конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе «Хаврошечка»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе «Хаврошечка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_hud.litre_.docx | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Закрепить знание русской народной сказки «Хаврошечка», через игровые ситуации.
Программные задачи:
- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
- Учить внимательно и заинтересованно слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, выражать свои мысли при ответах на вопросы.
- Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
- Продолжать развивать речь как средство общения.
- Продолжать активизировать и обогащать словарный запас детей.
- Развивать воображение, память, внимание, умение максимально концентрироваться на происходящем.
Словарь:
Оборудование и материалы: коровушка (мягкая игрушка), большая книга с красочными картинками к сказке «Хаврошечка», аудиозаписи к игровым ситуациям, плакат с гимнастикой для глаз.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, отгадывание загадок про сказки через презентацию, составление сказок по картинкам – схемам, ролевое разыгрывание отрывка из сказки.
Подготовка к проведению занятия: расставить столы, проветрить помещение, подготовить интерактивную доску, проверить картинки т.д.
Ход занятия
Мотивационная часть
Дети с воспитателем стоят на ковре, улыбаются друг другу.
- Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, у всех отличное настроение.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Целевая установка
– Ребята сегодня у нас будет необычная встреча. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка (мягкая игрушка).
- Что вы знаете о корове?
- Корова это домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу: молоко, мясо. Она мычит и бодается. Корова травоядное животное. У коровы теленок.
– Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла?
А чтобы попасть в сказку надо взяться за руки и четко повторять за мной волшебные слова:
«Ра-ра-ра - в сказку нам идти пора.
Ги-ги-ги – нам, коровка, помоги»
Дети садятся на стулья. Звучит музыка.
Чтение сказки
Есть на свете люди хорошие а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка - Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
Упражнение 1. «Чистка кастрюли»
– Ребята, Крошечке - Хаврошечке приходилось еще и чистить кастрюли. Покажите, как она одной рукой она держала большую кастрюлю, другой напряженно, с силой, чистила стенки и дно кастрюли.
В ходе выполнения игрового задания педагог обращает внимание на напряженность мышц рук детей при выполнении упражнения.
Дети отдыхают после «чистки», потряхивают руками, слегка наклонившись всем телом вперед. Меняют руки и выполняют упражнение еще раз.
Упражнение 2. «Уборка пола»
– Представьте себе, и изобразите как Хаврошечка «смачивала в ведре тряпку» и с силой «отжимала» ее.
Дети выполняют упражнение.
– Ребята, в какой части рук чувствуется наибольшая усталость, наибольшее напряжение? Давайте отдохнем.
Дети «бросают» тряпку на пол, потряхивают кистями. (Пальчиковая гимнастика)
Дай молочка Буренушка
Хоть капельку на донышке
Ждут меня котятки
Малые ребятки
Дай им сливок ложечку
Творогу немножечко
Масло, простоквашки,
Молочка для кашки
Всем дает здоровье
Молоко коровье
Чтение сказки:
Были у хозяйки три дочери. Старшая – Одноглазкой, средняя – Двуглазкой, а меньшая – Триглазкой. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.
Упражнение 3. «Печаль Крошечки-Хаврошечки»
– Ребята, тяжело жилось Хаврошечке? Какие чувства она испытывала? (печаль, горе, досаду, обиду и т.д.) Попробуйте изобразить как плакала Хаврошечка? (закрывала лицо руками, вытирала слезы и т.д.)
– А как можно пожалеть Хаврошечку? Что можно ей сказать или сделать?
– Давайте мы с вами пожалеем Хаврошечку и скажем ей ласковые добрые слова.
Слушаем сказку дальше:
Коровушка говорила Хаврошечке:
– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано. Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке - Хаврошечке еще больше работы задаст.
Разозлилась хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает.
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле да и забыла матушкино приказание и уснула.
Упражнение 4. «Танец Луговых цветов»
– Много на полянке было разных цветов, пахло травами. Давайте исполним танец цветов на лужке. Наши цветы двигаются под музыку плавно, мягко, красиво. А теперь тихо сядем на коврик и заснем.
Спит Одноглазка, а Хаврошечка приговаривает:
– Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка и не дозналась.
Послала она вторую дочь Двухглазку. Она пошла с Хаврошечкой забыла матушкины приказания. На солнышке распеклась, на травушке разлеглась и заснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы скатала. А Двухглазка все спала.
Упражнение 5. «Заветные слова»
Дети повторяют слова от которых уснула Двухглазка «Спи глазок, спи другой» (гимнастика для глаз)
Слушаем сказку дальше:
Старуха рассердилась и послала третью дочь, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
Хаврошечка поет:
– Спи, глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла.
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глаз глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.
Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
– Режь рябую корову!
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:
– Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:
– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай. Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала.
И выросла яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается. Много ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду.
Упражнение 6. «Танец в саду»
– Представьте себе, как сестры веселились в саду. И изобразите их танец. Для этого вы можете взять платочки.
На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал просить девушек:
– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет. Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. Сестры хотели и сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.
Упражнение 7. «Изобрази недовольство»
– Какие чувства испытывали сестры, когда не сумели сорвать яблочки? (зло, зависть, недовольство, огорчение и т.д.)
– Ребята, как вы думаете, когда человек завидует, у него какое лицо? (злое, грубое, напряженное, некрасиво). Правильно, потому, что, когда человек злиться, завидует, проявляет недовольство, нетерпение, то это состояние отражается в движениях и на лице. Давайте изобразим их недовольство.
– А теперь опускаем остатки злости, грубости, напряжения. Дышим спокойно, мягко. Становимся красивыми, добрыми и слушаем сказку дальше.
Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать. Лиха не знать.
Итоговая часть
Вот и закончилось наше путешествие по сказке.
- С какой сказкой вы сегодня познакомились?
- Назовите главных героев сказки
- Кто помогал Хаврошечке?
- Как относится хозяйка к Хаврошечке; а к своим дочерям?
- Почему хозяйка приказала зарезать корову?
- Кто понравился вам из героев сказки и почему?
- Какая была Хаврошечка?
- Как называется человек который любит трудиться?
- Чем закончилась сказка?
- Чему вас научила эта сказка?
Дети пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем и повторим волшебные слова
«Ра-ра-ра - возвращаться нам пора»
И на память о сегодняшнем путешествии Хаврошечка прислала вам угощения – яблочки со своей волшебной яблони.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный комплексно-тематический план образовательной области "Чтение художественной литературы" старшей группы
Перспективный комплексно-тематический планобразовательной области «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» старшей группы...
Методическая разработка в образовательной области: чтение художественной литературы (старшая группа д/с) Путешествие по произведениям Н.Носова
Методическая разработка в образовательной области: чтение художественной литературы (старшая группа д/с)ВекторинаПутешествие по произведениям Н.НосоваОбразовательной области: Познание (чтение художест...
Перспективный план. Чтение художественной литературы. Старшая группа.
Перспективный план. Чтение художественной литературы. Старшая группа....
Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Чтение художественной литературы. Старшая группа.
Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Чтение художественной литературы. Старшая группа....
Конспект НОД «Чтение художественной литературы» (старшая группа)
Цель: развитие связной речи посредством заучивания стихотворения Ф. Глинки «Москва»....
Конспект НОД Чтение художественной литературы Старшая группа Рассказ Н.Носова «Фантазеры»
Цель: Формирование эмоционального отношения к литературному произведению через приобщение детей к творчеству Н.Носова.Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя...
Речевое развитие. Чтение художественной литературы. (старшая группа)
Чтение художественной литературы. Содержание образовательной области направлено на достижение цели формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:1....