Совместная деятельность с детьми старшей группы на тему: «Путешествие – игра по русским народным сказкам»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Рыковец Елена Васильевна

Занятие-игра. Ребята отправляются в сказочноепутешествие с Иваном-Царевичем, чтоб спасти Василису Прекрасную от Кощея Бессмертного. Чтоб помочь, ребята должны выполнить все задания сказочных героев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рыковец Елена Васильевна, воспитатель

МБДОУ №205 «Центр развития ребенка-детский сад»

Совместная деятельность с детьми старшей группы на тему: «Путешествие – игра по русским народным сказкам»

Программное содержание:

Обучающие задачи: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках; учить узнавать сказку по заданию.

Развивающие задачи: развивать речь, творческое воображение, фантазию, образное и словесно-логическое мышление.

Воспитывающие задачи: воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.

Оздоровительные задачи: снятие зрительного напряжения (гимнастика для глаз), снятия мышечного напряжений (физ. минутки), пальчиковая гимнастика.

Методы: Игровой, словесно-логический, ИКТ, самостоятельный.

Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, самостоятельная деятельность детей.

Материал: Игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), индивидуальные листы с лабиринтом.

Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, столы, стульчики.

Вид занятия: Занятие-игра. Ребята отправляются в сказочное путешествие с Иваном-царевичем, чтобы спасти Василису Прекрасную, которую Змей Горыныч унес в царство Кощея Бессмертного. Чтобы помочь, ребята должны выполнить задания сказочных героев.

Формы работы: Индивидуальная, коллективная.

Ход занятия:

Вовлечение в деятельность: Звучит музыка.

Воспитатель. Любите ли вы слушать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о сказках. Для нас давно стало привычным существование автомобилей, самолётов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света – включи телевизор, и на экране появятся разные страны, люди, горы, моря и многое другое. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему сказка остаётся такой милой и родной? Почему люди до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы люди не изобрели, где бы не побывали, сказка остаётся с нами.

А какие бывают сказки? Кто их сочиняет?

Дети. Авторские и народные. Народные сказки сочиняет народ.

Воспитатель. У каждого народа есть свои сказки, короткие и длинные, про людей и животных, волшебные и почти без волшебства. Чему же нас учит сказка?

Дети. Она учит нас добру и справедливости, учит бороться со злом, помогать другим, понимать чужую беду.

Основная часть:  Воспитатель. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам. (слайд 1) .Прежде, чем отправиться в дорогу, давайте вспомним:

- Какими словами начинается сказка? (Жили-были…В некотором царстве, в некотором государстве…)

- Какими словами она заканчивается? (Вот и сказочке конец, а кто слушал-молодец. Я там был…)

Попасть в сказку нам поможет ковёр – самолёт. Закройте глаза, мысленно сядьте на ковёр – самолёт.  Отправляемся друзья,

В чудо сказку – вы и я.  

Открывайте глаза. (Демонстрируется слайд 2).

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

Воспитатель. (Демонстрируется слайд 3). Послушайте. «В некотором царстве, в тридесятом государстве жил да был Иван - царевич, и была у него жена Василиса Прекрасная. Она была очень красивая, мудрая, а также хорошая рукодельница. Однажды налетел сильный ветер, поднялась пыль, налетел Змей Горыныч и унес Василису в царство Кощея Бессмертного. Погоревал Иван-царевич, да делать нечего: нужно отправляться в путь-дорогу». Трудно ему будет в дороге, разные препятствия его ждут, но должен он освободить Василису из рук Кощея.

- Хотите помочь Ивану-царевичу справиться с Кощеем Бессмертным?

- А ведь нас ждут трудности и испытания. Вам не страшно?

Воспитатель. А чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу я хочу предложить задание. «Зашифрованное слово».

(Демонстрируется слайд 4).

Воспитатель. У меня есть слово, буквы которого поменялись местами (в верхнем ряду), а в нижнем ряду под каждой буквой – цифра, которая подсказывает, какой по порядку буква в этом слове. Расставьте буквы в соответствующем порядке. Если всё сделаете правильно, у вас получится слово. Получилось слово «Дружба».

Воспитатель. Мы отправляемся в дорогу. У меня убедительная просьба: быть предельно осторожными и внимательными. Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу: «Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй». Какие ещё пословицы вы знаете?

Дети. Сам погибай, а товарища выручай. Старый друг лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Воспитатель. «Долго ли, коротко ли мы шёл Иван – царевич и вышли на развилку двух дорог. Какую же нужно выбрать дорогу, чтобы и Василису выручить, и живым остаться?» (Демонстрируется слайд 5).

Воспитатель. Не печалься, Иван-царевич, определить правильную дорогу нам поможет сказочный герой, а какой – ты узнаешь, если правильно отгадаешь загадку. Ребята тебе в этом помогут.

Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги...

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Зайка)

(Демонстрируется слайд 6).

Воспитатель. Правильно, это Зайка. Давайте у него спросим, по какой дорожке путь держать. Зайка поможет нам, если мы отгадаем его загадки. Но сначала гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Посмотрели мы налево,

Посмотрели мы направо,

А нам нами лес шумит,

А под нами луг лежит.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель. И так вы готовы отгадать загадки от Зайки? Будьте внимательны.

(Демонстрируется слайд 7-22).

Дети дают ответы на загадки, которые загадывает Зайка.

Воспитатель. Все готовы продолжить путь? Оказывается, мы находимся в сказочном лесу, в котором нас ждут удивительные встречи и еще больше опасностей.

(Демонстрируется слайд 23).

Воспитатель. А с кем мы сейчас встретимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

Этот зверь лесной…(Лиса)

Демонстрируется слайд.

