Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Составление рассказа по серии картинок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Евдокимова Альфия Абдухалиевна

Цель данной непосредственно - образовательной деятельности - составление рассказа с детьми старшего дошкольного возраста , используя серию сюжетных картинок "Страшный зверь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zan_po_serii_kartin.docx249.87 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка»

 

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы

Тема: «Составление рассказа по серии картинок»

        

Составила воспитатель

                                                                                             А.А. Евдокимова

Лесосибирск 2019

Цель: составление рассказа с детьми старшего дошкольного возраста, используя серию сюжетных картинок «Страшный зверь».

Задачи:

Обучающие:

1. формировать умение составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.

2.продолжать учить детей  составлять сложноподчиненные предложения, отвечая на вопросы.

Развивающие:

1.развивать зрительное  внимание и восприятие.

2.развивать умение выслушивать ответы товарищей.

Воспитывающие:

  1. формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности и инициативности.
  2. воспитание бережного отношения к природе.

Методы и приемы.

Методы:

Наглядные  –  наблюдение за изменением и преобразованием объектов; демонстрация наглядных пособий. Приемы: показ образца.

Словесные методы  - рассказ педагога. Рассказы детей. Беседа.

Приемы:  вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);  пояснение; объяснение; педагогическая оценка; беседа.

Практические методы обучения – упражнение. Прием: составление рассказа.

Детская цель: стать писателями, составить, напечатать и поместить рассказы в уголок для родителей.

  Предварительная работа: знакомство с произведениями писателей: Л.Н.Толстого, Н.Н.Носова, К.Чуковского; упражнение  «В лесу», развитие общих речевых навыков; рассматривание серии картин «Штанишки для мишки», «Клубок», «Находка», составление рассказов по серии картинок.

Демонстрационный материал: серия сюжетных картинок «Страшный зверь».

Раздаточный материал: картинки с наложенными изображениями животных (по числу детей), подставки с карандашами.

Активизация словаря:

существительные: зверь, ружье, дупло;

прилагательные: старый, страшный, смешной, горящие, охотничьё, грозным;

глаголы: отправились, рассмеялись, решили, выставил, попался, притаился.

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой писатель? ( Писатель - это человек,  который пишет рассказы).

-Каких писателей вы знаете? (Л.Н.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский и т. д.).

-Ребята, а вы хотите быть писателями? (Да).

1. Рассматривание серии сюжетных картинок, расположение  их в нужной последовательности.

(Педагог предлагает  детям сесть на стульчики за столы, стоящие полукругом перед мольбертом).

- Сегодня мы, как писатели   составим рассказ по картинкам.  Ваши рассказы я запишу на диктофон, напечатаю, и мы поместим их в уголок для родителей.

(Педагог в произвольном порядке располагает на мольберте картинки).

-Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.

(Детям дается время рассмотреть картинки, после чего вызванный ребенок подходит к мольберту, выставляет их по порядку).

2. Рассматривание каждой картинки по отдельности, беседа по содержанию. Работа над уточнением, активизацией и расширением словаря.

1картинка

-Какое время года изображено на картинках? ( Наступило лето).

-Как вы догадались об этом? (Светит яркое солнышко. Кругом все зеленое. Дети одеты легко).

-Расскажите, кого вы видите на первой картинке? (На картинке мы видим мальчика и девочку).

 -Давайте придумаем им  имена. ( Пр.: Мальчика зовут Ваня, а девочку – Катя).

-Как вы думаете,  куда отправились Катя и Ваня? (Катя и Ваня  отправились в лес).

-Какими другими словами можно сказать, что они отправились в лес? (Пошли, побежали, направились, поспешили).

-Зачем они пошли в лес? ( Они пошли в лес за грибами, за ягодами, за цветами, за шишками).

-Как догадались, что дети пошли за грибами? (У них в руках корзинки).

-Что можно сказать об их настроении?  (Они веселые, довольные, радостные).

 2картинка

-Рассмотрим вторую картинку.

-Почему у детей испуганный вид? (Потому что в дупле они увидели,  чьи - то горящие глаза).

-Где было дупло? (Дупло было под старым толстым деревом).

-Почему им стало страшно? (Потому что они решили,  что там притаился страшный зверь). Кого могли представить себе дети?

3 картинка

-Что  сделали дети дальше? (Они бросили корзинки и побежали домой).

-Расскажите, кого они встретили? (Они встретили дедушку.)

-Как он выглядел? (Он старый. У него длинная борода.  Одет в белую рубаху и штаны,  на ногах  сапоги, на голове синяя кепка. За спиной у него охотничий мешок. На плече несет ружье.).

