Технологическая карта НОД (занятия) по речевому развитию (чтение художественной литературы). Подготовительная группа ДОО.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Технологическая карта НОД (занятия) по речевому развитию (чтение художественной литературы)
 
Тема занятия: Русская народная сказка «Снегурочка»
 
Образовательная область: «Речевое развитие»
 
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
 
Интеграция с другими образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
 
Цель занятия: ознакомление с русской народной сказкой «Снегурочка».
 
Задачи занятия: 
-продолжать приучать детей внимательно слушать сказки и отвечать на вопросы по содержанию произведения;
-закрепить понятия «народная сказка», «авторская сказка»;
-обогащать пассивный словарь образными словами и выражениями: «жили ладно», «приладили», «расти не по дням, а по часам», «души не чают», «работа в руках спорится», «неможется», «кликать»;
-развивать художественное восприятие при рассматривании картины В.М. Васнецова «Снегурочка»;
-развивать интерес к русским народным сказкам.
-воспитывать сострадание и сочувствие к героям русской народной сказки «Снегурочка».
 
Словарная работа: «жили ладно», «приладили», «расти не по дням, а по часам», «души не чают», «работа в руках спорится», «неможется», «кликать».
 
Предварительная работа:
-знакомство с русской народной сказкой «Морозко»;
-знакомство с произведением В.А. Осеева «На катке»;
-знакомство с картинами художника В.М. Васнецова «Три богатыря», «Алёнушка»;
-проведение эксперимента «Таяние снега».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_detskaya_literatura_1.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД (занятия) по речевому развитию (чтение художественной литературы)

Тема занятия: Русская народная сказка «Снегурочка»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Интеграция с другими образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Цель занятия: ознакомление с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи занятия: 

  • продолжать приучать детей внимательно слушать сказки и отвечать на вопросы по содержанию произведения;
  • закрепить понятия «народная сказка», «авторская сказка»;
  • обогащать пассивный словарь образными словами и выражениями: «жили ладно», «приладили», «расти не по дням, а по часам», «души не чают», «работа в руках спорится», «неможется», «кликать»;
  • развивать художественное восприятие при рассматривании картины В.М. Васнецова «Снегурочка»;
  • развивать интерес к русским народным сказкам.
  • воспитывать сострадание и сочувствие к героям русской народной сказки «Снегурочка».

Словарная работа: «жили ладно», «приладили», «расти не по дням, а по часам», «души не чают», «работа в руках спорится», «неможется», «кликать».

Предварительная работа:

  • знакомство с русской народной сказкой «Морозко»;
  • знакомство с произведением В.А. Осеева «На катке»;
  • знакомство с картинами художника В.М. Васнецова «Три богатыря», «Алёнушка»;
  • проведение эксперимента «Таяние снега».

Этап

Задачи этапа

Деятельность воспитателя

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно мотивационный

Замотивировать детей на предстоящую деятельность.

Дети возьмите стулья и садитесь полукругом.

В том году зимой, дети во дворе слепили двух снежных баб.

 Одна растаяла через неделю, а другая стояла до донца зимы. Почему?

Как ты думаешь Саша?

А как ты думаешь Миша?

Все ответы верные, но может ли быть так чтобы снежная баба простояла до самого лета?

Сегодня я предлагаю познакомиться с русской народной сказкой «Снегурочка» и узнать может ли быть такое на самом деле.

Фронтальная форма.

Метод, словесный: вопросы детям, рассказ.

Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети садятся полукругом.

Одна снежная баба была слеплена из сырого снега, а другая из рыхлого снега.

Может быть, одна снежная баба стояла в тени, а другая снежная баба была на солнечной стороне.

Нет, она растает.

Дети заинтересованы в предстоящей деятельности.

Поддерживают беседу с воспитателем.

2

Основной

Проведение занятия по развитию речи.

Ребята, скажите, пожалуйста, а кто пишет сказки?

Сказки бывают авторскими и народными, какие сказки называют авторскими?

А какие сказки называют народными?

Да, это те сказки, которые передаются из уст в уста.

Посмотрите на экран, это картинка известного нам художника Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка». Опишите снегурочку, какой ее видит художник?

Давайте вспомним правила работы с книгой.

В русской народной сказке встречаются слова, которые сейчас не используют в речи, давайте узнаем значение этих слов и выражений.

Жили ладно – это означает жить спокойно, хорошо.

Приладить – означает приделать.

Расти не по дням, а по часам – расти очень быстро.

