Конспект ООД по чтению и обыгрыванию башкирской народной сказки «Медведь и пчелы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Нургаянова Гульназ Фазимьяновна

Цель:

1. Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине, родному краю.

2. Активизировать словарь детей: юрта, улей, бортевой домик, пчелиный мед.

3. Развивать творческие способности, желание участвовать в драматизации. Учить различным эмоциям и умениям их проявлять. Учить голосом и характерными движениями передавать образы героев сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по чтению и обыгрыванию башкирской народной сказки «Медведь и пчелы»

ЦЕЛЬ:

1. Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине, родному краю.

2. Активизировать словарь детей: юрта, улей, бортевой домик, пчелиный мед.

3. Развивать творческие способности, желание участвовать в драматизации. Учить различным эмоциям и умениям их проявлять. Учить голосом и характерными движениями передавать образы героев сказки.

Оснащение: музыкальный центр, диск с башкирской мелодией, дерево, пеньки, скамейка, елки, солнце, облака, домик, нарисованные цветы, топорик, игрушкибашкирмедведьпчелка, сундук с башкирским узором костюм медведя, длинный хвост, жилетка башкирская, тюбетейка, головные уборы – пчелки.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята. Вот мы снова с вами собрались в прекрасный день. Поприветствуем друг друга. Повернемся лицом друг к другу, прикоснемся ладошками к ладошкам друг друга, улыбнемся и настроение станет хорошим.

- Ребята я сказочница. Минем исемем Изгелек или Доброта. А тебя как зовут? (спрашиваю каждого ребенка) Чем вы любите заниматься в детском саду?

Ответы детей: рисовать, играть.

- Я тоже люблю играть. Хотите поиграть со мной? Тогда закройте глазки (достаю и раскрываю зонт с лентами).

- Откройте глаза и посмотрите. Мой волшебный зонт превратился в карусель. Приглашаю покататься на ней.

Подвижная игра «Карусель»

(дети берутся за ленточки и двигаются под музыку по кругу. По окончании музыки убрать зонт).

Дети садятся.

- Ребята, опять звучит красивая музыка, прислушаемся!

(Звучит башкирская мелодия) Воспитатель читает стихотворение:

«Башкортостан - чудесная земля!

Кругом сады, зеленые поля,

На зорьке тихо солнышко встает

Как белый лебедь Агидель плывет!»

- Кто скажет о чем это стихотворение?

Ответы детей: о нашей республике Башкортостан.

- Правильно ребята. О красивой природе Башкортостана.

Мы с вами живем в Башкортостане. Наша республика очень красивая, в ней много гор, рек, животных, птиц.

Очень давно на башкирской земле живут люди. Как их называют ребята?

Ответы детейбашкиры.

Воспитатель: Так их называют потому, что они родились в Башкортостане. Жили башкиры в легких, складных домах, которые называются юрты. Давным – давно, в те времена на башкирской земле не было больших домов, машин, магазинов, улиц. А сейчас в нашей республике Башкортостан много городов и разных улиц.

- Как называется город, в котором мы живем?

Ответы детей: Янаул.

Воспитатель: В нашем городе Янаул много улиц, на них живут люди – жители нашего города.

-А на каких улицах живете вы, ребята?

Ответы детей.

- Молодцы, ребята, вы все знаете название своей улицы.

- А кто знает, на какой улице находится детский сад?

Ответы детей: ул. Чкалова

- Как называется наш детский сад?

Ответ детей: Василек.

Вас в детский сад приводят папы, мамы, братья, сестры, дедушки, бабушки.

Это вся ваша семья, а давайте про них расскажем.

Был бармак- олатай этот пальчик -дедушка

Был бармак- лсй этот пальчик - бабушка

Был бармак - атай этот пальчик -папочка

Был бармак - сй этот пальчик- мамочка

Был бармак – блкй этот пальчик – наш малыш

Уны исеме- бпес. А зовут его крепыш

-Посмотрите, дети, здесь стоит какой-то сундук. Этот сундук волшебный.

- В волшебном сундучке что-то лежит. Хотите узнать, что там лежит? Давайте посмотрим. (открываю и достаю) .

-Посмотрите, ребята, что здесь находится.

Ответы детей: Это игрушки медведьбашкирпчелка.

-Ребята, а кто помнит из какой сказки эти игрушки? Вы эту сказку знаете, я вам ее рассказывала.

