Главные вкладки

    Конспект ООД по чтению и обыгрыванию башкирской народной сказки «Медведь и пчелы»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Нургаянова Гульназ Фазимьяновна

    Цель:

    1. Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине, родному краю.

    2. Активизировать словарь детей: юрта, улей, бортевой домик, пчелиный мед.

    3. Развивать творческие способности, желание участвовать в драматизации. Учить различным эмоциям и умениям их проявлять. Учить голосом и характерными движениями передавать образы героев сказки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект ООД по чтению и обыгрыванию башкирской народной сказки «Медведь и пчелы»

    ЦЕЛЬ:

    1. Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине, родному краю.

    2. Активизировать словарь детей: юрта, улей, бортевой домик, пчелиный мед.

    3. Развивать творческие способности, желание участвовать в драматизации. Учить различным эмоциям и умениям их проявлять. Учить голосом и характерными движениями передавать образы героев сказки.

    Оснащение: музыкальный центр, диск с башкирской мелодией, дерево, пеньки, скамейка, елки, солнце, облака, домик, нарисованные цветы, топорик, игрушкибашкирмедведьпчелка, сундук с башкирским узором костюм медведя, длинный хвост, жилетка башкирская, тюбетейка, головные уборы – пчелки.

    Ход занятия:

    Здравствуйте ребята. Вот мы снова с вами собрались в прекрасный день. Поприветствуем друг друга. Повернемся лицом друг к другу, прикоснемся ладошками к ладошкам друг друга, улыбнемся и настроение станет хорошим.

    - Ребята я сказочница. Минем исемем Изгелек или Доброта. А тебя как зовут? (спрашиваю каждого ребенка) Чем вы любите заниматься в детском саду?

    Ответы детей: рисовать, играть.

    - Я тоже люблю играть. Хотите поиграть со мной? Тогда закройте глазки (достаю и раскрываю зонт с лентами).

    - Откройте глаза и посмотрите. Мой волшебный зонт превратился в карусель. Приглашаю покататься на ней.

    Подвижная игра «Карусель»

    (дети берутся за ленточки и двигаются под музыку по кругу. По окончании музыки убрать зонт).

    Дети садятся.

    - Ребята, опять звучит красивая музыка, прислушаемся!

    (Звучит башкирская мелодия) Воспитатель читает стихотворение:

    «Башкортостан - чудесная земля!

    Кругом сады, зеленые поля,

    На зорьке тихо солнышко встает

    Как белый лебедь Агидель плывет!»

    - Кто скажет о чем это стихотворение?

    Ответы детей: о нашей республике Башкортостан.

    - Правильно ребята. О красивой природе Башкортостана.

    Мы с вами живем в Башкортостане. Наша республика очень красивая, в ней много гор, рек, животных, птиц.

    Очень давно на башкирской земле живут люди. Как их называют ребята?

    Ответы детейбашкиры.

    Воспитатель: Так их называют потому, что они родились в Башкортостане. Жили башкиры в легких, складных домах, которые называются юрты. Давным – давно, в те времена на башкирской земле не было больших домов, машин, магазинов, улиц. А сейчас в нашей республике Башкортостан много городов и разных улиц.

    - Как называется город, в котором мы живем?

    Ответы детей: Янаул.

    Воспитатель: В нашем городе Янаул много улиц, на них живут люди – жители нашего города.

    -А на каких улицах живете вы, ребята?

    Ответы детей.

    - Молодцы, ребята, вы все знаете название своей улицы.

    - А кто знает, на какой улице находится детский сад?

    Ответы детей: ул. Чкалова

    - Как называется наш детский сад?

    Ответ детей: Василек.

    Вас в детский сад приводят папы, мамы, братья, сестры, дедушки, бабушки.

    Это вся ваша семья, а давайте про них расскажем.

    Был бармак- олатай этот пальчик -дедушка

    Был бармак- лсй этот пальчик - бабушка

    Был бармак - атай этот пальчик -папочка

    Был бармак - сй этот пальчик- мамочка

    Был бармак – блкй этот пальчик – наш малыш

    Уны исеме- бпес. А зовут его крепыш

    -Посмотрите, дети, здесь стоит какой-то сундук. Этот сундук волшебный.

    - В волшебном сундучке что-то лежит. Хотите узнать, что там лежит? Давайте посмотрим. (открываю и достаю) .

    -Посмотрите, ребята, что здесь находится.

    Ответы детей: Это игрушки медведьбашкирпчелка.

