«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»
проект по художественной литературе (средняя группа)

Шаталова Ольга Николаевна

Проект 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Зайцевореченская общеобразовательная средняя школа

Проект

«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»

на 2018 – 2019г.

Автор проекта: Шаталова О.Н.

Зайцева Речка, 2015

ПРОЕКТ

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Тема проекта: «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»

Тип проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта:

дети, воспитатели, родители.

Место проведения: МБОУ Зайцевореченская ОСШ ДО

По продолжительности:

среднесрочный  - 1месяц

По характеру контактов:

внутри группы

По количеству участников:

коллективный

Актуальность:

Сегодня актуальной является  проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

        Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогатить его, сделать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо, в том числе, и прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.

Ребенок, приученный слушать и анализировать художественные произведения, отличается интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной, верными нравственными ориентирами, умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний.

Предлагаемый проект позволяет ребёнку ближе познакомиться с миром художественной литературы. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

Проблема: 

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению, т.к. интерес к чтению стал падать. Дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры.

Цель:

Формировать интерес детей к книге, как мотив подготовки к чтению, заложить в детские души зерна волшебного мира книг, пробудить интерес к  общению с книгой.

Задачи:

1.         Организовать работу с родителями по показу роли чтения в жизни ребенка и важности семейного чтения.

2.         Организовать знакомство с работой библиотеки, формировать положительное отношение к книге, вызывать интерес к иллюстрациям и желание рассматривать книгу вместе с воспитателем и самостоятельно;

3.         Формировать умение слушать, воспринимать содержание сказок.

4.         Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность сказок. 

5.         Формировать способность проявлять бескорыстную радость, душевное волнение при встрече с добрым и красивым миром сказок; испытывать сострадание и сочувствие к героям книг, мысленно ощущая себя рядом с ними или отожествляя себя с полюбившимся персонажем.

План  реализации  проекта

№п\п

мероприятие

сроки

ответственный

I

Информационно-подготовительный

1.

Изучение литературы по данной теме.

1неделя

Воспитатели

2.

Ознакомление с передовым опытом по данной теме.

1неделя

Зав. детским садом

3.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

1неделя

Воспитатели

4.

Анкетирование родителей.

Родительское собрание.

1 неделя

Воспитатель группы

II

Основной этап - организационно - практический

1.

Консультация для родителей

1неделя

Воспитатель группы

2.

Оформление книжного уголка

2неделя

Воспитатель группы

3.

Совместная деятельность  с детьми.

Организация непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитанников в ходе реализации проекта.

3-4 неделя

Воспитатели

III

Заключительный этап

Итоговое мероприятие - выставка продуктов детской деятельности «Волшебный мир сказок»

Итоговая презентация проекта
«Викторина по сказкам»

4 неделя

Воспитатели

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Повышение интереса детей к художественной литературе.

Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого  развития ребёнка.

Готовность воспринимать произведения устного народного творчества, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения. Позитивные изменения в речи детей.


РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Приложение №1

Анкета для родителей «Чтение художественной литературы»

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:

1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто: ежедневно, несколько раз в неделю, редко, когда есть время.

2. Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка, по своей инициативе

3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком? ___

4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? ___

5. Сколько книг (приблизительно) она включает? ___

6. Каких жанров (стихи, сказки и т. д.) ___

7. Какие книги предпочитает ваш ребёнок: сказки, стихи, литературу о природе, энциклопедии, книги познавательного содержания, нет определённых предпочтений

8. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду? ___

9. Ходите вы с ребёнком в библиотеку? ___

10. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения? ___

11. Если да, то какие последние произведения вы прочитали? ___

___

12. Читаете ли вы сами литературу? ___

13. Если да, то что предпочитаете: периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную литературу___

Спасибо!!!


Приложение №2

Консультация для родителей

«Роль сказки в жизни ребенка»

Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. 

Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем обычную взрослую речь. 
Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. 

Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра. 

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка. 
С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша. 

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы.

Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению. 

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает. 

Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней. 
Книжки с картинками мешают слушать сказки. Ведь художник видит всё иначе, чем ваш ребёнок. Обязательно надо читать заключительную фразу, это разделит сказки друг от друга. Если читать сказки с хорошей дикцией, чётко выговаривая все звуки, вы обойдётесь без визитов к логопеду. 
Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению. 
Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем. 
Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение. 

