Художественная литература в дошкольном образовании
статья по художественной литературе (подготовительная группа)

Кузнецова Александра Борисовна

Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его, сделать интересным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_literatura_v_doshkolnom_obrazovanii.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная литература в дошкольном образовании

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его, сделать интересным. 

Никто не сможет дать готового рецепта, как научить ребенка любить книгу и литературу вообще, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С. Маршак говорил: «Есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Утрату эстетического наслаждения чтением Чарльз Дарвин считал равносильной утрате счастья.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них кто-то из семьи, а в дошкольном учреждении – педагог и, поэтому владение навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел. Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становление человека, ребенка. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание. Книга учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действующим средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Вводить ребенка в мир книги должны, прежде всего, родители, тесно сотрудничая с воспитателями.

Воспитатель, по сути, является самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги; социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения; психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице посредством художественной литературы (старший дошкольный возраст)

План работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице посредством художественной литературы (старший дошкольный возраст)  МесяцНазваниепроизведения Цель работыСоде...

Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в дошкольном возрасте.

Прививать ребенку любовь к чтению необходимо с самого нежного возраста.  Почему необходимо? Потому что начитанный ребенок – это умный ребенок, с широким кругозором и красивой речью. Бол...

Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в дошкольном возрасте

рекомендации родителям по приобщению детей к художественной литературе...

Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в дошкольном возрасте.

Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в дошкольном возрасте.   Прививать ребенку любовь к чтению необходимо с самого нежного возраста.  Почему необходимо? Потом...

Роль художественной литературы в дошкольном образовании

На современном этапе развития общества речь все чаще вы­полняет деловую и информативную функции, что ведет к потере индивидуальности речи, утрате ее эмоциональности. Поэтому проблема развития образнос...

Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста. Развитие речи через художественное слово Донского края.

Приобщение к духовному наследию, развитие его чувств и речи невозможно представить вне художественной литературы. Сегодня, многие педагоги отмечают снижение интереса детей к книге. Можно посоветовать ...

Формирование интереса к художественной литературе в дошкольном образовании.

Организация книжного уголка в группе, для формирования у дошкольников интереса к художественной литературе....