Конспект итогового занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы) в старшей группе «Путешествие по миру литературы»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Карамышева Наталья Владимировна

это занятие проводиться в конце учебного года в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_hudozhestvennoy_literatury.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по речевому развитию  (Чтение художественной литературы) в старшей группе «Путешествие по миру литературы»

Цель: Выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.

        Задачи:

- определить уровень знаний персонажей сказок, название сказок;

- выявить умения называть произведения по иллюстрациям;

- выявить умения называть жанры литературных произведений (сказки, рассказы, стихи).

- развивать чувство рифмы.

- воспитывать интерес к художественной литературе.

        Образовательные области: Социально - коммуникативное, Познавательное,  Физическое, Художественно - эстетическое.

        Оборудование: Книги, иллюстрации, аудиозапись физминутки Железновой, портреты: Лев Толстой, Евгений Иванович Чарушин, Виталий Васильевич Бианки, Константин Дмитриевич Ушинский, дерево с листочками на листочках загадки; электронные картинки: полочка волшебная, перо жар птицы, цветочек, щука; электронные иллюстрации к рассказам.

Ход НОД:

        Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки - в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучи музыка "В гостях у сказки").

«Сказочное королевство сказок»

        Воспитатель: Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.)

        Воспитатель: Какие бывают сказки? («русские – народные» и «авторские» сказки).
        Воспитатель:  Что такое авторская сказка? (где есть свой автор).
        
Воспитатель: Какие авторские сказки вы знаете? («Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и т.д.).
        Воспитатель: Почему сказка называется русская, да еще и народная? (автор – народ).

        Воспитатель:  Ребята, перед нами дерево - загадки. Давайте отгадаем загадки.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)

На сметане мешен.

На окошке стужен.

Круглый бок, румяный бок Покатился ...(Колобок)

У отца был мальчик странный,

 Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный Человечек деревянный

На земле и под водой Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный. Кто же это?(Буратино)

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)

Ах ты, Петя, простота,

  Сплоховал немножко,

  Не послушался кота,

  Выглянул в окошко.    («Кот, петух и лиса»)

 

 Нет ни речки, ни пруда,

   Где воды напиться?

   Очень вкусная вода

   В ямке от копытца.   («Сестрица Алёнушка  и братец Иванушка»)

 

По тропе, шагая бодро,

  Сами воду тащат вёдра.    («По щучьему веленью»)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

  Добрый доктор ... (Айболит).

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
 (Гадкий утенок)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …(Царевна-лягушка)

        Воспитатель: Спасибо, ребята, молодцы.

        Воспитатель: Какими словами обычно  начинаются  сказки?  (Жили-были,  в некотором  царстве, в некотором  государстве…)

        Воспитатель: Какими  заканчиваются?  (Стали жить-поживать;   вот и сказке конец, а кто слушал —  молодец;  стали жить долго и счастливо; и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…)

Дидактическая игра «Волшебный экран».

        Воспитатель: Это чудесный экран.  При помощи его я буду показывать предметы  из  сказок. А вы должны назвать сказку из которой этот предмет.

         Воспитатель: Из какой сказки стрела? ( «Царевна-лягушка»), цветок?  («Аленький  цветочек»), волшебная палочка? ("Золушка"), щука? ("По щучьему велению"), перо? ("Сивка - бурка"), красная шапочка ("Красная шапочка")

         

Театр  сказок.

        Воспитатель: Сейчас  вы увидите  отрывки из сказок, которые покажут  ребята.  Вы  должны угадать,  из  какой    сказки отрывок.

*Сказка «Крошечка - Хаврошечка»

  -Коровушка-матушка,  меня ругают,  бранят,  плакать  не  велят,  досыта  не  кормят,  работать  заставляют.

-  влезь  ко  мне  в  правое  ухо,  в  левое  вылезь  —  все  будет  исполнено.

*Сказка «Царевна Лягушка»

 -  Отчего ты,  Иван-царевич,  невесел?

    Отчего  ниже  плеч  буйну  голову  повесил?

-   Царь-батюшка приказал  к  утру  хлеб  испечь.

-  Не печалься,  ложись  спать.  Утро  вечера  мудренее.

*Сказка «Сивка Бурка»

 — Сивка-Бурка,  вещий  Каурка,  встань  передо  мной,  как лист  перед  травой.

  — Конь бежит,  земля  дрожит.

  Из  ушей  дым  столбом  валит, из  ноздрей пламя  пышет.

Одна  шерстинка  золотая,  другая  серебряная.

        Воспитатель: Ребята вы наверное устали, давайте отдохнём.

Физминутка Железновой.

«Край рассказов»

                Воспитатель: Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей: В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.)

        Воспитатель: К какому рассказу иллюстрации?

        Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»: Лев и собачка, Косточка, Филиппок, Котёнок- Лев Толстой , Медвежата, Про Томку, Волчишко, Воробьишко - Евгений Чарушин.

        Воспитатель: Ребята, посмотрите кто это? ( Портреты писателе: Лев Толстой, Евгений Иванович Чарушин, Виталий Васильевич Бианки, Константин Дмитриевич Ушинский) Авторы.

Игра  «Найди  автора».

 (Воспитатель  вызывает одного ребенка)

          Воспитатель: Покажи, Саша, книгу, а  дети скажут  кто  ее  автор.

