план кружковой работы 2021
методическая разработка по художественной литературе

Гаврилова Парасковья Николаевна

Роль сказки в жизни детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «СНЕГУРОЧКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА г. УЛАН=УДЭ

1 корпус: 670047, г. Улан-Удэ, ул. Орловская, 35-а, телефон 8(3012)23-18-58, 8(3012)23-15-81

        ОГРН  1020300903688, ИНН 0323099702, КПП  032301001  БИК  048142001  ОКАТО  81401368000

Электронный адрес: det-sad84@mail.ru

Утверждаю

Заведующий МБДОУ Д/с №84 «Снегурочка»

_________ Налетова Н.И.

«_____» __________ 2021 г.

План работы по самообразованию по теме:

«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

в средней группе №11 «Ромашка»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

воспитатель

                                                                                             Гаврилова П.Н.                        

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке  эстетических чувств. Сказка-это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста. Сопровождается на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

В наше время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому с самого младшего возраста необходимо показывать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе и о животных. Почему же сказка так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно фантазировать и мечтать.

Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы их различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отожествляет себя с положительным героем , вот поэтому эта тема не утратила свою актуальность в современных условиях в работе с детьми.

Цель:

Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

Задачи:

Развивать умение делать нравственный выбор.

Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведению и поведению других.

Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека.

Усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания, открытость их к доброму, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и к самому себе;

Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;

Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;

Формировать представление о честности, справедливости, доброте, отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;

Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

 План самообразования

Сентябрь.

1. Составить перспективный план работы по самообразованию

2. Подобрать методическую литературу

3. Провести анкетирование родителей.

4. Диагностика детей.

5.Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания».

Октябрь.

Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей». Методические приемы:

1. Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко», просмотр иллюстраций,

2. Чтение р. н. с. в пересказе В. Даля «Журавль и цапля»

Консультация для родителей, (папка передвижка) «Сказка помогает говорить правильно»

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Ноябрь.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Методические приемы:

1. Чтение и пересказ детям сказки «Заюшкина избушка».

2. Чтение сказки Корнея Чуковского – «Федорино горе»

3. Дидактическая игра «Угадай сказку»

Консультация: «Особенности чтения сказок о животных».

Декабрь.

Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»

Методические приемы

1. Чтение Р. Н. С. «Снегурочка»

2. Чтение Р. Н. С. «Лисичка-сестричка и серый волк»

3.Дидактическая игра: «Из какой книги прочитан отрывок»

Консультация для родителей «Сочиняем сказку сами»

Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки»

Январь.

Изучение темы: «Сказка как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»

Методические приемы:

1. Чтение Р. Н. С. «Лиса и козел»

2. Чтение сказки «Про Иванушку –дурочка»

Консультация для родителей: «Прочитай мне сказку»

Февраль:

Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей»

Методические приемы

1. Игра-викторина «Сказки дедушки Корнея»

2. Чтение сказки «Чудо дерево» К. Чуковского

3. Коллективная работа аппликация «Чудо- дерево»

Консультация для родителей «Как читать сказку детям»

Март.

Изучение темы «Влияние сказок на психику ребенка»

Методические приемы:

1. Чтение сказки «Война грибов с ягодами»

2. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

3. Постановка сказки «Репка» с привлечением родителей.

4. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке».

Консультация для родителей «Реальность сказочной жизни»

Апрель

Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей».

Методические приемы

1. Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстрации.

2. Настольно-печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезанные картинки)

Консультация для родителей «У доброты есть лицо»

Май

Самоанализ плана по самообразованию

Выставка работ детей и родителей «Наши любимые сказки»

Литература:

В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

Сборник научно-методических статей. Орел 2015г. под редакцией О. В. Бережнова

Ильин И. «Духовный мир сказки»

Занкевич - Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»

Администрация г. Улан-Удэ

МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «СНЕГУРОЧКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА г. УЛАН=УДЭ

1 корпус: 670047, г. Улан-Удэ, ул. Орловская, 35-а, телефон 8(3012)23-18-58, 8(3012)23-15-81

        ОГРН  1020300903688, ИНН 0323099702, КПП  032301001  БИК  048142001  ОКАТО  81401368000

Электронный адрес: det-sad84@mail.ru

Утверждаю

Заведующий МБДОУ Д/с №84 «Снегурочка»

_________ Налетова Н.И.

«_____» __________ 2021 г.

