Патриотическое воспитание. Александр Сергеевич Пушкин-светило русской поэзии.
статья по художественной литературе (старшая группа)

Родионова Вера Сергеевна
Знакомить детей с великими русскими поэтом   А. С. Пушкиным, с основными событиями его жизни. Вызвать интерес к личности поэта. Ввести детей в мир пушкинской поэзии, показать её удивительное богатство. Воспитывать любовь, гордость и уважение к русской литературе.Знакомить детей с великими русскими поэтом   А. С. Пушкиным, с основными событиями его жизни. Вызвать интерес к личности поэта. Ввести детей в мир пушкинской поэзии, показать её удивительное богатство. Воспитывать любовь, гордость и уважение к русской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_a.s.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание  детей старшего возраста.

Тема : Александр Сергеевич Пушкин-светило русской поэзии.

Программное содержание: продолжать знакомить детей с великими русскими поэтом

А. С. Пушкиным, с основными событиями его жизни. Вызвать интерес к личности поэта. Ввести детей в мир пушкинской поэзии, показать её удивительное богатство. Воспитывать любовь, гордость и уважение к русской литературе.

Материал: портреты русских поэтов (в том числе А. С. Пушкина). Фотографии с изображением памятников А. С. Пушкину. Выставка книг его произведений, иллюстраций к ним. Мольберт, большой лист бумаги, фломастер, альбомные листы бумаги, краски, карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель читает  детям стихотворение: (любой отрывок из произведений А.С. Пушкина)

- Что я прочла? (стихотворение).

- Как называют людей, которые пишут стихи?

Воспитатель показывает  детям портреты русских поэтов, с которыми они знакомы

 (кроме А. С. Пушкина)

- Кого из поэтов вы узнали?

- Как вы думаете, каким должен быть поэт?

 На первый взгляд ответ на этот вопрос не кажется трудным: быть поэтом - это значит быть человеком, умеющим выражать свои мысли и чувства в стихотворной форме, основным признаком которой является ритм и рифмы. Хорошим поэтом считается такой поэт, который умеет единственное нужное слово поставить на единственно нужные места так, чтобы эти слова несли в себе нужное и их автору, и их будущему читателю содержание.

Однако, уметь сочинять стихи, даже хорошие, ещё не значит быть поэтом. Так для того, чтобы писать трогательно, нужно нечто большее, чем слезы и луна, что, кстати, было подмечено уже достаточно давно, так и для того, чтобы быть поэтом, одного только дара мало. Для этого тоже нужно нечто большее, и нечто более важное, и более резкое, и более ценное. А прежде всего зрячую душу, умное сердце и добрый ум, ведь поэт, по определению классика нашей поэзии А. Блока, это "дитя добра и света". Вот почему людей, умеющих выражать свои мысли и чувства в стихотворной форме, встречаем в своей жизни мы весьма часто, а встречи с настоящей поэзией, с подлинным поэтом - всегда редкость. Зато встречи эти - всегда праздник, всегда радость, они обогащают наши чувства, умножают наши знания, прибавляют нашему зрению, а лучше сказать - нашему видению мира, зоркости. Ведь подлинный поэт - это такой человек, который видит явления и предметы совершенно самостоятельно и пишет о них исключительно по-своему, как бы хорошо эти явления и предметы ни были известны. А ещё поэт должен быть скуп на слова и богат на выдумку, так как иного способа сказать в немногих словах о многом, дать вместо скучного описания ясное и яркое изображения, закрытый образ просто не существует. Разумеется, что названный только что способ изображения весьма труден, но ведь в поэзии, как бы ни была она на вид проста и легка, на самом деле ничего простого и легкого нет, и быть не может, поскольку поэзия - это не несколько строк в рифму и не расположение их столбиком.

-Россия всегда славилась своими поэтами (показ портретов Пушкина).

-Назовите этого поэта!  (Александр Сергеевич Пушкин).

-Пушкин писал замечательные стихи. Все что написал Пушкин – прекрасно .

На листе бумаги условно обозначить поэтов точками, самой крупной -  А.С. Пушкина (объяснить, почему Пушкина называют солнцем русской поэзии).

-Посмотрите на рисунке на мальчика - таким был поэт в детстве. Родился Пушкин в Москве 6 июня 1799 года. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, сам немного писал стихи. Писатели, поэты часто приходили в гости к семье  Пушкиных. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года.

Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна (показ портретов), которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные, певучие сказки. Он часто просил няню ещё и ещё повторить их. Садился у её ног на маленькую скамеечку, Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка.

Мальчик любил посмеяться, пошуметь, побегать. Был очень скор и резок в движениях. Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в наш город, который тогда назывался Царским Селом. (показ картины Царское Село, Лицей).  Это Лицей - школа для мальчиков из дворянских семей. Здесь Александр Сергеевич Пушкин проучился 6 лет, встретил друзей - Ивана Пущина, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера.

В Царском Селе Пушкин начал писать настоящие стихи.  (Показ картины)- Пушкин читает стихи своим друзьям. После окончания Лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести, путешествовал. Красивы, мелодичны стихи Александра Сергеевича.

Пушкин умел рисовать и часто свои стихи, поэмы дополнял рисунками пером (показ иллюстрации страницы с рукописью стихотворения).

У Пушкина была большая семья, красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто играл с ними, называл их нежно "детушками".

Пушкин был очень честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей. Из-за этого у него были враги; они старались обидеть поэта. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли - это поединок, где человек защищает свою честь, - и погиб от ранения.

Его именем назван город, улицы, площади, станции метро. Посмотрите, сколько памятников Пушкину создали скульпторы (показ картин с памятниками).

Строчки стихов Пушкина, словно тропинки,  введут вас в страну его поэзии. Кого только не встретите на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона, и чародея Черномора, и славного Руслана, и белую Царевну Лебедь, и бойкого Балду. Он расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного Всадника и Каменного Командира.

Улыбнется вам, своим потомкам: "Здравствуйте племя малое, незнакомое!"

- Здравствуй, Пушкин! - скажем ему и мы (обратить внимание детей на выставку книг).

Чтение  стихов Пушкина, отрывки из сказок.

Пушкин любил русскую природу с самого раннего детства, поэтому в стихах о природе мы найдем все четыре времени года. Тут и наступление весны, с её ручьями, первыми пчелами и песней соловья; тут и лето с его грозами; а вот уж небо задышало осенью и застывает пруд, и перелётные птицы держат путь на юг; наконец приходит сама зима, с её бодрящим холодком и красотой рассыпчатого снега:

-Зима («Зимнее утро»)

-Весна («Гонимы вешними лучами»)

-Лето («Был вечер»)

-Осень («Уж небо осенью дышало» )

Многие стихи связаны непосредственно с самим Пушкиным: "Узник", "Птичка".

Они полны мечтой о свободе.

Пушкин любил свою няню и написал ей несколько трогательных стихотворений: "Зимний вечер".

Сказки Пушкина не похожи одна на другую. Нас пленяет их напевность , они звучат как музыка. (чтение отрывков сказок).

В произведениях Пушкина мы видим картины жизни народов России. В них ярко запечатлелись, очарование русских полей и лесов и дикая красота Кавказа, Урала.

-Имя Пушкина знает весь мир, его произведения переведены на многие языки, чтобы народы других стран могли прочитать его чудесные произведения.

 Устаревшие слова, какими мы сейчас не говорим - "ветхая", "завыванье", "поутру", - заменим на современные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Солнце русской поэзии!

Праздник, посвященный А.С. Пушкину в детском саду....

Весна идет - весне дорогу! Праздник русской поэзии.

Стихи русских поэтов таких, как: А.Н. Плещеев, Ф.И. Тютчев,В.А. Жуковский, С.А. Есенин и др. Читают дети логопедичесских групп с общим недорозвитием речи....

Презентация к занятию в подготовительной группе детского сада. Русская поэзия в стихах Сергея Александровича Есенина 125 лет со дня рождения поэта.(3 октября 1895).

Презентация к занятию в подготовительной группе детского сада. Русская поэзия в стихах Сергея Александровича Есенина125 лет со дня рождения поэта.(3 октября 1895)....

Статья для родителей "Зима в русской поэзии и живописи"

Статья полезна для родителей дошкольников по  развитию познавательного интереса и закреплению знаний детей о зимних явлениях в природе...

Досуг по сказкам Пушкина «Свет мой зеркальце скажи…»

Досуг по сказкам Пушкина «Свет мой зеркальце скажи…»Цель развлечения: закрепление у детей знаний сказок А. С. Пушкина. Задачи:Развивать речь, образное мышление, память; Во...

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт

Конспект интегрированного занятия для разновозрастной группы.Задачи:Образовательные: продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; продолжать знакомить детей со сказками А. С. П...