Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОНР в процессе патриотического воспитания через использование проектной деятельности.
проект (старшая группа)

Жбанова Марина Борисовна

  Социально-коммуникативное развитие детей  относится к числу важнейших проблем детей с общим недоразвитие речи.  Для  дошкольников с нарушениями речи важно развивать коммуникативные способности через все образовательные области, в том числе и через патриотическое воспитание.Решая задачи по нравственно-патриотическому воспитанию в системе социально-коммуникативного развития в ДОУ разработала и успешно  реализовала  проекты  по нравственно-патриотическому воспитанию . Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников  в условиях реализации ФГОС ДО, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoo-kommunikativnoe_razvite_doshkolnikov.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Жбанова Марина Борисовна

Воспитатель группы компенсирующей направленности,

высшая квалификационная категория

МАДОУ Детский сад №18

г. Красноуральск

Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОНР

 в процессе патриотического воспитания через использование

 проектной деятельности.

"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семь, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству"

Д.С.Лихачев

Социально-коммуникативное развитие детей  относится к числу важнейших проблем детей с общим недоразвитие речи. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Для  дошкольников с нарушениями речи важно развивать коммуникативные способности через все образовательные области, в том числе и через патриотическое воспитание.

Данному направлению социально-коммуникативного развития дошкольников я уделяю особое  внимание. Являясь начальным звеном системы образования,   ставлю своей целью: создание условий и системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ через проектную деятельность.

Для достижения цели были определены задачи:

  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу.
  • Расширять представления о родной стране, ее столице;
  • Развивать чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • Расширять словарный запас;
  • Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ ориентируется на достижение планируемых результатов:

  • Дети имеют представления о родной стране, ее столице; приобретут первичные знания о героическом прошлом  России.

У детей сформированы:

  • чувства уважения к  близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу, к другим людям, народам, их традициям.
  • эстетически-нравственные нормы поведения и моральные качества.
  • Родители, как активные участникам педагогического процесса, заинтересованы в формировании чувства патриотизма у детей.

    Работа по патриотическому воспитанию ведется по двум направлениям:

  • С детьми: проекты, занятия, дидактические игры, создание выставочных площадок, посещение музеев, викторины, акции, фотовыставки, выставки рисунков, целевая прогулка к памятным местам города,  возложение цветов к Вечному огню, физкультурные развлечения, праздники, изготовление подарков для ветеранов.
  • С родителями: проекты, акции, видео презентации в рамках Родительской  гостиной, консультации, буклеты, праздники и спортивные развлечения, целевые прогулки к памятным местам города,  создание альбомов.

Решая задачи по нравственно-патриотическому воспитанию в системе социально-коммуникативного развития в ДОУ разработала и успешно  реализовала  проекты  по нравственно-патриотическому воспитанию «Наши папы - солдаты», «Кем работают мои родители», "Наш любимый Красноуральск".

  • Проект «Наши папы - солдаты».

Цель: развитие познавательной активности, направленной на повышение интереса к истории и культуре России, службе в Армии и формирования чувства патриотизма и уважения к профессии военного.

Задачи:

1. Расширять знания детей о Защитниках отечества;

2. Уточнить представления о родах войск;

3. Вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов, на своих пап;

4. Воспитывать уважение и благодарность к людям, защищающим Родину.

В данном проекте, мы с ребятами оформляли газету с фотографиями пап, служивших в армии, изучали рода войск. Для этого мной была разработана презентация, создан альбом с фотография различных родов войск и служащих. Посещали краеведческий музей  и библиотеку ДК "Металлург" и мини-музей детского сада. В заключении была организована выставка рисунков детей..

  • Следующий проект, долгосрочный: "Кем работают мои родители"

Цель: Выстраивание целенаправленной, систематической работы по социально-коммуникативному развитию воспитанников, через знакомство с профессиями родителей, чья деятельность связана с военной и полицейской службой.

Задачи:

1. Познакомить воспитанников с историей различных профессий и их ролью в современном обществе;

2. Активизировать словарный запас;

3. Формировать систему знаний детей о патриотических  профессий;

4. Создать предметно-развивающую среду, способствующую усвоению знаний о этих профессиях;

5. Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной  профессии;

 6. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей посредством включения в воспитательно-образовательный процесс;

7. Способствовать воспитанию у детей гордости за своих родителей, работающих в разных сферах деятельности.

Тип проекта: информационно – ориентированный.

