Проект " Сказка в жизни ребенка"
проект по художественной литературе (младшая группа)

РегинаРасколова

Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skazka.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Кугесьский детский сад «Ягодка»

Чебоксарского района Чувашской Республики

Проект

«Мои первые сказки»

во II группе раннего возраста

                                                     

Составила воспитатель:

                                                                                                          Расколова Р.Г.

п. Кугеси, 2019 г

Название проекта: «Мои первые сказки» во II группе раннего возраста 1 младшей  группе

Актуальность проекта:

 Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.

 В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения, не чувствуют красоту литературной речи. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. Родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности.  У дошкольников недостаточные знания о сказках.

 Необходимо знакомить детей с русскими народными сказками, так как  именно сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности  вполне отвечают природе маленького ребенка, близки его мышлению.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Цель проекта:

 Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.

Задачи проекта:

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

3. Обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

4. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.

5. Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

Участники проекта:  дети II группы раннего возраста  МБДОУ  Кугесьский детский сад «Ягодка»,  воспитатели, родители.

Разработчики проекта: воспитатель Расколова Р.Г.

Продолжительность проекта: (краткосрочный)

Вид проекта:  художественно - творческий

Материалы: сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, методическая литература, разные виды театра, пластилин, карандаши.

Формы проведения:  художественно-творческая  деятельность, игры, беседы,  совместная деятельность.

Методическое обеспечение:

- создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);

- создание тематических выставок.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

- Определение темы проекта.

- Работа и подбор методической литературы

- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

- Папка-передвижка

2 этап - Основной

1. Беседа «Мои любимые сказки», «Как вылечить книжку?».

2. Чтение РНС «Колобок»«Теремок»«Курочка Ряба»«Репка», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса».

   Рассматривание иллюстраций. Аудиопрослушивание сказок. Просмотр мультфильмов.

3. Показ кукольного театра: сказок «Колобок»«Репка»«Курочка Ряба»«Теремок».

4. Рисование-раскрашивание: «Репка», лепка « Репка»

    Цель: Развитие творческих способностей детей.

5. Лепка «Для дедушки для бабушки я спеку оладушки» (пластилин) 

     Цель: вспомнить с детьми сказки которые начинаются «Жили-были дед и    баба…», развивать доброжелательность, уважение к старшим.

 6. Оформление выставки- поделок  «Мой любимый сказочный герой».

 7. Акция «Поможем книгам». Учить детей «лечить» книги с помощью воспитателя. Развивать бережное отношение к книгам.

 9. Дидактические игры: «Собери сказку из частей»«Из какой сказки?».  

      «Угадай сказку» .

10. Пальчиковые игры.

11. Показ игры- инсценировки сказки «Репка».

     

Работа с родителями

Анкетирование на тему «Зачем читать детям книжки?»

Папка-передвижка «Сказка в жизни ребёнка»


3 этап – Заключительный

Развлечение, показ сказки «Репка» детям II группы раннего возраста.

Фотоотчет.

Ожидаемые результаты: 

- Дети получили дополнительные знания о русских народных сказках.

- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

- Речь детей стала более, связной, выразительной;

- Дети познакомились с такими понятиями как добро, зло, честность и справедливость.

- Дети могут пересказывать короткие сказки или отрывок из неё с помощью воспитателя.

Перечень используемой литературы:

1. Интернет-ресурсы:

2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.

3. Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая группа / О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.

4. Развитие речи в детском саду В.В. Гербова. Издательство Мозаика - Синтез Москва, 2015.

5. Книга для чтения в детском саду и дома. Москва ОНИКС – 2011.

                                                                                                                     

                                                                                                                                  Приложение 1

Анкета для родителей

Цель: понять, насколько дети знакомыми со сказками, на что сделать упор в работе.

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

_________________________________________________________________________________

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

________________________________________________________________________________

3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

_________________________________________________________________________________

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

_______________________________________________________________________________

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

_________________________________________________________________________________

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам)?