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка. 

Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

Удачи, уважаемые родители!


Приложение №3

Родительское собрание на тему:

«Приобщение детей и родителей к традициям семейного чтения художественной литературы»

Осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием вопрос воспитания человека путём приобщения его к культуре в целом, книжной в особенности. Тем более в современных условиях, когда само понятие «книга» почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают её конкурентами. Но книга остаётся тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. Именно литература создаёт определённые незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.

Но воспитание читателя, способного воспринимать произведение искусства во всём его богатстве – процесс долгий и трудный. И всё-таки приступать к его осуществлению необходимо с раннего детства, т. е. с возраста, когда идёт формирование предпосылок читателя. Главная задача в том, чтобы на основе изучения условий, в которых протекает вызревание читательской личности малыша, высветить объективную картину его чтения, определить степень включённости в книжную культуру.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЛИТЕРАТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА

Приобщение ребёнка к книге и чтению совершается под воздействием таких компонентов, как семья, детский сад. Какое же влияние оказывает каждая из сторон на первичное литературное воспитание?

Вхождение ребёнка в книжную культуру совершается не в пять или шесть лет, а гораздо раньше – в младенчестве, едва он только начинает приобретать первичное представление об окружающем мире, понимать речь взрослого, овладевать первыми словами.

Дело в том, что ребёнок к этому времени представляет интерес как начинающий читатель, превращающийся из слушателя в самостоятельного читателя. Ведь одни дети овладевают основными грамматическими формами родного языка и довольно хорошо, с увлечением читают; другие делают первые, очень важные шаги в этом направлении; а третьи выступают в роли слушателя, воспринимающего литературное произведение с голоса.

Однако, как бы то ни было, каждый ребёнок к пяти годам, а тем более к шести или семи, приобретает через взрослых свой первый литературный опыт. С этого времени начинается и так называемый «библиотечный возраст» ребёнка, когда взрослые (родители, воспитатели) впервые пытаются привлечь дошкольника в библиотеку.

Восприятие литературного произведения у старших дошкольников в сравнении с младшими поднимается на более высокую ступень. Именно в этот возрастной период начинает интенсивно формироваться творческое воображение, что означает: ребёнок уже не только способен создать представление об отсутствующих или незнакомых предметах, но и может оперировать представлениями, комбинировать их, преобразовывать, создавая новые, более сложные. А это, как отмечают психологи, влияет на восприятие художественного произведения, делая его более творческим.

Ребёнок этого возраста хорошо чувствует вымысел и легко проникает в необычную ситуацию. Интуитивно ощущая нереальность происходящего, он в то же время понимает возможность действия в сфере обычной жизни. Ребёнка старшего дошкольного возраста отличает особая наглядность и живость представлений. В процессе чтения он открывает самого себя. Все качества героя, ситуации, в которые он попадает, маленький читатель переносит на самого себя, становясь как бы соучастником событий. Такое восприятие происходящего – изнутри – способствует творческому процессу перевоплощения ребёнка, которое можно назвать основой эстетического восприятия прочитанного.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ ЛЮБВИ К ЧТЕНИЮ

Перейдем к работе воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи:

  • Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей (зрителей, позитивными и негативными стереотипами);
  • расширить их представления о детской литературе;
  • научить руководить воспитанием детей как читателей (зрителей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ;

Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими (зрительскими) интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми; освещает имеющиеся проблемы. Затем можно прочитать лекцию «Возрастные особенности дошкольника-читателя (зрителя) », в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя, рассказать о вреде раннего приучения ребёнка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями.

Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С. Михалкова», «Вообразилия Б. Заходера», «Грамматика фантазии Дж. Родари», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова», «Детские страшилки, детективы: вред или польза? » и др. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей.

Значительную часть работы с родителями необходимо посвятить обучению их руководству чтением дошкольников, просмотром телепередач. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. На лекции можно рассказать родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка.

В настоящее время средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение.

Задача детского сада — помочь родителям понять гуманистическую ценность искусства, его особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека. Воспитатели должны помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. В организации родительского педагогического всеобуча в детском саду почётное место должна занять проблема детского чтения. В чем конкретно может проявиться педагогическая пропаганда в этой области?

