Приобщение дошкольников кклассической музыке через использование проектной деятельности
методическая разработка (старшая группа) на тему

Данилова Наталья Вячеславовна

 В Материале представлен опыт работы по заявленной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_vystupleniyu_na_rmo.docx27.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приобщение  дошкольников кклассической музыке через использование проектной деятельности

                                                                              Из опыта работы Даниловой Н.В.,

                                                                    музыкального руководителя

                                                                        МБДОУ «Детский сад № 430»

                                           Май 2018 г.

Слайд 1

  Добрый день, уважаемые коллеги.  Тема «Приобщение  дошкольников к классической музыке через использование проектной деятельности», которую сегодня я представляю вашему вниманию,  выбрана мной не случайно.

Слайд 2

   Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке.

Слайд 3 (актуальность проблемы)

     Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

    Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

    Не случайно ФГОС ДО  нацеливает педагогов на развитие у дошкольников ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, а одной из задач нашей образовательной программы является приобщение детей к музыкальному искусству, формирование основ музыкальной культуры через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства.

      Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную поп- и рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или нет), слышат и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость оказывают сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

     Проведя педагогическое наблюдение, которое заключалось в опросе детей и анкетировании родителей по поводу приобщения детей к классической или лучшим образцам современной или народной музыки, мы пришли к выводу о том, что в современных молодых семьях крайне редко у детей появляется возможность слышать высокохудожественные музыкальные произведения.

     В связи с этим мы решили, что педагоги и родители должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от музыки низкопробной и  дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую музыку. Очевидно, что основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду.

Слайд 4 (теоретические основы)

      Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы о том, что  необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формированию своеобразных эталонов восприятия.

    Кроме того, анализ представленного опыта музыкальных руководителей дошкольных учреждений в педагогических сообществах и собственной практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования опыта восприятия классической музыки и недостаточной эффективностью педагогической практики формирования  его у дошкольников.  

      Это убедило  меня в необходимости разработки новых педагогических подходов в приобщении дошкольников к классической музыке.

     Слайд 5

     Исходя из всего вышесказанного целью моей работы с детьми стало - приобщение  дошкольников к классической музыке через использование проектной деятельности.

    Достижение поставленной цели мы видим через решение ряда задач.

Задачи работы:

- Способствовать расширению знаний детей о музыке, накоплению опыта восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;

- Вызвать и поддерживать интерес к музыке, сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;

- Побуждать   детей   выражать   свои   музыкальные   впечатления в исполнительской,   творческой   деятельности   (в   образном   слове,   рисунках,  пластике, инсценировках);

- Способствовать формированию музыкальной  культуры,  сознательного  отношения  к музыкальному искусству  у всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) через активное участие в реализации совместных проектов.

Слайд 6

    Для решения поставленных целей и задач нам необходимо было подобрать эффективную педагогическую  технологию организации восприятия классической музыки, направленную на эстетическое развитие детей  старшего дошкольного возраста.

    Свой выбор мы остановили на технологии проектирования.

    Технология проектирования, которую я применяю в своей работе, как современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Технология актуальна и очень эффективна. Она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества. 

Кроме того,  данную технологию можно рассматривать и как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.

Родители, участвуя в проектной деятельности, могут быть не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу, но также стать непосредственными участниками музыкально-педагогического процесса.

Слайд 7

   

    Учитывая все выше сказанное мы решили разработать и осуществить долгосрочный проект «В мире классической музыки», о котором мне бы хотелось рассказать. (гиперссылка)  

Данный проект был направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование  творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки.

Слайд 8

Вся работа по реализации проекта строилась поэтапно:

Этапы реализации проекта представлены на слайде.

1 этап. Организационный:

1.  Обсуждение целей и задач проекта.

2.  Распределение материала на блоки, составление плана работы.

3.   Заключение договоров о сотрудничестве с определенными организациями (дошкольными, школьными, государственными) и общественными объединениями.

4.  Изучение компетентности родителей по теме проекта

2 этап: Практический:

1.   Планирование работы воспитателей с детьми.

2.   Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам

3.   Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников.

4.   Создание базы данных о детских музыкальных театрах, концертных залах города.

1.   Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.

2.  Составление семейных мини-проектов «Классическая музыка дома».

3.   Организация тематических выставок, создание фотогазет,

мини-презентаций.

3 этап: Заключительный:

Мониторинг проектной деятельности: анализ работы с детьми, анализ работы с родителями.

Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Презентация проекта «Классическая музыка в детском саду»

Слайд 9 

    На организационном этапе проекта мы  составили  план  работы, заключили договора о сотрудничестве со  средней школой № 62, музыкальной школой № 16,   изучили компетентности детей и родителей по теме проекта.

   Цели и задачи проекта мы обсуждали со всеми участниками проекта – детьми, родителями, воспитателями, стремились, чтобы у детей появился интерес и желание больше узнать о музыкальном искусстве, о композиторах, о музыкальных инструментах. В этом нам помогли такие  проблемно-игровые ситуации, как «В гостях у Феи Музыки».

 

Слайд 10 (среда)

   Наиболее длительным и насыщенным является второй – практический этап осуществления проекта.

  Важным при его реализации было создание соответствующей развивающей предметно- пространственной среды. В ДОУ созданы необходимые условия для приобщения детей к музыке, в том числе и классической: имеются музыкальные инструменты, музыкальный центр, DVD-проигрыватель, мультимедийная установка, компьютер, принтер, видеокамера, телевизор, аудио диски и кассеты  с записью фонограмм, фотографии и картины с изображениями инструментов, портреты выдающихся музыкантов, композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная и  художественная литература.