«Мир стихов»

        Воспитатель: Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают как? (В столбик. Вот так - показ стихов в книге) 

        Воспитатель: А рассказы записывают ..... (В строчку. Вот так - показ прозы в книге).

        Воспитатель: А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

Муха, муха - Цокотуха

Позолоченное брюха.

Воспитатель: В этих стихах созвучны последние слова  Цокотуха

и брюха. А какие слова созвучны в следующих строчках?

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

(Ответы детей)

        Воспитатель: Пошла и нашла. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей: Из стихотворения «Муха - Цокотуха».)

        Воспитатель: А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей: Корней Иванович Чуковский.)

        Воспитатель: Устали? Давайте отдохнем.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы плечами тик-тик,

Мы глазами миг-миг( 2 раза) .

        Воспитатель: А теперь давайте поиграем в Добавлялки. Я говорю, а вы добавляете слово.

        Дидактическая игра «Добавлялки»

Ра-ра-ра - начинается. .(игра)

Ры-ры-ры - у мальчика. (шары)

Ро-ро-ро - у Маши новое. .(ведро)

Ру-ру-ру - продолжаем мы. (игру)

Ре-ре-ре - стоит домик на. (горе)

Ар-ар-ар -кипит наш. (самовар)

Ор-ор-ор - созрел красный. (помидор)

Лу-лу-лу - сидит кот. (в углу)

Ша-ша-ша - мама моет. (малыша)

Жа-жа-жа - есть иголки у. (ежа)

Жу-жу-жу - молока дадим. (ежу)

СА-са-са - в лесу бегает. .(лиса)

Су-су-су -бывает холодно в. (лесу)

От-от-от - в болоте спит. (бегемот)

        Воспитатель: Ребята, а кто знает стихи наизусть расскажите. Дети читают стихи наизусть.

        Воспитатель: Молодцы, спасибо. Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие?

        Стук в дверь. Заходит Королева Книга.
        Королева Книга
: Здравствуйте, друзья!
Вы подданных моих узнать
Смогли б в теченье мига,
Лишь стоит мне себя назвать
Я Королева Книга.
Могу заставить погрустить
Читателя любого
Смеяться, плакать и любить
Мое поможет слово.
Изведать моря глубину,
Взвить флаг на мачте брига,
Слетать на Марс или Луну
Легко поможет книга.
 Ребята, вам понравилось путешествие по литературной стране?
        Воспитатель: Королева Книга, у тебя такая тяжелая сумка, что в ней?
        Королева Книга: В сумке лежат сладости, которыми я хотела угостить ребят. Но у меня в сумке еще что-то есть. Я принесла вам книгу, которые вы можете почитать в свободное время. А теперь я хочу с вами попрощаться. До свидания.
        Воспитатель и дети, говорят Спасибо! и  прощаются с Королевой Книгой.

Королева Книга: Здравствуйте, друзья!
Вы подданных моих узнать
Смогли б в теченье мига,
Лишь стоит мне себя назвать
Я Королева Книга.
Могу заставить погрустить
Читателя любого
Смеяться, плакать и любить
Мое поможет слово.
Изведать моря глубину,
Взвить флаг на мачте брига,
Слетать на Марс или Луну
Легко поможет книга.
 Ребята, вам понравилось путешествие по литературной стране?
        Воспитатель: Королева Книга, у тебя такая тяжелая сумка, что в ней?
        Королева Книга: В сумке лежат сладости, которыми я хотела угостить ребят. Но у меня в сумке еще что-то есть. Я принесла вам очень хорошую, интересную книгу, которые вы можете почитать в свободное время. А теперь я хочу с вами попрощаться. До свидания.
        Воспитатель и дети, говорят Спасибо! и  прощаются с Королевой Книгой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»

«Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание.  Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...

Перспективный план работы по ОО «Речевому развитию» (Чтение Художественной литературы) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Лесная сказка» на 2016– 2017 учебный год.

Перспективный план работы по ОО «Речевому развитию»  (Чтение Художественной литературы) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Лесная сказка» на 2016– 2017 учебный год....

Конспект НОД по речевому развитию (чтение художественной литературы) вторая младшая группа на тему: "Стихотворения А. Барто".

Конспект НОД по речевому развитию (чтение художественной литературы) вторая младшая группа на тему: "Стихотворения А. Барто"....

Конспект интегрированной НОД ОО «Речевое развитие» - чтение художественной литературы «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. Тема: «В гостях у сказки».

Конспект интегрированной НОД ОО «Речевое развитие» - чтение художественной литературы «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. Тема: «В гостях у сказки&raq...

Конспект тематического развлечения по образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет «В гости в бабушке Сказительнице»

Программное содержание.Образовательные задачи:  уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;  продолжать формировать умения анализировать образные выражения в загадке;  учить узнав...

Конспект по образовательным областям: «Художественно-эстетическому развитию» и «Речевому развитию». Чтение художественной литературы» в старшей группе Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Программное содержание:Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный.Задачи: Образовательные:- учить понимать характер и поступки героев сказки;- научить выд...

Конспект занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы) во второй младшей группе на тему: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»

Задачи:Образовательные;-повторить и закрепить ранее изученные произведения А. Барто;- формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания;- уточнять, расширять и обобщать предс...