    -Ребята, а кто помнит из какой сказки эти игрушки? Вы эту сказку знаете, я вам ее рассказывала.

    Ответы детейМедведь и пчелы.

    - Правильно. Сказка называется «Медведь и пчелы».

    - Ребята, эта сказка русская или башкирская?

    Ответы детейбашкирская народная сказка.

    - Правильно, это башкирская народная сказка, потому что ее сочинил башкирский народ.

    -Этот сундук ребята не простой, это волшебный сундучок башкирских сказок. И в нем еще что-то лежит. Посмотрите, что это?

    Ответы детей: одежда.

    -Правильно, это жилет и тюбетейка. Их надевают башкиры. Кто хочет их надеть? Давайте по считалочке выберем башкира главного героя сказки. Используем нашу считалку:

    Как-то раннею весной,

    На полянке на лесной

    Собрались друзья в кружок

    И делили пирожок:

    Бер кисэк, ике кисэк.

    Эт, буре, тульке, бесэй.

    Подели его скорей

    Ты на всех своих друзей!

    Ат, арслан, куян, ойю.

    Начинай игру свою.

    -Анвар у нас будет башкиром.

    -Посмотрите, ребята, в этом костюме наш Анвар стал похож на башкира.

    - Ребята в волшебном сундуке еще что то лежит.

    Это волшебные головные уборы. Кто их наденет, превратится в пчелок. Кто хочет их надеть? (воспитатель каждому ребенку дает по головному убору и помогает одеть) .

    -Ребята, вы надели на голову головные уборы и стали похожи на пчелок. А что еще есть в волшебном сундучке.

    Как называется дом, в котором давным-давно жили башкиры?

    Ответы детей: юрта.

    - Правильно, юрта.

    - Давайте отдохнем и поиграем в игру«Юрта, юрта».

    Игра «Юрта, юрта».

    Юрта, юрта, круглый дом. (Дети шагают на месте)

    Побывайте в доме том! (Показывают руками полукруг)

    Гости явятся едва (Затем выставляют руки вперед)

    В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте)

    Печка жарко топится, (Хлопки в ладоши)

    Угостить торопится. (Повороты туловища влево-вправо)

    Ладушки, ладушки (Опять хлопки в ладоши)

    Круглые оладушки! (На левой руке указательным пальцем правой руки делаем круговые движения, прослеживаем глазами)

    -В башкирском сундуке сказок лежит костюм животного. Отгадав загадку вы узнаете чей костюм лежит в сундуке.

    Загадка.

    Ходит в шубе меховой

    косолапый и большой.

    Летом по лесу гуляет,

    зимой в берлоге отдыхает»

    - Кто это?

    Ответы детеймедведь.

    - Правильно, медведь.

    -Вот какой костюм медведя лежал в волшебном башкирском сундучке! Кто хочет его надеть? Давай я тебе помогу. Теперь он надел костюм медведя и стал героем сказки - медведем. Ребята, а волшебный сундучок сказок не просто так появился в нашем зале. Он нам поможет показать сказку «Медведь и пчелы».

    (Мальчик в одежде башкира уходит в юрту, а медведь в лес - прячется за деревьями)

    Девочка- пчела читает стих:

    АЙСЫЛУ «Мы летаем друг за другом

    Лесом и зеленым лугом.

    Крылья белые мелькают

    В поле пчелки все летают.

    Раз, два, три, четыре –

    Закружились, полетели»

    (дети-пчелки встают, кружатся и летят за дерево, садятся на корточки) .

    - Наша сказка начинается. Было это очень давно. Жил один медведь в лесуМедведь очень любил мед. Без меда дня не мог прожить. Только о меде и думал, только и представлял себе, как поедает свежий, пчелиный медПчелы облепят медведя со всех сторон и стараются его ужалить, но им не удавалось, потому что мех у медведя густой и длинный, а жало у пчел - короткое. (дети-пчелы встают в круг, держась за руки, окружая медведя). Ничего не могли сделать пчелы медведю. Наестся медведь пчелиного меда, весь измажется и лежит себе довольный. А пчелкам ничего не остается. Погоревали пчелки, да делать нечего и полетели они в поле.

    Игра «Пчелки на цветках»

    «Пчелки гудят,

    В поле летят. (Дети бегут по кругу, машут руками, изображая пчел, произнося звук «з»)

    Покружились над цветком (Кружатся на месте)

    И присели за медком. (Опускаются на корточки возле цветка)

    Набирают сладкий сок (Втягивают в себя воздух через импровизированную трубочку):

    Наши пчелки в хоботок(Два соединенных трубочкой кулачка)

    Взвились, загудели, (Встают, начинают размахивать руками)

    Домой полетели (Бегут по кругу и летят к дереву, садятся на корточки).

