"Медведь и пчёлы" - башкирская народная сказка
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Гнидина Альмира Тагировна

"Медведь и пчёлы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskaz._medved_i_pchyoly.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                              учреждение – детский сад № 2 с. Раевский муниципального района                                     Альшеевский район РБ

             

Образовательная область : Речевое развитие

Конспект занятия

башкирская народная сказка

«Медведь и пчёлы»

старшая группа

 Интеграция детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

       

Рассказывание башкирской народной сказки «Медведь и пчелы».

        Содержание образовательной деятельности 

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы, коммуникативная, познание, игровая, здоровье.

 Интегративные цели: Продолжать знакомить детей с произведениями башкирского народа.

Прививать любовь к народному творчеству, желание больше узнать о родном крае.

Учить беречь и охранять окружающий мир родного края.

Развивать мышление, слуховое восприятие, внимательность при прослушивании художественных произведений.

Воспитывать усидчивость, внимательность, интерес в прослушивание башкирских  народных произведений.

Предварительная работа: чтение башкирской народной сказки «Медведь и пчелы», рассматривание иллюстраций к сказке, д/и «Дикие животные», д/и  «Насекомые». Беседа о пчелах.

Материал: книга «Башкирские народные сказки», иллюстрации к сказке, маски: медведя и пчел, обручи, цветы для «цветочной поляны», карточки с животными и насекомыми, следы зверей (картинки на пол)

Содержание организованной деятельности детей

Пальчиковая гимнастика

         Будем пальчики считать,

         Будем сказки называть.

         Эта сказка «Колобок»,

         Эта сказка «Теремок»,

         Эта сказка «Репка»,

         Про внучку, бабку, дедку.

         Есть «Снегурочка – краса»,

        «Три медведя», и лиса.

        «Волк и семеро козлят».

         Этим сказкам каждый рад.

-Ребята все эти сказки  мы знаем и помним, как мышка помогла репку вытащить, как колобок от бабушки с дедушкой ушел, как снегурочка растаяла и осталась лужа. Почему она растаяла?  (ответы детей)

- Какое время года сейчас? (весна).  

-Давайте мы с вами перешагнем через  лужу, теперь пройдем по следам зверей.

-Это чьи следы?   (лежат картинки с изображением следов: медведя, лисы, зайца).

-Идем как медведь.

-Это чьи следы?  

-Идем как лисичка.

-Это чьи следы?  

-Прыгаем как  зайчик.

-Вот мы и попали на лесную,  поляну.  Сколько тут  цветов? (много), как можно назвать эту поляну? «Цветочная».

-Кого вы еще видите? (рядом с цветами лежат маски пчел).

- Почему пчелки садятся на цветы?

-Помните сказку о пчелах, я вам ее читала?   И сейчас ее напомню.

 -Садитесь, и внимательно слушайте.

-Это башкирская народная   сказка «Медведь и пчелы» (рассказывание сказки).

-Было это все давным, давно. Когда хвост у медведя был длинен, как у лисы. Медведь обожал мед. Без меда дня не мог прожить. Он только о меде и думал. Только и представляет себе, как поедает мед. Стоило ему увидеть в дереве дупло, в котором гудели пчелы, как его переполняла радость. Он тут же забирался по стволу вверх, разорял пчельник и начинал пожирать мед. Пчелы облепляли медведя со всех сторон, стараясь его ужалить, но им это редко удавалось, потому, что мех у медведя длинен, а жало у пчел короткое. Стараются они добраться до медвежьего тела, да только не пускает их длинная шерсть, в которой они, в конце концов, застревают, ни туда, ни сюда. А медведю того и надо, спустившись на землю, начинает он кататься на спине и давить застрявших в его шерсти  пчел. А нет, так бежит к реке, окунется до головы, пчелы и расплываются по воде. После этого медведь опять заберется на дерево и ест себе медовые соты до отвала, пока весь не измажется.

 Однажды в лес пришел,  какой-то, человек за дровами, видит он на дереве медведя, пожирающий медовую добычу. Сам ест, сам своим лохматым хвостом отгоняет от себя пчел.

-Эй ты, косолапый! Так значит, это ты убиваешь пчел и лопаешь,  готовый мед? Вот я сейчас тебя проучу…………

-Зачем медведь полез на дерево? (ответы детей)

-А вы любите мед?

-Какой он мед?  

-Откуда берется мед?  

-Куда складывают мед пчелы?  

-Чем медведь отгонял пчел? (длинным хвостом)

-Почему медведь катался на спине? (давил пчел).

-Почему у медведя стал короткий хвост?

-Сейчас ребята мы с вами поиграем,  вы будите  пчелками, оденем маски,  пчелок и медведя  (П\И «Медведь и пчелы»).

- Присядем на нашу цветочную поляну.

- Ребята, кто же прогнал медведя? (человек).

-Он наверно хотел забрать остатки меда?

-О чем попросили пчелки человека?  

-Что еще хорошего он им сделал?  

-Чем же его пчелы отблагодарят?

-Скажите, медведь живет в лесу, значит он кто? (животное).

-А пчелка кто? (насекомое).

-Мы сейчас с вам поиграем. Я вам раздам карточки, а вы разложите их правильно: насекомых на верхнюю полоску, а   животных на нижнюю.

           Д\И «Животные и насекомые».

Рефлексия: Молодцы, все правильно. Давайте встанем в дружный хоровод, как пчелки. Они дружные, поэтому медведя не боятся.

-Скажите, какую сказку вы сегодня слушали?

-Кто ее написал?

-А кто вам больше всех понравился в этой сказке?

-Почему?  

-В какую игру мы играли?

-Что мы делали?        

-Мы с вами не только играли, но еще мы сделали доброе дело.

-Какое скажите?

-Правильно мы помогли пчелкам собирать мед.

-Молодцы, вы были хорошими слушателями, а пчелки вас обязательно угостят медом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Башкирская народная сказка "Медведь и пчелы"

Эта башкирская народная сказка очень интересная для инсценировки и драматизации. ...

Конспект ООД по чтению и обыгрыванию башкирской народной сказки «Медведь и пчелы»

Цель:1. Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине, родному краю.2. Активизировать словарь детей: юрта, улей, бортевой домик, пчелиный мед.3. Развивать творческ...

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Тема: Башкирская народная сказка «Ленивый сын»

Программное содержание:1. Познакомить детей с башкирской народной сказкой.2.Учить детей видеть поучительный смысл сказки3. Формировать представление о башкирах.4.Развивать познавательный интерес, любо...

Конспект занятия на тему: «Путешествие по башкирским народным сказкам»

Чтение детям башкирских сказок: «Лиса-плотник», «Медведь и пчёлы», «Лиса – сирота», «Лесная девочка», «Гюльгизар», «Заяц у медве...

Картотека «Путешествие по башкирским народным сказкам» для детей

Цель: формирование эмоционального отношения к башкирским наролным сказкам. Задачи:Обучающие: Учить узнавать детей знакомые  башкирские народные сказки, героев сказок с помощью загадок.Формировать...

Сборник "Башкирские народные сказки"

Сборник "Башкирские народные сказки"...