Проект «Сказочный мир детского театра»
проект по художественной литературе (средняя группа)

Рагулина Валентина Викторовна

Авторы – Самодолова Наталья Сергеевна и Рагулина Валентина Викторовна, воспитатели МДОУ детский сад № 1 «Аленушка», г. Тейково

Тип проекта: познавательный, социально-коммуникативный, творческий

Участники проекта: дети, родители, педагоги

Срок реализации проекта:

Проблема:

  1. Поверхностное отношение родителей и детей к театру и театральной деятельности.
  2. Несформированные умения детей в «актерском мастерстве».
  3. Поверхностные знания детей о разных видах театра.

 

Актуальность проекта:

Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства. Это самый распространенный вид детского творчества, близкий и понятный ребенку, потому что связан с игрой, а дети любят играть. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию. Занятия театрализованной деятельностью и выступления на сцене перед зрителями, способствуют реализации творческих способностей и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Цель проекта: приобщение детей к театральной культуре и развитие интереса к театральной игровой деятельности, через ознакомление их с различными видами театра.

Задачи

  • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  •  Развивать речь, память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
  •  Формировать чувства сотрудничества и взаимопомощи.
  •  Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе.
  • Вызывать интерес к самостоятельной театрализованной деятельности.

 

 Сфера использования проекта: все образовательные области в самостоятельной и совместной деятельности детей, родителей и педагогов,

Продукт совместной деятельности: презентация, театральные игры, этюды.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
  • Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  • Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
  • Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
  • Предметно-пространственная развивающая среда дополнилась разными видами театров, пособиями.

Для родителей:

  • Повышение компетентности родителей в вопросах театрального развития.
  • Активное участие родителей в жизнедеятельности по организации ППРС и центра детской активности «Театр».
  • Выработка новых форм работы с родителями.
  • Установление тесного контакта с родителями.

 

План проведения проекта

 

        Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде. Согласно теории Е.В. Мигуновой – «театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) развитие реальных мотивов: игра и обучение не должны быть из-под палки;  внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

• освоение специальных умений для становления основных (актер, режиссер) и дополнительных позиций (сценарист, декоратор, костюмер);

• самостоятельная творческая деятельность.

Работа по театрализованной деятельности в проекте представлена в двух основных формах:

- специально организованная работа педагога с детьми,

- нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка (она может осуществляться дошкольниками ежедневно в процессе их свободной самостоятельной деятельности).

  Театральные игры дали детям возможность применять полученные знания, проявлять творчество в различных видах деятельности, а это дает возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовки, где каждый ребенок развивается в удобном для него темпе.

Образовательная деятельность  по  театрализации проводилась в рамках проекта по двум формам:

- как специально организованная деятельность педагога с детьми (2 раза в неделю в вечернее и утреннее время);

- как нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка (ежедневно в утренние и вечерние часы, в процессе свободной самостоятельной деятельности).

Наши дети очень любят такой вид театра, как кукольный. Они с удовольствием берут  в руки персонаж и от его имени рассказывают о своих мыслях. С помощью кукол ребята выражают и собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Работа с родителями проводилась с учетом мнения детей, и сводилась к изготовлению различного вида театров для игровой деятельности.

Работа с родителями:

- Анкетирование «Театр начинается с детского сада»

- Консультации на тему «Мир театра», «Театр и дети», «Приобщение дошкольников к миру театра в процессе игровой деятельности» и т.п.

- Родительское собрание «Театрализованная деятельность в жизни ребенка»

- Мастер – класс «Изготовление домашнего театра из бросового материала» (на выбор):

• пальчиковый театр;

• настольный театр;

• кукольный театр;

• театр Бибабо.

 

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап

  • Изучение литературы. Подбор  методической и  художественной литературы по знакомству с театром и развитию театрализованных умений дошкольников.
  • Составление плана работы
  • Разработка рекомендаций для родителей
  • Анкетирование родителей
  • Подбор наглядной информации для родителей
  • Разработка мероприятий по формированию интереса к театрализованной деятельности дошкольников и их родителей
  • Подготовка планов-конспектов театрализованной деятельности и театрализованных игр, спектаклей, сюжетно-ролевых игр, занятий с элементами театрализации.
  • Привлечение к реализации  проекта родителей
  • Определение методов решения поставленных задач
  • Подбор пособий, материалов и атрибутов по теме проекта, разработка презентаций

 

  1. Основной этап:

Работа с детьми:

  • Использование ИКТ – просмотр видеоматериалов по теме проекта, мультфильмов, сказок.
  • Беседа о просмотренных в детском саду театральных постановок.
  • Презентация для детей о различных видах театра.
  • Чтение художественных произведений (сказки, рассказы о животных).
  • Заучивание наизусть стихотворений, небольших текстов театрализованных игр.
  • Активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра, изготовленных родителями и педагогами из подручного материала.
  • Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита).
  • Овладение детьми выразительными средствами для создания образа персонажей: движение, поза, мимика, жест, речевая интонация.
  • Свободные театрализованные и творческие этюды, ролевые игры детей.
  • Занятие по актерскому мастерству, подготовка к разыгрыванию сказок.
  • Участие детей в праздниках и развлечениях с элементами театра.
  • Продуктивная деятельность по этой теме, беседы, поход в театр с родителями, чтение сказок, проговаривание скороговорок, проведение различных этюдов.
  • Знакомство с различными видами театра.
  • Проведение театрализованных постановок по литературным произведениям (на выбор) и творческих спектаклях (по замыслу).

 

3.Заключительный этап

  • Пополнение центра детской активности «Театр» новыми видами театра.
  • Фотоматериалы
  • Презентация проекта
  • Детская театрализованная деятельность

 

Были получены следующие результаты:

- При проведении опроса в начале проекта «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?», в конце проекта выявлено, что возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми.

- Многие родители изготовили для группы и домашнего использования различные виды театров.

- Родители и дети познакомились с видами, способами изготовления и обыгрывания.

 

Такие формы работы по театрализованной деятельности помогают формированию следующих умений и навыков детей:

  • Дети  научились владеть  навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
  • Умеют  передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  • Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
  • Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
  • Взаимодействуют коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает ребенку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность и красоту, приобщаться к вечному и прекрасному. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших детей во время спектакля, представления, убедительно свидетельствуют, как дети любят театрализованную деятельность.

Обеспечение проектной деятельности:

1.Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.

2.Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности   дошкольников и младших школьников. — М., 2001

3.Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013

4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

5. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.

7. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.

8. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

9. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сказочный мир театра кукол"

Знакомтство с искусством театра; дать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты), учить правилам поведения в театре; учить настраиваться на восприятие сказки с первых звуков музыка...

Проект "Сказочный мир театра детям" Методическая разработка

Методическая разработка - по теме " Театр" долгосрочный проект, который последовательно знакомит детей с разными видами театра, воспитывает интерес к народному творчеству,развивает культурно...

Проект "Сказочный мир театра"

Цель педагогического проекта- создание условий для развития коммуникативных способностей дошкольников средством театральной деятельности.Эта тема возникла не случайно, очень часто дети 4-7 лет затрудн...

Проект Сказочный мир театра

Разработка проекта....

Творческий проект: «Сказочный мир театра »

        Театрализованные игры  развивают речь и мелкую моторику рук, развивают коммуникативные навыки и творческие способности, формируют умения взаимодействовать с окр...

Проект "СКАЗОЧНЫЙ МИР ТЕАТРА" для детей старшей группы

Проект "СКАЗОЧНЫЙ МИР ТЕАТРА" направлен на исследование проблемных вопросов, которые помогут детям старшего дошкольного возраста больше узнать о театрализованной деятельности и о разнообразн...

Проект «Сказочный мир детского театра»

Авторы – Самодолова Наталья Сергеевна и Рагулина Валентина Викторовна, воспитатели МДОУ детский сад № 1 «Аленушка», г. ТейковоТип проекта: познавательный, социально-коммуникативный, ...