Детский сад должен информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей целесообразно помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда, рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги», «Личная библиотека вашего ребенка» и др. Здесь же может быть представлена постоянная рубрика «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.


Приложение №4

Советы родителям

Народные сказки

К выбору народных сказок для детского чтения надо подходить осторожно. Следует брать русские народные сказки, специально адаптированные для детей. В исходном виде произведения устного народного творчества бывают грубоватыми и нередко жестокими. Для детей оптимально подойдут сборник «Русские детские сказки» А. Н. Афанасьева, сказки в обработке А. Н. Толстого, в пересказах Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Выбирайте книжки с красивыми крупными иллюстрациями. Читая сказку, рассказывайте малышу о том, что изображено на картинках, предлагайте ему самому показывать персонажей.

Сказки о животных можно показывать с помощью пластмассовых, резиновых, мягких игрушек. Декорации легко изготовить из подручных средств. Прочитайте ребёнку сказку «Заюшкина избушка». Подберите с ним игрушки, соответствующие персонажам сказки: зайчика, лисичку, собачку, волка, медведя, петушка. Лубяную избушку зайчика можно изготовить из картонной коробки, прорезав в ней окошки и дверцу. Ледяной избушкой лисы может послужить прозрачный целлофановый пакет. Следующую встречу со сказкой «Заюшкина избушка» можно проводить уже с игрушками. Поставьте на стол домики зайчика и лисы. Взрослый будет читать книжку, а ребёнок – показывать происходящее, используя фигурки животных.

Для детей начиная с годовалого возраста оптимально подойдут сказки выдающегося педагога К. Д. Ушинского «Храбрая собака», «Лиса и гуси», «Коровка», «Петушок с семьёй», «Васька», «Мышки», «Козлятки и волк». Это добрые и поучительные произведения.

О вреде телевизионного и компьютерного «воспитания»

Чтение было и остаётся важнейшим средством образования, воспитания и приобщения ребёнка к духовным богатствам человечества. Но в наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема приучения к чтению, создания насущной потребности в этом роде деятельности стоит исключительно остро.

В прежние времена занимательное чтение наряду с играми являлось основной формой проведения досуга для детей всех возрастов. Теперь книги уступают место телевизору, компьютерным играм, интернету. Современные малыши, ещё не умея говорить, уже знают, как обращаться с телевизионным пультом и компьютерной мышью.

Старайтесь максимально оградить дошкольника от контакта с телевизором, компьютером, DVD-плеером. Если вы вынуждены проживать с ребёнком в одной комнате (однокомнатной квартире, не злоупотребляйте просмотром телепередач, пока ваш малыш находится дома и бодрствует.

Зависимость от «движущихся картинок» сильна и вырабатывается очень быстро. Многие взрослые, придя с работы, сразу же берутся за телевизионный пульт или, наспех поужинав, спешат сесть за компьютер, вместо того чтобы почитать хорошую книгу. А ведь ребёнок строит свою модель поведения, глядя на родителей. Такой ли пример для подражания ему нужен? Будет нелегко приучить малыша к чтению, если он видит, что никто из взрослых членов семьи не читает книг.

Необходимо также помнить, что длительное просиживание у телеэкрана и монитора серьёзно вредит не только зрению, но и здоровью всего организма. Нездоровая полнота и целый букет заболеваний многих современных детей являются зачастую следствием именно такого малоподвижного «телевизионно-компьютерного» образа жизни. А если учесть ещё низкий культурный уровень и негативную смысловую нагрузку большинства детских компьютерных игр и анимационных сериалов, характерной чертой которых являются насилие и агрессия, то можно утверждать, что страдает не только физическое, но и психическое здоровье детей.

Приложение №5

Рекомендации по семейному чтению. Подбор книг для дошкольника

Важную роль в формировании маленького читателя играет отбор книг. Детская литература сегодня богата по составу и содержанию. Охватить это богатство невозможно. В педагогической науке были разработаны критерии, которые при отборе книг для детей позволяют избежать субъективности, вкусовщины, позволяют дать объективную оценку книгам с точки зрения их содержания и художественных достоинств. Какие это критерии?

Проблема отбора книг для детского чтения - одна из самых важных и сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики. Значимость продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребенка, на формирование его литературного опыта, на важном этапе -этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге: интереса и любви или равнодушия. Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения, преодолевать все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.