 Ожидаемый результат: дети познакомятся с действиями родителей в профессиональной деятельности;  расширят и активизируют свой словарный запас новыми, незнакомыми словами в процессе совместной деятельности с педагогами и родителями.

Продуктивная деятельность:

ИЗО деятельность: практическая деятельность по рисованию, аппликации на тему «Солдат Российской Армии», мастер-классы;

Конструирование/Ручной труд: изготовление военных машин из подручного материала и конструктора lego.

Сюжетно-ролевые игры;

Художественная литература: подбор художественной литературы по профориентационной работе, плакатов, брошюр для оформления папок передвижек, альбомов, уголков для родителей.

Беседы по патриотическому воспитанию.

Пополнено групповое и игровое пространство дидактическими играми;

Экскурсии; Фотовыставка;

Проект был отмечен областным конкурсом «Программно-методических материалов «Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях образовательной организации»  - г. Екатеринбург 2019г.

  • Проект "Наш любимый Красноуральск" был запущен к 85-е родного города.

Цель: Изучение с воспитанниками названия улиц города и их историческое прошлое.

Задачи:

1. Познакомить воспитанников с историей названия улиц города;

2. Формировать элементарные представления о местонахождении этих улиц;

3.Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей посредством включения в воспитательно-образовательный процесс;

4. Создать рукописную книгу об улицах нашего города.

В данном проекте, мы с ребятами, изучали улицы города, в том числе те улицы, на которых живут воспитанники группы и улицу на которой находится наш детский сад, ее историческое прошлое. Ходили на экскурсии. Каждый ребенок, рисовал свою улицу и изучив рассказывал о ее достопримечательностях. В итоге мы создали рукописную книгу с рисунками детей и их рассказами и даже сочинили стихотворение: "Улочки нашего города".

«Рукописная книга. 85 – летию родного города посвящается» получила Сертификат участника ".

Большое значение уделяю гражданско - патриотическому воспитанию детей через знакомство дошкольников с родным краем, участие в  программах, конкурсах: Телевизионный проект: «Стихи войны, стихи Победы» Управление ОАО «Святогор» (2016г., Благодарственные письма за участие); участие в городских акциях «Мы за мир», организую экскурсии  к обелиску Славы и выставку военной техники.  Приобщаю детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства через организацию совместных с родителями праздников,  развлечений, мероприятий, экскурсий, проектной деятельности. Осуществляю взаимодействие с социальными партнерами города: Отдел Внутренних дел по г. Красноуральск; воспитанники группы участники и победители конкурсов. (2018г.)

Таким образом,  нравственно-патриотическое воспитание дошкольников  в условиях реализации ФГОС ДО, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, эффективность которой прослеживается в следующих результатах:

  • имеют представление о ценности труда родителей и  близких родственников;
  • могут отличить символы государства России (герб, флаг, гимн) от символов других стран;
  • пополнен и активизирован словарный запас;
  • у детей сформированы понятия того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка, понятия о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ по отношению к другим детям.
  • создаются условия для формирования предметно-развивающей среды.

А также опыт работы  по нравственно-патриотическому воспитанию в системе социально-коммуникативного развития в соответствии  с ФГОС ДО показал, что одной из эффективных форм работы по данному направлению сегодня является проектная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ патриотического воспитания через проектную деятельность

Опыт проектной деятельности в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Статья посвящена взаимодействию с семьей по патриотическому воспитанию через проектную деятельность....

Интегрированное музыкальное занятие - формирование патриотического воспитания через музыкальную деятельность в подготовительной группе «День Народного Единства».

Цель: Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной стране, к родному краю. Воспитывать любовь и гордость за свою Родину. Узнавать и называть символы страны: флаг, герб, ...

Интегрированное музыкальное занятие – формирование патриотического воспитания через музыкальную деятельность в подготовительной группе «Родина моя»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной стране, к родному краю через синтез музыкального, литературного, художественного и танцевального творчества, влияя на эмоциональн...

Патриотическое воспитание через игровую деятельность

Консультация для педагогов о актуальности и методах и приемах патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

конспект занятия по патриотическому воспитанию через творческую деятельность "Салют Победы". для детей3-4 лет

занятие направлено на воспитание гражданско-патриотического воспитания через творческую деятельность...

Патриотическое воспитание через творческую деятельность.

Цель занятия:1.-Развивать мелкую моторику; 2.-Творческой фантазии ;3.- Воспитание потреотических чувств ;4.-Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей ;5.-Воспитывать...