Конспект по нравственно – патриотическому воспитанию «Александр Невский герой - защитник» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: Дать детям представление о князе Александре Невском, как о герое-защитнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandr_nevskiy_voin_geroy.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

 

Конспект

по нравственно – патриотическому воспитанию

«Александр Невский герой - защитник»

в подготовительной к школе группе

Воспитатель:

Алонова Любовь Дмитриевна

г.о. Электрогорск

2020г.

Цель: Дать детям представление о князе Александре Невском, как о герое-защитнике.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать чувство гордости к верному сыну Отечества – великому русскому полководцу Александру Невскому,  горячо любящего свой народ и Родину;
- Учить воспринимать и анализировать репродукции картин; отвечать на вопросы.

Развивающие:

- Развитие самостоятельного мышления, речи, внимания, памяти;

- Развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог.

Воспитательные: 

- Воспитывать чувства патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.

Активизация словаря: Александр Невский, Ледовое побоище, правое дело, дружина…

Предварительная работа. Беседы: «Детство Александра Невского», «Почему князя Александра, называют Невским?», «Ледовое побоище», «Духовный подвиг Александра Невского», «Святой князь Александр Невский».

Рисование «Мой герой – защитник».

Материалы:

Готовые разрезные элементы для сборки, различной формы и цвета щиты, клей, кисточки для клея, фланелевые салфетки, клеёнки для всех детей.

Оборудование:

Презентация, выставка детских работ «Мой воин - герой», стенд с выставкой «оружия и доспехи» воина Древней Руси. Костюмы для трех русских богатырей, вооруженные мечами и на «конях».

Ход

Дети встают напротив воспитателей свободно на ковре.

Воспитатель: Ребята поздоровайтесь с гостями. А теперь посмотрите на меня. Какие профессии вызнаете? 

(Ответы детей.) (Музыканты, строители, учителя, врачи, водители и др.)

Воспитатель: Есть самая почетная и важная профессия. О представителях этой профессии говорят такие слова: сильные, храбрые, выносливые, мужественные, честные, бесстрашные. Догадались, о ком я говорю? 

(Ответы детей.) (О военных.) 

Воспитатель: Что является главным в этой профессии? 

(Ответы детей.) (Защита Родины от врагов.) 

Воспитатель: Наша родина большая и красивая, много в ней озер и рек. Послушайте как красиво поэты говорят стихи о просторах нашей родины.

Воспитатель приглашает ребенка, который становиться перед детьми и гостями полу разворотом к экрану. Дети спиной к гостям смотрят на экран.

Ребенок читает стих.

Слайд № 2.        Люблю тебя моя Россия,
За ясный свет твоих очей,

Слайд № 3.        За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей!

Слайд № 4.        Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,

Слайд № 5.        Люблю все то, что называют
Одним широким словом «Русь»!

Слайд № 6. Пустой.

Воспитатель: С древних времен наши предки защищали нашу землю, Святую Русь, нашу Родину от захватчиков. Защитник – это смелый человек, который готов всё сделать, чтобы защитить свою Родину, даже отдать за неё жизнь. Ребята, а какие пословицы вы знаете о Родине и её героях – защитниках? Нам в этом поможет мяч. Встаньте в круг.

Игра «Продолжи пословицу».

(Дети встают в круг, воспитатель с мячом в руках стоит в центре круга. Воспитатель начинает пословицу и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен продолжить ее. Если ребенок затрудняется, другой ребенок может ему помочь).

Воспитатель: Если дружба велика, (Дети продолжают) будет Родина крепка.

Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

Жить – Родине служить.

Счастье Родины дороже жизни.

За правое дело сражайся смело.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Нет ничего краше, чем Родина наша.

Сам погибай, а товарища выручай.

Все за одного, один за всех – тогда и в деле будет успех.

Слайд №7.  На экране появляется картина «Три богатыря»

Воспитатель: Ребята посмотрите на экран. Кого вы видите?

(Ответы детей.) «Три богатыря».

Воспитатель одевает на детей шлемы.

Дети из круга разворачиваются на экран, перед ними трое детей в шлемах, «на конях».

Воспитатель: У нас в гостях русские богатыри, они пришли рассказать вам о «своем князе».

