Методическая разработка занятия по познавательному развитию «Святой защитник земли Русской князь Александр Невский» с использованием ИКТ подготовительная к школе группа
методическая разработка (подготовительная группа)

Газарян Джульетта Рудольфовна

Конспект занятия

по познавательному развитию

 «Святой защитник земли Русской князь Александр Невский»

с использованием ИКТ

подготовительная к школе группа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №20

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по познавательному развитию

 «Святой защитник земли Русской князь Александр Невский»

с использованием ИКТ

подготовительная к школе группа

                                                                         

Воспитатель

Газарян Джульетта Рудольфовна

Высшая квалификационная категория

г.Санкт-Петербург

2021

Тема: «Святой защитник земли Русской князь Александр Невский»

Цель: Формировать у детей интерес к истории своей страны, к жизни великих полководцев, защищавших нашу Родину.

Задачи:

  Образовательные:

  1. Формирование патриотического отношения к Родине, интереса к ее историческому прошлому и настоящему.
  2. Познакомить с детством и подвигом во имя Руси Александра Невского.
  3. Дать представление о том, какими были защитники нашего отечества во времена Александра Невского.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к историческим событиям, любознательность, чувство сопереживания героям.
  2. Развивать в детях стремление изучать историческое прошлое своей Родины, развивать нравственные качества – доброту, ответственность, чувство долга. 
  3. Развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми. У девочек уважение к мальчикам, как будущим защитникам Родины.
  2. Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей истории.
  3. Воспитывать чувство гордости за русских воинов и полководца Александра Невского.

Интеграция образовательных областей: 

- «Речевое развитие» (развитие речи).

- «Социально-коммуникативное» (социализация, развитие общения, нравственное воспитание).

- «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность)

- «Познавательное развитие» (ФЭМП)

- «Физическое развитие» (физминутки)

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная.

Планируемые результаты:

- Знают о том, какими были защитники нашего отечества во времена Александра Невского.

- Дошкольники  интересуются   историческими событиям,  у них развита любознательность, чувство сопереживания героям,  дети обогащаются  нравственными качествами – доброта, ответственность, чувство долга. 

 - Развиваются  коммуникативные навыки, умение вести диалог.

Предварительная работа:

 - Чтение О. Тихомиров «Герои священной земли русской», отгадывание загадок.

 - Просмотр видео ролика: “Фильм об Александре Невском”

 - Беседы и рассматривание книг и иллюстраций о древнерусских защитниках Отечества, о военной форме, обмундировании, оружии и др.

- Разучивание стихотворений и физкультминутки, рисование.

Материалы и оборудование:

- демонстрационный: презентация (иллюстрации к занятию), колокольный перезвон запись в формате mp3

- раздаточный: раскраска (богатырь) на каждого ребенка, ножницы, цветные карандаши, цветной картон, щит, клей-карандаш, меч и шлем для вырезания на каждого ребенка.

Содержание образовательной деятельности:

Организационный момент

Методы и приемы: эмоциональный настрой на деятельность, приветственная игра «Собрались все вместе в круг», приглашение к деятельности.
Собрались все вместе в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся,
И все вместе улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, веселое, радостное.

Воспитатель: Это чудесно, тогда  мы с вами продолжаем разговор о защитниках нашей Родины, Святой Руси. И сегодня мы познакомимся с человеком, который был не только воином, но и истинным хранителем нашей страны и православной веры.

Основная часть:

Методы и приемы: рассказ, беседа, показ, объяснение, вопросы, наглядный материал, поощрение, художественное слово, способ снижения утомляемости – физминутки.

Воспитатель: А чтобы с ним познакомиться,  мы с вами отправимся в путешествие на машине времени. Закройте глаза, сейчас у нас какой век? 21-й. Итак, начинаем обратный отсчет от 21. Хором, вместе со мной: 20, 19, 18… 13! Стоп! Мы прибыли. Открывайте глаза. Мы с вами оказались в 13 веке, в славном Русском граде  –  Переславле-Залесском.(слайд 2)  Давайте подойдем поближе к княжескому двору, слышите,  веселую песню колокола поют, гусляры звонкую мелодию выводят, народ радуется. (звучит колокольный перезвон) Что же они празднуют интересно? (предположения детей)

Воспитатель: А вот и княгиня вышла на крыльцо, а на руках у нее младенец. (слайд 3) Что за праздник? (ответы детей) Верно, это день рождения, родился у князя Ярослава сын. И назвали этого сына… Александром.

