Чтение художественной литературы С. Есенин "Белая берёза"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Снежана Сергеевна Радченко

Технологическая карта НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл radchenkos.s.tehnologicheskaya_karta_razvitie_rechi.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Воспитатель: Радченко Снежана Сергеевна, МБДОУ «Чечеульский детский сад».

Образовательные области:  речевое развитие.

Тема занятия: стихотворение С.А. Есенина «Берёза».

Возрастная группа: 5-6 лет.

Цель занятия: ознакомление со стихотворением С.А. Есенина «Берёза».

Задачи занятия:

Обучающая: использовать выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения), привлечь детей к выполнению задания - подбора  однокоренных слов к  заданному  слову (снег).

Развивающая: развивать интерес к художественной литературе, творческое воображение, память, связную речь, образное мышление.

Воспитательная: помогать  чувствовать красоту произведения, воспитывать эстетические чувства и любовь к природе и поэзии через произведение.

Словарная работа: кайма, бахрома, заря.

Планируемый результат занятия: иметь представление о стихотворении  С. Есенина «Берёза».

 

Подготовительная работа:  наблюдение за деревьями в зимнее время года, беседа о красоте деревьев зимой,  рассматривание иллюстраций  березы,  чтение произведения.

Материалы и оборудование: иллюстрации, портрет поэта Сергея Есенина, салфетка с каймой и шарф с бахромой.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

2-3 минуты

стимуляция интереса, создание эмоционального настроя.

 Здравствуй, ребята. Я знаю, что вы любите отгадывать и загадывать загадки, поэтому сегодня я для вас одну приготовила.

 Воспитатель загадывает загадку:

Белоствольная красавица

Встала у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

(Береза).

Воспитатель. Какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это береза?

Воспитатель. А какими еще словами можно сказать о березе?

Словестный метод.

Фронтальная форма.

Приём: загадка.

Отгадывание загадки.

Ответы детей. 

Белоствольная, сережки.

 Ответы детей.

Высокая, стройная, тонкая, гибкая, нарядная, кудрявая, молодая

Правильный ответ подводит к теме деятельности.

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

3 минуты

Знакомство с книгой и писателем

С. Есениным

Воспитатель: берёза – символ нашей Родины, любимое дерево русского народа. Многие художники очень любили рисовать природу.

(показ иллюстрации). Обсуждение картин.

Но не только художники рисовали берёзу, о её красоте рассказывали поэты и писатели.  И это любимое дерево русского поэта  Сергея Есенина, который писал стихи о Родине и природе.

Словестный метод.

Фронтальная форма.

Наглядный прием.

Слушают.

Просмотр иллюстраций

Знакомятся с книгой и поэтом.

Высказывания о картинах

2.2

Этап ознакомления с материалом

Пополнение словарного запаса

Снятие напряжения

Воспитатель показывает  портрет  С. Есенина.

Книгу со стихами.

Давайте присядем на стулья.

Воспитатель: и для меня берёза дарит много приятных воспоминаний из детства. Под моим окном растёт стройная берёза. Я всегда могла наблюдать, как она меняется в каждое время года. Сергей Есенин тоже в своем стихотворении описал берёзу под окном. Но сначала хотела у вас узнать, может кто-то знает и  объяснит, что такое бахрома и кайма, заря?  (если не знают – объяснить, кайма – полоса по краю ткани; бахрома – тесьма с висящими с одной стороны нитями).

Физ. минутка «Берёзка»

Мы березку посадили

И водой её полили

И берёзка подросла

К солнцу верви подняла

А потом их наклонила

И ребят поблагодарила.

Наглядный.

Фронтальный.

Словестный

практический

Ответы детей.

Садятся на стулья.

Рассуждения детей

Выполняют разминку.

Разбор новых слов.

Ознакомление с новыми словами.

Переключение внимания.

Знакомство с стихотворением

Чтение стихотворения.

Словестный

слушают

2.3

Этап практического решения проблемы

Помочь понять своеобразное видение природы поэтом.

Беседа по прочитанному.

- Какую увидел поэт березу?

- с чем сравнивал снег?

Почему она привлекла его внимание, вызвала восхищение, удивление?  

Давайте еще вспомним строчки необычного сравнения в стихотворении:

              … И горят снежинки

                  Золотым огнем…

Ребята, почему поэт пишет, что снежинки горят?  Что это за огонь?  Снег разве может гореть?

  Это снежинки блестят на солнце, как маленькие огоньки!  А как вы, думаете, почему? (ответы детей).

Это лучи солнца позолотили березку!!!   Поэт рано утром выглянул в окно, увидел березу такой красивой, и написал это стихотворение.

Словестный

Наглядно

активно  участвуют

Ответы детей.

Прослушивание стихотворения

Вызван интерес к прочитанному

Развитие словарного запаса

Воспитатель: Ребята, а что мы увидим, если посмотрим на окно? (На окне наклеены снежинки).

Подумайте, ребята, и назовите  похожие  слова  со  словом  «снег».

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте с вами все вместе подберем слова  которые подходят  к слову «снег». Какой он?

Наглядный

словестный

Рассматривают снежинки, снег волшебный.

Отвечают на вопросы.

снеговик,  снегопад, Снегурочка,  снежный  (если не  знают – подсказать).

(Снег: легкий, пушистый, серебристый, блестящий, хрустящий на морозе, искрящийся.)

Обогащение словарного запаса.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»».

На 2х столах разложены части дерева. Предлагается правильно разложить строение дерева-берёзы и назвать части дерева (ствол, ветки, корень, листья) и объяснить, что нужно, чтобы дерево выросло?

Словестный

Наглядный

Практический

Работа в группах

Выполняют задания по командам.

Отвечают на вопросы.

Картина дерева.

3.

Заключительный этап

Подведение итога

Здесь у нас получилось какая берёза? А какая берёза была в стихотворении,  у Есенина?

А как вы думаете зачем Есенин написал это стихотворение?

Словестный

Ответы детей

Высказывание детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

Чтение художественной литературы И. Токмакова «Берёза»

Материал к тематическому дню о березе...

Чтение художественной литературы, принципы, подбор детской литературы, место для чтения в режиме дня.

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение ре...