(Чтение стихотворения С. Погорелова «Александр Невский» с элементами инсценировки. (Второй воспитатель одевает детей). Выходят три мальчика в костюмах русских богатырей, вооруженные мечами на коне.)

1 «богатырь»:

Князь Александр – победой Невской
                            Прославлен, честью озарен.
                            Коварный враг, безумный дерзкий,
                            Не раз разбит и усмирен.
2 «богатырь»:

Путь его жизни прям и ясен
                            За Русь, за святость алтарей,
                            И зло бежало восвояси
                            От рук его богатырей.
3 «богатырь»:

Князь благоверный, грозный воин,
                            Правитель мудрый и святой,
                            Народной памяти достоин
                            За подвиг праведный земной.

Дети, переодевшись, присоединяются к остальным ребятам. Все дети встают свободно перед воспитателем.

Воспитатель: Мы говорим: «Вот идет защитник Отечества, а как мы об этом узнаем?» 

(Ответы детей.) (По военной форме.)

Воспитатель: Сейчас я проверю хорошо ли знаете, как выглядел богатырь. Послушайте внимательно цепочку слов и объясните ответ используя слова «потому что».

Дидактическая игра «Что лишнее?».  

(Воспитатель предлагает детям прослушать цепочку слов, выделить из каждой «лишнее» слово и объяснить, почему оно не подходит к заданной группе слов. Дети отвечают развернутым предложением, используя союз «потому что».)

Воспитатель: Шлем, кепка, кольчуга, щит.

(Ответы детей.) (Лишнее слово кепка, потому что - это современный головной убор, а кольчуга, шлем и это доспехи богатырей).  

Воспитатель: Меч, булава, мяч, палица,

(Ответы детей.) (Не подходит слово мяч, потому что - это игрушка, а меч, ножны и палица - это оружие для защиты). 

Воспитатель: Стрелы, гантели, боевой топор, копье,

(Ответы детей.) (Не подходит слово автомат, потому что - это спортивный инвентарь, а стрелы, щит и копье - это древнее оружие). 

Слайд №8.  На экране появляется картина «Александр Невский»

Дети поворачиваются к экрану перед воспитателем №1.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Кто здесь изображен. Догадались?

(Ответы детей.) (Александр Невский).

Воспитатель: Правильно. Вы уже знакомы с Александром Невским. А кто помнит почему его зовут так?

(Ответы детей.) (Александр Невский одержал победу в сражение над шведами на реке Неве).

Воспитатель: Сквозь время имя славное неся, чтит князя Невского Россия вся. Я предлагаю вам составить описательный рассказ по этой картине об Александре Невском. Вы можете воспользоваться подсказкой.

(Перед детьми на мольберте выстроена мнемотаблица.  Описывает картину один желающий ребенок. Все дети повернуты лицом в сторону мольберта и на экран.

Работа с иллюстрацией князя Александра Невского в доспехах по картине П. Д. Корина). 

(Ответы детей.)

На картине изображен воин в доспехах.

Над головой воина развивается флаг.

На флаге лик святого.

Этот воин – русский князь.  Александр Невский.

На нем одеты металлическая кольчуга, рукавицы, плащ.

На ногах – высокие сапоги.

На голове - шлем с защитной сеткой.

В крепких, сильных руках князя оружие – меч.

Он твёрдо стоит на страже своей Родины.

Воспитатель: Глядя на его черты лица, мы можем сказать, что Александр Невский готов на подвиг, готов дать отпор врагу чтобы защитить родную землю.

Слайд №9.  Пустой.

Воспитатель: А, как вы думаете, вот Александр Невский умный, находчивый справился он бы в одиночку с вражеской силой? Кто ему помогал?

(Ответы детей.) (Не справился бы один. Ему помогали воины. Его дружина).  

Воспитатель: Правильно. У князя была дружина. У хорошо знающих свое дело дружины, была железная дисциплина, воины слушались своего военачальника. А, мы с вами дружные ребята? Давайте попробуем быстро как дружинники построится.

У меня в руках три карточки, по сигналу я поднимаю карточку с прямоугольником – вы строитесь в шеренгу. Поднимаю карточку с кругом – вы строитесь в круг. Карточка с квадратом – в шеренгу. Приготовились.

