Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Составление рассказа по серии картинок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель данной непосредственно - образовательной деятельности - составление рассказа с детьми старшего дошкольного возраста , используя серию сюжетных картинок "Страшный зверь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zan_po_serii_kartin.docx | 249.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка»
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы
Тема: «Составление рассказа по серии картинок»
Составила воспитатель
А.А. Евдокимова
Лесосибирск 2019
Цель: составление рассказа с детьми старшего дошкольного возраста, используя серию сюжетных картинок «Страшный зверь».
Задачи:
Обучающие:
1. формировать умение составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.
2.продолжать учить детей составлять сложноподчиненные предложения, отвечая на вопросы.
Развивающие:
1.развивать зрительное внимание и восприятие.
2.развивать умение выслушивать ответы товарищей.
Воспитывающие:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности и инициативности.
- воспитание бережного отношения к природе.
Методы и приемы.
Методы:
Наглядные – наблюдение за изменением и преобразованием объектов; демонстрация наглядных пособий. Приемы: показ образца.
Словесные методы - рассказ педагога. Рассказы детей. Беседа.
Приемы: вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); пояснение; объяснение; педагогическая оценка; беседа.
Практические методы обучения – упражнение. Прием: составление рассказа.
Детская цель: стать писателями, составить, напечатать и поместить рассказы в уголок для родителей.
Предварительная работа: знакомство с произведениями писателей: Л.Н.Толстого, Н.Н.Носова, К.Чуковского; упражнение «В лесу», развитие общих речевых навыков; рассматривание серии картин «Штанишки для мишки», «Клубок», «Находка», составление рассказов по серии картинок.
Демонстрационный материал: серия сюжетных картинок «Страшный зверь».
Раздаточный материал: картинки с наложенными изображениями животных (по числу детей), подставки с карандашами.
Активизация словаря:
существительные: зверь, ружье, дупло;
прилагательные: старый, страшный, смешной, горящие, охотничьё, грозным;
глаголы: отправились, рассмеялись, решили, выставил, попался, притаился.
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
- Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой писатель? ( Писатель - это человек, который пишет рассказы).
-Каких писателей вы знаете? (Л.Н.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский и т. д.).
-Ребята, а вы хотите быть писателями? (Да).
1. Рассматривание серии сюжетных картинок, расположение их в нужной последовательности.
(Педагог предлагает детям сесть на стульчики за столы, стоящие полукругом перед мольбертом).
- Сегодня мы, как писатели составим рассказ по картинкам. Ваши рассказы я запишу на диктофон, напечатаю, и мы поместим их в уголок для родителей.
(Педагог в произвольном порядке располагает на мольберте картинки).
-Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.
(Детям дается время рассмотреть картинки, после чего вызванный ребенок подходит к мольберту, выставляет их по порядку).
2. Рассматривание каждой картинки по отдельности, беседа по содержанию. Работа над уточнением, активизацией и расширением словаря.
1картинка
-Какое время года изображено на картинках? ( Наступило лето).
-Как вы догадались об этом? (Светит яркое солнышко. Кругом все зеленое. Дети одеты легко).
-Расскажите, кого вы видите на первой картинке? (На картинке мы видим мальчика и девочку).
-Давайте придумаем им имена. ( Пр.: Мальчика зовут Ваня, а девочку – Катя).
-Как вы думаете, куда отправились Катя и Ваня? (Катя и Ваня отправились в лес).
-Какими другими словами можно сказать, что они отправились в лес? (Пошли, побежали, направились, поспешили).
-Зачем они пошли в лес? ( Они пошли в лес за грибами, за ягодами, за цветами, за шишками).
-Как догадались, что дети пошли за грибами? (У них в руках корзинки).
-Что можно сказать об их настроении? (Они веселые, довольные, радостные).
2картинка
-Рассмотрим вторую картинку.
-Почему у детей испуганный вид? (Потому что в дупле они увидели, чьи - то горящие глаза).
-Где было дупло? (Дупло было под старым толстым деревом).
-Почему им стало страшно? (Потому что они решили, что там притаился страшный зверь). Кого могли представить себе дети?
3 картинка
-Что сделали дети дальше? (Они бросили корзинки и побежали домой).
-Расскажите, кого они встретили? (Они встретили дедушку.)
-Как он выглядел? (Он старый. У него длинная борода. Одет в белую рубаху и штаны, на ногах сапоги, на голове синяя кепка. За спиной у него охотничий мешок. На плече несет ружье.).
- Придумайте, как назвали деда? (Деда звали Егор, Саша, Матвей…).
4картинка
-Что происходит на этой картинке? (Дети рассказывают дедушке о страшном звере под деревом).