Воспитатель. Верно, это хитрая Лисичка, она в лесу живет, все знает. Спросим у нее, куда нам путь дальше держать. Но сначала проведём пальчиковую гимнастику «Любимые сказки».

Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Лиса хитрая, просто так она нам про дорогу не расскажет. Мы должны и её загадки отгадать. Готовы?

«О какой сказке идёт речь?»

1. В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли.

2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.

3. Сяду на пенёк, съем пирожок.

4. Ловись, рыбка, большая и маленькая.

5. Не пей из копытца, козлёночком станешь.

6. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл.

Воспитатель. Лиса знает самый короткий путь к избушке Бабы Яги, а она нам поможет найти Кощеево царство. Избушка Бабы Яги находится не далеко. А чтобы быстрее пройти к ней, вот вам «лисья» подсказка. (Демонстрируется слайд 24).

«Лабиринт». Индивидуальная работа на листах.

Воспитатель. А теперь проверим. (Демонстрируется слайд 24).

Воспитатель. Мы должны отправиться к избушке Бабы Яги. У нас остается самый трудный участок дороги, поэтому мы должны немного отдохнуть и сделать небольшие физические упражнения для того, чтобы у нас прибавилось сил, и мы могли справиться с Кощеем Бессмертным. Встаньте со стульчиков.

Физкультминутка Репка».

Вот мы репку посадили (наклониться).

И водой ее полили (имитация движения).

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны).

А теперь ее потянем (имитация движения).

И из репы кашу сварим, поедим (имитация варки и еды).

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»).

Воспитатель. Внимание! Мы подходим к избушке Бабы Яги. Соблюдайте осторожность, ведь мы не знаем, добрая Яга или злая.

(Демонстрируется слайд 25). 

Воспитатель. Оказывается Баба Яга добрая, и она нам очень рада.

(Демонстрируется слайд 26)..

Воспитатель. Баба – Яга приглашает к себе в гости и готова нам помочь, но она очень любит решать различные задачки и требует, чтобы их решали и другие. Только в таком случае она поможет. Согласны вы решать задачки Бабы Яги? (предполагаемые ответы детей).

Дети решают задачки, которые задает Баба Яга

  • «Дополни имя».

Воспитатель. У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а уж вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.

Для мальчиков: Кощей - …, Мальчик - …, Братец - …, Иван - …, Змей - …

Для девочек: Елена - …, Сестрица - …, Василиса - …, Крошечка - …, Царевна-…

  • «Отгадай сказку». Воспитатель перечисляет персонажи сказки - дети отгадывают и называют сказку.

Царь, три сына, стрела, болото («Царевна- лягушка»). (Демонстрируется слайд 27).

Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз («Морозко».) (слайд 28).

Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»). (Демонстрируется слайд 29).

Алёнушка,Баба-Яга козлёночек(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)(слайд ).

Воспитатель: Давайте скажем спасибо Бабе-Яге и пойдем дальше.

А вот и замок Кощея – Бессмертного  (Демонстрируется слайд 31).

Что наделал злой Кощей

Все картинки перепутал

Сказки все он наши спутал

Паззлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

«Собери картинку». Дети из паззлов собирают картинку сказки и называют ее.

Воспитатель. Ребята, улетел Кощей Бессмертный по делам своим, а Василису в башню заточил, а дверь в башню на сто замков закрыл. Но есть один секрет: все замки откроются, если задачу Кощея отгадаете. А эта задача - кроссворд.

(Демонстрируется слайд 32).

Кроссворд «Кто говорит эти слова?».

«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.

«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.

«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.

«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.

Воспитатель: «Открылись двери башни, вышла из них Василиса. Посадил ее Царевич на коня и поскакал домой». (Демонстрируется слайд 33).

И нам пора возвращаться. Садитесь на ковёр-самолёт, закрывайте глаза, полетели.

Рефлексия. Воспитатель. Вот мы и вернулись, ну как понравилось вам путешествие? (ответы детей) Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми трудностями в пути? (ответы). Верно, наша дружба и знания русских народных сказок. Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, все задачки решили. (Демонстрируется слайд 34).

За руки умелые,

За ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас подарю. (Воспитатель дарит детям в подарок подарки-наклейки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми старшей группы по теме: "Русь-красавица, мастерами славится!" с использованием технологии "Русский фольклор"

Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству.Задачи:1. Формировать ...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы на тему «Путешествие в Африку»

Используется инновационная технология "Воспитательный диалог" ( М.В. Телегин) Задачи: -дать детям элементарное представление об особенностях географического положения. -формировать представление ...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Путешествие в мир наземного транспорта с мячиком Непоседой»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Путешествие в мир наземного транспорта с мячиком  Непоседой» с использованием игровой, личностно-ори...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Путешествие в мир наземного транспорта с мячиком Непоседой»

Цель: создание условий для формирования знаний детей о наземном транспорте,  правилах дорожного  движения  и значении  сигналовсветофора.Образовательные задачи:- Обогащать пре...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Путешествие в мир наземного транспорта с мячиком Непоседой»

Цель: создание условий для формирования знаний детей о наземном транспорте,  правилах дорожного  движения  и значении  сигналовсветофора.Образовательные задачи:- Обогащать пр...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в страну «Здоровья»

Закрепить знания о здоровом образе жизни. Познакомить детей, как нужно заботиться и укреплять здоровье; дать представление о микробах.Познакомить детей с понятием «полезная и вредная пища&r...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Путешествие в мир наземного транспорта с мячиком Непоседой» с использованием игровой, личностно-ориентированной и здоровьесберегающей технологий

Цель: создание условий для формирования знаний детей о наземном транспорте,  правилах дорожного  движения  и значении  сигналовсветофора.Образовательные задачи:- Обогащать представ...