Конспект НОД с использованием ТРИЗ технологии на тему: «Составление рассказа по серии картинок»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Двойнишникова Екатерина Андреевна

Конспект НОД .Речевое развитие  с применением ТРИЗ-технологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_triz.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по речевому развитию с применением ТРИЗ-технологии

на тему: «Составление рассказа по серии картинок».

для детей средней группы.

Воспитатель: Майор Е.А.

Цель: 

  • Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказов по серии картинок и созданию последовательного рассказа по ним.
  • Формировать умение описывать и называть объекты, называя наиболее характерные признаки; согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе; развивать диалогическую речь.
  • Формировать знания о временах года.
  • Формировать умение внимательно слушать своих товарищей не перебивая их.

Методы и приёмы:

Практические: разложи картинки по порядку.

Наглядные: серия картинок.

Словесные: физкультминутка; методы ТРИЗ-технологии; активизация мышления; аналитико-синтетическая деятельность.

Материал и оборудование: серия из 4-х сюжетных картинок; волшебник  «Дробления»; карты-схемы; картинки - раскраски на каждого ребёнка; коробка.

Ход НОД.

Ребята, я вас рада видеть. Давайте поздороваемся друг с другом и пожелаем друг другу хорошего дня и скажем своим друзьям добрые слова.

Игровое упражнение «Тёплые ладошки». 

Трем свои ладоши так сильно, чтобы они стали очень теплыми и передаем свое тепло и доброту стоящим рядом".

Воспитатель: Какие вы молодцы, сказали друг другу столько добрых слов, поэтому, я тоже хочу вас порадовать и показать вам мультфильм про одного забавного мышонка.

Дети садятся на стульчики, воспитатель берёт коробку и достаёт из неё картинки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то порезал плёнку на части, и теперь мы не можем узнать, что же произошло с мышонком.

Воспитатель достаёт из коробки изображение волшебника «Дробления».

Ах, да это волшебник «Дробления» разделил плёнку на части! Давайте попробуем составить мультфильм и озвучить его!

1 этап: Воспитатель даёт ребёнку набор перепутанных картинок и просит разложить в произвольной последовательности в одну линию слева на право. Ребёнок выполняет задание и показывает схему игры «Паровозик из картинок».

2 этап: Найди место, где происходит событие.

Воспитатель: В каком месте происходит событие? Покажи схему, обозначающую место, где происходит событие. (На пляже, на игровой площадке, на берегу озера).

Ребёнок показывает схему №2.

3 этап: Определи время события.

Воспитатель: Кто быстрее скажет, в какое время происходит это событие? В какое время суток?

Найди схему, обозначающую время событий. (Летом, когда жарко, утром или днём.)

Ребёнок находит схему.

4 этап:  Найди общих героев на всех картинках.

Воспитатель: Посмотрите на каждый «вагончик» паровозика из картинок и найди главного героя. Давайте придумаем ему имя. Скажите, во что он одет?

Что ещё нарисовано на всех картинках?

Найди схему, обозначающую героев на всех картинках.

Воспитатель: Главный герой мышонок, потому что он нарисован на всех картинках.

Его зовут Пик.

На нём красные шортики.

Воздушный шар, песок, травка.

Ребёнок находит схему.

5 этап: Назови действия героев и догадайся, зачем он это делает.

 Воспитатель:  Найди схему, обозначающую нашу игру. Дети рассказывают о действиях героя на каждой из картинок.

Ребёнок находит схему.

Физминутка.  Дыхательная гимнастика:

Надуваем быстро шарик, 
Он становится большой. 
Вдруг шар лопнул, воздух вышел – 
Стал он тонкий и худой. 

6 этап: Что за чем?

Воспитатель: Возьми любую понравившуюся картинку и переложи её ближе к себе.

Что раньше делал мышонок? Что он будет делать потом? Какая картинка будет последней?

Воспитатель демонстрирует схему игры «Что сначала, что потом?». Ребёнок переставляет картинки.

7  этап: Составь рассказ.

Воспитатель: Посмотрите, у нас появилась плёнка нашего мультфильма, давайте посмотрим на все кадры и расскажем о чём этот мультфильм.

Однажды теплым летним днем Мышонок Пик искал зернышки в поле, но вместо них нашел на дорожке маленький, воздушный красный шарик. Мышонок стал надувать шарик. Он дул, дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил мышонка с шариком и понес над полем. А когда ветер стих, мышонок Пик опять очутился на земле.

- Однажды …

- В таком-то месте …

- Мышонок делал то-то для того-то …

- Потом он …

- В результате получилось то-то …

Ребёнок придумывает название получившемуся рассказу.

Рефлексия.

Что вам понравилось?

Чем рассказ понравился и почему?

Вы так хорошо составляли рассказ про мышонка, что он решил подарить вам картинки с его новым приключением.

Воспитатель раздаёт детям картинки - раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему "Составление рассказа по серии картинок" для детей 4го года жизни

Конспект по обучению детей составлению рассказа по серии картинок. На занятии решаются задачи развития связной речи, активизации словаря детей, развития воображения, фантазии, логического мышления....

Конструкт НОД ТРИЗ «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок ) 2 младшая группа

Группа: вторая младшаяОбразовательная ситуация: развитие речи.Тема: «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок )Образовательная области: речевое развитие, художетвенно-эстетическое развит...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Составление рассказа по серии картинок»

Цель данной непосредственно - образовательной деятельности - составление рассказа с детьми старшего дошкольного возраста , используя серию сюжетных картинок "Страшный зверь"...

Конспект НОД по развитию речи для старшей группы "Составление рассказа по серии картинок "Страшный зверь"

1.Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.2.Продолжать учить детей составлять сло...

Мастер-класс "Составление рассказа по серии картинок с помощью алгоритма ТРИЗ технологии"

 Уважаемые коллеги!Одним из интересных видов совместной деятельности со старшими дошкольниками является составление рассказа по серии картинок, объединённых общим содержанием.Опыт показыва...