    - Однажды в лес пришел какой-то человек за дровами и видит он медведяМедведь сам ест мед пчелиный, а своим лохматым хвостом, пчел отгоняет (несколько детей– пчелок летают вокруг медведя) .

    БашкирАнвар: «Эй, ты косолапый! Так значит, это ты убиваешь пчел и ешь готовый мед. Вот я тебе сейчас покажу!» (берет медведя за хвост и тянет, пока хвост не оторвался) .

    -Опечалился медведь, что остался без длинного хвоста и ушел в лес, низко склонив голову (уходит и садится на пенек). С тех пор у медведя хвост маленький, короткий.

    -А человек-башкир поправил бортевой домик и отправился к себе домой. (уходит за юрту) .

    -Удивились пчелы и спрашивают у главной пчелы:

    Пчела РАМИЛЯ«Почему этот человек не доел наш мед?»

    Главная пчела АЙГИЗА«Догоните этого человека и спросите его, почему он оставил нам мед.»

    -Полетели пчелы к человеку (летят к юрте) и спрашивают:

    Пчела:АЛИНА «Почему ты не доел наш мед?» (Рамиля и Алина)

    Башкир Анвар: - Если бы я съел ваш мед, вы бы погибли с голоду зимой. И тогда я бы тоже остался без меда.

    -Полетели пчелы в свой бортевой домик и передали главной пчеле слова человека. И тогда позвала она всех пчел и стали они думать (Пчела-матка в центре круга, а пчелы в кругу и думают).

    -Думали, думали и придумали. Решили пчелки полететь к человеку и просить его, чтобы он оберегал их от медведя. Прилетели пчелы к человеку.

    Пчела Мурат«Возьми нас к себе, не давай медведю в обиду»

    Пчелка:САМИРА «А мы тебе за это спасибо скажем, медом с тобой поделимся»

    БашкирАнвар: «Хорошо. Я вам построю хороший и удобный дом-улей. Вы там будете жить и мед собирать» (идет с топором и делает движения - строит дом)

    -Обрадовались пчелки и стали веселится. Простили они медведя и позвали к себе на танец.

    Танец «Подружимся»

    -С тех пор пчелы живут в домике - улее и угощают своим пчелиным медом людей.

    Вот и сказке конец!

    - Какая интересная сказка!

    - Как называется сказка?

    Ответы детей«Пчелы и медведь»

    - Кто написал эту сказку?

    Ответы детейбашкирский народ, поэтому она называется башкирская народная сказка.

    -Почему человек не съел мед? (Если бы он съел, пчелы остались бы на зиму без меда.)

    -Как выручил человек пчел из беды(Проучил медведя, Он сделал им улей)

    -Как отблагодарили пчелы человека(Кормили человека медом).

    -Ребята а что такое улей? (Это дом для пчел)

    - Место, где находятся ульи, называется пасека.

    Пчелы добывают мед

    -Вы дюбите мед?

    -А какой по вкусу мед? Мед очень вкусен и полезен, он лечит многие болезни. Спасибо пчелкам за их труд.

    А сейчас мы с вами угостимся башкирским национальным блюдом чак- чак, который полит сладким медом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОО «Речевое развитие» Конспект НОД по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе

    Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.Задачи:1. закрепить знания о русских народных сказках, где есть героиня – лиса;2. познакомить с новой русской народной сказкой «Л...

    конспект занятия по развитию речи по русской народной сказке " Лиса и заяц"

    Бабушка Агафья рассказывает детям сказку с целью  приобщать детей к истокам художественной литературы...

    Башкирская народная сказка "Медведь и пчелы"

    Эта башкирская народная сказка очень интересная для инсценировки и драматизации. ...

    Конспект НОД по чтению художественной литературы "Мордовская народная сказка"

    Тема: Чтение мордовской народной сказки «Пусточейка» Цель: Приобщение детей к миру мордовской художественной литературы.Задачи:Образовательные: Познакомить детей с мордовской на...

    Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки "Лиса и заяц» младшая группа

    Конспект занятия по развитию речи "Чтение русской народной сказки "Лиса и заяц". Цель: Познакомить детей со сказкой "Лиса и заяц", помочь понять смысл произведения....