Перспективный план кружковой деятельности

«Русские народные сказки - как средство воспитания  патриотических чувств у дошкольников»

                                                                                                                              Воспитатель:

                                                                                                                              Гаврилова П.Н.

2021-2022 учебный год.

Сказка будит и пленяет мечту.

Она даёт ребёнку первое чувство героического...

Она учит его мужеству и верности;

она учит его созерцать человеческую судьбу,

любовь к родине, милой матушке,

отличие "правды от кривды".

И.А. Ильин

Актуальность.

Вечность и актуальность проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. В разные исторические периоды жизни наше общество выдвигало на первый план свое содержание воспитания. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста, культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций местного этноса, толерантности.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к  окружающим народам. Сутью патриотических чувств является привитие детям любви к родному краю, природе, к истории и культуре родных мест.

В «Российской педагогической энциклопедии» (М., 1992. Т.2. с.109) патриотизм (от греч. patris – Родина, Отечество) трактуется как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности».

Патриотические чувства закладываются в ребёнке с раннего детства. Дети с самого рождения инстинктивно привыкают к окружающей среде, природе родного края, культуре своей страны, быту своего народа. Первой ступенью традиционной отечественной культуры являются  культуры, созданные народами (этносами) российской земли, народные культуры. Россия – полиэтническая страна, родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.

Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Эти истины на протяжении многих веков выработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни людьми.

Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Этно-национальная культура помогает сформировать у малышей эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины,  как:

дружба помогает победить зло («Зимовье»);

добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек  становится  красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Таким образом, нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.

Цель:

Создание условий для формирования основ патриотического воспитания детей средней группы через потенциал русских народных сказок.

Задачи:

Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

Формировать и закреплять интерес детей к культурному богатству русского народа.

Развивать эмпатию и толерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.

Возраст: средняя группа (4 – 5 лет)

Реализация программы кружковой деятельности 1 год

Форма работы: групповая

Планируемые результаты освоения кружковой деятельности: К концу года дети будут иметь частичные представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

Сентябрь:

«Русские народные сказки как средство воспитания  патриотических чувств у дошкольников»

Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Чтение сказки «Кот, дрозд и петух»

Чтение сказки «Теремок»

Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.

Октябрь

Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»

Пересказ отрывка из сказки «Жихарка»

Чтение сказки «Курочка, мышка и тетерев»

Разучивание песни «Дружба крепкая»

Показать детям силу коллективизма («там, где трудно одному, сделаем с друзьями») Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, чувство товарищества.

Ноябрь

Чтение и обсуждение сказок:

«Лисичка со скалочкой»

«Лисичка-сестричка и серый волк»

«Лиса и журавль»

«Золотое веретено»

Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и Т.Д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

Декабрь

Чтение и обсуждение сказок:

«Хаврошечка»

«Снегурочка»

Прослушивание сказки «Морозко»

Лепка «Снегурочка»

Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.

Январь

Чтение и обсуждение сказок:

«Каша из топора»

«Вершки и корешки»

Разгадывание загадок «Отгадай, какая сказка»

Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.

Февраль

Чтение и обсуждение сказок:

«Царевна-лягушка»

«Конек-горбунок»

Конструирование (оригами) «Лягушка»

Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.

Март

Чтение и обсуждение сказок:

«Волк и семеро козлят»

«Гуси-лебеди»

«Маша и медведь»

Рисование «Мой любимый сказочный герой»

Воспитывать чувство любви и ответственности к родному дому.

Апрель

Пересказ сказки «Волк и семеро козлят»

Рисование «Любимое сказочное животное»

Просмотр сказки «Заюшкина избушка»

Лепка «Любимый герой сказки «Заюшкина избушка»

Воспитывать чувство любви к животным.

Май

Чтение и обсуждение сказки «Два мороза»

Разучивание игры «Два мороза»

Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Лиса и заяц»

Подвижная игра «Лиса и зайцы»

Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"

Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Годовой план кружковой работы "Умелые ручки"

Воспитываю интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений....

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ПЛАН  КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ                 ...

Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи

Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи...

План кружковой работы

В подготовительной группе очень интересно заниматься с детьми трудовой деятельностью.Они любят шить,вышивать,столярничать,готовить и др. .И  при этом  не только помогать взрослым ,а сами ...