Главные вкладки

    Конспект итогового занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы) в старшей группе «Путешествие по миру литературы»
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

    Карамышева Наталья Владимировна

    это занятие проводиться в конце учебного года в старшей группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chtenie_hudozhestvennoy_literatury.docx30.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект итогового занятия по речевому развитию  (Чтение художественной литературы) в старшей группе «Путешествие по миру литературы»

    Цель: Выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.

            Задачи:

    - определить уровень знаний персонажей сказок, название сказок;

    - выявить умения называть произведения по иллюстрациям;

    - выявить умения называть жанры литературных произведений (сказки, рассказы, стихи).

    - развивать чувство рифмы.

    - воспитывать интерес к художественной литературе.

            Образовательные области: Социально - коммуникативное, Познавательное,  Физическое, Художественно - эстетическое.

            Оборудование: Книги, иллюстрации, аудиозапись физминутки Железновой, портреты: Лев Толстой, Евгений Иванович Чарушин, Виталий Васильевич Бианки, Константин Дмитриевич Ушинский, дерево с листочками на листочках загадки; электронные картинки: полочка волшебная, перо жар птицы, цветочек, щука; электронные иллюстрации к рассказам.

    Ход НОД:

            Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки - в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучи музыка "В гостях у сказки").

    «Сказочное королевство сказок»

            Воспитатель: Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.)

            Воспитатель: Какие бывают сказки? («русские – народные» и «авторские» сказки).
            Воспитатель:  Что такое авторская сказка? (где есть свой автор).
            
    Воспитатель: Какие авторские сказки вы знаете? («Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и т.д.).
            Воспитатель: Почему сказка называется русская, да еще и народная? (автор – народ).

            Воспитатель:  Ребята, перед нами дерево - загадки. Давайте отгадаем загадки.

    Дидактическая игра «Отгадай сказку»

    Бабушка девочку очень любила.

    Шапочку красную ей подарила.

    Девочка имя забыла свое.

    А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)

    На сметане мешен.

    На окошке стужен.

    Круглый бок, румяный бок Покатился ...(Колобок)

    У отца был мальчик странный,

     Необычный - деревянный.

    Но любил папаша сына.

    Что за странный Человечек деревянный

    На земле и под водой Ищет ключик золотой?

    Всюду нос сует он длинный. Кто же это?(Буратино)

    Скорей бы приблизился вечер,
    И час долгожданный настал,
    Чтоб мне в золоченой карете
    Поехать на сказочный бал!
    Никто во дворце не узнает
    Откуда я, как я зовусь,
    Но только лишь полночь настанет,
    К себе на чердак я вернусь. (Золушка)

    Ах ты, Петя, простота,

      Сплоховал немножко,

      Не послушался кота,

      Выглянул в окошко.    («Кот, петух и лиса»)

     

     Нет ни речки, ни пруда,

       Где воды напиться?

       Очень вкусная вода

       В ямке от копытца.   («Сестрица Алёнушка  и братец Иванушка»)

     

    По тропе, шагая бодро,

      Сами воду тащат вёдра.    («По щучьему веленью»)

    Возле леса, на опушке

    Трое их живет в избушке.

    Там три стула и три кружки.

    Три кроватки, три подушки.

    Угадайте без подсказки,

    Кто герои этой сказки? (Три медведя)

    Носик круглый, пятачком,

    Им в земле удобно рыться,

    Хвостик маленький крючком,

    Вместо туфелек - копытца.

    Трое их - и до чего же Братья дружные похожи.

    Отгадайте без подсказки,

    Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

    Лечит маленьких детей,

    Лечит птичек и зверей.

    Сквозь очки свои глядит

      Добрый доктор ... (Айболит).

    В детстве все над ним смеялись,
    Оттолкнуть его старались:
    Ведь никто не знал, что он
    Белым лебедем рожден.
     (Гадкий утенок)

    Красна девица грустна:
    Ей не нравится весна,
    Ей на солнце тяжко!
    Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

    Стрела молодца угодила в болото,
    Ну где же невеста? Жениться охота!
    А вот и невеста, глаза на макушке.
    Невесту зовут …(Царевна-лягушка)

            Воспитатель: Спасибо, ребята, молодцы.

