Главные вкладки

    Чтение художественной литературы, принципы, подбор детской литературы, место для чтения в режиме дня.
    статья по художественной литературе

    Черкасская Татьяна Яковлевна

    Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon hud.literatura.doc795.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад воспитателя

    Черкасской Т.Я.

    29.09.2020г.

    Чтение художественной литературы, принципы, подбор детской литературы, место для чтения в режиме дня.

    Актуальность темы:

    Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

    В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А.Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

    Знакомство с художественной литературой включает в себя следующие аспекты:

    1. В режимных моментах. Во время умывания, одевания, подготовки ко сну, подъёма, уборки в группе и пр. можно проговаривать с детьми потешки, загадки, считалки, мирилки и другие малые фольклорные формы:

    «Водичка-водичка…» «Расти коса до пояса…» и пр.

    1. В НОД: чтение худ. Произведений, пересказ, разучивание стихов, рекомендованных в методической литературе (Гербова, Ушакова)

    Возможны конкурсы, викторины, кроссворды по прочитанным произведениям (по р.н. сказкам, детским писателям и пр.)

    1. В совместной деятельности. Чтение художественной литературы обычно планируется на вторую половину дня, после полдника. Тематика литературы зависит от лексической темы данной недели. Где брать литературу? Список рекомендованной литературы есть в программе «От рождения до школы» на каждый возраст, он есть и в рабочих программах каждой группы. Кроме того, существуют хрестоматии для чтения литературы в детском саду. Воспитатель может сам подобрать произведения для чтения или разучивания наизусть, но он должен понимать, насколько это произведение соответствует возрасту детей данной группы. Например, сказки Андерсена, рассказы Осеевой больше подойдут для старшего возраста, а сказки Сутеева – для младшего. Часть рассказов Толстого подойдёт для младших (Галка хотела пить, Котёнок, Пожарные собаки), а какие-то для старших (Лев и собачка, Филиппок, Акула, Прыжок). После прочтения произведения нужно обязательно побеседовать с детьми о том, насколько они поняли содержание данного произведения, задать вопросы, помочь сформулировать главную мысль. Во время этих бесед дошкольники знакомятся с новыми словами, активизируют их в речи, учатся составлять распространённые предложения, отвечать полным ответом.

    1. В холодную или дождливую погоду можно предложить детям послушать художественные произведения, которые близки им по играм, мультфильмам.  Некоторые из этих произведений можно читать не один раз, а растянуть на несколько дней, так как время чтения не стоит растягивать. Для каждого возраста оно ограничено. Детям очень нравятся книги Носова «Приключения Незнайки и его друзей», Успенского «Дядя Федор, пёс и кот», «Гарантийные человечки», Волкова «Волшебник изумрудного города». С удивлением узнала, что все дети знают мультфильм «Маша и медведь», а сказку – единицы.

    1. Существуют художественные произведения, которые считаются золотыми шедеврами детской мировой литературы. Но читать их в группе сложно – в них могут быть длинные описания, мало динамики в действии. Как быть? Такие произведения можно читать детям перед сном. Это могут быть сказки – как русские, так и сказки других народов. Воспитатель может читать сказки сам, а может предложить послушать их в исполнении профессиональных артистов.  Со своими детьми мы таким образом слушали в средней группе сказку Милна «Вини-Пух и все-все-все», в старшей группе «Мэри Поппинс», «Приключения Чиполлино», сказки Киплинга. Сейчас мы слушаем сказку Джанни Родари «Путешествие Голубой стрелы». Вечером, в свободной беседе, мы говорим о содержании этих сказок.

    1. Наглядность. Книги, прочитанные в группе, уместно выставлять в книжном уголке, чтобы дети в свободное время рассматривали иллюстрации, вспоминали героев книг и содержание прочитанного. По прочитанным произведениям в уголке театрализации можно ставить сценки, спектакли (пальчиковый театр, бибабо, настольный, теневой; костюмы в уголке ряжения). Не обязательно проигрывать всё произведение, можно показать его фрагменты или просто представить себя героями произведения и придумать свой вариант развития действия.

    1. Работа с родителями. В книжках передвижках можно рекомендовать родителям, какие книги почитать ребёнку на данную тему, для денного возраста. На одной из страниц разместить стихотворение, которое можно выучить по теме недели. Это стихотворение проговаривается в группе и рекомендуется для закрепления – по желанию родителей. На родительских собраниях, в беседах и консультациях воспитатель озвучивает родителям рекомендации по тематике, методике чтения художественной литературы дома, пересказу произведения, беседы по его содержанию.

    Приложение.

    1. Методическая литература О.С. Ушаковой

     

    1. Хрестоматии для чтения на разный возраст.

    1015465208.jpg c40cd806825ddb2f1877daaf7d5aaa3a.jpge8839880ee48871373fbc02873387a59.jpg

    2405889.jpg e63cacdcd36fd24fc9e994591f3dca69.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Принцип интеграции образовательной области "Чтение художественной литературы"

    Принцип интеграции образовательных областей является одним из принципов, на которых строится содержание и структуру общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Согласно принципу интеграции з...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и чтению художественной литературы на тему «Детская книга» по произведению С.Я. Маршака «Где обедал воробей? »

    Учить детей старшего дошкольного возраста составлять книгу в соответствии с текстом произведения С. Я. Маршака «Где обедал воробей? »- закреплять у детей знания стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и чтению художественной литературы на тему «Детская книга» по произведению С.Я. Маршака «Где обедал воробей? »

    Учить детей старшего дошкольного возраста составлять книгу в соответствии с текстом произведения С. Я. Маршака «Где обедал воробей? »- закреплять у детей знания стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал...

    Круг детского чтения: рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям с общим недоразвитием речи

    Главная ная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текс...

    Занятие по чтению художественной литературы в первой младшей группе. На тему: чтение р. н. п. «На птичьем дворе»

    Цель: Познакомить детей с русской народной песенкой «На птичьем дворе». Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке.Задачи: активизировать словарь за счёт з...