Конспект НОД по экологическому воспитанию и художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия (старшая группа)

Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.

 Познакомить с заповедниками,   охраняемыми видами растений, животных и птиц  Приморского края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение «Детский  сад 4 комбинированного вида» пгт Лучегорск Пожарского муниципального района

Конспект НОД  по экологическому  воспитанию и художественно-эстетическому развитию (рисование)  в старшей  группе коррекционной направленности для детей с ТНР  

ТЕМА: «Краснокнижная флора и фауна Приморского края»

Подготовили:

Учитель-логопед:   Васильева Ирина Ивановна

Воспитатель:  Козловская Светлана Анатольевна

 Цели:

 Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.

 Познакомить с заповедниками,   охраняемыми видами растений, животных и птиц  Приморского края.

 Формировать осознанное, действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

 Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

 Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное от ношение к ней.

Задачи:

- Познакомить детей с Красной книгой Приморского края;

- Расширить представление о жизни редких птиц, животных и растений  Приморского края;  

- Воспитывать заботливое, бережливое отношение к природе, желание заботиться и сохранять её;

 - Обобщить знания детей, закрепить представления об образе жизни животных, птиц и растений, о  роли человека в их жизни, о связи с окружающей средой, создании условий для  проживания и произрастания животных, птиц, растений.

- Формировать у детей навыки слушателя, развивать умение строить развернутое суждение, делать умозаключение, использовать разнообразные прилагательные, глаголы, характеризующие внешние признаки и образ жизни животных, птиц, растений;

-  Продолжать формировать умения пользоваться разными средствами общения.

- Развивать у детей способность создавать образ в рисовании  на тему  занятия

Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»

Образовательная область- Познавательное развитие- Формирование целостной картины мира, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Материал к занятию:
Мультимедийное оборудование, презентация в электроном виде «Флора и фауна Приморского края», магнитофон, аудиозаписи звуков леса и рычание тигра, разрезные картинки растений, карточки с животными, цветная бумага, кисти, гуашь.

Алгоритм проведения НОД:

1. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель: Сегодня у нас в группе много гостей, давайте поздороваемся. Ребята, подарите друг другу хорошее настроение, повернитесь и улыбнитесь. Молодцы!
Скажите,  как называется край, в котором мы с вами живем? (ответы детей).
У каждого жителя Земли есть своя Родина – это место, где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (Дети называют страну, край,  поселок.) Да, мы с вами живём в Приморье, для нас этот край родной. К
расива и богата наша приморская тайга. Здесь  живут много зверей, птиц, растений. Есть такие, которых мы видим каждый день, но есть и редко встречающиеся, их осталось очень мало. многие из них оказались под угрозой исчезновения . Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей.) Часто люди не задумываются о хрупкости окружающей среды: неправильно ведут себя во время отдыха на природе; стремятся заготовить как можно больше ягод и грибов, не соблюдая простые правила сбора; неоправданно ломают ветки, рвут цветы и растения; разрушают птичьи гнезда; мусорят. А ведь все это ведет к нарушению среды обитания животных и птиц, к уменьшению их численности и в некоторых случаях к исчезновению.

Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано «ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ».

- Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.) 

Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно, природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Для того, чтобы сохранить все богатство и разнообразие природы, люди создали Красную книгу. 

  (Слайд 1- 2) Показ  Красной книги Приморского края.

В эту книгу занесены редкие, исчезающие виды растений, животных, птиц, которые охраняются законом.  Для  сохранения и приумножения животных и растений в крае созданы 6 заповедников и 4 национальных парка.

(Слайды 3-9) Заповедники Приморского края.

Заповедники: Сихотэ- Алинский, Ханкайский, Лазовский, Кедровая Падь, Дальневосточный морской, Уссурийский, Национальный Парк Бикин.

 В заповеднике людям запрещается рвать цветы и травы, ловить рыбу, рубить деревья. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Биологи, лесники оберегают в заповедниках природу, ведут наблюдения. Расскажу вам о некоторых редких видах животных, занесенных в Красную книгу Приморского края. В Приморском крае проживают уссурийские тигры, дальневосточный леопард, пятнистый олень, бурый медведь. А также красный волк, лисы, рысь.

(Слайд  10) Тигр

 Скажите, какое животное является богатством нашего края?   Да, уссурийский тигр, это гордость нашего края, ведь недаром он изображён на гербе и флаге Приморья (показ иллюстрации).

 (Слайд 11)  Дальневосточный леопард

Большая часть популяции живёт на территории России, выбирая места с пересеченным рельефом. Основу его питания составляют косули и пятнистые олени. Дальневосточные леопарды находятся под угрозой полного исчезновения. По данным на 2017 год в России насчитывалось всего 87 особей.

 (Слайд 12)  Дикий лесной кот

 Дикий лесной кот, самый мелкий представитель кошачьих на Дальнем Востоке. Особи дикого кота гораздо крупнее домашних кошек, старые самцы весят до 10 кг. Питается грызунами, рябчиками, фазанами, давит молодых косулят. Образ жизни ведет скрытый, ночной, а день проводит в дуплах, скалах, в чащах кустарников.