Души не чаять – сильно любить.

Работа в руках спорится – то есть все получается, все удается.

Неможется – нездоровится.

Кликать, то есть кого-то звать.

Давайте же узнаем, как снегурочку представляет русский народ. Сядьте ровно, внимательно слушайте.

Мы долго сидели, а сейчас давайте отдохнем.

Взгляд направим мы налево

Взгляд направим мы направо

Смотрим верх, смотрим вниз.

Тренировка для ресниц.

А теперь мы дружно встанем

И наклоны выполняем

Раз присядем

Два подпрыгнем

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Давайте ответим на вопросы по содержанию сказки.

- Дети, почему сказка называется «Снегурочка»?

Кто является родителями Снегурочки?

Почему старик со старухой не могли нарадоваться своей дочери?

Какой Снегурочку описывает русский народ?

Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

А какое настроение у нее было летом и почему?

Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?

Правильным ли был поступок Снегурочки?

А вы бы стали прыгать через костер,

повторяя это за другими?

А что вы почувствовали, когда Снегурочка испарилась?

Какая основная мысль сказки?

Абсолютно, верно. Нужно всегда думать наперед, перед тем как что-либо делать.

Сказка закончилась очень грустно. Давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки? 

Давайте я вам включу волшебную музыку, чтобы вы придумали интересные концовки сказки.

Отличные счастливые концовки сказки у вас получились.

А какая часть сказки вам больше понравилась?

Хотите снова послушать эту часть?

Тогда давайте я вам прочитаю эту часть.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Расставь в правильной последовательности». Но перед игрой давайте вспомним правила работы с интерактивной доской.

Отлично. Посмотрите на экран, вам нужно расставить картинки по порядку по содержанию текста. По поднятой руке отвечаем, выходим к экрану и нажимаем на картинку. Внимательно посмотрите на все картинки, вспомните сказку.

Отлично, вы расставили картинки в правильном порядке, молодцы! А вы знаете кто такой переводчик?

Верно, хотите побывать в роли переводчиков?

Отлично, мы с вами перед прочтением текста знакомились со словами и выражениями из сказки, которые сейчас не используются, сейчас я буду говорить вам эти слова и выражения, а вы что они означают.

- Жили ладно – это как? 

- Приладили руки и ноги – что сделали?

- Стала расти не по дням, а по часам? – это как?

- Души старики в дочке не чают – это как?

- Работа в руках спорится.

- Неможется – нездоровится.

- Свечерело – наступил вечер

- Стали кликать Снегурочку

Молодцы, очень хорошо запомнили значения этих слов.

Фронтальная форма.

Словесный метод: беседа с детьми, рассказ детей, чтение худ. литературы

наглядный метод: показ иллюстраций с помощью ИКТ.

Практический метод, выполнение упражнений гимнастики.

Игровой метод: дидактическая игра, словесная игра.

Воспитатель читает русскую народную сказку «Снегурочка» (Приложение).

Гимнастика для глаз + физкультминутка.

Под сказочную музыку дети придумывают альтернативную концовку сказки.

Воспитатель читает понравившуюся детям часть сказки.

Дети внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы.

Сказки пишут люди, авторы.

Авторскими сказками называют те сказки, которые придумал один челок, то есть у нее есть автор.

Народными сказками называют те сказки, которые придумал народ.

Художник видит ее в теплой белой, узорчатой шубе. В варежках и в шапке. Кожа у снегурочки белая как снег, она выглядит хрупкой и скромной.

- нельзя рисовать и писать на книгах

- не вырывать листы и не вырезать картинки

- книгу нужно держать только с чистыми руками, могут остаться пятна

- не перегибать книги

- нужно пользоваться закладкой, если не дочитали книгу.

Дети внимательно слушают.

Взгляд направим мы налево

Взгляд направим мы направо

Смотрим верх, смотрим вниз.

Тренировка для ресниц.

А теперь мы дружно встанем

И наклоны выполняем

Раз присядем

Два подпрыгнем

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Сказка называется «Снегурочка», потому что она является главном героем сказки, которую слепили из снега.

Ее родителями являются старик и старуха.

Они не могли нарадоваться ей, потому что у них не было детей.

Русский народ описывает ее умной, смышленой, веселой, красивой, трудолюбивой, также красиво поющей.

Зимой она была веселой.

Она грустила, была молчаливая, потому что летом жарко, а Снегурочка, так как она из снега, она любит холод, снег.