Важнейшее значение имеет художественный уровень литературного произведения. Мерилом художественности является органическое слияние содержания, идей произведения с такой формой их выражения, которая наиболее точно совпадает с идеей, выражает её наилучшим образом.

Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др.

Литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.

Носителем духовной культуры народа является также классическая литература. Чтение ребёнку произведений А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, С. А. Есенина, М. М. Пришвина и других русских писателей - обязательное условие для его духовного становления.

В круг детского чтения входят также фольклор и авторские произведения для детей народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребёнка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.

Таким образом, в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике детской мировой литературы.

В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Ребёнку нужно открыть богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой - избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Для детей дошкольного возраста это лучшие произведения фольклора, стихи и сказки А. С. Пушкина, П. П. Ершова, рассказы из «Азбуки» Л. Н. Толстого, рассказы и сказки К. Д. Ушинского, стихи для маленьких В. А. Жуковского, А. Н.Плещеева, Н.А. Некрасова, В. В.Маяковского, А. А. Блока, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, А. Л. Барто и др. В золотую библиотеку для дошкольника также вошла проза наших отечественных писателей: «Воробьишко» А. М. Горького; «Поход», «Чук и Гек», «Голубая чашка» А. П.  Гайдара; «Обвал», «На льдине», «Что я видел» Б. С.Житкова; «Золотой ключик» А. Н. Толстого; «Ребята и утята», «Золотой луг», «Лисичкин хлеб» М. М. Пришвина; «Волчишко», «Медвежата» и др. Е. И. Чарушина; «Лесные домишки», «Первая охота», «Хвосты», «Как муравьишка домой спешил» В. В. Бианки и др. Традиционно включают в детское чтение и произведения зарубежной классики: сказки Ш. Перро, братьев Гримм, X. К. Андерсена.

Круг чтения дошкольника, однако, не ограничивается основным списком. Он значительно шире и включает в себя огромное книжное богатство. Это как бы второй круг детского чтения. Переход к нему требует подготовленности, которая формируется в результате знакомства с основным минимумом - ядром детского чтения. Второй круг детского чтения рассчитан на пополнение литературного кругозора детей, повышение их начитанности. Он направлен также на удовлетворение возникших литературных интересов к произведениям определённого жанра или определённой тематики.

Библиотека современного ребёнка уже не мыслится без стихов Л. Квитко, Е. Благининой, Д. Хармса, П. Воронько, 3. Александровой, Я. Коласа, Н. Забилы, стихов и сказок Д. Родари, рассказов и сказок Н. Носова, рассказов В. Драгунского, сказок А. Волкова, произведений Л. Пантелеева, Ю. Тувима, А. Линдгрен, А. Милна и др.

В нашей отечественной детской литературе широко представлено поколение талантливых писателей: Р. Погодин, В. Берестов, Б. Заходер, С. Баруздин, Э. Шим, С. Капутикян, И. Токмакова, В. Витка, Э. Успенский, К. Тангрыкулиев, С. Вангели, И. Зиедонис, Ю. Дмитриева, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков, С. Сахарнов и других, без которых уже невозможно представить себе библиотеку современного ребёнка.

Если Вы решили купить своему ребёнку новую книгу

При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества:

  • как книга иллюстрирована. Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать. Они ценят красоту, юмор и фантазию. Избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный;
  • соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя. Не судите по возрасту, а выбирайте истории достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но притом достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий;
  • та ли это книга, которая понравилась именно вашему ребенку. Не слишком обращайте внимание на ее учебную ценность. Любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной;
  • обладает ли книга силой эмоционального воздействия. Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, на долгое время для ребенка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально;
  • хорошо ли книга написана. Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению;
  • нравится ли книга вам. Если вы считаете то, что больше нравится вам самим, есть большое основание ожидать, что это понравится ребенку.

Как обращается с книгой Ваш ребенок?

По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, вы можете судить о том, достаточное ли внимание вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли ваш ребенок следующих правил обращения с книгой:

  • прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли у тебя руки;
  • книгу читают и рассматривают за столом;
  • бери книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной.
  • не играй с книгой, она от этого портится;
  • после того, как посмотрел и прочитал книгу, не забудь положить ее на место;
  • правильно храни книгу в специально отведенном для нее месте - в книжном шкафу или на полке, а не среди игрушек;
  • если заметил, что книга не в порядке (порвалась или отклеилась обложка, выпала страница), почини ее сам или с помощью взрослого.