    Для реализации проекта мною был создан ряд мультимедийных презентаций для ознакомления детей с музыкальными инструментами, с музыкальными жанрами, с творчеством известных композиторов (П.И. Чайковский, А. Вивальди, С.С. Прокофьев)

Слайд 11

Основные направление работы на втором этапе проекта представлены на слайде.

Слайд 12 (формы работы с детьми)

При реализации проекта мы использовали следующие формы и методы:

- введение музыкальных минуток во всех группах (прослушивание композиций в перерывах между занятиями, утром, перед сном; пробуждение под музыку);

- интегрированные занятия на темы «Природа и музыка», «О чем нам расскажет «Детский альбом П.И. Чайковского», «Мы рисуем музыку» и др.

   Помня о том, что музыкальная деятельность весьма значима для дошкольника, мы старались организовать  ее так, чтобы она вызывала положительное эмоциональное отношение к ней. Этому способствовало использование такой формы, как музыкальные развлечения, которые проводятся в нашем детском саду 1 раз в месяц. Были проведены такие развлечения, как Музыкально - литературный вечер "Чайковский - детям". ….ДОПОЛНИТЬ

Слайд 13 (взаимодействие с социумом)

    Как уже было сказано, в нашем проекте участвовали не только дети и педагоги, но другие партнеры. Большую помощь в решении поставленных задач нам оказали педагоги и учащиеся музыкальной школы № 16. В течение года неоднократно были организованы встречи, как в школе, так и у нас в детском саду.

Слайд 14

Наши воспитанники имели возможность познакомиться с живым звучанием музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, контрабас, аккордеон , флейта и др.) Выразительное исполнение классических произведений педагогами и учащимися музыкальной школы способствовало развитию интереса к классической музыке, желание ее слушать, подражать старшим товарищам.

Слайд 15   (Работа с родителями)

  Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому, полноправными участниками стали и родители. Они были активно вовлечены в совместную с детьми творческую деятельность. Личное участие родителей позволило значительно шире и интереснее осуществлять работу по музыкальному воспитанию детей. Мы использовали самые разные формы взаимодействия, которые представлены на слайде. Предпочтение отдавалось таким активным формам, как

- Музыкальные  гостиные  для детей и их родителей (например, «Зимний вечер в кругу друзей» на основе музыки композиторов П.И. Чайковского, Вивальди …)

- выполнение творческих заданий родителями с детьми (например, самостоятельно узнать о жизни и творчестве композитора и рассказать детям, придумать сказку или рассказ по музыкальному произведению из Детского альбома П.И. Чайковского, нарисовать рисунок по музыкальному произведению и др.)

Слайд 16  (результаты работы)  

На третьем, заключительном этапе мы подвели итоги работы за год.

Итоговыми мероприятиями по проекту «В мире классической музыки»  стали:

- Музыкальная викторина «Угадай-ка!» по произведениям Чайковского, Вивальди, Свиридова, Прокофьева;

- Музыкальная  гостиная для детей и их родителей «В гости к королеве Музыки»;

- Выставка: «Сказочные образы в музыке».

- Фото выставка «Музыка в моей семье».

Слайд 17

    Повторное педагогическое наблюдение показало:

- у старших дошкольников значительно обогатились знания о музыке и ее жанрах, о музыкальных инструментах, о творчестве известных композиторов;

- повысился интерес к классическим  музыкальным произведениям. Дети с удовольствием слушают мелодичные звуки…, просят, чтобы воспитатели включили аудиозаписи в процессе свободной деятельности, в режимные моменты, что свидетельствует о проявлении эмоциональной отзывчивости на классическую музыку;

- У некоторых детей появились любимые музыкальные произведения. Которые они узнают и с удовольствием слушают, пытаются отразить  свои   музыкальные   впечатления в самостоятельной   творческой   деятельности   (в   образном   слове,   рисунках,  музыкально-ритмических движениях);

- родители наших воспитанников стали более внимательно относиться к тому, какую музыку слушают дети в свободное время, осознали значение приобщения детей к лучшим образцам отечественной и зарубежной классической музыки.

Слайд 18

   Кроме того, мы убедились и в эффективности выбранной технологии проектной деятельности в музыкальном образовании детей и взрослых. Мы увидели, что проект помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе

         Работа над проектом «В мире классической музыки» органично вписалась в педагогический процесс детского сада и на практике показала своё преимущество и эффективность, способствовала развитию образовательного учреждения, гармонизации отношений педагогов, воспитанников и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в организации рабаты по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с неживой природой через детское экспериментирование».

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не ...

Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном мире России через использование проектной деятельности

На аналитическом этапе также было проанализировано познавательное развитие детей по методике  Н.Н.Кондратьевой.Анализировались следующие показатели, представленные на экране: Название животного, ...

Развитие представлений дошкольников о важности соблюдения основ жизнедеятельности через использование проектной деятельности.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного ...

Использование интерактивных форм взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с родителями через совместную проектную деятельность.

Использование интерактивных форм взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с родителями через совместную проектную деятельность....

Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОНР в процессе патриотического воспитания через использование проектной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие детей  относится к числу важнейших проблем детей с общим недоразвитие речи.  Для  дошкольников с нарушениями речи важно развивать ком...

«Развитие представлений дошкольников о важности соблюдения основ жизнедеятельности через использование проектной деятельности».

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного ...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы через использование проектной деятельности

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы через использование проектной деятельности...