лебеди — все как в сказках Пушкина!

Поэтому мы решили, что обращение к образу А.С. Пушкина для детей, живущих в уникальном месте, тесно связанном с жизнью и творчеством великого поэта, поможет формированию у них чувства сопричастности к истории и культуре родного города.  В связи с этим возникла необходимость разработки проекта по изучению творчества А.С. Пушкина, с привлечением родителей. В рамках проекта «Страна Лукоморье» было проведено заключительное мероприятие «Путешествие в сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», в рамках детско-родительского клуба «Веснушки».

Идея проекта: способствовать совместной деятельности детей и родителей и обратить внимание родителей на важность чтения детям произведений А.С Пушкина, показав им, что это интересно, весело и совсем несложно.

Цель:  создание условий для совместной  деятельности детей и родителей по исследованию и творческому отображению «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина в различных видах художественного творчества.

Задачи:

Образовательные: 

  • Заинтересовать детей и родителей творчеством А. С. Пушкина, закрепить знания детей о сказке «Сказка о царе Салтане».
  • Знакомить с произведениями художников и композиторов, созданных по сказкам А.С.Пушкина. (Т.Маврина. «Остров Буян», Н.А Римский Корсаков «Полет шмеля»)
  • Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать и пересказывать эпизоды сказок; используя различные выразительные средства и дидактические пособия (мнемотаблицы)

Развивающие: 

  • Развивать познавательный интерес, речевую активность.
  • Развивать коммуникативные способности, совместное творчество родителей и детей.

Воспитательные: 

  • Воспитывать интерес к художественной литературе и эстетическое восприятие.
  • Способствовать эмоциональному сближению детей и родителей в ходе совместной деятельности.

Адресная группа, ее особенности – старшая группа (5-6 лет), родители.

Связь с образовательной программой ДОУ.

Игру-путешествие предлагается реализовать в рамках проекта «Страна Лукоморье»

Предварительная работа: 

Беседы с детьми «Что мы знаем о А.С. Пушкине?», «Мир сказок», «Какие сказки вам знакомы», «Мои любимые герои сказок Пушкина»

Оформление выставки «Книги Пушкина»,

Знакомство со сказкой «Сказка о царе Салтане» – чтение сказки, заучивание отрывков из сказки, работа с мнемотаблицами, инсценировка разгадывание загадок,

Рассматривание репродукций к сказке художников Н.А Богатова (Три девицы под окном…) и И.Я. Билибиной  (Царь салтан слушает разговор сестер под окнами) к сказке А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане» , рисунков, фотографий А. С Пушкина,

Дидактические игры: «Кубики по сказкам», «Кого не стало?», «Вспомни сказку».

Продуктивная деятельность:

Конструирование из бумаги «Флот царя Салтана», конструирование с помощью кинетического песка «Град на острове стоит».

Лепка: «Кот ученый», «Царевна-Лебедь»

Аппликация: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Рисование: «Белка там живет ручная», «Кот ученый».

Слушание музыкальных произведений: знакомство с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А. С. Пушкина. «Полька «Попрыгунья» С. Свиридов (первое чудо «Белочка»,

«Море» опера «Садко» Н. А. Римский-Корсаков (второе чудо «Тридцать три богатыря»,

Просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписи сказки.

«Полька «Попрыгунья» С. Свиридов (первое чудо «Белочка», Песня «Ветер по морю гуляет» (музыка Г. Струве).

«Море» опера «Садко» Н. А. Римский-Корсаков (второе чудо «Тридцать три богатыря»,

Просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписи сказки.

Физкультминутки

Наглядная информация для родителей «Великий писатель и поэт…», «Страна Лукоморье», «Как научить ребенка любить книгу?», «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».

Выставка рисунков и поделок по произведению А.С.Пушкина.

Театральная мастерская: совместное с родителями изготовление атрибутов, костюмов, декораций для театрализации.

Особенности проведения:

Игра проводится с подгруппой детей с участием родителей, при взаимодействии двух педагогов.

Оборудование:

Декорация сказки на заднем плане, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам, телевизор, проектор, доска, аудиозаписи: музыка Римского-Корсакова – «Океан-море-синее» увертюра «3 чуда», фрагмент муз. произведения «Полет шмеля», конверт, «Кораблик», листы бумаги, самодельная обложка книги «Сказка о царе Салтане», муляжи орешков с буквами, элементы костюмов, театральные атрибуты для обыгрывания сюжетов сказки, мнемотаблицы, интерактивная песочница, оборудование для конструирования из песка.

Ход игры.

Организационный момент:

На экране появляется кот-ученый

Кот: Я кот учёный, кот волшебный, живу я в сказочной стране.

И каждый здесь меня узнает, и каждый здесь известен мне.

Между прочим, я могу проникнуть куда угодно и вас приглашаю в свою страну. Вас ждет много проверить ваши знания. А если вы сможете выполнить все мои задания, тогда сможете отгадать название страны, в которой я живу и побывать на чудесном сказочным острове.

