"Мультимедиа и дошколята"
статья по художественной литературе (подготовительная группа)

Афанасьева Владилена Владимировна

Проект «Мультимедиа и дошколята" рассчитан на три года. Он стал возможным благодаря оснащению детского сада разной техникой: ноутбуками, цифровыми фотоаппаратами, студией мультипликации, мультимедийными проекторами и обучению на тематических курсах.

 Мы работаем с детьми «Поколения Z» и «Альфа». Поколение Z – дети мультимедийных технологий. Многие представители этого поколения не умеют концентрировать внимание, гиперактивны. Основной особенностью этого поколения является «клиповое мышление». Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде. Они легко и быстро впитывают информацию, но не всегда понимают, как и где её применять. Они лучше всего воспринимает именно визуальную информацию. Главная мотивация поколения Z – интерес.

Мы должны идти в ногу со временем. Знать интересы детей. Чем же интересуются современные дети? Гаджеты, мультфильмы, компьютерные игры,  ноутбук и.т.д. Нынешние дети очень быстро могут разобраться в том или ином техническом вопросе.

Компьютер, гаджеты, интернет, социальные сети, иные цифровые устройства радикально изменили окружающий мир. О них вполне допустимо говорить в терминах Л.С.Выготского о новых культурно-исторических орудиях, опосредующих наше общение и нашу деятельность.

Традиции чтения с каждым годом утрачивают свое значение для формирования личности ребенка. Потребность и интерес к книгам пропадает.   Современные дети очень мало читают. Дети не хотят отказываться от гаджетов в пользу книг. Снижается интерес к печатной прессе. Как следствие ухудшается владение родным языком. Страдает речевое развитие детей. Вопрос о приобщении к книге – один из самых актуальных  т тревожных проблем на сегодня.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что сказки являются эффективным способом для развития воображения и мышления. Но как же повысить интерес к сказкам, если вокруг множество мультфильмов и компьютерных игр.

Изучив проблему и осознав причины снижения интереса к книгам, мы в своей старшей группе, основываясь на интересах детей - разработали и реализовали проект «Мультимедиа и дошколята». Где будем учить детей грамотно использовать информационные технологии. Будем создавать условия для формирования интереса к книге средствами современных информационных технологий. Создавая мотивационную привлекательность для возникновения интереса к книге, мы способствуем развитию ребенка.

          Новизна нашей работы заключается в разработке буктрейлеров,  мультимедийных книг и мультимедийных дидактических игр.

            Что необходимо, чтобы у ребенка появилось желание прочитать книгу?

Интерес. Любопытство. Осознание радости от достижения конечной цели.

            Буктрейлер - это короткий видеоролик, созданный по мотивам книги. Создание продукта по анонсированию книги для привлечения внимания ребенка к чтению художественного произведения. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать читателя, создать мотивационную интригу.

            Буктрейлеры подразделяются на различные виды по способу создания: игровые (минифильм по книге), неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями и анимационные (мультфильм по книге). Тизер (teaser), который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание.

            Основные этапы:

  1. Выбор литературного произведения;
  2. Создание сценария к буктрейлеру - На данном этапе необходимо определить вид буктрейлера, продумать сюжет и написать текст, который станет основой творческого продукта;
  3.  Съемка сюжета буктрейлера;
  4. Практическая реализация – процесс создания буктрейлера с помощью программных средств;
  5. Просмотр и демонстрация продукта.

Создание мультимедийных книг включает в себя несколько этапов.

  1. Первый этап «Придумай сказку»

На этом этапе мы дали родителям и детям задание – придумать национальные сказки и изготовить самодельные книжки из разных материалов.

2. Второй этап «Расскажи сказку»

Пересказ детьми собственных произведений.

3. Третий этап «Выбор техники создания продукта». Особое внимание на этом этапе необходимо уделить самостоятельному выбору детей технике создания мультимедийной книги: компьютерной, рисованной, пластилиновой, кукольной, песочной, LEGO и др.

На этом этапе рассказали об основных правилах пользования техникой (фотоаппаратом, ноутбуком, мультимедийным проектором), а также знакомство с техникой безопасности при работе с этими техниками.

4. Четвёртый этап. Основной этап.

Здесь происходит организация - определяют и отводят место в группе для съемочной площадки, её оборудования. Заготавливают различные материалы для изготовления атрибутов, персонажей и декораций.