Десять "почему" детям необходимо читать

  1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  6. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
  7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
  8. Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
  9. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
  10. Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

Советы родителям «Как помочь ребёнку стать читателем»

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них:

  1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
  3. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
  4. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
  5. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
  6. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
  7. В доме должна быть детская библиотечка.
  8. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  9. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  10. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
  11. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  12. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  13. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  14. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  15. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов — пусть дети читают все что угодно!
  16. Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
  17. Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.

Приложение №6

Беседа с детьми на тему «Бережное хранение книг» 

 

 

 

Цель: 

∙         воспитание читателя;

∙         пробуждение  интереса  к чтению  художественной литературы.

Задачи:

∙         расширять знания детей о книге;

∙         развивать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги;

∙         закрепить представление о труде писателя, художника;

∙         познакомить с детскими писателями: К.И.Чуковский, С.В. Михалков, С.Я. Маршак, В.В. Бианки, А.Л. Барто;

∙         воспитывать бережное отношение к книге.

ХОД БЕСЕДЫ:

- Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы очень внимательно слушайте и дайте правильный ответ:

«Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает»

(ответы детей)

                                     

- И сегодня, мы с вами поговорим о книге, о бережном отношении к ней.

В группе у нас есть книги.

1.      А есть ли у вас дома?

2.      Зачем они нужны?

3.      Какие у вас любимые книги?

Вы назвали много книг и их действительно много и все они разные.

- А кто создает книги? (писатель, автор)

- Правильно, а оформляет художник.

- Каждый писатель работает по-своему. Один любит тихий кабинет, другой, наоборот – место, где много людей, где стоит шум, идет разговор.

Одни пишут карандашом, другие – ручкой, третьи работают за компьютером. Кто-то умеет писать для детей, кто-то для взрослых.                                    

- Ребята это очень сложная работа и следует бережно относиться к книге.

- Посмотрите на эти портреты, это детские писатели.

Вот К.И. Чуковский, дайте вспомним, какие произведения он для вас написал (рассматривают книги).                                        

- Вы помните произведение К.И. Чуковского «Федорино горе» - это легкое, веселое, интересное произведение, где все скачет, пляшет, движется и поет:

«А за ними блюдца – блюдца –

Дзынь –ля-ля! Дзынь –ля-ля!

Вдоль по улице несутся –

Дзынь –ля-ля! Дзынь –ля-ля!»

- Как вы думаете, долго ли автор работал над этим произведением? (ответы детей)

- В своем дневнике К.И. Чуковский записал, что ему приходилось за целый день писать только три строчки. Поэтому «Федорино горе» создавалось совсем непросто.

Но иногда бывает по-другому. Стихотворение рождается сразу, вдруг, легко и непринужденно.

Рассматриваем книжки писателей, портреты, которые стоят на столе (К.И. Чуковский, С.В. Михалков, С.Я. Маршак, В.В. Бианки, А.Л. Барто).

  - Вот портрет С.Я. Маршака, он написал стихотворение про веселый, звонкий мяч.

                                                         

Игра «Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый, звонкий мяч, 
Ты куда помчался вскачь? 
Желтый, красный, голубой, 
Не угнаться за тобой!

Раз, два, три – беги!

 ( Дети передают друг другу мяч по кругу; тот у кого остался мяч с концом предложения останавливается, и дети, стоящие справа и слева от него, встают спинами друг к другу и по команде обегают круг и стараются взять мяч первыми).

       

- Вам понравилось говорить о книгах? Надо беречь книги? Почему? Вы хотели бы стать писателями? Чтобы быть писателями, надо хорошо учиться, учить наблюдать, уметь видеть так, как не видят другие.