Родители Снегурочки очень переживали за нее и предложили пойти гулять с подружками по лесу. Вечером ее подружки разожгли костер и стали прыгать через него, Снегурочка повелась за подружками, решила прыгнуть через костер и растаяла.

Нет, она повторила за другими, не предвидев для себя опасности.

Нет, это опасно для жизни.

Было очень грустно, потому что старик со старухой очень хотели дочь, она была их радостью.

Нужно думать о последствиях своего поступка, а не делать все, что делают другие люди.

Да, давайте!

Я бы закончила сказку так: Снегурочка весело проводит время с подружками, но не прыгает через костер, так как знает, что это может быть опасно.

(Ответы детей)

Да, мы хотим послушать еще! Дети внимательно слушают.

- Нельзя сильно нажимать стилусом на экран.

- Нельзя прислоняться к экрану.

- Нельзя пальцами нажимать на экран.

- Нельзя рядом с экраном бегать, прыгать.

Дети отвечают по поднятой руке и выходят к мультимедийному экрану.

Да, переводчик — это человек, который переводит с одного языка на другой, например, с английского на русский.

Да, хотим.

- Когда в семье мир и спокойствие.

- Приделали руки и ноги из снега.

- То есть она очень быстро росла.

- Так говорят, когда очень любят, обожают кого-либо.

- Все получается делать.

- Нездоровится.

- Наступил вечер.

- Звали Снегурочку.

Детям нравится занятие. Они с интересом отвечают на вопросы воспитателя.

Поясняют понятия «народная сказка», «авторская сказка».

Внимательно рассматривают картину, описывают изображение снегурочки

Запоминают слова, выражения и их значение («жили ладно», «приладили», «расти не по дням, а по часам», «души не чают», «работа в руках спорится», «неможется», «кликать»).

Заинтересованы в прослушивании русской народной сказки.

3

Заключительный

Подвести итоги.

 С какой сказкой мы с вами знакомились на занятии?

Что такое народная сказка?

О чем была эта сказка?

Эту сказку можно назвать волшебной?

Верно, такое только в сказках. Какая основная мысль этой сказки?

В начале занятия я говорила вам про снежных баб, которую дети слепили во дворе, так может ли снежная баба простоять до лета?

Давайте подойдем к столу со снежинками.

Если вам было все понятно и легко работать на занятии, возьмите белую снежинку. Если у вас возникли некоторые трудности, возьмите желтую снежинку. Если вы считаете, что не справились с заданиями, и, если вы не справились на занятии, возьмите фиолетовую снежинку.

Фронтальная форма.

Словесный: вопросы к детям.

Дети внимательно слушают воспитателя и отвечают на его вопросы.

Мы сегодня знакомились с русской народной сказкой «Снегурочка».

Народная сказка – это сказки который придумал народ, и они передаются из уст в уста.

Сказка была об ожившей Снегурочке, которую слепили из снега стрик со старухой.

Да, так как там Снегурочка оживает, а в жизни такого не бывает.

Основная мысль этой сказки в том, что нужно всегда думать, перед тем как что-либо сделать.

Нет, такое бывает только в сказках.

Дети берут по снежинке.

Дети описали картину. Воспитанникам понравилось занятие.

Поясняют понятие «народная сказка»

Выстраивают связный монолог при ответе на вопрос.

На основе прочитанного произведения высказывают основную мысль сказки.

Русская народная сказка «Снегурочка»

(По народным сюжетам)

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

—    А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.

—    Давай, — говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.

Прошла зима.

Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.

А Снегурочка вдруг запечалилась.

—    Что с тобой, дочка? спрашивают старики. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе неможется?

—    Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

—    Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.

Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:

—    Пойди, дочка, повеселись с подружками!

Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.

А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.

Стали они кликать ее:

—    Ау, ау. Снегурочка!

Только эхо им в лесу откликнулось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ОД по чтению художественной литературы подготовительная группа

Технологическая карта по чтению художественной литературы в подготовительной группе...

Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Чтение художественной литературы. Старшая группа.

Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Чтение художественной литературы. Старшая группа....

Речевое развитие. Чтение художественной литературы. (старшая группа)

Чтение художественной литературы. Содержание образовательной области направлено на достижение цели формирование интереса и  потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:1....

Конспект занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы) во второй младшей группе на тему: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»

Задачи:Образовательные;-повторить и закрепить ранее изученные произведения А. Барто;- формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания;- уточнять, расширять и обобщать предс...