_________________________________________________________________________________

7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

_________________________________________________________________________________

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

______________________________________________________________________________

9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

________________________________________________________________________________

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.)?

________________________________________________________________________________

11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

_________________________________________________________________________________

СПАСИБО!

                                                                                                   Приложение 2

Пальчиковые игры по сюжетам сказок: Развитие речи, подвижности и гибкости кистей рук детей.

Задачи: Способствовать освоению детьми круговых движений ладоней, запоминанию персонажей русской народной сказки «Колобок», развитию мелкой моторики в целом.

  • Репка

В огороде дедка, репку посадил
И водой из лейки, репку он полил 
«Колечки»)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка 
«Хлопки»)

Выросла репка всем на удивление «Колечки»)

Большая –пребольшая, всем хватит угощения «Лучики»)

Выросла репка и, и сладка, и крепка.

Выросла репка, и сладка, и крепка. «Хлопки»)

Теремок

В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. «Веер»)
Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. 
«Здравствуй»)
Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой –подружкой,
Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. 
«Колечки»)

Но набрел на теремок мишка косолапый «Замок»), поворачивать его вправо-влево),
Раздавил он теремок, своей огромной лапой 
«Лучики»)
Звери очень испугались, поскорее разбежались 
( «Волны)
А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. 
«Здравствуй»)

В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни «Колечки»)
- Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок.. 
«Веер»).

Про курочку Рябу

Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. 
«Колечки»)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. 
«Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала «Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. 
«Лучики»)
Плакали горько баба и дед 
«Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед 
«Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду «Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду. 
«Кулачки»)

Кот, петух и лиса

Жили котик с петушком у лесной опушки.
НО однажды лисонька подкралась к избушке. 
«Колечки»)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. 
«Кулачки»«Лучики»)

Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. «Колечки»«Здравствуй»)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. 
«Гребешок»)
Живут котик с Петушком у лесной опушки ( 
«Колечки»
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. 
«Маятник»)

Заюшкина избушка

В лубяной избушке, жил заяц на опушке «Колечки»).
А в ледяной избушке – лисица на горушке. 
«Лучики»)
Растаяла весной избушка на горушке 
«Волны»),
Лисица побежала к зайцу на опушку 
«Колечки»)

Выгнала зайчишку из лубяной избушки «Лучики»),
Да сама жить стала в избушке на опушке. 
«Кулачки»)
И ни волк и ни медведь не смогли помочь. 
«Колечки»)
Петушок отважный прогнал лисицу прочь. 
«Гребешок»)

Так остался петушок у заюшки в избушке «Здравствуй»),
В лубяной избушке, в избушке на опушке. 
«Колечки»).

Дождь прошел

Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом «Колечки»),
НА полянку вышли звери, что сидели под грибом. 
«Лучики»)
Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы… 
«Колечки»)
Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. 
«Лучики»)

Солнце светит, солнце греет «Веер») гриб стоит как великан «Лучики»),
На поляне веселиться будут звери, трам-там-там… 
«Хлопки»).

Образовательная деятельность.

1. Развитие речи.Игра-инсценировка по сказке «Репка»

  • Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.
  • Продолжать обогащать словарь детей прилагательными характеризующими качества предметов (большая, желтая, вкусная, сладкая).
  • Продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков через звукоподражании «мяу-мяу»«гав-гав»«пи-пи-пи»).
  • Воспитывать умение слушать внимательно, узнавать знакомое произведение, узнавать героев сказки.

Ход:Ребята проходите, садитесь на стульчики. Я принесла Вам сказку. Она у меня в сундучке, но чтоб его открыть, нужно произнести волшебные слова ТУК –ТУК, ЧОК-ЧОК ты откройся сундучок. Не открывается, давайте все вместе скажем слова ТУК-ТУК ЧОК-ЧОК ты откройся сундучок.