Приложение №7

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Книга – лучший друг» в старшей группе

(ОО «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое» развитие)
Цель: Сформировать у детей понятие, что книга - это источник информации, знаний.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с историей возникновения книги.
Развивающие:
- Развивать нравственные чувства детей. 
- Развитие воображения и творческого подхода.
- Развивать познавательные процессы.
- Развивать умение выражать свои мысли словами.
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение детей к книге.
Место проведения: группа (музыкальный зал)
Оборудование: ММ установка, слайд шоу «История возникновения книги», разрезные картинки (животные, времена года, птицы…), «Книга Знаний».
Использование педагогических технологий:
«Игровые технологии» социально- игровой стиль общения ( В.М. Букатов);
-«Технологии проблемного обучения» личностно- ориентированного обучения в современной школе» (И.С. Якиманска);
Здоровьесберегающие технологии «Здоровый дошкольник (Ф. Змановский)
Словарная работа: папирус, пергамент, береста

Ход НОД:

I часть
1. Организационный момент
Воспитатель приглашает детей в группу, дети рассаживаются на стулья.
Воспитатель предлагает детям побеседовать об увлечениях. Вы хотите?
-Чем вы любите заниматься?
(Ответы детей)
- Я тоже люблю читать книги.
Воспитатель:
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг!
Чтобы делал человек,
Если б не было бы книг.
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей.
От волшебных добрых сказок,
Да веселых новостей.
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книгой руку,
А ее на полке нет!
Нет! Нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник.
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Воспитатель: Ребята, представьте, что исчезли все книги, что будет? Что может заменить книгу?
Ответы детей:
-Телевизор, интернет.
Воспитатель: Ни что нам не заменит добрую старую книгу.
Часто говорят: "Книги - наши друзья". Почему книгу считают другом? Как вы думаете зачем нужны книги?
(Ответы детей)
- Книги рассказывают о земле и космосе.
- О жизни детей.
- Знакомят нас с миром природы. 
- С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия. 
- Читая книги, мы узнаем стихи.
- Загадки, пословицы и поговорки.
Воспитатель: Не зря говорит пословица: "Книга - источник знаний".
II часть
1.Из-за полки доносятся звуки:
Книга: Ох-хо-хо!
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то вздыхает? Кому-то нужна помощь.
Книга: Лежу, я, забытая, заброшенная! А ведь давным-давно любили и ценили книгу, читатели, увлекшись чтением, засыпали в обнимку с книгой.
 Как верно вы заметили! Что "Книга - источник знаний". Я - Энциклопедия, а еще меня называют – книгой знаний. Я предлагаю вам полистать мои разноцветные странички. И получить ответы на все интересующие вас вопросы.
Воспитатель: Нам очень интересно узнать об истории создания книги и бережном отношении к ней, правда, ребята? 
Вам интересно, что приготовила нового и интересного наша гостья?
У вас есть вопросы? Задавайте!
1. Ребенок: - Уважаемая Энциклопедия, скажите, пожалуйста, а книги были всегда?
Книга: Об этом вы узнаете на моей первой страничке.
(Воспитатель открывает первую страницу, показывает слайды и рассказывает детям об истории возникновения книги.)

2. История возникновения книги. 
Воспитатель: Было время, когда не было книг и наши предки рисовали рисунки на скалах. По ним мы можем узнать, как они жили, охотились. 
Позднее научились делать дощечки из глины, и писали уже на них. Вот перед вами библиотека из таких дощечек, которую перевозили из одного города в другой на верблюдах.
Прошло время, и люди придумали выделывать шкуру молодых телят и на ней писали, называли это - пергаментом.
При раскопках нашли кусочек бересты, и на этом кусочке была написана записка одного крестьянина другому.
Египтяне спустя время догадались писать на папирусе. Папирус - это растения с большими листьями, их складывали под пресс, выдерживали и писали затем на них.
Китайцы пошли еще дальше, они придумали бумагу, долго хранив секрет в тайне. Сейчас этот секрет изготовления известен всем, и на бумаге печатают замечательные книги. 
Воспитатель: И жизнь без них мы не можем представить.
2. Ребенок: - Уважаемая Энциклопедия, я думаю, что читать скучно, я люблю играть. Вы знаете интересные игры?
Книга: На второй страничке игры с художественным словом.
(Воспитатель открывает вторую страницу).
Воспитатель: Какие интересные игры, в одну из них мы сейчас поиграем.
3. Подвижная игра: «Тень – тень - потетень»
3. Ребенок: - Уважаемая Энциклопедия, скажите, пожалуйста, а может и загадки у Вас есть?
Книга: Конечно есть, только они сложные, откройте третью страницу и попробуйте их отгадать.
(Воспитатель открывает третью страницу).

4.Загадки о книге.

