«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» (Педагогические чтения «Дошкольное образование ХХIвека: взгляд современного педагога»)
методическая разработка по развитию речи

Акишева Елена Александровна
Сообщение из личного опыта  работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение

из личного опыта  работы по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»

(Педагогические чтения «Дошкольное образование ХХIвека: взгляд современного педагога»)

Подготовил:

воспитатель: Акишева Е.А.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой  получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с  чтением художественных произведений. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

      Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к жанрам художественной литературы, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе знакомство с ней используется в недостаточном объёме; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют  ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмоции.

      Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.

      Новизна данной работы состоит в том, что я предлагаю качественно изменить отношение к формированию у детей дошкольного возраста интереса к жанрам художественной литературы.

Цель:  создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к жанрам художественной литературы.( 2 слайд)

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия); об их специфических особенностях; по композиции; о простейших элементах образности в языке. (слайд3)
  2. Развивать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом;
  3. Развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.(слайд 4)
  4. Воспитывать интерес к художественной литературе.
  5. Воспитывать литературно – художественный вкус, способность понимать и чувствовать  настроение произведения. (слайд 5)

Направления деятельности: (слайд 6)

Выстраивая систему работы по приобщению детей дошкольников к жанрам художественной литературы, определила основные направления деятельности:

•        создание речевой развивающей среды;

•        работа с детьми;

•        работа с родителями;

•        работа с педагогами.

Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием литературных жанров (сказка, загадка, рассказ, былина, пословица, небылица и др.)        

Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу,

•        составила перспективное планирование для детей дошкольного возраста;

•        разработала конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;

•        подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, совершенствующие звуковую культуру, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников

Формы и методы работы  (слайд 7)

При ознакомлении детей с литературным произведением использую  такие методы, как:

1. Чтение по книге или наизусть. Это дословная передача текста.

2. Рассказывание. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз.

В свое работе использую разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

        выразительное чтение;

        беседа о прочитанном;

        повторное чтение;

        рассматривание иллюстраций;

        объяснение незнакомых слов.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Поэтому работу по  вышесказанной проблеме нужно начинать с младшего дошкольного возраста.

Я знакомила   детей младшего дошкольного возраста  с художественной литературой разных жанров  через чтение сказок, рассказов, стихов. В этом возрасте детей  особенно привлекают стихотворные произведения с  четкой рифмой, ритмичностью и музыкальностью.    

     В средней группе   продолжила работу, фиксируя внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

      В старшей группе для  восприятия содержания литературных произведений я  обращала внимание  детей на выразительные средства языка, содержание литературного произведения, особенности художественной формы, выражающей содержание, формировала представления о жанрах литературных произведений и их специфические особенности.

Таким образом на занятиях в каждой возрастной группе  по ознакомлению с художественной литературой я обязательно решала следующие  задачи :

- приобщить детей к разнообразным литературным жанрам,

- формировать эмоционально – образное восприятие произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм),

 - развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Основное правило, которым я пользуюсь при организации НОД по чтению художественной литературы (рассказыванию) детям - эмоциональная приподнятость и чтеца, и слушателей. Настроение приподнятости, я создаю,  бережно обращаясь с произведением, с уважением произнося  имя автора, жанр произведения, несколькими вводными словами  стараюсь  возбудить интерес детей к тому, о чем собираюсь читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую   показываю детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Дети, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувством, выраженным в нем, они должны непременно. Должны почувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т. п. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественном произведении, дети усваивают его язык; такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья, или чувства языка.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его жанр,  содержание и эмоциональный настрой, читаю выразительно, кроме того, пользуюсь дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это:

1) повторное чтение всего текста,

2) повторное чтение отдельных частей его.

3) проговаривание жанровых особенностей произведений.

Чтение может сопровождаться:

1) игровыми действиями детей;

2) предметной наглядностью:

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам;

3) словесной помощью:

а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения,

б) постановкой после чтения поисковых вопросов,

в) подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.).

Таким образом на занятиях в каждой возрастной группе  по ознакомлению с художественной литературой я обязательно решала следующие  задачи :

- приобщить детей к разнообразным литературным жанрам,

- формировать эмоционально – образное восприятие произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм),

 - развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.