Воспитатель: Быстро растут дети и вот, исполнилось Александру 3 года. Надели на мальчика специально сшитую для него одежду воина, а к поясу прикрепили маленький меч и бережно посадили на коня.(слайд 4) «Ты теперь – маленький мужчина, тебя приняли в почетный круг воинов-всадников и воспитывать теперь будут не няньки, а опытные дядьки –бояре».

Воспитатель: Учился Александр разным военным приемам. (слайд 5)Посмотрите на слайд, на нем представлено оружие, с которым научился сражаться Александр? Перечислите, какими техниками боя он овладел. (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас мы опять воспользуемся нашей машиной времени, но будем перемещаться не на столетия, а на несколько лет вперед. Считаем вместе со мной 3, 4, 5…18.(слайд 6)  Итак, князь Александр вырос, ему исполнилось 18 лет,  стал он княжить в Новгороде, вольном городе с которого началась Великая Русь. Горожане его любили, был он храбрым и справедливым князем.

Воспитатель: Всегда привлекала Русь захватчиков великими землями и богатствами. В то время на нашу землю нападали со всех сторон враги. Напали и шведы.  Они приплыли на огромных ладьях по реке Неве. Князь собрал всю свою дружину. Шведы ждали легкой победы, Русь только что пережила кровавый удар монголов. Шведский начальник прислал своих послов к Александру со словами: «Обороняйся, если сможешь. Я уже на земле». И хотя собирать силы было некогда, юный князь решил дать бой. Перед битвой Александр сказал своей дружине: «Нас много, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде. Идите за своим князем. С родной земли умри, но не сходи». Сражение длилось с рассвета до темноты. Но благодаря умению князя Александра вести бой, русское войско одержало на Неве победу (Слайд 7). Весть об этой победе разнеслась по всей Руси. За эту битву народ назвал Александра - Невским. Заповедь Александра Невского «С родной земли умри, но не сходи» дошла до наших дней. Русские встали на защиту своей Родины. Они были смелые и отважные.

Физкультминутка:

Дружно встали – раз, два, три, мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

И направо и еще через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги, точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево – вправо, получается на славу.

Воспитатель: Но недолгим было спокойствие на русской земле,  напали на Русь немецкие рыцари (слайд 8). И в этот раз князь собрал дружину, чтобы защитить Родину от врага. Новгородские воины готовы были погибнуть, но не отдать свою землю немцам. Битва состоялась на Чудском озере и была она очень тяжелой. Когда дружина Александра Невского погнала врагов по льду озера, то он разломился, и, закованные в стальные латы рыцари оказались в ледяной воде и стали тонуть (слайд 9). Так одержал победу князь в ледовом побоище.  Много подвигов совершил князь Александр. А главное – сохранил нашу Россию!

Воспитатель: После смерти Александр Невский был причислен к лику святых. В честь Александра Невского называли мосты, площади, станции метро и улицы городов, возводили храмы, ему ставили памятники. (слайды 10, 11)

Воспитатель: Ребята, вам понравился рассказ об Александре Невском? Что запомнилось? (Ответы детей)

В.: Почему Александра прозвали Невским? Как называлось побоище с немцами? (ответы детей)

Воспитатель: Хотели бы вы быть похожими на князя Александра Невского? Почему? (Ответы детей) 

Воспитатель: Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один?

Дети: Нет, ему помогали другие воины.

Воспитатель: Даже есть такая пословица - один в поле не воин. Ему помогали другие русские воины, кто помнит, как их называли (дружинниками).

Предлагаю вам поучаствовать в очень важном деле – помочь подготовиться князю к защите Родины. Собрать дружину.  Делать это нужно в определенном порядке.

1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,

ее из колечек железных плетут. (Кольчуга, слайд 12)

- Найдем на князе кольчугу. Имела она рукава длиною до локтя, иначе сгибать в ней руки в бою было неудобно. Внизу она прикрывала ноги князя до середины бедра. Собирал ее из отдельных колец кузнец со своими помощниками. Не один день трудились они над княжеской кольчугой – на совесть делали! (Дети серыми карандашами раскрашивают на раскраске богатыря колечками то место, где должна быть кольчуга).