Воспитатель: Действительно трудные загадки, но я думаю, вы ребята справитесь.
1. Ты беседуй с ней почаще — будешь вчетверо умней. (Книга). 
2. Кто говорит молча. (Книга). 
3. Поле белое — овцы черные. (Бумага и буквы). 
4. Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга). 
Ребенок: - Уважаемая Книга знаний, скажите, пожалуйста, а о чем еще можно узнать, читая Энциклопедию?
Книга: У меня много интересного, на разные темы. 
А узнаете вы, о них выполнив задание на страничке номер четыре.
(Воспитатель открывает четвертую страницу).
5. Игра "Собери картинку"
Детям раздаются разрезные картинки с изображением животных, растений, профессий, космос, инструменты и т.д. Необходимо собрать все картинки, чтобы узнать, что содержит в себе Энциклопедия.
Воспитатель спрашивает, что изображено на каждой картинке и обобщает, что обо всем этом можно узнать в Энциклопедии.
Воспитатель: Чтобы книги стали настоящими нашими друзьями, надо с ними бережно обращаться. Кто скажет мне, чего нельзя делать с книгой.
(ответы детей) 
III часть
Воспитатель: Сегодня мы много нового узнали о книгах, поняли, что она лучший нам помощник и друг. Значит, мы должны любить и уважать книги и бережно к ним относиться.
Воспитатель: Большое спасибо, Вам Уважаемая Энциклопедия, за познавательную беседу. Ребята тоже приготовили для вас стихи.
1 ребенок: Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой,
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот,
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
2 ребенок: Ей вьюга злая не страшна,
И не страшна распутица,
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
3 ребенок: Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг,
Развеет скуку книжка.



Приложение №8

Конспект занятия по ознакомлению 
с художественной литературой в старшей группе 
«Викторина по сказкам»

Программное содержание:

  • обобщить знания детей о сказках;
  • совершенствовать коммуникативные функции речи;
  • активизировать творческий потенциал детей;
  • совершенствовать умения выразительно читать стихи, вести диалог;
  • развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки, творческие способности, выразительность движений, жестов, мимики;
  • воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества, активность и самостоятельность, любовь к чтению.


Оборудование: 

  • разрезные картинки по сказкам,
  • фланелеграф, костюмы для драматизации отрывков из сказок,
  • предметы из сказок,
  • эмблемы для команд,
  • жетоны для жюри,
  • медальки для участников викторины,
  • магнитофон.


Предварительная работа

  • анализ и обобщение литературы по теме,
  • чтение различных сказок,
  • заучивание отрывков из сказок.

Ход викторины

Воспитатель: 

В мире много сказок - грустных и смешных,

И нельзя на свете нам прожить без них. 
Сегодня мы с вами проведем интересную викторину по сказкам. 
У нас есть две команды - это команда «Умная сова» и команда
«Ученый кот».

Оценивать конкурсы викторины сегодня будет жюри, поприветствуем их.
Ну, а сейчас я попрошу команд поприветствовать друг друга. 
Команда «Умная сова»: 
Наш девиз: « Неразлучные друзья, маленькие дети, 
                      Вас пришли порадовать точными ответами!» 
Команда «Ученый кот»: 
Наш девиз: « Думай быстро - и вперед»

                       Нас тогда победа ждет!»
Воспитатель: Прошу, вас, команды, занимайте свои места.

Конкурс № 1 «Интеллектуальный»
За каждый конкурс команде победителю будет присуждаться 1 балл.
Итак, первый вопрос (задаются поочередно каждой команде).

Какие бывают сказки? ( Волшебные, бытовые, о животных)

Кто сочиняет сказки? (Авторы-авторские сказки, народ -народные сказки).

Какими совами обычно начинаются сказки?

Какими словами заканчиваются сказки?

В каких сказках жили братья?
( « Три поросенка», «Конек-Горбунок», «Царевна- лягушка», 
«Два жадных медвежонка»).

В каких сказках, дети, заходят часто речи о старой, доброй печи?
( «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Золушка», 
«Гуси-лебеди»).

Конкурс № 2 «Бюро находок»

В сказочном сундучке лежат вещи, которые принадлежат сказочным героям. Вам нужно будет сказать, что это за герои, и из какой они сказки.
(Воспитатель достает предметы из сундучка и поочередно показывает их командам.) 
За победу в этом конкурсе присуждается 1 балл.