            Воспитатель: Какими словами обычно  начинаются  сказки?  (Жили-были,  в некотором  царстве, в некотором  государстве…)

            Воспитатель: Какими  заканчиваются?  (Стали жить-поживать;   вот и сказке конец, а кто слушал —  молодец;  стали жить долго и счастливо; и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…)

    Дидактическая игра «Волшебный экран».

            Воспитатель: Это чудесный экран.  При помощи его я буду показывать предметы  из  сказок. А вы должны назвать сказку из которой этот предмет.

             Воспитатель: Из какой сказки стрела? ( «Царевна-лягушка»), цветок?  («Аленький  цветочек»), волшебная палочка? ("Золушка"), щука? ("По щучьему велению"), перо? ("Сивка - бурка"), красная шапочка ("Красная шапочка")

             

    Театр  сказок.

            Воспитатель: Сейчас  вы увидите  отрывки из сказок, которые покажут  ребята.  Вы  должны угадать,  из  какой    сказки отрывок.

    *Сказка «Крошечка - Хаврошечка»

      -Коровушка-матушка,  меня ругают,  бранят,  плакать  не  велят,  досыта  не  кормят,  работать  заставляют.

    -  влезь  ко  мне  в  правое  ухо,  в  левое  вылезь  —  все  будет  исполнено.

    *Сказка «Царевна Лягушка»

     -  Отчего ты,  Иван-царевич,  невесел?

        Отчего  ниже  плеч  буйну  голову  повесил?

    -   Царь-батюшка приказал  к  утру  хлеб  испечь.

    -  Не печалься,  ложись  спать.  Утро  вечера  мудренее.

    *Сказка «Сивка Бурка»

     — Сивка-Бурка,  вещий  Каурка,  встань  передо  мной,  как лист  перед  травой.

      — Конь бежит,  земля  дрожит.

      Из  ушей  дым  столбом  валит, из  ноздрей пламя  пышет.

    Одна  шерстинка  золотая,  другая  серебряная.

            Воспитатель: Ребята вы наверное устали, давайте отдохнём.

    Физминутка Железновой.

    «Край рассказов»

                    Воспитатель: Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей: В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.)

            Воспитатель: К какому рассказу иллюстрации?

            Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»: Лев и собачка, Косточка, Филиппок, Котёнок- Лев Толстой , Медвежата, Про Томку, Волчишко, Воробьишко - Евгений Чарушин.

            Воспитатель: Ребята, посмотрите кто это? ( Портреты писателе: Лев Толстой, Евгений Иванович Чарушин, Виталий Васильевич Бианки, Константин Дмитриевич Ушинский) Авторы.

    Игра  «Найди  автора».

     (Воспитатель  вызывает одного ребенка)

              Воспитатель: Покажи, Саша, книгу, а  дети скажут  кто  ее  автор.

    «Мир стихов»

            Воспитатель: Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают как? (В столбик. Вот так - показ стихов в книге) 

            Воспитатель: А рассказы записывают ..... (В строчку. Вот так - показ прозы в книге).

            Воспитатель: А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

    Муха, муха - Цокотуха

    Позолоченное брюха.

    Воспитатель: В этих стихах созвучны последние слова  Цокотуха

    и брюха. А какие слова созвучны в следующих строчках?

    Муха по полю пошла,

    Муха денежку нашла.

    (Ответы детей)

            Воспитатель: Пошла и нашла. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей: Из стихотворения «Муха - Цокотуха».)

            Воспитатель: А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей: Корней Иванович Чуковский.)

            Воспитатель: Устали? Давайте отдохнем.

    Мы ногами топ-топ,

    Мы руками хлоп-хлоп,

    Мы плечами тик-тик,

    Мы глазами миг-миг( 2 раза) .

            Воспитатель: А теперь давайте поиграем в Добавлялки. Я говорю, а вы добавляете слово.

            Дидактическая игра «Добавлялки»

    Ра-ра-ра - начинается. .(игра)

    Ры-ры-ры - у мальчика. (шары)

    Ро-ро-ро - у Маши новое. .(ведро)

    Ру-ру-ру - продолжаем мы. (игру)

    Ре-ре-ре - стоит домик на. (горе)

    Ар-ар-ар -кипит наш. (самовар)

    Ор-ор-ор - созрел красный. (помидор)

    Лу-лу-лу - сидит кот. (в углу)

    Ша-ша-ша - мама моет. (малыша)

    Жа-жа-жа - есть иголки у. (ежа)

    Жу-жу-жу - молока дадим. (ежу)

    СА-са-са - в лесу бегает. .(лиса)

    Су-су-су -бывает холодно в. (лесу)

    От-от-от - в болоте спит. (бегемот)

            Воспитатель: Ребята, а кто знает стихи наизусть расскажите. Дети читают стихи наизусть.

            Воспитатель: Молодцы, спасибо. Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие?

            Стук в дверь. Заходит Королева Книга.
            Королева Книга
    : Здравствуйте, друзья!
    Вы подданных моих узнать
    Смогли б в теченье мига,
    Лишь стоит мне себя назвать
    Я Королева Книга.
    Могу заставить погрустить
    Читателя любого
    Смеяться, плакать и любить
    Мое поможет слово.
    Изведать моря глубину,
    Взвить флаг на мачте брига,
    Слетать на Марс или Луну
    Легко поможет книга.
     Ребята, вам понравилось путешествие по литературной стране?
            Воспитатель: Королева Книга, у тебя такая тяжелая сумка, что в ней?
            Королева Книга: В сумке лежат сладости, которыми я хотела угостить ребят. Но у меня в сумке еще что-то есть. Я принесла вам книгу, которые вы можете почитать в свободное время. А теперь я хочу с вами попрощаться. До свидания.
            Воспитатель и дети, говорят Спасибо! и  прощаются с Королевой Книгой.

    Королева Книга: Здравствуйте, друзья!
    Вы подданных моих узнать
    Смогли б в теченье мига,
    Лишь стоит мне себя назвать
    Я Королева Книга.
    Могу заставить погрустить
    Читателя любого
    Смеяться, плакать и любить
    Мое поможет слово.
    Изведать моря глубину,
    Взвить флаг на мачте брига,
    Слетать на Марс или Луну
    Легко поможет книга.
     Ребята, вам понравилось путешествие по литературной стране?
            Воспитатель: Королева Книга, у тебя такая тяжелая сумка, что в ней?
            Королева Книга: В сумке лежат сладости, которыми я хотела угостить ребят. Но у меня в сумке еще что-то есть. Я принесла вам очень хорошую, интересную книгу, которые вы можете почитать в свободное время. А теперь я хочу с вами попрощаться. До свидания.
            Воспитатель и дети, говорят Спасибо! и  прощаются с Королевой Книгой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории

    Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»

    «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание.  Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...

    Перспективное планирование образовательной области "Речевое развитие" Чтение художественной литературы. 2 младшая группа

    Список литературы на учебный год для чтения  во второй младшей группе с целями и задачами....

    Перспективный план работы по ОО «Речевому развитию» (Чтение Художественной литературы) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Лесная сказка» на 2016– 2017 учебный год.

    Перспективный план работы по ОО «Речевому развитию»  (Чтение Художественной литературы) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Лесная сказка» на 2016– 2017 учебный год....

    Конспект занятия по "Речевому развитию ", чтение художественной литературы стихотворение В. Берестова «Котёнок».

    Тема занятияСтихотворение В. Берестова «Котёнок».Цель: Познакомить с содержанием произведения, развивать способность понимать содержание стихотворения без наглядного сопровождения.Образова...

    Конспект НОД по речевому развитию (чтение художественной литературы) вторая младшая группа на тему: "Стихотворения А. Барто".

    Конспект НОД по речевому развитию (чтение художественной литературы) вторая младшая группа на тему: "Стихотворения А. Барто"....

    Конспект интегрированной НОД ОО «Речевое развитие» - чтение художественной литературы «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. Тема: «В гостях у сказки».

    Конспект интегрированной НОД ОО «Речевое развитие» - чтение художественной литературы «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. Тема: «В гостях у сказки&raq...