План-конспект проведения коррекционно развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. "Путешествие в сказку Гуси лебеди, с использованием ТРИЗ технологий" (открытое занятие)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Использование технологии ТРИЗ, как одного из методов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи способствует развитию речи с одной стороны; с другой - таких качеств мышления ,как гибкость, подвижность, системность,развитию творческого воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проведения коррекционно-развивающей речевой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Путешествие в сказку Гуси-лебеди, с использованием ТРИЗ технологий».

Подготовила и провела учитель-логопед ГБОУ Школы №2075 ДО №3 Максименко Ю.С. Формат проведения – метод.  объединение коррекционной службы.

   

Тема:

Логопедическая «Связная речь»

Лексическая тема:  «Путешествие в сказку Гуси-лебеди, с использованием ТРИЗ технологий».

Грамматическая тема: «Словоизменение, согласование слов в предложении».

Цель: развитие связной речи и творческого потенциала детей,  формирование умения творческого рассказывания с использованием технологий ТРИЗ. 

Задачи

Коррекционно-образовательные задачи

- расширять словарный запас;

- уточнять качественные признаки яблока;

- обучать умению отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно –развивающие задачи:

-развивать зрительное и слуховое внимание,

-Развивать речевое творчество, логическое мышление, аналитико – синтетическую деятельность,  воображение, слуховое внимание, память.

-Закреплять правильное словоизменение при использовании грамматических конструкций «один – много»

- Развивать умение вступать в диалог, задавать и отвечать на вопросы.

-Автоматизация звука«р» в словах: отработать чёткое произношение звука [р] на конкретном речевом материале;

-продолжать развивать у детей продолжительность речевого выдоха и глубину вдоха при выполнении дыхательной гимнастики

Коррекционно-воспитательные задачи:

-Формировать контроль за собственной речью;

-формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, умение детей действовать согласованно;  

- Воспитывать сострадание к попавшим в беду и готовность им помочь.

- развивать умение слушать собеседника не перебивая;

- формировать понимание того, что  в предметах и объектах окружающего мира есть и положительные и отрицательные стороны.

 

Оборудование и материалы:    Настольный театр «Гуси – лебеди»;  картинки (яблоки, пирожки, камешки) с заданиями.  Макеты: печка, яблонька, речка. Сенсорный сундучок, клубок,  яблоко,    аудиозапись.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций, беседа по сказке,  отгадывание загадок.

  • Виды детской деятельности:
  • Игровая,
  • Двигательная,
  • Коммуникативная.

Ход занятия

Орг. момент

 

Л: Собрались ребята в круг,

Слева - друг и справа - друг

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.  

Объявление темы

Л: Я хочу пригласить вас в необычное путешествие. Путешествие в сказку.  

 А совершим мы путешествие в одну очень известную нам сказку, в которой живут:  Машенька,  Иванушка,  яблонька, печка,  речка.  Как называется эта сказка? (ответы детей)

Л: А теперь закройте глазки, помечтайте,  медленно повернитесь вокруг себя, и представьте что вы оказались в сказке.

Звучит музыка «В гостях у сказки»   ( Дети садятся на стулья)

 Основная часть

Л:  Давайте вспомним, что произошло в начале сказки?( Ответы детей )

Л:  Ребята давайте поможем Маше, найти Иванушку

 Но будут  преграды на нашем пути. Вы готовы Иванушку спасти, все преграды  пройти?

 Л: Тогда отправляемся в путь!   

 А поможет нам в начале пути клубок волшебный, куда покатится он, туда нужно  идти.

 Л: Ребята смотрите клубок нам указал путь дорожку к печке.
«Печка, печка помоги  Иванушку найти».
(Дети подходят к «печке»)

 Пироги давно поспели, зарумянились. Так и просятся, чтобы их из печи достали. Но они очень горячие, давайте их остудим, подуем на них.

 Дыхательная гимнастика «Поддувалочка»

Остудили пироги теперь  можно взять по пирожку (Дети берут по пирожку )

 Ребята, а пироги то, не простые с начинкой.

Игра «Один, много»   

( яблоко-много яблок, груша-много груш, ягода - много ягод, яйцо-много яиц, апельсин-много апельсинов)

Л: Молодцы ребята помогли печке. Вовремя успели, пока пироги не сгорели. Печка очень просит нас  попробовать пироги, они ведь у неё таки вкусные. Давайте присядем, отдохнём, попробуем пирожок и разомнём наш язычок.

«Веселый язычок»: артикуляционные упражнения.

(Дети выполняют артикуляционные упражнения.)

Л: Жил на свете толстячок, милый добрый язычок.

Он в окошечко смотрел «Окошко»

Пирожок он увидал «Блинчик на тарелочке» 

И немного покусал «Непослушный язычок» 

Чаем сладким запивал «Чашечка» 

Губы вкусные лизал «Вкусное варенье» 

И спасибо всем сказал «Гармошка» 

Ой, ребята смотрите тут ещё какой – то  сундук.  Но сундук закрыт, чтобы его открыть,  нам нужно отгадать, что находится в сундуке.  И это будет ещё одна подсказка.

 А в этом вам поможет сам сундучок. Посмотрите, на нём изображены глаз, нос, ухо, рот, рука - они-то и будут служить вам подсказками. Вы мне будете задавать вопросы, используя условные обозначения  (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного сундучка,  а я буду на них отвечать.