(Слайд 13)  Бурый медведь

 Бурый медведь, крупнейший медведь Европы и Азии, широко распространен по всему Уссурийскому краю, хотя основная часть области обитания вида приурочена к центральной части Сихотэ- Алиня. Большую часть времени этот зверь проводит в поисках еды, кормясь преимущественно растительной пищей. Как известно, бурые медведи залегают в спячку, используя для зимовки берлоги, располагающиеся под выворотом дерева или в буреломе в хвойных лесах, преимущественно в глухих, глубокоснежных участках гор. Недостаточно упитанные для нормального зимнего сна медведи в спячку не залегают. Это так называемые шатуны, которым свойственна манера бродить всю зиму по тайге в поисках любого корма, вплоть до остатков волчьих трапез. Они нападают на копытных и опасны при встрече для человека.


(Слайд 14) Гималайский медведь

Гималайский медведь, которого в народе называют то белогрудым, то черным, распространен только в южной части Дальнего Востока, обитая в широколиственных лесах. Они заметно отличаются от бурых медведей. Меховой покров у них шелковистый, черный с белым пятном на груди в виде летящей птицы. Крупные самцы в 200 кг встречаются редко, а самки обычно весят не более 100 кг. Около 15% времени своей жизни гималайские медведи проводят среди крон деревьев, питаясь ягодами, желудями и орехами. На зиму они ложатся в середине ноября, до снега. Берлоги устраиваются в дуплах мягких древесных пород - тополя или липы. Там же у самок в феврале родятся два, реже три слепых медвежонка, всего в 500 граммов весом. Вид включен в Красную книгу России. Однако в настоящий период процесс сокращения численности этого вида остановлен и количество медведей в Приморье заметно возросло.

 Еще наш край богат растениями. Многие из растений нашего края занесены в Красную книгу.

 Приморский край находится с таежной зоне.   Растительный мир края очень разнообразен. В приморском крае растут ели, сосны , березы,  но также много реликтовых растений, которые нуждаются в защите и охране.

(Слайды 15-18)

Лотос Комарова ,Жень-Шень настоящий, Радиола Розовая, Ландыш Майский

Игра «Собери разрезную картинку».

Дети собирают разрезные картинки растений, занесенных в красную книгу.
 Назовите у кого какое растение? (ответы детей)

 Назовите у кого лекарственные растения? (ответы детей)

 Природу нужно беречь и любить. А как нужно себя вести, чтобы не навредить природе? (ответы детей)

1)        Не  бросать  мусор в  лесу!!!

2)        Не оставлять непотушенный костер!!!

3)        Не  баловаться  спичками!!!

4)        Не  топтать  грибы, цветы, муравейники!!!

5)        Не  рушить  птичьи  гнёзда!!!

6)        Не ломать ветки деревьев!!!

7)        Не срывать растения!!!

 Игра   «Если можно – хлопни, если нет – топни».

Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают)

Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают)

Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают)

Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают)

Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают)

Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают)

 Молодцы, знаете правила поведения в природе.

Воспитатель: Какие животные, птицы и растения вам запомнились? Почему?
Ответы  детей
Воспитатель: А как вы думаете, почему природный мир нуждается в нашей защите?
Ответы детей: (Животные, птицы и растения беззащитны перед человеком. Если мы не сможем бережно относиться к природе, будет страдать все живое на Земле).
Воспитатель: Как бы вы хотели помочь животным, птицам и растениям, когда станете взрослыми?
Ответы детей: Я вырасту и стану ученым и буду помогать сохранять природу. А я буду работать в зоопарке, буду разводить новых животных. А я хочу быть лесником и защищать лес от браконьеров!)
Воспитатель: Сегодня вы познакомились с интересной и важной книгой. Теперь она всегда будет находиться в нашем книжном уголке. Вы расскажите о ней своим родителям. Я предлагаю нарисовать животных, птиц или  растения и создать Красную книгу  Приморского края. Все вместе мы постараемся бережно относиться ко всему, что нас окружает.

 Рисунки  детей  после занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по образовательной области "Художественно-эстетическое" (Речевое развитие)

Цель: Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое действие и эмоциональную выразительностьь движения со словами. Учить передавать образ ...

Конспект открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый»

Конспект  открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый...

Конспект занятия образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» образовательная деятельность «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Поздняя осень» группа общеразвивающей направленности детей в возрасте от 6 до 7 лет

Тема: «Поздняя осень»Цель: развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.Задачи:- учить детей нетрадиционным техникам рисования: оттиск губкой;оттиск смятой ...

Конспект занятия образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» образовательная деятельность «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Золотая осень». группа общеразвивающей направленности детей в возрасте от 6 до 7 лет

Конспект занятияобразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»образовательная деятельность «Изобразительная деятельность: рисование»Тема: «Золотая осень&ra...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область «Художественно – эстетическая деятельность». Тема: «Ветка рябины» группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет

Цель: Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе, учить рисовать ягоды рябины используя пальцем. Задачи:Образовательные:Учить детей передавать характерные особен...