Ой, ребята тут не только сказка, тут ещё и подсказка, по которой мы узнаем сказку. Ребята посмотрите, что у меня в руках. Значит какая сказка в сундучке.

Ребята, а кто осадил репку (Дед)

Какая выросла репка (Большая, Сочная, Сладкая, Жёлтая)

Дед один репку тянул? А кто ему помогал? Молодцы! Правильно.

Когда позвали мышку на помощь, как она отозвалась? (ПИ-ПИ-ПИ)

Когда позвали кошку мурку, как она отозвалась? (МЯУ-МЯУ)

Когда собачку жучку? (ГАВ-ГАВ)

Физ. Минутка.

Ребята подходите ко мне давайте покажем как росла репка.

-В огороде дедка репку посадил (присели).

-И водой из лейки репку он помыл (тихонько поднимаемся). Расти расти репка и сладка и крепка (тянемся вверх на носочках).

-Выросла репка всем на удивление (подняли плечики).

-Большая-пребольшая, всем хватит угощения (разводим руки в стороны).

А теперь мы с вами поиграем в сказку и побудем героями этой сказки.

Сценарий сказки «РЕПКА».

Действующие лица:  Дед, Бабка, Репка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка. Рассказчик. На сцене декорация: изба, огород.

Рассказчик:

Жил в одной деревне Дед
Вместе с Бабкой много лет.
Захотел однажды Дед
Репки пареной в обед.

Дед:

Что ж, пожалуй, я схожу
Да и репку посажу.
Рассказчик:
Пошёл в огород и посадил репку.

Дед:

Расти репка сладкая,
Расти репка большая.

Рассказчик:

Репка выросла на славу
Что за чудо из чудес?
Репка- чуть не до небес!
Решил Дед выдернуть репку.

Но, не тут-то было-
Одному не хватит силы.
Что же делать? Как тут быть?
Позвать Бабку подсобить!

Дед (машет рукой):

Бабка, Бабка. где же ты?
Репку дёргать помоги!
Бабка хватается за Дедку, пытаются вытянуть репку.

Рассказчик:

Раз –вот эдак!
Два –вот так!
Ох! Не вытянуть никак!
Знать, ослабли наши ручки.

Позовём на помощь Внучку!

Бабка:

Ну-ка, Внученька, беги,
Репку дёргать помоги!
Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаются вытянуть репку

Рассказчик:

Раз –вот эдак!
Два- вот так!
Нет! Не вытянуть никак!

Рассказчик:

Вот так репка! Ну и овощ!
Знать, придётся звать на помощь…

Внучка:

Жучка! Жученька! Беги,
Репку дергать помоги!
Выбегает, гавкая Жучка, хватается за внучку.

Рассказчик:

Вот, помочь готова Жучка,
Уцепляется за Внучку.
Раз –вот эдак!
Два- вот так!

Ох! Не вытянуть никак…
Знать, придётся кликнуть кошку,

Чтобы помогла немножко.

Жучка:

Кошка Мурка, беги,
Дёргать репку помоги!
Мягко ступая, выходит Кошка

Рассказчик:

Раз-вот эдак!
Два- вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Позовём, пожалуй, Мышку…

Где-то прячется, трусишка!

Кошка:

Мышка-Мышка, выходи!
Репку дёргать помоги!
Бежит Мышка

Рассказчик:

Мышка эта- очень сильна!
Сильнее медведя, сильнее слона!
Репку вытащить может одна,
Помощь ей совсем не нужна!

Ну-ка, Дед, за репку берись,
Ну-ка, Бабка, за Деда держись,
Внучка и ты не ленись:
Крепче скорее за Бабку возьмись.

Жучка за Внучку, Кошка за Жучку,

Мышка:

Пи-пи-пи!
Репку хотите? Дружно тяните!

Рассказчик:

Вот и вытянули репку,
Что в земле сидела крепко.
Репка выдёргивается, все падают.

