Приобщение дошкольников к труду через использование художественного литературного творчества.
консультация по художественной литературе

Приобщение дошкольников к труду через использование художественного литературного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к труду через использование художественного литературного творчества.

Бурак Надежда Геннадьевна

Воспитатель МДОУ «Д/с №8 «Сказка»

ГМО воспитателей  06.04.2019г.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего полноценного развития.

Согласно ФГОС ДО ознакомление детей с трудом осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста через социально-коммуникативное и познавательное развитие, содержание которых направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные, формируют уважительное отношение к различным видам труда.

В дошкольном возрасте формируются конкретно-наглядные представления о мире профессий. На этом этапе у ребенка формируется определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее профессиональное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. В процессе возрастного развития ребенок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Ранняя профориентация направлена на формирование у детей первичных представлений о труде взрослых через решение таких задач как:

- дать ребенку первичные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.

Для реализации столь важных задач в своей работе я использую одно из эффективных средств – художественное литературное творчество.

Ознакомление детей с трудом взрослых является сложным видом трудового воспитания дошкольников и поэтому требует специально организованной деятельности, которую нужно организовать  и провести методически правильно в условиях детского сада.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе  режимных моментов. Непосредственно образовательная деятельность сопровождается прослушиванием художественных произведений, что позволяет усилить эмоциональное воздействие на детей, подводя их пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества.

Уже с младшего дошкольного  возраста я начинала работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т.д.), в своей работе широко использовала потешки, стихи  А.Барто «Девочка чумазая», где детей побуждала следить за своей опрятностью.

Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

Знакомя малышей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают,  в процессе беседы использовала стихи Б. Заходера, А. Кардашовой , К.Чуковского и др. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнали о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболеют. Дети узнают, что дворников, шоферов, врачей, воспитателей много, они трудятся в разных местах.

В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжилась. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, швея, прачка, воспитатель).

Расширяла кругозор детей путем ознакомления через тематические недели: «Мир предметов и техники», «Транспорт», «Город мастеров», «Моя семья», Космос», «Азбука безопасности», «Праздник весны и труда», например, труд шофера, регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчика, стюардессы, инженера, космонавта  и др. Из этих тем дети узнали о содержании труда, его общественной значимости. Однако рассказ о профессиях стал педагогически значимым тогда, когда, объясняя содержание труда, делала  акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах,  тут и помогла художественная литература. При этом обращала внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам: говорила о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика.

Широко использовала произведения, Г.Сапгир «Садовник»; Б.Заходера «Портниха», «Строители», Мошковской «Капитан», «Поэт», «Рубанок»; Потаровой М. «Маляр», «Воспитатель»; Собакина Т. «Будущая профессия»; Черткова С. «Доярка», «Конструктор», «Парикмахер»; Емельяновой О. «Портниха», «Столяр».

Неизгладимое впечатление производили на детей образы скромных героев из произведений С.Маршака - пожарника Кузьмы ("Пожар"), почтальона ("Почта"), С Михалкова - дяди Степы-милиционера и др. Удивительно просто и глубоко говорит с детьми Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том, что "работа всякого нужна одинаково" и что "чего один не сделает – сделаем вместе".

Литературные произведения С. Михалкова  «А что у вас?»; В. Сухомлинского  «Моя мама пахнет хлебом»; Е. Пермяка «Мамина работа»; Н. Найденовой  «Ольга Павловна»; Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека»; С. Баруздина  «Кто построил этот дом?»; А. Бродского «Мой брат»; Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»; Б. Житкова  «Светофор» (из книги «Что я видел») использую во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения им.

В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей, чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье.

Часто в своей работе использую произведения Б. Житкова,  которые дают детям жизненные ориентиры, образцы для подражания. Основным качеством, которым, по мнению писателя, определяется ценность и духовная красота, является труд. Писатель знакомит ребят со многими профессиями. Например, из рассказов  «Пожар», «Обвал», «Почта»  дошкольники узнают о труде пожарного, врача, почтальона. Писатель не только рассказывает о специфике их профессиональной деятельности, но и показывает ее значимость, что особенно ярко проявляется в напряженных жизненных ситуациях. В этих произведения много внимания уделяется мужеству, храбрости человека, его самоотверженности. Неслучайно во многих рассказах Б.Житкова человек показан в необычайной обстановке, в минуту опасности, и в каждом из них говорится о взаимопомощи, солидарности  людей, дается пример мужественного, благородного поступка. Один из своих сборников писатель так и назвал «Помощь идет». Рассказы «На льдине», «Обвал», «Наводнение» и др. отражают коллективный опыт борьбы со стихией, учат детей тому, что люди должны помогать друг другу, забывая порой о себе.

Рассказы:  И. Туричина «Человек заболел»; рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик», и др. эти произведения с большим интересом воспринимаются детьми.

Они посвящены одной теме — самоотверженному труду людей. Человек-труженик — главный герой этих рассказов — предан своему делу, ему свойственны чувство долга, сила воли, самоотверженность, забота об окружающих людях. Труд каждого героя обязательно сопряжен с трудом других людей. Так у детей формируется представление о коллективном характере труда людей.

В соответствии с требованиями жизни, детей 5-7 лет, знакомлю и с современными профессиями, например как ««программист», фотограф», «косметолог», «бухгалтер», «менеджер»,  и др.

 В работе  использую беседы, наглядный материал  с подборкой стихов и загадок. Например, «фотограф» стихотворение А.Барто «У фотографа»,                                  загадка: «Наведет стеклянный глаз, Щелкнет раз - и помним вас».

В воспитании дошкольников успешно применяю фольклорную прозу. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

         Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – лень.  Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей.

        Успешное осуществление в целях ранней профориентации невозможно без оснащения предметно-пространственной развивающей среды. В книжном центре для каждой возрастной группы подбираю художественную литературу, энциклопедии, связанные с темой «Профессии». Создаю картотеки: пословиц, поговорок, стихов о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда.

        Таким образом, художественное литературное творчество играет важную роль в формировании трудовой направленности детей. Малыши учатся любить труд, с уважением относиться к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская литература заражает детей энтузиазмом  труда: желанием подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников через использование художественного слова

Экологическое воспитание дошкольников через  использование художественного слова...

Приобщение дошкольников к природе через русское народное творчество.

Все мы, ныне живущие, в ответе за родную природу. И как мы к ней будем относиться, будет зависеть, что останется нашим потомкам....

Приобщение дошкольников к театру через искусство художественного слова и живопись «Организация деятельности детей и педагога в творческой мастерской». Тема: «Театральная мастерская»

Конспект организации совместной деятельности педагога и детей в творческой мастерской по приобщению детей к театру через искусство и художественное слово. Народная сказка "Колобок" на новый ...

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к труду через различные виды деятельности»

Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд - это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.Трудов...

"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края с использованием художественно-литературных произведений поэтов Кубани"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края с использованием художественно-литературных произведений поэтов Кубани....