В-ль интересуется у детей, как и на чем мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)

Предлагает открыть конверт, который им оставил. Кот, может там есть подсказки. Дети достают из конверта пазлы «Кораблик»

Но нас много, а кораблик один, как же нам быть (Дети предлагают сделать каждому свой кораблик)

Дети садятся за столы и выполняют конструирование из бумаги  «Кораблик»

Воспитатель.

Вот сколько у нас корабликов, теперь мы все готовы отправиться в путешествие. (Дети берут свои кораблики и идут в музыкальный зал.)

Станция 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ «ЗНАТОКИ ЖИВОПИСИ»

1.Игровое задание «Кораблик»

 (Детям предлагается отправиться в путешествие по морю, выполняя движения по показу)

 (Звучит музыка Н.А. Римского-Корсакова «Океан-море-синее»)

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах        

На раздутых парусах.

Мимо острова крутого

Мимо города большого

Пушки с пристани палят,

2.Задание «Рассматривание картины Т. Мавриной «Остров Буян»

Воспитатель обращает внимание детей, что они приплыли к острову.

(Алгоритм рассматривания картины)

3.Игра «Море волнуется раз»

(Предлагается детям изобразить героев сказки)

Станция 2. «ЗНАТОКИ ПУШКИНСКИХ СКАЗОК»

1.Игра «Докажи словечки».

(Кот-ученый подсказывает ответы стихотворными строчками так, чтобы дети сами заканчивали строку рифмованным словом).

Воспитатель:

1.Три девицы под окном … (Что делали?)

Пряли поздно веерком.

2. Шлёт с письмом она гонца, чтоб… (Что сделать?)

Обрадовать отца.

3. Ты не коршуна убил,

Чародея… (Что сделал?).

Подстрелил.

 4. А сидит в нём царь  Гвидон

Он … (Что сделал?)

 Прислал тебе поклон.

5. Белка песенки поёт

И орешки всё… (Что делает?)

Дети: грызёт

 6. Князь для белочки потом… (Что сделал?)

Выстроил хрустальный дом.

7. С башни князь Гвидон сбегает,

Дорогих гостей … (Что делает?).

Встречает.

8. И опять она его

Вмиг … (Что сделала?).

Обрызгала всего.

9. Тут она, взмахнув крылами… (Что сделала?).

Встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулись.

10. Под косой Луна блестит

А во лбу звезда… (Что делает?). 

Горит.

Дети получают от кота 1орех-муляж с подсказкой.

Станция 3. «ТЕАТРАЛЬНАЯ»

1.Драматизация отрывка сказки «Разговор Девиц»

(Игра – драматизации по сказке, с  использованием костюмов)

2.Пантомимы (участвуют дети и родители)

Ребята, мы с вами уже играли в эту игру, только немного изменим правила: (На столе лежат перевернутые картинки, надо выбрать картинку и с помощью жестов, движений, мимики-пантомимы, изобразить повадки и характер героя, изображенного на картинке, чтобы другие узнали героя сказки. Можно использовать элементы костюма или другие театральные атрибуты)

(берут картинки, по очереди показывают персонажей)

Белка(белка щелкает орешки),

(Князь Гвидон стреляет из лука),

33 богатыря выходят на берег,

Лебедь и коршун.

Кот.

Спасибо большое нашим артистам. Они очень старались передать образы героев с помощью мимики и жестов, а это очень сложно, но я думаю, что у них все получилось.

Станция 4. «МУЗЫКАЛЬНАЯ»

Задание «Отгадай загадку»

Кот.

На цветок жужжа садится,

Чтоб нектаром насладиться,

Не пчела, как карамель-

Полосатый, толстый …(шмель)

В кого превращала Царевна-лебедь князя Гвидона? (в комара, затем в муху, а потом и в шмеля)

(Воспитатель просит детей назвать насекомых из этой сказки)

 (Предлагают послушать фрагмент муз.произведения Н. А. Римского-Корсакова «Полет шмеля»)

Кот.

А сейчас давайте вспомним, какие слова говорила Царевна-Лебедь, когда превратила князя Гвидона (в комара)

(Кот ученый проводит динамическую паузу)

"Будь же, князь, ты комаром.

И крылами замахала,

Воду с шумом расплескала

И обрызгала его

С головы до ног всего.

Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился.”

Дети получают от кота 2-ой орех-муляж с подсказкой.

Станция 5. «ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ А. С. ПУШКИНА».

1. Задание «Три чуда (Задание выполняют дети и родители, кто правильно соберет последовательность сюжета)

3 иллюстрации сказок (Составление алгоритма сюжета с использованием мнемотаблиц) 3 иллюстрации сказок (предложить собрать таблицы и вспомнить 3 чуда в сказке)

Воспитатель показывает иллюстрации к сказке с изображением белки, 33 богатырей и царевны-лебедя, предлагает послушать отрывки из сказки.

Сначала предлагаем родителям прочитать отрывки, затем детям.

Дети.

