Мастер-класс "Составление рассказа по серии картинок с помощью алгоритма ТРИЗ технологии"
план-конспект занятия по развитию речи

Садырина Виктория Ивановна

   Уважаемые коллеги!

Одним из интересных видов совместной деятельности со старшими дошкольниками является составление рассказа по серии картинок, объединённых общим содержанием.

Опыт показывает, что, если пользоваться классической методикой, на практике эта деятельность заключается в том, что дети свободно манипулируют картинками, всё время их передвигают с места на место, угадывают последовательность либо непроизвольно фантазируют. Использование такого метода «проб и ошибок» не всегда эффективно, потому что у детей ещё нет достаточного жизненного опыта, и по поводу изображения у них часто возникают очень свободные ассоциации. Случайно разложенные картинки приводят детей к необходимости фантазировать, что само по себе, может быть, и неплохо.

Однако при этом нарушается логика реальных событий.

Технология ТРИЗ предлагает эффективный алгоритм мыслительных действий при работе с серией картинок.

Как и в любой другой деятельности, вначале очень важно создать у детей мотивацию.

Как вы думаете, послужит ли мотивацией такая фраза воспитателя: «Сейчас мы с вами должны разложить картинки в нужной последовательности»? Конечно, нет.

Я организую работу в виде игр «Умники и умницы», «Сыщики» или «Мы режиссёры фильма».

Алгоритм работы с картинками состоит из нескольких этапов. Чтобы дети легко запоминали их последовательность, я использую карточки со схемами.

В самом начале я подаю ребёнку перепутанные картинки, предлагаю разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева на право, чтобы получился «паровозик с вагончиками». Соблюдая правило: после раскладывания картинки не перемещать (не дотрагиваться руками). Ребёнок раскладывает, а я показываю схему и прошу детей запомнить, что она называется «Паровозик из картинок». (схема прикрепляется на доску).

Затем предлагаю определить место, где произошло событие. Дети высказывают предположения, и я показываю схему. Она называется «Назови место».

После этого прошу детей назвать время года или время суток. Показываю схему «Определи время событий».

На следующем этапе дети рассматривают каждую картинку и находят главного героя или героев. Обычно, они с интересом придумывают имена героям, обозначают возраст, описывают внешний вид, одежду. Я показываю схему «Найди общих героев на всех картинках».

Затем ребята поочерёдно берут картинки, называют героя, его действия и обсуждают, зачем он это делает. А я показываю схему, «Назови действие героя и догадайся, зачем он это делает» .

Эта работа чрезвычайно важна, т.к. формирует умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами, явлениями, событиями окружающего мира.

После этого предлагаю детям поиграть в игру «Что было раньше, что будет потом?» Ребёнок расставляет картинки в логической последовательности, я показываю схему «Что за чем?»

А затем мы с детьми «расшифровываем секретное письмо», т.е. составляем рассказ по картинкам и придумываем ему название. Я показываю схему «Составь рассказ».

В заключении очень полезно провести игру без картинок с использованием только схем этапов алгоритма для лучшего из запоминания.

Обычно я говорю детям: «Расскажите секрет каждой схемы и разложите по порядку».

Для закрепления алгоритма составления рассказа я провожу разнообразные игровые упражнения. Особенно детям нравится играть в учителя, когда они учат раскладывать картинки и составлять рассказ какого-то взрослого. Большой интерес вызывает игровое упражнение «Помощники», когда дети самостоятельно придумывают и рисуют схемы этапов в виде букв, символов, знаков.

В подготовительной группе дети любят делать «раскадровку» событий из реальной жизни, а затем предлагают товарищам расшифровать задуманную ими историю.

(Работа со слуш-ми по серии картинок)

Вывод: Работа с серией картинок не только интересна, но и очень полезна: ведь вся наша жизнь – это цепочка причинно-следственных связей, которые приводят к определённому результату.

У детей формируется понимание того, что любое событие в жизни имеет обязательные  условия: место, время, действие лица, взаимоотношения объектов, результат, который может быть и положительным и отрицательным..