Ответы детейМедведь и пчелы.

- Правильно. Сказка называется «Медведь и пчелы».

- Ребята, эта сказка русская или башкирская?

Ответы детейбашкирская народная сказка.

- Правильно, это башкирская народная сказка, потому что ее сочинил башкирский народ.

-Этот сундук ребята не простой, это волшебный сундучок башкирских сказок. И в нем еще что-то лежит. Посмотрите, что это?

Ответы детей: одежда.

-Правильно, это жилет и тюбетейка. Их надевают башкиры. Кто хочет их надеть? Давайте по считалочке выберем башкира главного героя сказки. Используем нашу считалку:

Как-то раннею весной,

На полянке на лесной

Собрались друзья в кружок

И делили пирожок:

Бер кисэк, ике кисэк.

Эт, буре, тульке, бесэй.

Подели его скорей

Ты на всех своих друзей!

Ат, арслан, куян, ойю.

Начинай игру свою.

-Анвар у нас будет башкиром.

-Посмотрите, ребята, в этом костюме наш Анвар стал похож на башкира.

- Ребята в волшебном сундуке еще что то лежит.

Это волшебные головные уборы. Кто их наденет, превратится в пчелок. Кто хочет их надеть? (воспитатель каждому ребенку дает по головному убору и помогает одеть) .

-Ребята, вы надели на голову головные уборы и стали похожи на пчелок. А что еще есть в волшебном сундучке.

Как называется дом, в котором давным-давно жили башкиры?

Ответы детей: юрта.

- Правильно, юрта.

- Давайте отдохнем и поиграем в игру«Юрта, юрта».

Игра «Юрта, юрта».

Юрта, юрта, круглый дом. (Дети шагают на месте)

Побывайте в доме том! (Показывают руками полукруг)

Гости явятся едва (Затем выставляют руки вперед)

В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте)

Печка жарко топится, (Хлопки в ладоши)

Угостить торопится. (Повороты туловища влево-вправо)

Ладушки, ладушки (Опять хлопки в ладоши)

Круглые оладушки! (На левой руке указательным пальцем правой руки делаем круговые движения, прослеживаем глазами)

-В башкирском сундуке сказок лежит костюм животного. Отгадав загадку вы узнаете чей костюм лежит в сундуке.

Загадка.

Ходит в шубе меховой

косолапый и большой.

Летом по лесу гуляет,

зимой в берлоге отдыхает»

- Кто это?

Ответы детеймедведь.

- Правильно, медведь.

-Вот какой костюм медведя лежал в волшебном башкирском сундучке! Кто хочет его надеть? Давай я тебе помогу. Теперь он надел костюм медведя и стал героем сказки - медведем. Ребята, а волшебный сундучок сказок не просто так появился в нашем зале. Он нам поможет показать сказку «Медведь и пчелы».

(Мальчик в одежде башкира уходит в юрту, а медведь в лес - прячется за деревьями)

Девочка- пчела читает стих:

АЙСЫЛУ «Мы летаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья белые мелькают

В поле пчелки все летают.

Раз, два, три, четыре –

Закружились, полетели»

(дети-пчелки встают, кружатся и летят за дерево, садятся на корточки) .

- Наша сказка начинается. Было это очень давно. Жил один медведь в лесуМедведь очень любил мед. Без меда дня не мог прожить. Только о меде и думал, только и представлял себе, как поедает свежий, пчелиный медПчелы облепят медведя со всех сторон и стараются его ужалить, но им не удавалось, потому что мех у медведя густой и длинный, а жало у пчел - короткое. (дети-пчелы встают в круг, держась за руки, окружая медведя). Ничего не могли сделать пчелы медведю. Наестся медведь пчелиного меда, весь измажется и лежит себе довольный. А пчелкам ничего не остается. Погоревали пчелки, да делать нечего и полетели они в поле.

Игра «Пчелки на цветках»

«Пчелки гудят,

В поле летят. (Дети бегут по кругу, машут руками, изображая пчел, произнося звук «з»)

Покружились над цветком (Кружатся на месте)

И присели за медком. (Опускаются на корточки возле цветка)

Набирают сладкий сок (Втягивают в себя воздух через импровизированную трубочку):

Наши пчелки в хоботок(Два соединенных трубочкой кулачка)

Взвились, загудели, (Встают, начинают размахивать руками)

Домой полетели (Бегут по кругу и летят к дереву, садятся на корточки).