2. Каким же полотнищем двух метров вширь

Укрылся от ветра наш богатырь? (Плащ, слайд 13)

- Княжеский плащ  должен быть виден издалека. Для этого делают его красного цвета. Раскрасим плащ на князе красными карандашами.

3. Железная шапка с острым концом,

Низко нависла бойцу над лицом. (Шлем, слайд 14)

(Это отдельная деталь.  Она раскрашивается,  вырезается и наклеивается на фигуру богатыря).

- Шлем спасал голову князя от ударов меча и поражения стрелами. Потому и форма у него такая – обтекаемая. Чтобы меч со шлема соскальзывал и серьёзного вреда не причинял. Правильно выберите цвет карандаша.

4. Оружие это не просто поднять,

не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Оружие - … (Меч, слайд 15)

(Это тоже отдельная деталь, которая раскрашивается, вырезается и наклеивается, вкладывается богатырю в правую руку.)

5. Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит, слайд 16)

- Щит – это защита князя. Не зря слова «щит» и «защита» очень похожи по звучанию. Щит делали деревянным, потому что металлический уж очень тяжёл был для долгого боя. Составляли щит из отдельных  досочек-фрагментов, а для прочности по краю оббивали металлической лентой. В центре щита металлическая выпуклость. Благодаря ей вражеский меч, когда ударял по щиту, соскальзывал с него и не причинял богатырю серьёзного вреда.

(Цвет для раскрашивания  дети выбирают сами, глядя на изображения щитов на слайде. Приклеивают его к левой руке князя. Можно спросить, почему именно в левую руку.)

Воспитатель: (слайд 17) Наше занятие о русском богатыре святом князе Александре Невском, подходит к концу, а мы должны запомнить несколько богатырских правил:

Защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильными, храбрыми и мужественными.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и веру.

Итоги занятия (рефлексия)

Методы и приемы: беседа, поощрение

Воспитатель:  Вы молодцы! А теперь нам пора обратно в сад.

Раз, два, три

В сад машина нас верни.

-Понравилось вам наше путешествие в прошлое? Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великий князь Александр Ярославович НЕВСКИЙ 1221-1263г.г.

Слайд 7

Невская битва

Слайд 8

Ледовое побоище

Слайд 9

День битвы На восходе солнца, заметив небольшой отряд русских стрелков, немецкие рыцари устремились на него. Стрелки приняли на себя основной удар «железного полка». Все-таки рыцарям удалось прорвать русские оборонительные порядки. Завязалась ожесточенная рукопашная схватка. В самый ее разгар, когда немецкий «клин» полностью втянулся в бой, по сигналу Александра Невского по флангам неприятеля ударили полки левой и правой руки. Рыцари пришли в замешательство и стали отступать. Ливонские войска потерпели сокрушительное поражение.

Слайд 10

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Слайд 11

«О витязь, делами гордится великий народ!»

Слайд 17

Святой князь Александр Невский – защитник земли русской


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Защитник земли русской! Князь Александр Невский"

Проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание работы направлено на развитие духовно-патриотического воспитания дошкольников на примере образа Александра Невского &ndash...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и познавательному развитию: "Святой защитник земли русской - князь Александр Невский."

Интеграция образовательных областей:- «Речевое развитие» (развитие речи).- «Социально-коммуникативное» (социализация, развитие общения, нравственное воспитание).- «Художе...

Информационно-познавательный проект на тему: «Святой защитник земли - Русский князь Александр Невский» в старшей группе

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

Конспект занятия по познавательному развитию: "Святой защитник земли Русской князь Александр Невский" с использованием ИКТ. Старшая группа.

Цель: Формировать у детей интерес к истории своей страны, к жизни великих полководцев, защищающих нашу Родину....

«Святой защитник земли Русской князь Александр Невский»

Цель: Определение духовно нравственных ориентиров в становлении личности дошкольников. Задачи: формирование патриотического отношения к Родине, интереса к ее историческому прошлому и настоящему. По...

Проект "Защитник земли русской князь Александр Невский"

Педагогический проект "Защитник земли русской князь Александр Невский" разрабатывался с целью духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на примере образа Александра ...

Святой защитник земли Русской - князь Александр Невский

Формирование патриотического отношения к Родине, интереса к ее историческому прошлому и настоящему....