Дети становятся авторами, писателями, редакторами, художниками – оформителями, декораторами. Ребята придумывают декорации, обсуждают внешний вид персонажей книги, решают, что из предметно – пространственной среды группы можно использовать, а что необходимо сделать самим или вместе с родителями. И после этого всё воплощают в жизнь.

Затем, дети переходят на съемочную площадку и становятся режиссерами, постановщиками, аниматорами, операторами и приступают к процессу съёмки. На съёмочной площадке, согласно сценарию, устанавливаются декорации, расставляются персонажи и при помощи студии анимации дети снимают отдельно каждую сцену согласно линии развития сюжета книги. Этот процесс достаточно продолжительный по времени и может занять у ребят не один день.

 Когда все сцены сняты, следующим шагом становиться сборка книги.

Дети вместе с педагогом приступают к сборке мультимедийной книги в программе Power Point. Соединяются текст и фотографии в единую сюжетную линию.

Пятый этап. Заключительный этап.

На этом этапе ребята проводят презентацию своей мультимедийной книги всем воспитанникам, родителям и воспитателям ДОУ.

Результаты работы:

Мы сделали более 10 мультимедийных книг в разных техниках (пластилиновый, рисованный, компьютерный и Lego). Более 15 мультипликационных фильмов размещены на нашем YouTube-канале  (https: youtu/be/uABtRQ0riPk).

Также были созданы электронные дидактические игры к сказкам. Создали красочные электронные дидактические игры с музыкальным сопровождением и с различными анимационными и звуковыми эффектами. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают.

Дети были в восторге от результата работы. Все самодельные книги уникальны и неповторимы. Иллюстрации привлекают внимание детей. Это электронная звуковая книжка, созданная самими детьми. Благодаря им рисунки ожили. 

Работа над первой книгой заняла несколько дней. А в последующих работах по созданию книги, они смогли самостоятельно определить какие декорации им потребуются, и технику создания. Самостоятельно проводили покадровые съемки. Здесь можно увидеть идею, выдвинутую Л.С.Выготским: «О зоне ближайшего развития». Зона ближайшего развития характеризует процесс взаимосвязи между развитием и обучением. Это зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности, он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

 Использовали буктрейлеры, электронные книги  и электронные дидактические игры на занятиях и обратили внимание на то, что подача информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. ИКТ уже сам по себе привлекателен для ребёнка, но использование ИКТ должно идти в соответствии с требованиями СанПина. Принципы  нашей работы: «Играя обучаемся».

Полученные результаты:

  1. Повысили уровень информационной культуры;
  2. Использование буктрейлера способствует возбуждению интереса детей к чтению художественной литературы посредством создания интриги;
  3. Рост творческой активности родителей;
  4. Развитие творческих способностей;
  5. Повышение самооценки детей, гордости за свой труд;

Таким образом, создание мультимедийных книг способствуют развитию творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buktreylery_i_multimed_knigi.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Потапова Д.П., Афанасьева В.В.,

МБДОУ ЦРР - д/с №10 «Туллукчаан» ГО «город Якутск»

Современные мультимедийные способы привлечения

детей дошкольного возраста к чтению

Современные дети мало интересуются книгами и, как следствие, ухудшается владение языком, страдает речевое развитие детей. Поэтому вопрос  формирования читательского интереса, приобщения к книге детей дошкольного возраста является одним из самых актуальных на сегодня.

Мы работаем с детьми поколения «альфа» (дети, рожденные после 2010 г.). Поколение «альфа» – дети мультимедийных технологий. Многие представители этого поколения не умеют концентрировать внимание, гиперактивны. Основной особенностью этого поколения является «клиповое мышление». Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде. Дети «альфа» налету схватывают вопросы, связанные с применением ИКТ-технологий.

Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в поиске новых способов привлечения детей дошкольного возраста к чтению, формированию их читательского интереса.

С сентября 2018 года в соответствии с ООП мы ведем дневник наблюдений за воспитанниками нашей средней якутской группы. В наблюдении было задействовано 30 детей группы в возрасте 4-5 лет. В результате наблюдения нами были выявлены следующие проблемы - некоторые дети не могут концентрировать свое внимание на чтении художественной литературы, не берут в руки книги, не рассматривают их. Исходя из этого, мы, воспитатели, разработали и реализовываем проект по формированию читательского интереса с использованием современных технологией.