Рассказчик (обращается к зрителям):

Велика ль у Мышки сила?
Это дружба победила!
На здоровье кушай, Дед,
Долгожданный свой обед!

Вот и сказочки конец,
А кто слушал- молодец!
Артисты кланяются.

Примечание.

Сценарий составлен с учетом возрастных особенностей детей 2-3 лет (речевое развитие), поэтому основная роль в представлении принадлежит рассказчику-взрослому.

2. Художественная литература.

«Загадки кота Мурлыки».

Задачи: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях устного народного творчества. Выделять и называть главных героев знакомых сказок. Развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Ход занятия: Раздается стук в дверь и заходит кот Мурлыка. Здоровается с детьми и приглашает их сесть поудобнее, потому что будет очень интересная игра. А называется эта игра – «Загадки кота Мурлыки!». Кот Мурлыка объясняет, что он будет детям загадывать разные загадки, а дети должны их отгадывать.

Задание №1.

Перед детьми выставляются персонажи сказок «Курочка Ряба»«Колобок» и «Репка».

-Посмотрите на этих героев и поселите каждого в свой домик.

Дети поочередно берут знакомого героя сказки (колобка, мышку или курочку Рябу) и помещают в свой домик-сказку. Если дети затрудняются, воспитатель помогает фразами из сказки или наводящими вопросами.

Задание №2.

Детям раздают разрезные карточки (две части) с изображением фрагмента сказки «Колобок»«Курочка Ряба»«Теремок»«Репка».

-Соберите карточку и назовите героев сказки!

Дети собирают части карточки, узнают и называют имя героя сказки.

Задание №3.

Перед детьми на столе стоит колобок и волк.

Воспитатель просит детей вспомнить песенки, которые пели эти герои. Если дети затрудняются, воспитатель помогает детям наводящими вопросами.

3.Познание.

«Мир, в котором мы живем: знакомство с дикими животными (заяц, волк, медведь, лиса)»

Задачи: Закрепление знаний о лесных животных на основе русской народной сказки «Колобок».

Ход занятия. Детям показывается Колобок.

Воспитатель: Дети, кто это? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, Колобок. Колобок ушел от бабушки, дедушки и покатился в лес. Вот катится, катится Колобок и видит елочку. А за елочкой спрятался (показывает игрушку зайца) … Кто это? (Ответы детей).

Воспитатель: Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением зайца. Вызванный ребенок выполняет задание. Воспитатель оказывает помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.

Зайчик (стих с движениями): 

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так, он ушами шевелит.

(дети сидят на корточках и двигают кистями рук возле головы)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Вот так, вот так, надо лапочки погреть.

(дети сидят на корточках и хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так, надо зайке поскакать.

(Дети прыгают на месте).

Воспитатель: Ускакал зайчик, Колобок покатился дальше. Ой, детки, смотрите, кто это за елочкой сидит такой серый, зубастый? Показ игрушки или картинки волка. (Ответы детей).

Воспитатель: Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением волка.

Вызванный ребенок выполняет задание.

Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.

Волчок (стих с движениями): Бежал по лесу волчок,

(бег на месте)

Завалился на бочок.

(остановились, присели на корточки, ладошки вместе под щечку)

Он поспал, полежал

И опять побежал.

(бег на месте)

Убежал Колобок от волка. А, смотрите-ка, кто это под деревцем спрятался, такой большой, косолапый. Показ игрушки медведя. (Ответы детей).

Воспитатель обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением медведя. Вызванный ребенок выполняет задание. Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания. Поощрение. Ребята, а как медведь ревет? (Дети имитируют рев медведя).

Мишка (стих с движениями): Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

(ходьба на месте)

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.

(бью ладошкой по лбу)

Мишка рассердился и ногою – топ.

(дети топают ножкой)

Воспитатель: Ушел мишка мед собирать, а колобок покатился дальше. Ой, дети, смотрите, рыжая плутовка. Показ игрушки лисы. Кто это? (Ответы детей).