-Что делает дедушка? (Он думает что делать).
5картинка
-Что случилось, когда они подошли к дереву? (Дед Егор приготовил ружье на страшного зверя, а дети от страха спрятались в траве).
-Как вы думаете, что он говорит? (Эй, кто там, вылезай! Кто здесь прячется? А ну, выходи, страшный зверь!).
6 картинка
-Почему дед Егор сильно удивился? (Он увидел не страшного зверя, а кошку).
-Как догадались, что сильно удивился? (он приоткрыл рот от удивления, поднес руку к голове).
-Почему Катя и Ваня улыбаются? ( Катя и Ваня улыбаются потому что, страшным зверем оказалась кошка). Что сказал дедушка? («Ну, и страшный зверь!»)
3.Физкультминутка. Упражнение «В темном лесу»
Дети встают в круг.
В темном лесу есть избушка, (дети идут по кругу)
Стоит задом наперед. (поворачиваются вокруг себя)
В той избушке есть старушка
Бабушка яга живет.
Нос крючком, (палец изгибают крючком, подносят к лицу)
Глаза большие, (указательным и большим пальцем изображают глаза)
Уши длинные торчат, (ладони прислоняют к ушам)
Фу, сердитая какая! (взмах ладонью)
Дыбом волосы стоят. ( поднимают руки вверх)
4.Составление рассказа по цепочке.
-Ребята, сейчас я включу диктофон, а вы расскажите эту историю от начала до конца. Кто-то начнет, а кто-то продолжит, будьте внимательны. (Рассказывают 3 человека).
-Как можно назвать рассказ? ( «Страшный зверь», «Случай в лесу», «Интересная история» и т.д.).
-Какими словами можно начать рассказ? (Однажды, как-то раз, это было летом, в один прекрасный летний день…).
-Как можно закончить рассказ? (Дед узнал свою кошку, и они пошли домой). (Дети отвели кошку домой, а сами дальше пошли в лес за грибами).
-Кто может придумать свой рассказ? Свое название к рассказу, другие имена детей, дедушки, и конец рассказа).
-Ваши рассказы мы напечатаем и поместим в уголок для родителей.
Образец рассказа «СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ»
Однажды, Катя и Ваня отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба. Навстречу им попался дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе они подошли к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!»
И тут из дупла вышел маленький смешной... котёнок. Катя и Ваня рассмеялись, а дед Егор сказал: «Ну и страшный зверь!»
5.Упражнение «Какие животные спрятались на картинке?».
Педагог предлагает детям пройти за столы, на которых уже лежат картинки и стоят подставки с карандашами.
-Какие животные спрятались на картинке? Перечислите? (Заяц, волк, медведь, лиса, лоси, белка, ежик, кошка).
-Какое животное здесь лишнее и почему? (Лишнее здесь кошка, потому что она домашнее животное).
-Раскрасьте кошку и самое маленькое животное. (Дети раскрашивают).
-Кого вы раскрасили? (Кошку и ежа).
-Почему? (Кошка домашнее животное, а еж - самое маленькое животное).
6.Рефлексия занятия
Дети приглашаются к столу, на котором стоит корзинка и грибочки.
-Положите в корзинку грибок, и расскажите, что мы сегодня делали? (Рассматривали картинки, составляли рассказ по картинкам, играли в игру «Котик», рассматривали животных).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. Тема: «Составление рассказа об игрушке»
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе.Пронина С.Л., воспитатель, МБУ СОШ № 89 СП детский сад «Радужка», г.о. Тольятти. Тема: «Составление рассказа об игрушке» Цель: формирова...
Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы - весны гонцы».
Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы - весны гонцы»....
Конспект НОД по развитию речи с детьми средней группы. Тема: "Составление рассказа описания по лексической теме "Зимняя одежда"
Конспект по развитию речи детей в средней группе...
Конспект занятия по развитии речи во второй младшей группе Тема: Составление рассказа по картине «Катаемся на санках».
Задачи:Образовательные: продолжать расширять знания и представления детей о зиме, её признаках, о зимних забавах, оживить в памяти детей собственные впечатления от катания на санках, побуждать д...
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Путешествие на летучем корабле»
Конспект НОД по развитию речи Цели: Обучающие -познакомить детей с ударением, учить слышать и выделять ударный слог, -закреплять умение определять место звуков А, О,У,Э,Ы в словах, -закреплять у...
Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи для детей средней группы. Тема: составление рассказа по картине «Не боимся мороза».
Цель: составить короткий описательный рассказ по картине....
Конспект занятия по развитию речи №16 в подготовительной группе Тема: «Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»...