- Однажды в лес пришел какой-то человек за дровами и видит он медведяМедведь сам ест мед пчелиный, а своим лохматым хвостом, пчел отгоняет (несколько детей– пчелок летают вокруг медведя) .

БашкирАнвар: «Эй, ты косолапый! Так значит, это ты убиваешь пчел и ешь готовый мед. Вот я тебе сейчас покажу!» (берет медведя за хвост и тянет, пока хвост не оторвался) .

-Опечалился медведь, что остался без длинного хвоста и ушел в лес, низко склонив голову (уходит и садится на пенек). С тех пор у медведя хвост маленький, короткий.

-А человек-башкир поправил бортевой домик и отправился к себе домой. (уходит за юрту) .

-Удивились пчелы и спрашивают у главной пчелы:

Пчела РАМИЛЯ«Почему этот человек не доел наш мед?»

Главная пчела АЙГИЗА«Догоните этого человека и спросите его, почему он оставил нам мед.»

-Полетели пчелы к человеку (летят к юрте) и спрашивают:

Пчела:АЛИНА «Почему ты не доел наш мед?» (Рамиля и Алина)

Башкир Анвар: - Если бы я съел ваш мед, вы бы погибли с голоду зимой. И тогда я бы тоже остался без меда.

-Полетели пчелы в свой бортевой домик и передали главной пчеле слова человека. И тогда позвала она всех пчел и стали они думать (Пчела-матка в центре круга, а пчелы в кругу и думают).

-Думали, думали и придумали. Решили пчелки полететь к человеку и просить его, чтобы он оберегал их от медведя. Прилетели пчелы к человеку.

Пчела Мурат«Возьми нас к себе, не давай медведю в обиду»

Пчелка:САМИРА «А мы тебе за это спасибо скажем, медом с тобой поделимся»

БашкирАнвар: «Хорошо. Я вам построю хороший и удобный дом-улей. Вы там будете жить и мед собирать» (идет с топором и делает движения - строит дом)

-Обрадовались пчелки и стали веселится. Простили они медведя и позвали к себе на танец.

Танец «Подружимся»

-С тех пор пчелы живут в домике - улее и угощают своим пчелиным медом людей.

Вот и сказке конец!

- Какая интересная сказка!

- Как называется сказка?

Ответы детей«Пчелы и медведь»

- Кто написал эту сказку?

Ответы детейбашкирский народ, поэтому она называется башкирская народная сказка.

-Почему человек не съел мед? (Если бы он съел, пчелы остались бы на зиму без меда.)

-Как выручил человек пчел из беды(Проучил медведя, Он сделал им улей)

-Как отблагодарили пчелы человека(Кормили человека медом).

-Ребята а что такое улей? (Это дом для пчел)

- Место, где находятся ульи, называется пасека.

Пчелы добывают мед

-Вы дюбите мед?

-А какой по вкусу мед? Мед очень вкусен и полезен, он лечит многие болезни. Спасибо пчелкам за их труд.

А сейчас мы с вами угостимся башкирским национальным блюдом чак- чак, который полит сладким медом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Башкирская народная сказка "Медведь и пчелы"

Эта башкирская народная сказка очень интересная для инсценировки и драматизации. ...

Конспект НОД по чтению художественной литературы "Мордовская народная сказка"

Тема: Чтение мордовской народной сказки «Пусточейка» Цель: Приобщение детей к миру мордовской художественной литературы.Задачи:Образовательные: Познакомить детей с мордовской на...

Конспект занятия на тему: «Путешествие по башкирским народным сказкам»

Чтение детям башкирских сказок: «Лиса-плотник», «Медведь и пчёлы», «Лиса – сирота», «Лесная девочка», «Гюльгизар», «Заяц у медве...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Как медведь пчел искал» по сюжету башкирской сказки «Медведь и пчелы» для воспитанников младшей группы

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому  развитию на тему: «Как медведь пчел искал»по сюжету башкирской сказки «Медведь и пч...

Чтение и пересказ башкирской народной сказки «Кураист»

Задачи:1. Обучающие: учить составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение. Показать образность фольклора, уметь определять эмоциональное состояние героев, соотносить их с музыко...

Чтение башкирской народной сказки «Падчерица»

Чтение башкирской народной сказки «Падчерица»...