Воспитатель обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением лисы.

Вызванный ребенок выполняет задание. Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.

Лисичка (стих с движениями): Лисичка – сестричка по лесу бежала,

(Бег на месте)

Мышку увидала.

(Остановились, посмотрели на ножки)

Мышка испугалась

И в норку – юрк.

(Закрыли ладошками глазки)

На этот раз лиса не съела Колобка, он от нее укатился. Но, вот беда, Колобок заблудился в лесу. Кто ж ему поможет? Смотрите-ка, кто это сидит под елочкой такой колючий. Показ игрушки ежа.

Воспитатель: Ребята – это еж, он колючий, серый, маленький, его мордочка похожа на мордочку мышки, лапки маленькие и юркие.

(Дети рассматривают игрушку ежа, изучают его).

Воспитатель: Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением ежа. Вызванный ребенок выполняет задание. Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.

Ёжик (стихотворение с движениями):

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку,

«роют» сидя на корточках ручками)

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

(Встают, показывают какие ежата маленькие)

Ежик пожалел Колобка и проводил его домой к бабе, к деду. Вот какой добрый ежик!

Дети, кого Колобок повстречал в лесу? Демонстрация картинок или игрушек животных. (Дети называют животных).

4. Лепка. «Репка».

Задачи: вызвать интерес у детей к созданию образа по мотивам знакомых сказок. Учить лепить репку: создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, слегка сплющивать и оттягивать хвостик; моделировать листья и прикреплять к основной форме. Развивать чувство формы.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Репка», беседа по её содержанию. Д/и «Чудесный мешочек». Рассматривание овощей. Знакомство с репкой (форма, Цвет).

Материалы, инструменты, оборудование: кусочки пластилина жёлтого и зелёного цвета для лепки репки, дощечки, салфетки бумажные. Муляж репки.

Ход работа.

Воспитатель приносит репку и говорит детям:

-Ребята, сегодня мы с вами вспомним сказку: — Посадил Дед? (Репку)

-Выросла репка большая при большая (Произносим вместе с детьми)

-Посмотрите, какую я вам репку принесла

-Какая она? (Ответы детей)

-Ребята, у вас на столах, муляжи маленькой репки, давайте возьмем в ручки и попробуем её.

-Репка это овощь или фрукт?

Потом воспитатель предлагает детям слепить репку только не большую, а маленькую, чтобы дедушка с бабушкой могли сами её вытянуть и им не пришлось звать не кого на помощь.

Затем воспитатель показывает поэтапно, как нужно лепить репку и комментирует свои действия.

-Для репки я беру желтый или оранжевый пластилин, раскатываю его в ладошках (круговые движения, немного сдавливаю). Для листочков беру зеленый пластилин сдавливаю его между ладошек чтобы листочки стали широкими. Прикрепляю листочки к репки, репка готова. Самостоятельная деятельность детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Сказка в жизни ребенка.

Материал поможет родителям в правильном выборе литературной сказки для детей....

Проект реализации развития способностей детей с помощью детской литературы «Сказки в жизни ребенка»

Нравственно-эстетическое развитие и воспитание детей, приобщение к художественной литературе. Развитие творческих способностей и фантазии ребенка....

Проект "Роль сказки в жизни ребенка"

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. ...

Консультация для родителей 2 младшей группы на тему "Читайте детям сказки","Сказка в жизни ребенка"

               консультация для родителей 2 младшей группы на тему "Читайте детям сказки","Сказка в жизни ребенка" В настоя...

Проект в средней группе "Сказка в жизни ребенка"

В этом проекте проводилось приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, п...

Методическая разработка родительского собрания "Роль сказки в жизни ребенка. По волшебным страницам сказки".

Цель: заинтересовать, посоветовать, показать, объяснить родителям  высокое предназначение сказки в воспитании и развитии ребенка....