Речевое развитие. Чтение художественной литературы. (старшая группа)
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Галина Анатольевна Воеводина

Чтение художественной литературы. Содержание образовательной области направлено на достижение цели формирование интереса и  потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений

2. Развитие литературной речи

3. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_st._gr_havroshechka.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

Речевое развитие. Чтение художественной литературы. (старшая группа).

Тема: «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Цель: Ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»; учить детей строить полные предложения при ответе на вопросы по содержанию прочитанного; продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов); познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл, учить называть признаки предмета.

Развивающие: развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; совершенствовать диалоговую речь. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.

Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; качества: нравственные доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться.

Словарная работа: Холсты, наливные яблочки, пуд, прясть, рябая корова, лихо.

Оборудование: Книга, игрушка коровушка, портрет автора, яблоки, картинки к словарной работе, презентация сказки, икт, ноутбук, песня В.Шаинского «В мире много сказок».

Ход занятия:

Вводная часть. Организационный момент: Проблемная ситуация (или мотивация). Какое радостное, доброе утро. Мы сегодня, ребята, не одни. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Возьмитесь за руки, передайте тепло своих рук и хорошее настроение другу справа, другу слева.

- Какие бывают сказки? (авторские, народные)

-Что значит авторские сказки? (сказки, которые сочинил один человек, автор сказки).

-Что значит народные сказки? (Народные сказки сочинял народ веками, передавая      от человека к человеку, добавляя что-то своё).

- Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная), есть волшебство, то. (волшебная), есть добро, то… (добрая), есть радость, то.. (радостная), есть загадки, то. (загадочная), есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

 - В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных.

Отгадайте загадку:

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам,

Громко «му» кричит хозяйке

Сена мне побольше дайте. (коровушка)

Поздоровайтесь с ней.

- А коровушка, она какая? (добрая, большая, домашняя, пёстрая).

- А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов чёрного и белого,как у нашей коровушки.

Русская народная сказка «Хаврошечка».    Эту сказку сочинил русский народ давным давно. А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее.

В сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи. Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья. Пуд - старинная русская мера веса. Пуд –это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес. Прясть - Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду. Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткатских станках. Ткать – работать на ткатском станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа. В тексте ещё встретится слово лихо или зло, что-то злое, не хорошее.

Такие слова наливное (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит? (сочное, созревшее).

Дыхательное упражнение (включить телевизор)

А сейчас давайте с вами подготовимся к слушанию сказки. Глубоко вдохните носиком и выдохните ротиком. Показ воспитателя,затем вместе с детьми два раза. (ветерок)

Основная часть. Молодцы! Готовы слушать сказку «Хаврошечка»? Посмотрите на экран. Своё чтение я буду сопровождать иллюстрациями.

А после прочтения я у вас спрошу, кто является главными героями сказки?

- Кто является главными героями сказки? (Хаврошечка и коровушка)

-У кого жила  Хаврошечка? (У хозяйки, трёх дочерей: Одноглазкой, Двуглазкой,

Триглазкой, батюшка)

-Как звали дочерей хозяйки (Одноглазка,Двуглазка,Триглазка) 

-Почему им дали такие имена?

Вам понравились эти девочки? (нет) Какими были эти девочки (злыми)

- Хаврошечка была какая? (добрая)

- Что делала Хаврошечка?

- Она на них работала.

- Значит она была какая? (работящая).

- А дочери хозяйки? (ленивые)

- Кто помогал Хаврошечке в сказке?-

- Корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу.

- Что она при этом говорила? Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово.

Физкультминутка.

Коров пастух привёл на луг (шагаем на месте)

Стадо мычит, спасибо говорит (голову тянем и говорим протяжное му, вытянули губки       трубочкой)

Очень вкусная трава (давайте покажем, как жуёт коровушка: посмотрите на меня)

Идёт кругом голова. (вращение головой в одну и другую сторону)

Бегают коровки по лужочку ловко (бег на месте).

Коровушка помогала Хаврошечке. Девочка влезала в одно ушко, вылезала из другого и работа была сделана.

- Была ли довольна хозяйка работой девочки?

- Как узнала хозяйка, кто помогает Хаврошечке?

-Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали.

- Сразу ли узнала хозяйка о том, как помогает коровушка Хаврошечке? (нет).

- Что говорила Хаврошечка, чтобы дочери хозяйки заснули?

- Она говорила: спи глазок, спи другой.

- Давайте покажем, как засыпали девочки, когда Хаврошечка убаюкивала их?

- Кто из дочерей разузнал секрет Хаврошечки? (Триглазка всё увидела)

- Почему (Хаврошечка забыла усыпить третий глаз)

-Помните, рассердилась хозяйка и велела коровушку зарезать. После чего Хаврошечка не стала кушать мясо коровушки и закопала косточки, поливая их.

-Что выросло на этом месте? На том месте выросла яблоня с наливными яблочками.

- Чем закончилась сказка? Мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком,Хаврошечка угостила и барин женился на ней.

-Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать». Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.

Заключительная часть. Рефлексия занятия.

- С какой сказкой мы познакомились сегодня?

- Чему нас учит эта сказка? 

- Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга.

- В подарок коровушка хочет угостить вас яблочками. Молодцы ребята.

Звучит песня В.Шаинского «В мире много сказок»

 А теперь пожмите руки друг другу, встаньте в хоровод и обнимите друг друга и скажите «спасибо» друг другу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г.Образовательная область «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы)

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г Образовательная облась "Речевое развитие"(Чтение художественной литературы)...

Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Чтение художественной литературы. Старшая группа.

Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Чтение художественной литературы. Старшая группа....

Конспект по образовательным областям: «Художественно-эстетическому развитию» и «Речевому развитию». Чтение художественной литературы» в старшей группе Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Программное содержание:Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный.Задачи: Образовательные:- учить понимать характер и поступки героев сказки;- научить выд...