Упражняя детей в установлении причинно-следственных связей и составлении рассказов, мы формируем начальные навыки анализа различных жизненных ситуаций, что важно не только при обучении в школе, но и во взрослой жизни каждого человека.

 

 

                               Работа с участниками мастер – класса.

1. Рассмотрим составление рассказа по серии картинок на конкретном примере.

2. (вызвать одного из участников)

Задание: Разложите картинки в произвольной последовательности, как хотите, в один ряд слева на право. При этом, соблюдайте правило: разложенные картинки больше не трогать и не перемещать. (после того, как разложили)

Схема этого этапа называется «Паровозик с вагончиками» ( на доску)

3. Вопрос: Где, в каком месте, происходит событие? (ответы)

Запомните схему. Она называется «Назови место»  (на доску)

4. В какое время года всё это происходит? Почему Вы так считаете? А какое время суток? (ответы) Я тоже так думаю.

Схема называется «Определи место событий» (на досках)

5. Как вы считаете, кто является главными героями события?(ответы) Как они выглядят? Как их зовут? Вспомните, как называется схема?

Схема называется «Найди общих героев на всех картинках» (на доску)

6. Рассмотрим каждую картинку в отдельности. (показываю схему и говорю «Назовите действия героя и догадайтесь, зачем он это делает?» (берёт по 1 карточке и показывает участникам).

(После рассматривания всех картинок, показать схему и назвать её «Что было раньше, что будет потом? (вызвать участника для раскладывания картинок в логической последовательности на доске).

7. А сейчас мы «расшифруем» историю, которая однажды произошла. (показать схему «Составь рассказ»)

Вызвать другого участника для составления рассказа.

Уважаемые коллеги, какие у вас есть вопросы?

Благодарю за внимание!

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Уважаемые коллеги!

Одним из интересных видов совместной деятельности со старшими дошкольниками является составление рассказа по серии картинок, объединённых общим содержанием.

Опыт показывает, что, если пользоваться классической методикой, на практике эта деятельность заключается в том, что дети свободно манипулируют картинками, всё время их передвигают с места на место, угадывают последовательность либо непроизвольно фантазируют. Использование такого метода «проб и ошибок» не всегда эффективно, потому что у детей ещё нет достаточного жизненного опыта, и по поводу изображения у них часто возникают очень свободные ассоциации. Случайно разложенные картинки приводят детей к необходимости фантазировать, что само по себе, может быть, и неплохо.Sostavlyaem-rasskaz-po-serii-syuzhetnyh-kartin.png

Однако при этом нарушается логика реальных событий.

Технология ТРИЗ предлагает эффективный алгоритм мыслительных действий при работе с серией картинок.

Как и в любой другой деятельности, вначале очень важно создать у детей мотивацию.

Как вы думаете, послужит ли мотивацией такая фраза воспитателя: «Сейчас мы с вами должны разложить картинки в нужной последовательности»? Конечно, нет.

Я организую работу в виде игр «Умники и умницы», «Сыщики» или «Мы режиссёры фильма».

Алгоритм работы с картинками состоит из нескольких этапов. Чтобы дети легко запоминали их последовательность, я использую карточки со схемами.

В самом начале я подаю ребёнку перепутанные картинки, предлагаю разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева на право, чтобы получился «паровозик с вагончиками». Соблюдая правило: после раскладывания картинки не перемещать (не дотрагиваться руками). Ребёнок раскладывает, а я показываю схему и прошу детей запомнить, что она называется «Паровозик из картинок». (схема прикрепляется на доску).

Затем предлагаю определить место, где произошло событие. Дети высказывают предположения, и я показываю схему. Она называется «Назови место».

После этого прошу детей назвать время года или время суток. Показываю схему «Определи время событий».

На следующем этапе дети рассматривают каждую картинку и находят главного героя или героев. Обычно, они с интересом придумывают имена героям, обозначают возраст, описывают внешний вид, одежду. Я показываю схему «Найди общих героев на всех картинках».

Затем ребята поочерёдно берут картинки, называют героя, его действия и обсуждают, зачем он это делает. А я показываю схему, «Назови действие героя и догадайся, зачем он это делает» .