1 .Хрустальный башмачок   2. Скалочка  3. Пропеллер  4. Зеркало 5. Скорлупа грецкого ореха  6. Стрела  7. Шарик  8. Яйцо

Конкурс № 3 «Путаница»

Чебурашка и крокодил Гена любят читать сказки, но проказница Шапокляк перепутала всех сказочных героев в их любимой книжке.

1. —Ребята, помогите, расставьте всех на свои места.

Коли есть печка, не нужен и диван,

Щукой командует в сказке Иван (не Иван, а Емеля).

2.—Дёрнуть за верёвочку Такой для входа код. Съел бабушку и внучку Голодный, серый кот (не кот, а волк).

3.—Женат на лягушке уже он неделю,

Старшие братья жалеют Емелю (не Емелю, а Ивана).

4.—Найти жену помог клубок,

Был счастлив очень Колобок (не Колобок, а Иван-царевич).

5.—Волка не пускают, Волка братья злят. Крепкий дом построен

У троих козлят (не козлят, а поросят).

6.—А орешки не простые,
Все скорлупки золотые, 
Те орешки - щёлк да щёлк
— Разгрызает ловко волк (не волк, а белка).

7.—На лесной опушке Ведьмы злой избушка,
Знает ту старушку всяк

Её имя Шапокляк (не Шапокляк, а Баба Яга).

8.—Лягушка со стрелою — Печальная картина. 
Женой квакушка станет 
Теперь для Буратино (не для Буратино, а для Ивана- царевича).

Молодцы, все отгадали и героев всех назвали.

Конкурс № 4

А теперь я объявляю «Конкурс капитанов»

Был Кощей вчера в гостях Что наделал, просто - Ах! Все картинки перепутал,
Сказки все мои он спутал, Пазлы вы должны собрать

Сказку нам должны назвать!
(Капитаны команд собирают из разрезных картинок иллюстрации к сказкам «Гуси-лебеди», «Айболит»). 
Молодцы! Сложить сумели! Проделки Кощея преодолели!

Ребята, пока наше уважаемое жюри подводит итоги конкурсов, я предлагаю вам немного отдохнуть. Настало время для музыкальной паузы. Звучит песня из к/ф «Золушка» «Встаньте, дети, встаньте в круг...»
Команды выходят на ковёр, встают в круг и выполняют импровизированные танцевальные движения.

Воспитатель просит огласить промежуточные итоги викторины.

-Наша викторина продолжается.

Конкурс № 5

— О какой сказке идёт речь?

Команда «Умная сова»

  1. В дом хозяева вошли,  беспорядок там нашли.
  2. А для чего на свете мёд? Для того чтобы я его ел.
  3. Колотил, колотил по тарелке носом.
  4. И  сбежали от грязнули и чулки и башмаки.
  5. Ещё пуще злится злая старуха... 


Команда «Кот учёный»

  1. Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.
  2.  Свет мой, зеркальце, скажи...
  3. Не пей из копытца, козлёночком станешь.
  4. Спокойствие, только спокойствие.
  5. Сяду на пенёк, съем пирожок.

Настало время для последнего нашего конкурса, называется он
 
« Домашнее задание». 
Обеим командам было дано задание, подготовить фрагмент из сказки и показать его.
Итак, первой домашнее задание показывает команда «Умная сова» (дети из этой команды показывают отрывок из сказки Ш. Перро) « Красная шапочка».

Следующей домашнее задание показывает команда «Ученый Кот» (дети показывают фрагмент из сказки А.С. Пушкина) «Сказка о рыбаке и рыбке» Молодцы! А сейчас для подведения итогов викторины слово предоставляется нашему уважаемому жюри (жюри подводит итоги викторины). 
Воспитатель:

За ваше умение,
За ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался

Подарки на память сейчас подарю.

Я хочу подарить вам на память медальки в виде золотых рыбок, пусть они исполнят ваши самые заветные желания. Хочу пожелать вам всегда верить в сказку и быть добрыми  друг  к другу.

Верить в сказку - это счастье.

И тому, кто верит - Сказка обязательно отворит все двери!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе

Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе...

"Кружок по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе "Юные книголюбы"

Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и всех остальных д...

Практикум для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»

Практикум для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»...

"Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе "

АннотацияПредлагаю вашему вниманью статью для родителей по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе.Материал представлен в формате рекомендаций, цветной. Воспитатели детских с...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе...