«Путешествие по марийским сказкам» Конспект ООД с использованием ТРИЗ технологий
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Яликова Алевтина Николаевна

Конспект ООД с использованием ТРИЗ технологий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_mariyskim_skazkam.doc396 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ «Ежовский детский сад «Солнышко»

Утверждаю

Заведующий МДОБУ

 «Ежовский детский

сад «Солнышко»

________М.С. Седанова

«Путешествие по марийским сказкам»

Конспект ООД

с использованием ТРИЗ технологий

в старшей группе

Разработала:

Воспитатель Яликова А. Н.

2020 г.

«Путешествие по марийским сказкам»

Конспект ООД

с использованием ТРИЗ технологий

в старшей группе

  

Цель: Закрепить у детей знание  сказок и их названий.

Задачи:

  • Активизировать словарный запас детей;
  • Развивать связную речь дошкольников;
  • Способствовать развитию интереса детей к окружающему миру;
  • Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание;
  • Формировать умение выделять отличительные признаки путём сравнения, находить оригинальные решения;
  • Воспитывать интерес к художественной литературе.

 

Материалы и оборудование:  карусель, макеты деревьев, мяч, сундучок с  предметными картинками (самовар, велосипед, свеча, мыло), игрушка-лягушка,  карта, волшебная книга со сказками (подарок), пень, задания .

Предварительная работа: чтение марийских народных сказок, сказок  К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Хорошо — плохо», «Придумай рифму».

Ход занятия

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: — Доброе утро!

— Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

Воспитатель:

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки.

(Дети  здороваются и присаживаются на стульчики).

Воспитатель:— Ребята, я вчера получила посылку от доброго сказочника. Я знала, что пойду к Вам в гости поэтому взяла его с собой.  Давайте откроем его и посмотрим, что в нем. Письмо.

(открывает и читает)

Здравствуйте, ребята, пишу вам в детский сад с просьбой о помощи. Вувер-кува (Баба- Яга) забрала главную книгу сказок и спрятала ее. И героям сказок там очень страшно в заперти. А куда спрятала, не сказала. Для того чтобы отыскать волшебную книгу, нам нужно отправится  в страну сказок и выполнить 6 заданий, выполнив, которые, вы получите 6 подсказок. Выполнив, все задания, и получив, все  подсказки соберёте картинку и узнаете, где Баба Яга спрятала Волшебную книгу.

Воспитатель: Ребята, поможем доброму сказочнику? А вы добрые? Отзывчивые? Сказки любите? Тогда у вас все получится! (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, что такое сказка?

Дети: Сказка- это волшебный мир.

           Сказка – это чудо

           Сказка – это занимательный рассказ, приключения

Воспитатель:  Сказка – это вымышленная  история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках  присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети и взрослые.

Воспитатель. — Пора отправляться в страну сказок. А как же нам туда попасть?   (ответы детей)

Воспитатель: В посылке есть что-то еще… (достает «карусель») Как вы думаете, что это? (ответы детей)

Воспитатель: А, сейчас я, предлагаю отправится в путь   на волшебной карусели.

Еле, еле, еле, еле,

Завертелись карусели.

Завертелись, закружились

Мы с вами в сказке очутились.

Воспитатель. Вот мы в сказочной стране. Посмотрите, как здесь красиво. Кругом цветы! Но что-то не так на этой поляне! (на поляне ромашки и один гриб) (берет гриб и находит первое задание)

А вот и первая подсказка    

Воспитатель: — Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?

 ( Колобок)

Воспитатель: — Кто съел козлят?

 (волк)

Воспитатель: — Кто пришел в гости к медведям?

 (Маша)

Воспитатель: — В какой сказке дед бил, бил  и не разбил?

 (Курочка Ряба)

Воспитатель: — Что выросла «Большая – пребольшая»?

 (Репка)

Воспитатель: — Что случилось с ледяной избушкой?

 (растаяла)

Воспитатель: — Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?

 (Медведь)

Воспитатель:- Кому девочка несла пирожки?

 (Бабушке)

Воспитатель: молодцы ребята, сказки хорошо знаете

Воспитатель: Назовите сказку в названии которых есть число.

(Возможные варианты)

— Три медведя

-Три толстяка

— Волк и семеро козлят

— Белоснежка и семь гномов

— Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

— Три поросёнка

— Два жадных медвежонка

— Двенадцать месяцев

( подсказка спрятана под ромашкой -получают 1 подсказку)

Воспитатель: С этим заданием справились. Будьте готовы к тому, что в сказочной стране происходят чудеса. По дорожке мы пойдем и куда-то попадем.

Воспитатель. Ребята лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит.

А как вы думаете в волшебном лесу, какие звери живут?

  (ответы детей)

Воспитатель: Что необычного в сказочном лесу?

-На ёлки растёт груша

А вот и следующее задание (Задание 2 груша)

На овчарку он похож, что не зуб — то острый нож,

Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)

—  Какой в сказках бывает волк?

 (злой, зубастый…)

Воспитатель:  Назовите сказки в которых есть волк ?

— Лисичка- сестричка и серый волк

— Иван царевич и серый волк

— Волк и семеро козлят

— Колобок

— Теремок

— Рукавичка

— Красная шапочка

Воспитатель. Мы с вами знаем, что сказочные герои, в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру, которая называется наоборот. Для игры мы возьмём волшебный мяч. Я буду вам его бросать, и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.