Эта работа чрезвычайно важна, т.к. формирует умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами, явлениями, событиями окружающего мира.

После этого предлагаю детям поиграть в игру «Что было раньше, что будет потом?» Ребёнок расставляет картинки в логической последовательности, я показываю схему «Что за чем?»

А затем мы с детьми «расшифровываем секретное письмо», т.е. составляем рассказ по картинкам и придумываем ему название. Я показываю схему «Составь рассказ».

В заключении очень полезно провести игру без картинок с использованием только схем этапов алгоритма для лучшего из запоминания.

Обычно я говорю детям: «Расскажите секрет каждой схемы и разложите по порядку».

Для закрепления алгоритма составления рассказа я провожу разнообразные игровые упражнения. Особенно детям нравится играть в учителя, когда они учат раскладывать картинки и составлять рассказ какого-то взрослого. Большой интерес вызывает игровое упражнение «Помощники», когда дети самостоятельно придумывают и рисуют схемы этапов в виде букв, символов, знаков.

В подготовительной группе дети любят делать «раскадровку» событий из реальной жизни, а затем предлагают товарищам расшифровать задуманную ими историю.

(Работа со слуш-ми по серии картинок)

Вывод: Работа с серией картинок не только интересна, но и очень полезна: ведь вся наша жизнь – это цепочка причинно-следственных связей, которые приводят к определённому результату.

У детей формируется понимание того, что любое событие в жизни имеет обязательные  условия: место, время, действие лица, взаимоотношения объектов, результат, который может быть и положительным и отрицательным..

Упражняя детей в установлении причинно-следственных связей и составлении рассказов, мы формируем начальные навыки анализа различных жизненных ситуаций, что важно не только при обучении в школе, но и во взрослой жизни каждого человека.

1666604422115.jpg

                           

Работа с участниками мастер – класса.

1. Рассмотрим составление рассказа по серии картинок на конкретном примере.

2. (вызвать одного из участников)

Задание: Разложите картинки в произвольной последовательности, как хотите, в один ряд слева на право. При этом, соблюдайте правило: разложенные картинки больше не трогать и не перемещать. (после того, как разложили)

Схема этого этапа называется «Паровозик с вагончиками» ( на доску)

3. Вопрос: Где, в каком месте, происходит событие? (ответы)

Запомните схему. Она называется «Назови место»  (на доску)

4. В какое время года всё это происходит? Почему Вы так считаете? А какое время суток? (ответы) Я тоже так думаю.

Схема называется «Определи место событий» (на досках)

5. Как вы считаете, кто является главными героями события?(ответы) Как они выглядят? Как их зовут? Вспомните, как называется схема?

Схема называется «Найди общих героев на всех картинках» (на доску)

6. Рассмотрим каждую картинку в отдельности. (показываю схему и говорю «Назовите действия героя и догадайтесь, зачем он это делает?» (берёт по 1 карточке и показывает участникам).

(После рассматривания всех картинок, показать схему и назвать её «Что было раньше, что будет потом? (вызвать участника для раскладывания картинок в логической последовательности на доске).

7. А сейчас мы «расшифруем» историю, которая однажды произошла. (показать схему «Составь рассказ»)

Вызвать другого участника для составления рассказа.

Уважаемые коллеги, какие у вас есть вопросы?

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт НОД ТРИЗ «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок ) 2 младшая группа

Группа: вторая младшаяОбразовательная ситуация: развитие речи.Тема: «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок )Образовательная области: речевое развитие, художетвенно-эстетическое развит...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ КАРТИНОК.

Основная дидактическая задача по развитию связной речи по технологии ТРИЗ через обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картин  Упражнять детей в нахождении причинно-следс...

Профилактика эмоциональной нестабильности с помощью алгоритмов ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач зарекомендовала себя в изодеятельности, математике, эстетическом и экономическом воспитании. Теперь появилась возможность апробации её методов применительно к эмо...

Мастер-класс «Составление логических рассказов по серии картинок» (технология ТРИЗ)

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Не требует больших затрат времени. Можно использовать в традиционной системе обучения. Развивает фантазию и воображение у детей....

Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ): Методическое пособие

Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ): Методическое пособие...