          Новизна нашей работы заключается в разработке буктрейлеров и мультимедийных книг. По нашему мнению в основе возникновения у ребенка мотивации и желания познакомиться с книгой находятся детский интерес, любопытство и необычная подача материала. Именно поэтому выбор пал на совместное с детьми создание буктрейлеров, так как яркость, озвученность объектов, определенная интрига  вызывают эмоциональный отклик у детей.

        Буктрейлер - это короткий видеоролик, созданный по самым ярким и узнаваемым моментам книги, его цель – анонсировать книгу, заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, побудить к ознакомлению с художественным произведением.

        Буктрейлеры подразделяются на различные виды по способу создания: игровые (минифильм по книге), неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями) и анимационные (мультфильм по книге).

        Основные этапы создания буктрейлера:

  1. Выбор литературного произведения.
  2. Создание сценария к буктрейлеру. На данном этапе необходимо определить вид буктрейлера, продумать сюжет и написать текст.
  3.  Съемка сюжета буктрейлера.
  4. Практическая реализация – процесс создания буктрейлера с помощью программных средств.
  5. Просмотр и демонстрация творческого продукта.

Создание мультимедийных книг – еще один современный способ формирования читательского интереса у детей. Его этапы:

1. Выбор техники создания продукта. Особое внимание уделяется самостоятельному выбору детей техники создания мультимедийной книги: компьютерной, рисованной, пластилиновой, кукольной, песочной, LEGO и др.

2. Основной этап. Дети самостоятельно выбирают и договариваются между собой кто из них будет сценаристом, режиссером, редактором,  аниматором, оператором и приступают к процессу съёмки. Следующий шаг- сборка книги в простой и понятной программе Power Point. Текст и фотографии соединяются в единую сюжетную линию. Мультимедийная книга готова!

3. Заключительный этап. На этом этапе ребята сами проводят презентацию творческого продукта всем желающим - другим воспитанникам, родителям, педагогам ДОУ. Это прекрасный способ развития речи у детей.

При использовании буктрейлеров и мультимедийных книг на занятиях мы пришли к выводу, что этот способ вызывает у детей интерес намного больший, чем при традиционных способах обучения и подаче материала. С  помощью буктрейлеров и мультимедийных книг можно вдохнуть в любую, пусть даже давно знакомую книгу новое звучание. Особенно ценно то, что это происходит при непосредственном участии детей. Таким образом, использование современных мультимедийных способов формирования читательского интереса способствует реализации основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном стандарте дошкольного образования - содействию и сотрудничеству детей и взрослых, поддержке инициативы детей, формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка, учету этнокультурной ситуации развития детей.  

С февраля 2019 года совместно с детьми создали буктрейлеры и мультимедийные книги  по мотивам якутских народных сказок «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин», «Тураах хара дьyhyннэммитэ», «Kэ5э». Также нами разработаны электронные игры для детей по мотивам этих сказок. С нашими готовыми  продуктами – буктрейлерами и мультимедийными книгами вы можете ознакомиться на youtube-канале детского сада по следующим ссылкам:

-

-

-

-

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедиа при работе с детьми дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию речив подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей» (с использованием интерактивной доски)ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:1. Обобщить...

Мастер-класс "Хохлома" с использованием мультимедиа

В мастер - классе дается открытое занятие, которое можно провести как с детьми, так и с педагогами. Отмечено с какой целью проводится мастер-класс ....

Семинар-практикум для педагогов в форме КВН с использованием мультимедиа

Семинар-практикум проводится для развития творческой активности и инициативыпедагогов, представление новых форм работы с детьми по активизациизнаний у них о русском народном фольклоре....

Сценарий праздника «Посвящение в «ЭКОЛЯТА-дошколята» старшая группа (в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -дошколята»)

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы сбезграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В.А. СухомлинскийАктуальность:Эко...

Кружковая работа "Мультимедиа и дошколята"

laquo;Мультимедиа и дошколята». «Айыах, оноруох, тилиннэриэх».Общие сведения о кружке: Кружок начал свою работу с 2019 года.Организационные формы обучения: программа предусматривает...

Межрегиональный конкурс на лучший стенд (уголок) «Эколята-Дошколята» Информационно – познавательный стенд «Эколята – дошколята»

Межрегиональный конкурс на лучший стенд (уголок) «Эколята-Дошколята»Информационно – познавательный стенд «Эколята – дошколята»...