- Придумайте, как назвали деда? (Деда звали Егор, Саша, Матвей…).

4картинка

-Что происходит на этой картинке? (Дети рассказывают дедушке о страшном звере под деревом).

-Что делает дедушка? (Он думает что делать).

5картинка

-Что случилось, когда они подошли к дереву? (Дед Егор приготовил ружье на страшного зверя, а дети от страха спрятались в траве).

-Как вы думаете, что он говорит? (Эй, кто там, вылезай! Кто здесь прячется? А ну, выходи, страшный зверь!).

6 картинка

-Почему дед Егор сильно удивился? (Он увидел не страшного зверя, а кошку).

-Как догадались, что сильно удивился? (он приоткрыл рот от удивления, поднес руку к голове).

-Почему Катя и Ваня улыбаются? ( Катя и Ваня улыбаются потому что, страшным зверем оказалась кошка). Что сказал дедушка? («Ну, и страшный зверь!»)

3.Физкультминутка. Упражнение «В темном лесу»

Дети встают в круг.

В темном лесу есть избушка, (дети идут по кругу)

Стоит задом наперед. (поворачиваются вокруг себя)

В той избушке есть старушка

Бабушка яга живет.

Нос крючком, (палец изгибают крючком, подносят к лицу)

Глаза большие, (указательным и большим пальцем изображают глаза)

Уши длинные торчат, (ладони прислоняют к ушам)

Фу, сердитая какая! (взмах ладонью)

Дыбом волосы стоят. ( поднимают руки вверх)

4.Составление рассказа по цепочке.

-Ребята, сейчас я включу диктофон, а вы расскажите эту историю от начала до конца.  Кто-то начнет, а кто-то продолжит, будьте  внимательны. (Рассказывают 3 человека).

-Как можно назвать рассказ?  ( «Страшный зверь», «Случай в лесу», «Интересная история» и т.д.).

-Какими словами можно начать рассказ? (Однажды, как-то раз, это было летом, в один прекрасный летний день…).

-Как можно закончить рассказ? (Дед узнал свою кошку, и они пошли домой). (Дети  отвели кошку домой, а сами дальше пошли в лес за грибами).

-Кто может придумать свой рассказ? Свое название к рассказу, другие имена детей, дедушки, и конец рассказа).

-Ваши рассказы мы напечатаем и поместим в уголок для родителей.

Образец рассказа «СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ»

    Однажды, Катя и Ваня отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба. Навстречу им попался дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе они подошли к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!»

И тут из дупла вышел маленький смешной... котёнок. Катя и Ваня рассмеялись, а дед Егор сказал: «Ну и страшный зверь!»

5.Упражнение «Какие животные спрятались на картинке?».

Педагог предлагает детям пройти за столы, на которых уже лежат картинки и стоят подставки с карандашами.

-Какие животные спрятались на картинке? Перечислите? (Заяц, волк, медведь, лиса, лоси, белка, ежик, кошка).

-Какое животное здесь лишнее и почему? (Лишнее здесь кошка, потому что она домашнее животное).

-Раскрасьте кошку и самое маленькое животное. (Дети раскрашивают).

-Кого  вы раскрасили? (Кошку и ежа).

-Почему? (Кошка домашнее животное, а еж - самое маленькое животное).

6.Рефлексия занятия

Дети приглашаются к столу, на котором стоит корзинка и грибочки.

-Положите в корзинку грибок, и расскажите, что мы сегодня делали? (Рассматривали картинки, составляли рассказ по картинкам, играли в игру «Котик», рассматривали животных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. Тема: «Составление рассказа об игрушке»

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе.Пронина С.Л., воспитатель, МБУ СОШ № 89 СП детский сад «Радужка», г.о. Тольятти. Тема: «Составление рассказа об игрушке» Цель: формирова...

Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы - весны гонцы».

Конспект НОД по развитию связной речи  для детей средней группы  Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок  «Скворцы - весны гонцы»....

Конспект занятия по развитии речи во второй младшей группе Тема: Составление рассказа по картине «Катаемся на санках».

Задачи:Образовательные: продолжать расширять знания и представления  детей о зиме, её признаках, о зимних забавах, оживить в памяти детей собственные впечатления от катания на санках, побуждать д...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Путешествие на летучем корабле»

Конспект НОД по развитию речи Цели: Обучающие -познакомить детей с ударением, учить слышать и выделять ударный слог, -закреплять умение определять место звуков А, О,У,Э,Ы в словах, -закреплять у...

Конспект занятия по развитию речи №16 в подготовительной группе Тема: «Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»

Конспект занятия по  развитию речи в подготовительной группе  «Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»...