     Обязательным условием полноценной реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» является взаимодействие педагога с родителями.

         Было проведено анкетирование родителей о роли литературы  в жизни человека, которое выявило, что 80% семей считают литературу все еще основным источником знаний. Вот некоторые ценностные высказывания родителей. (Слайд№ 8)

«Книга развивает речь, расширяет словарный запас».

«Книга помогает нам лучше понять самих себя. Ведь очень важно знать, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как ты. Это рождает уверенность в себе».

«Литература расширяет кругозор, делает человека интеллигентным, она дает понимание и опыт жизни».

«Книга дает возможность погрузиться в другие миры и эпохи».

«Хорошее художественное произведение развивает чувство прекрасного, оно - лучшее лекарство от скуки, одиночества».

Казалось бы, за такими утверждениями родителей должна стоять активная работа по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе. Однако по результатам все того же анкетирования ежедневно читают книги детям только 20% родителей и лишь 15% считают чтение художественной литературы семейной традицией. А значение художественной литературы как средства эмоционального общения с детьми, духовного сближения с ними отмечают единицы.

При этом в анкетах нежелания читать и рассказывать детям не выражал никто. Причины «нечтения» родители объясняли нехваткой времени, усталостью в связи с напряженным графиком работы и поздним приходом домой (32%), тягой к телевизору, Интернету, иными формам времяпрепровождения (48%). В большинстве анкет (60%) просматривались явные затруднения родителей в самой организации семейного чтения: выбор книг, их разнообразие, содержание общения взрослого и ребенка в процессе чтения, обсуждение и обыгрывание прочитанного и т.п.

Поэтому на родительских собраниях, начиная с младшей группы проводила разъяснительную работу о значении развивающих функций художественной литературы. Были проведены собрания на темы:

- «Чтение художественной литературы как средство формирования развития речи».

- «Как приобщить ребенка – дошкольника к чтению художественной литературы».

- «Рецепты составления домашней библиотеки».

- «Семейные чтения» и т.д.

В папках – передвижках, и в родительских уголках выставляла рекомендации родителям, как правильно выбрать книгу соответствующую возрасту ребенка, как воспитывать бережное отношение к книге, как правильно знакомить детей с разнообразием художественных жанров.  После этого мной было проведено повторное анкетирование родителей,  из результатов которого стало видно, что родителей заинтересовала данная проблема.

При активном участии родителей формировалась предметная развивающая среда:

•        разработана копилка выразительных средств языка (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);

•        систематизированы наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей. XIX век", "Портреты детских писателей. XX век",  подобраны сюжетные картинки к различным жанровым произведениям.

•        оформлена минибиблиотека, в которой находятся разнообразные по жанру книги: сказки, рассказы, загадки, стихи и т.п., портреты писателей, иллюстрации из литературных произведений, соответствующие возрасту детей.

В минибиблиотеке проводились  тематические выставки "Рассказы о природе Е. Чарушина", "По следам русских народных сказок", "Наш веселый дядя Остер" и др.

В группе существует "мастерская по ремонту книги", в которой мои воспитанники чинят книги. Мною был проведен цикл бесед "Как книга к детям пришла" и "Из прошлого книги", во время которых дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Полученная и обработанная информация легла в основу модели взаимодействия   не только с родителями, но и педагогами.

Педагоги стали участниками семинара-практикума по  приобщению детей дошкольного возраста к жанрам художественной литературы.

В круг изучения вошли темы:

« Как приобщить ребенка дошкольника к жанрам художественной литературы».

«Роль воспитателя в организации работы по приобщению ребенка-дошкольника к жанрам художественной литературы»

 « Современные жанры художественной литературы».

В ходе семинара-практикума были разработаны памятки для педагогов, а также модель взаимодействия педагогов с семьей по организации  чтения художественной литературы разных жанров дома.

Не менее важным направлением по приобщению дошкольников к жанрам художественной литературы является взаимодействие с библиотекой. С целью повышения эффективности работы по этому направлению систематически организовывались и проводились экскурсии в городскую детскую библиотеку. 40% воспитанников записаны и посещают вместе с родителями мероприятия, проводимые в библиотеке.