Добрый – злой

Быстрый — медленный

Светлый — темный

Грустный – весёлый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Трусливый – храбрый

Сильный — слабый

Воспитатель:  Давайте посмотрим, есть для нас подсказка?… Есть! Значит и с этим заданием мы справились. ( получают 2 подсказку) Продолжаем наше путешествие.  Смотрите перед нами речка , а как попасть на другой берег?

  (ответы детей)

 (переправляются через речку)

Воспитатель: Посмотрите, камень лежит прямо на тропинке, надо его убрать, чтобы никому не мешал. (под камнем находят 3 подсказку)

Воспитатель: Куда мы попали? Что там растет?

  (Растет яблоня)

Воспитатель. — Из какой сказки это дерево?

  (Это дерево из сказки «Гуси-лебеди»)

Воспитатель. А, что там под яблонькой лежит?

Под яблонькой чудесный сундучок

Давайте посмотрим,  что же в нем? (дети присаживаются на стульчики)

(сундучок открывается, из него  достаем чемоданчик Айболита)

Воспитатель: Из какой это сказки?

 (сказка «Айболит»)

Воспитатель. А кто написал эту сказку?

(Корней Иванович Чуковский)

Воспитатель. Что-то ещё лежит в сундучке. А здесь  картинки. Давайте рассмотрим их (самовар, велосипед, мыло, свеча).

В какой сказке встречаются эти предметы?

 (Муха-ЦокотухаТтараканищеМойдодыр)

Воспитатель.   Ребята, эти картинки напомнили мне еще одну игру, которая называется «хорошо-плохо»

В каждой картинке можно найти хорошее и плохое.

(в самоваре хорошо, что можно пить тёплый чай, а плохо то, что можно  обжечь руку)

(мыло – может отмыть грязь, плохо- может попасть в глаза и будет щипать).

(в велосипеде хорошо то, что на нём можно кататься, плохо т, что можно упасть)                                                                                                                                      ( получают 4 подсказку которая лежит в сундучке)

Воспитатель: Готовы отправиться дальше?

Воспитатель: Подождите, не спешите, смотрите какая высокая трава,  будем идти, высоко поднимая колени. Куда мы с вами вышли? (болото) Ой, смотрите кто там?   Кто это ребята?

 (царевна-лягушка)

Воспитатель. Давайте с ней поздороваемся. (берет лягушку и  подносит к уху) Ребята, царевна – лягушка сказала мне, что следующее задание находится под кувшинкой ( задание5-кувшинка)

Придумать  слова-рифмы к слову лягушка

(лягушкахлопушка, лягушкаподушка, лягушкахохотушка, лягушкапопрыгушка, лягушкатолстушка)

(получают 5 подсказку)

Динамическая пауза:

Видим, скачут по опушке

( повороты в стороны)

Две зелёные лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок

(переступание с носка на пятку)

Выше прыгаем дружок.

Воспитатель. Ребята, а еще лягушка мне сказала, что она  рисовала картины, но они у неё не получились, а вышли одни кляксы. Давайте превратим эти кляксы в рисунки. (выполняют задание)

Воспитатель: Ребята, какие интересные получились у вас рисунки.   (рассматривают)

(получают последнюю подсказку 6)

Воспитатель. — Ребята, давайте посчитаем наши подсказки. Сколько нам надо было собрать подсказок? (ответ) Значит, мы справились со всеми заданиями. А сейчас мы  подсказки соберём в одну картину и узнаем, где Баба Яга спрятала волшебную книгу. (Собираем картинку из подсказок, подходим к пню, открываем а там волшебная книга сказок)

Воспитатель:  Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. Волшебную книгу мы возьмём с собой и рассмотрим её в группе.

Давайте подойдём к нашей волшебной карусели, чтоб она обратно перенесла нас в детский сад.

Еле, еле, еле, еле,

Завертелись карусели

Завертелись, закружились

Мы с вами в группе снова очутились.

 

Воспитатель:  Вам понравилось путешествие?

(ответы детей)

Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок. И благодаря волшебной книге, вы всегда сможете путешествовать по сказкам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия с использованием ТРИЗ-технологий тема: «Мы - изобретатели»

Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Закрепить понятие «человек-изобретатель». Обогатить знание о мире открытий и изобретений. Развивать конс...

Конспект НОД с использованием ТРИЗ-технологии «Детский сад со всех сторон»

Систематизация представлений о детском саде, о профессиях людей работающих в нём; развитие навыков компонентного и функционального подхода через «системный оператор»; развитие символической функции мы...

Конспект НОД с использованием ТРИЗ-технологии «Мой родной город»

Формирование представлений о городе Черногорске (Республика Хакасия)...

Конспект занятия с использование ТРИЗ- технологии "Магазин игрушек"

Организуя занятия с исрользованием ТРИЗ технологии вы сможете не только познать с малышами что то новое но и закрепить пройденный материал в интересной форме....

План-конспект проведения коррекционно развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. "Путешествие в сказку Гуси лебеди, с использованием ТРИЗ технологий" (открытое занятие)

Использование технологии ТРИЗ, как одного из методов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи способствует развитию речи с одной стороны; с другой - таких качеств мышления ,как гибкость, подви...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности тема: «Путешествие в сказочную страну «Красивой речи» с использованием ТРИЗ технологий

laquo;Путешествие в сказочную страну «Красивой речи»»Цели: Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как де...