1.Ель растет перед дворцом,

  А под ней хрустальный дом;

  Белка там живет ручная,

  Да, затейница какая!

  Белка песенки поет

  И орешки все грызет.

  А орешки не простые,

  Все скорлупки золотые,

  Ядра – чистый изумруд,

  Слуги белку стерегут.

 2.В свете есть иное диво:

   Море вздуется бурливо,

   Закипит, подымет вой,

   Хлынет на берег пустой,

   Разольется в шумном беге,

   И очутятся на бреге,

   В чешуе, как жар горя,

   Тридцать три богатыря.

3.Лебедь, тут взмахнув крылами,

  Полетела над волнами

  И на берег с высоты

  Опустилась, отряхнулась

  И царевной обернулась…

2. Задание «Спрятанное слово»

Кот.

Здесь зашифровано слово. Давайте подумаем, какое?. Надо  взять  первую букву каждого слова и составить новое. (барабан, утка, ягода, нос). Тогда мы узнаем куда мы с вами отправимся дальше.

(Дети из первых букв собирают слово «Буян»)

Дети получают от кота 3-ий орех-муляж с подсказкой.

Кот.

Правильно, сейчас мы поплывем с вами дальше на остров Буян.

(Дети берут кораблики и идут на следующую станцию. Приходят в «Музей песка» к интерактивной песочнице.)

Станция 6. «ГРАД НА ОСТРОВЕ СТОИТ».

 (Кораблики причаливают к пристани к интерактивной песочнице)

1.Игра с песком «Строим чудесный сказочный остров»

(Коллективная работа конструирование с помощью кинетического песка сказочного города)

Дети получают от кота 4-ый орех-муляж с подсказкой.

Кот.

Вы справились со всеми заданиями, пора возвращаться в мою страну и узнать вам, как она называется.

Станция 7. «ЛУКОМОРЬЕ».

(Дети приносят последний орех и собирают все буквы и читают слово ЛУКОМОРЬЕ)

Кот.

Теперь я убедился, что вы знаете сказку «Сказка о царе Салтане». Вы смогли выполнить все мои задания и отгадать название страны, в которой я живу. А кто же придумал эту сказочную страну.

(Предлагает вспомнить автора сказки)

Воспитатель: Ребята, вы конечно знаете, что Александр Сергеевич проживал и в нашем с вами городе?
Воспитатель: Кто может сказать, как называется сейчас город, (Ответы)
Ребята, а какие памятные места вы знаете, которые напоминают об этом замечательном человеке? (Ответы)

Конечно, в нашем городе есть такие места. Послушайте, какие замечательные строки написал Александр Сергеевич о нашем замечательном городе:

Ребенок: Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…

Предлагаю посмотреть памятники А.С. Пушкину, спрашиваю, видели дети эти памятники и где? (ответы детей)

 Рассказываем коту сколько всего памятников есть в нашем городе. (три)

Уточняю, где находятся эти памятники, кто там был?

Кот.

Нам пора прощаться, наше путешествие закончилось? А чтобы вы его запомнили, я вам дарю книгу. Вы сможете вспомнить, что вы делали и увидели во время нашего путешествия и поместить свои впечатления в вашу книгу.

(Показывает обложку для создания будущей самодельной книги «Сказка о царе Салтане»)

Воспитатель благодарит кота и предлагает родителям тоже помочь в создании книги.

(Предлагает отправиться вместе с детьми в образовательное путешествие к памятникам А.С. Пушкина, рассмотреть их и подумать, какой из них лучше разместить в нашей книге-самоделке.)

 Фотографию выбранного вами  памятника,  мы поместим  на первой странице нашей книги.

Кот

Наше путешествие закончилось. Пора вам возвращаться домой.

А в группе, можно нарисовать какие сегодня чудеса  в сказочном мире вам понравились.

 (Дети благодарят кота и прощаются)

(Воспитатель предлагает детям и родителям взять кораблики и вернуться в группу)

(Звучит музыка Н.А. Римского-Корсакова «Океан-море-синее»)

Дети уходят в группу и рисуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год

quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...

семейные альбомы и книжки-малышки как метод нравственного воспитания младших дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО.

Описание долгосрочного проекта по нравственному воспитанию в первой младшей группе "Любим Родину с пелёнок"....

«Формы и методы вовлечения семьи в процесс освоения дошкольниками культурного наследия Санкт – Петербурга».

В  статье раскрывается тема форм и методов вовлечения родителей,как субъектов образовательного процесса, в совместную с педагогами и детьми деятельность....

«Квест-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 5 "Огонёк" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию дет...

Квест-игра-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

В статье акцентрируется внимание на современной игровой технологии- квест. Это новый и очень интересный вид педагогической деятельности, удобный в организации для педагога и очень увлекательный для де...

Технология портфолио дошкольника как инструмент реализации ФГОС ДО.

Портфолио позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок  самому ребенку и его семье....

Применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методов в коррекционной работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС"

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.   Здоровьесберег...