Игра «Волшебный  сундучок»    

Вопросы детей

Зрение (глаз):  

Какой он формы?  (круглой)

Какого он цвета?  (красного)

Какого он размера? (по сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с вишней – большой)

Где растет?  (на дереве)

Осязание (руки): 

Какой он на ощупь? (гладкий)

Слух( ухо): 

Он издает звук? (да)

Обоняние( нос): Он пахнет? (да)

Вкус(рот): 

Это съедобный предмет? (да)

Он сладкий или горький? (сладкий).

Обобщаем: Растет на дереве, круглой формы, красный, среднего размера, гладкий, издает звук когда едим, сладкий, съедобный.  

Л: Правильный ответ.  

Д:  Яблоко

Догадались  куда дальше отправитесь?

Д: К яблоне

Л. А вот и яблонька.  

«Здравствуй, яблонька. Яблонька, милая,  помоги Ванечку найти».

Тяжело яблоне,  яблочки на ветвях держать. Давайте ребята поможем скорей, сорвём яблочки с ветвей. А яблонька нам поможет   Ванечку отыскать.

(Дети «срывают» по яблочку с яблоньки и собирают бусы нанизывая их  на ленточку)

Л: А яблочки-то непростые, а с секретом.  

Игра ТРИЗ «Мозговой штурм»

  На яблочках картинки (дерево, дверь, шкафчик, ключик, юбка, шапка, игольница, подушка, котик, рыбка, лейка, роза, ножницы, ваза, кукла) Задание от яблоньки: «Собрать бусы из яблок, так, чтобы следующая картинка  чем-то напоминала предыдущую, или связана с ней по смыслу.»

Молодцы ребятки, яблонька очень довольна вами.  И мы можем идти дальше.  А впереди нас ждёт река кисельные берега, но до реки идти далеко, давайте мы с вами выйдем на лужок и встанем в кружок,  и превратимся с вами в гусей, вокруг себя  покружились и в гусей превратились.

  

Физкультминутка «Гуси – лебеди»

Гуси серые летели,                                        (ходьба по кругу, взмахи руками в стороны)

На лужайку тихо сели                                   (присели)

Походили, поклевали                                      (полу присед.)

Потом быстро побежали.                              ( бег по кругу)

Лебеди летят, крыльями машут,                   (взмахи руками в стороны)

Прогнулись над водой, качают головой.       (наклон вперёд с отведением рук назад)

Прямо и гордо умеют держаться,                  (выпрямиться, проверить осанку)

Очень бесшумно на воду садятся.                  (присесть)

 

Л: А теперь мы покружились и в ребят вновь превратились.

А вот и река кисельные берега.   «Реченька, выручай, где искать Иванушку, отвечай».

 Ребята смотрите, бежит речка вдоль кисельных бережков. По овражкам протекает, только камешки мешают. Давайте мы речке поможем, из речки камешки уберем. А камешки эти не простые, а с секретом. Это речка с нами поиграть в игру хочет. (Нужно камешек передавать по кругу друг другу и подобрать как  можно больше слов  - признаков к предмету  речка, дрова, пирожок).

Игра ТРИЗ «По кругу»

Л: Молодцы,  и это задание вам по плечу.  

Вот мы и пришли. Иванушку нашли.  Давайте присядем, отдохнём. Кто помнит, что дальше в сказке происходило?

Ответы детей (дети отвечают по очереди)

 

Игра ТРИЗ  «Хорошо – плохо» Дети  рассуждают, что в сказке «хорошо», а что в сказке «плохо».  

«Хорошо»- дети: -девочка забрала брата от бабы – яги; -яблонька, печка, речка помогли девочке и брату спрятаться от гусей;  -девочка вовремя вернулась домой.

«Плохо» - дети: -девочка одного оставила братца и ушла гулять; -Гуси – лебеди унесли братца; -девочка ослушалась  родителей; - девочка сразу не послушалась печку, речку, яблоньку, может быть она быстрее нашла брата; - Баба – Яга послала вдогонку Гусей

 Итог: - Как вы считаете, мы помогли Маше?

- Ребята, что было самым интересным?

- А какое задание было самым лёгким?

- Какое задание вам показалось самым сложным?

- А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

 Молодцы!  Вот и вам подарочек. За вашу усердную работу и помощь Машеньке.

 Л: А нам  пришла пора возвращаться в группу детвора.

Глазки закрыли, покружились,  в детский садик возвратились.

звучит аудиозапись «Сказки гуляют по свету».

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста " Путешествие в Краскоград"

Может ли ребенок прожить без игры? Естественно нет, ведь игра - это основная форма познания жизни. В игре ребенок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Используемые на за...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»   ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПСИХОГИМНАСТИКАДЫ...

Методическая разработка "Коррекционно-развивающая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада"

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада.Работа педагога-психолога с детьми в дошкольном образовательном учреждении осущес...

Конспект занятия педагога - психолога и учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в зимнюю сказку"

Конспект ИОД педагога - психолога и учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в зимнюю сказку"...

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

Конспект организованной образовательной деятельности по ПМД с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам сказки «Гуси-лебеди»

Цель: приобщение детей к устному народному творчеству посредством развития умственных способностей, смекалки, творческой инициативы....