Подвижная игра «Построй шеренгу, круг, колонну»

(Дети свободно ходят в разных направлениях по площадке. В соответствии с сигналом стараются быстро построиться в колонну, шеренгу, круг. Надо указать заранее, в каком месте можно встать в колонну или шеренгу. Круг желательно строить вокруг какого-нибудь ориентира. Строиться нужно быстро, не толкаясь, находя своё место, соблюдать равнение в колонне, шеренге).

Воспитатель: Благодаря вот таким сплоченным товарищам как вы ребята Александр Невский со своей дружиной прогнал шведов на реке Неве. Посмотрите на экран, как это было.  

Слайд №10.  «Бой на реке Неве».

 (На экране появляется презентация картины бой на реке Неве. Дети смотрят на экран. Воспитатель читает стих «Невская победа»).

Воспитатель:
Слайд №10. Утром, только рассвело, залетали стрелы.
Зря вас, шведы, занесло в русские пределы.
Сто приплыло кораблей и пять тысяч войска.
Только русской нет сильней доблести геройской.

Слайд №11. Шли в атаку с трёх сторон русские дружины.
Враг к Неве был оттеснён натиском лавины.
Некто дрался, топором лишь вооружённый.
Причинив большой урон, пал, копьём сражённый.
Слайд №12. Александр копьём достал Биргера в забрало.
Клич победный прозвучал: Александру слава!
Пал подрубленный шатёр. Рыцарские флаги
Повалились. Как костёр загорелся лагерь.
Слайд №13. Кто-то въехал на коне на корабль шведский.
Сжёг флот вражеский в огне Александр Невский.
Темнота уберегла рыцарей остатки.
Невским нарекла молва князя после схватки.

Слайд №14.  Пустой.

Воспитатель: Ребята, послушайте строчки из стихотворения. На Чудском озере сверкает лёд. Побоище кровавое идёт. О каком бое идет речь?

(Ответы детей.) («Ледовое побоище»).

Воспитатель: О доблестных подвигах наших защитников народ складывал о них песни, былины, сказки, художники писали их на своих картинах и все это дошло и до наших дней. Посмотрите, перед вами «Ледовое побоище».

 (На экране появляется презентация картины бой Чудском озере «Ледовое побоище»).

Слайд №15.  «Ледовое побоище».

На Чудском озере сверкает лёд.
Побоище кровавое идёт.
Сам Александр Невский возглавляет бой.
Ливонский орден шёл на нас войной.
Слайд №16. Может мы и проиграли б то сраженье,
Но нашёл князь мудрое решенье.
Из-за засады мы атаковали с ходу
И рыцари тогда ушли под воду.
Слайд №17. Такой тяжёлый был у них доспех.
То Александра Невского успех.
Тонул соперник, изнывал.
Народ его наш добивал.
Слайд №18. На льду повсюду кровь и грязь.
Так одержал победу князь.
Над неприятелем жёсткая расправа.
Отчизне нашей и героям — слава!

Слайд №19.  На экране появляется картина «Александр Невский»

Воспитатель: Ребята, давайте споем песню «Слава герою!» и посвятим ее памяти Александра Невского. 

(Музыкальная деятельность детей и музыкального работника. Дети встают полукругом к гостя).

Слайд №20.  Пустой.

Воспитатель: Мы приготовили для вас небольшую выставку. Есть шлем, кольчуга, меч и даже плащ. А щита нет. Ведь щит для воина – символ чести, по русской традиции – это и верный защитник на поле боя. Вы помните, как выглядит щит Александра Невского? Предлагаю вам пройти к столам и с помощью готовых элементов собрать и склеить правильной формы щит с нужным изображением.

Дети, подходя к столу сообщаются и собирают щит. Готовый, собранный щит устанавливается на выставочной доске.  

(Ответы детей.) (Щит Александра Невского – красный на нем изображен лев).

Слайд №21. На экране появляется Александр Невский со щитом.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы внимательны и наблюдательны.

Слайд №22. Пустой.

Релаксация:

(Обратить внимание детей на выставку детских работ «Мой герой - защитник»).

Воспитатель: Вы нарисовали замечательных защитников. Посмотрите на свои работы, подумайте и скажите, какой он ваш герой? 

(Дети передают друг другу меч - как символ защитника и перечисляют качества героя).

(Ответы детей.) (Смелый, мужественный, отважный, решительный. Герой должен служить примером для других людей. Уметь дружить. Герой должен знать цель и идти к ней. И т.д.).