Результативность опыта

             Подводя итоги исследовательской работы, направленной на приобщение детей дошкольного возраста к жанрам художественной литературы, можно отметить, что у детей повысился не только интерес к разнообразным жанрам художественной литературы, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

- У детей повысился интерес к художественной литературе, они научились определять жанры произведений, стали  отдавать свои предпочтения тому или иному жанру художественной литературы.

  Можно сделать вывод, что залогом успешного развития речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с жанрами художественной литературы являются:

1.Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения, общения и взаимодействия с ребенком.

2.Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира

3.Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

            Результат позволяет нам сделать вывод, что применение разнообразных форм работы с детьми, поиск новых путей взаимодействия с родителями, отработанная, чётко спланированная деятельность даёт положительный результат, и позволяет делиться с коллегами новыми идеями.

         Главный результат проведенной мною работы в том, что дети любят книги, могут определить жанр произведения, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли. (слайд 9)

    Считаю, что работа, проведенная мной по теме доказала свою состоятельность и эффективность, так как была достигнута цель и решены поставленные задачи.

(слайд 10)

Литература.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М.; Академия, 2008. 400 с. 

2. Воспитание будущего читателя (литературно-художественное развитие детей 3-5 лет)/ Е.Кузьменкова, Г.Рысина.-  ; Р-60

3. Воспитание сказкой/ Л.Б.Фесюкова.-  ; Р-36

4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми. М.: Просвещение, 2004. 220 с.

5. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002. 64 с.

6. Знакомим дошкольников с литературой/ Ушакова О.С. – М.: Сфера, 1998; Р-62

7. Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6.

8. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2004. 223 с.

9.  Приобщение детей к художественной литературе/ В.В.Гербова.-  ; Р-73

10. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007. 239 с.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приобщение детей дошкольников к жанрам художественной литературы

Слайд 2

Цель: создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к жанрам художественной литературы.

Слайд 3

Задачи: Обучающие: Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия); об их специфических особенностях; по композиции; о простейших элементах образности в языке.

Слайд 4

Развивающие: Развивать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом. Развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.

Слайд 5

Воспитательные: Воспитывать интерес к художественной литературе. Воспитывать литературно – художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

Слайд 6

Направления деятельности: создание речевой развивающей среды; • работа с детьми; • работа с родителями; • работа с педагогами; работа с социумом

Слайд 7

Формы работы Чтение по книге или наизусть Рассказывание. 3. Заучивание наизусть. 4. Инсценирование. Методы работы 1. выразительное чтение; 2. беседа о прочитанном; 3. повторное чтение; 4. рассматривание иллюстраций; 5. объяснение незнакомых слов.

Слайд 8

«Книга развивает речь, расширяет словарный запас». «Книга помогает нам лучше понять самих себя. Ведь очень важно знать, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как ты. Это рождает уверенность в себе». «Литература расширяет кругозор, делает человека интеллигентным, она дает понимание и опыт жизни». «Книга дает возможность погрузиться в другие миры и эпохи». «Хорошее художественное произведение развивает чувство прекрасного, оно - лучшее лекарство от скуки, одиночества».

Слайд 9

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Сформируются первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах, об их специфических особенностях; по композиции; о простейших элементах образности в языке. Повысится способность к целостному восприятию произведений разных жанров. Сформируется устойчивый интерес к книге, как произведению искусства, источнику познавательной информации.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с русским народным творчеством.

Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста и родителям воспитанников....

Опыт работы "Приобщение детей среднего возраста к художественной литературе через проектную деятельность"

Я уверена, что именно от правильно организованного занятия, удачно подобранных методов и приемов работы с книгой зависит успех формирования интереса к художественной литературе....

План мероприятий По теме: «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе на 2018-2019г.»

План мероприятий По теме: «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе на 2018-2019г.»...

Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе через чтение сказок»

Знакомство с  литературой у  каждого ребенка начинается именно со  сказок....

«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»

В конце 20-го начале 21 веков в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает нашему языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи средств...

Фотоотчёт к консультации «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»

Фольклорно-игровые занятия требуют от педагога профессиональных знаний и умений в области народного  искусства. Педагог должен уметь петь, танцевать, играть на народных инструментах перевоплощать...

Консультация на тему: «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр»

Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен ог...