Экологическое воспитание дошкольников через использование художественного слова
материал по теме

Гладышева Юлия Николаевна

Экологическое воспитание дошкольников

через  использование художественного слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников

через  использование художественного слова

Гладышева Юлия Николаевна

Воспитатель 

СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о.Отрадный

Самарской области «Детский сад №13»

      Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.

В современном мире экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые нравственные проблемы: развитие интереса к природе, наблюдательности, воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к ней. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. Перед педагогами стоит вопрос: как приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В начале года была проведена диагностика по экологическому воспитанию, где обнаружилось, что уровень знаний по экологическому воспитанию у детей низкий. И я решила организовать кружок «Листопадничек», где  с детьми провожу  занятия по экологическому воспитанию, и чтобы оно  было  интереснее, красочнее   и  легко усваивались в понимании детей, я использую художественное слово.  Для достижения лучшего результата, я поставила цель - развивать познавательный интерес к миру природы, через  использование художественного слова. Использование художественного слова  способствует обогащению и активизации словаря, развитие связной речи, формирование грамматического строя.

Для работы с детьми был составлен перспективный план,  где  непосредственная образовательная деятельность  включает в себя  не только познавательный         цикл, но такие виды, как трудовые,  художественно-продуктивные, физкультурные, речевые, опытно-экспериментальные. Непосредственно образовательную деятельность   я планирую таким образом, чтобы ребенок переходил от освоения факторов к установлению связей между ними и  обобщению полученных представлений.

При встрече ребёнка с природой должны решаться в единстве познавательные, нравственные и эстетические задачи. Например, поэтическое произведение даёт доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован им как образец для подражания.

Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождаются не только тогда, когда ребёнок гуляет по лесу, слушает птиц. Очень важна в этом плане творческая работа детей с природным материалом.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Участие детей в совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держат лейки, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растении – это и есть образец взаимодействия с природой.

С самого начала года я воспитатель во второй младшей группе многократно рассказываю и разыгрываю с куклами би-ба-бо сказки, начиная с репки. Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятие с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомя детей с самыми разными плодами. Тему домашних животных легко представить с помощью бабы и деда из «Курочки рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятие приходит либо дед, либо баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Я даю возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

В старшем возрасте, рассматривая с детьми картину «Берёзовая роща» обращаемся к рассказу И. Соколова - Микитова «Берёза». В народных песнях и сказках часто упоминалась берёза. Простые деревенские люди ласково называли берёзу берёзонькой. Можно предложить детям послушать хороводную песню «Во поле берёзонька стояла» и вспомнить какие они ещё знают песни о русской берёзе. Прочитать детям стихотворение А. Прокофьева «Берёза». Предлагаю подобрать к слову береза прилагательные.

Детская книжка о природе используется педагогом прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Я также использую разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызовет у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу. Так же активно использую электронные дидактические пособия, с подобранным прекрасным иллюстративным и художественным материалом.

Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаю детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

Русская народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей  на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!

 Моя  система работы показала свою эффективность и дала хорошие результаты на итоговом обследовании детей по развитию  экологической культуры воспитанников.

 

Литература

1.             Громова О.Е «Стихи и рассказы о животном мире для детей дошкольного возраста». Изд. "Творческий Центр СФЕРА", 2005 год.

2.             Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39- 43.
3.             Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.
4.             Зацепина В. Планета Земля – наш общий Дом (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 7. – С. 29-36.
5.             Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство - пресс», 2000. – 319 с.
6.             «МЫ». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп.– СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Умные слова" (нравственное воспитание через художественное слово) младший возраст

Программа дополнительного образования «Умные слова».Пояснительная записка.В трудах педагогов Н.К. Крупской и А.С.Макаренко неоднократно подчеркивалось, что дошкольный возраст является чрезвычайно отве...

Методическая разработка. «Воспитание через художественное слово (загадок, потешек, стихов, народного фольклора) культурно- гигиенических навыков и режимных моментов у детей дошкольного возраста»

У дошкольников игра является одним из основных методов формирования навыков личной гигиены, многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с в...

экологическое воспитание через художественно-эстетическое воспитание детей в ДОУ

Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды...

Опыт работы «Экологическое воспитание посредством художественно – эстетического развития».

Опыт работы«Экологическое воспитание посредством художественно – эстетического развития»....

Проект по экологическому воспитанию посредством художественно - эстетического развития в средней группе "Зимние чудеса"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 « Звёздочка»     Паспорт проекта "Зимние чудеса"     дл...

Конспект НОД по экологическому воспитанию и художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР

Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками,   охраняемыми видами растений, животных и птиц  Приморского края....