Технологическая карта занятия
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Закирова Алина Илшатовна

Технологическая карта занятия

Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Тема занятия: Ознакомление детей с народной сказкой «Лиса и Козёл»

Возрастная группа: Средняя

Цель занятия: Формирование интереса и воспитание любви к чтению русских народных сказок в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Лиса и Козёл»

Задачи занятия:

Образовательные: Учить детей понимать смысл произведения, также отвечать на вопросы по содержанию сказок

Развивающие: Умение устанавливать навыки совместной коллективной деятельности, учить внимательно и заинтересованно слушать сказки

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Лиса и Козёл»

Дополнительные задачи: Закрепить знания детей конструировать из бумаги в технике оригами лису, также передавать в рисунке образ Лисы и Козла.

Словарная работа: жихарка, лисичка сестричка и волк, лиса лапотница

Планируемый результат занятия: Дети проявляют желание слушать новые сказки, сопереживают героям произведения, на примере русской народной сказки «Лиса и Козел».

Дети проявляют желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками.

Дети умеют бережно относиться к книге.

Подготовительная работа: отгадывание загадок о животных (героях сказки).

Материалы и оборудование: Книга, портрет К. Д. Ушинского, почтовый конверт, карандаши, цветная бумага

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_literatura.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Тема занятия: Ознакомление детей с народной сказкой «Лиса и Козёл»

Возрастная группа: Средняя

Цель занятия: Формирование интереса и воспитание любви к чтению русских народных сказок в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Лиса и Козёл»

Задачи занятия:

Образовательные: Учить детей понимать смысл произведения, также отвечать на вопросы по содержанию сказок

Развивающие: Умение устанавливать навыки совместной коллективной деятельности, учить внимательно и заинтересованно слушать сказки

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Лиса и Козёл»

Дополнительные задачи: Закрепить знания детей конструировать из бумаги в технике оригами лису, также передавать в рисунке образ Лисы и Козла.

Словарная работа: жихарка, лисичка сестричка и волк, лиса лапотница

Планируемый результат занятия: Дети проявляют желание слушать новые сказки, сопереживают героям произведения, на примере русской народной сказки «Лиса и Козел».

Дети проявляют желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками.

Дети умеют бережно относиться к книге.

Подготовительная работа: отгадывание загадок о животных (героях сказки).

Материалы и оборудование: Книга, портрет К. Д. Ушинского, почтовый конверт, карандаши, цветная бумага

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Воспитатель читает стихотворение.

Воспитатель заносит посылку в группу.

Читает письмо.

Вспоминают как правильно пользоваться учебником.

Загадывает загадку.

Выставляет изображения: Лисы и Козла.

Задает вопросы по теме.

Показывает книгу, знакомит с автором книги.

Показывает портрет К. Д Ушинского.

Кратко рассказывает о чем рассказ.

Словесный метод приёмы: рассказ, беседа групповые формы  

Мотивация на предстоящую деятельность

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Воспитатель задает вопросы по теме.

Объясняет сложные слова.

Просит сесть детей поудобнее.

Словесный

Проблемный вопрос, объяснение, поощрение.

Выслушивают проблемный вопрос, высказывание предположения.

Вовлечение детей в решение проблемной ситуации.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний

Чтение художественного произведения

Слушание воспитателя.

Активное восприятие содержания произведения.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Воспитатель задает вопросы по теме.

Повторное чтение отрывка.

Просит закончить предложение.

Просит выполнить физминутку.

Предлагает поиграть игру «Дорисуй рисунок»

Предлагает сделать оригами «Мордочка Лисички»

Хвалит детей за выполненную работу.

Беседа, вопросы, направленные на характеристику героев, решение проблемной ситуации, поисковые вопросы, физминутка, выборочное чтение, прием «закончи предложение», поощрение; объяснение содержания игра, вопросы к детям, поощрение, оригами

Активное участие в беседе, повторно слушают выбранный отрывок, выполнение гимнастики для глаз, слушают объяснение, отвечают на вопросы воспитателя,

выполняют игровые действия.

Освоение содержания произведения и понимание основной идеи произведения, решение проблемной ситуации

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Воспитатель задает вопросы по сказке К. Д. Ушинского

Вопросы воспитателя, обобщение, вывод.

Ответы на вопросы

Понимание основной идеи произведения

        

Конспект занятия

1. Организационно – мотивационный этап

Воспитатель: Я прочитаю стихотворение, а вам предлагаю выполнить движения. Давайте возьмемся за руки и сделаем большой круг.

Стихотворение.

Справа друг и слева друг.

Ты мой друг и я твой друг.

Давай с тобой обнимемся,

И над землей поднимемся,

Тепло сердец соединим

И станем солнышком одним!

Воспитатель: Вот мы и подарили друг другу тепло, стали добрее и дружелюбнее.

Воспитатель заносит посылку в группу.

Воспитатель: Ребята, сегодня приходил почтальон и передал мне почтовый пакет. Хотите узнать, что в ней? (ответы детей)

- Тогда давайте откроем его и посмотрим, что там внутри. Посмотрите, что же тут у нас лежит? (письмо)

- Ух, ты письмо давайте прочитаем? (ответы детей)

«Здравствуйте ребята, это пишет вам, ваш друг, Волшебник-Сказочник. Вчера я наткнулся у себя в библиотеке на интересную книгу, я уже ее прочитал и решил что вам тоже стоит познакомиться с книгой. Взгляните повнимательнее в почтовый пакет и найдете там книгу. С Уважением, ваш друг Волшебник-Сказочник!».

-Вот это да, ребята посмотрите. Хотите узнать о ком и о чем эта книга? (да)

- Тогда давайте её прочитаем. Но для начала нужно вспомнить, как правильно обращаться с книгой. Кто помнит? (бережно)

- Правильно, ребята, нужно листать страницы книги бережно, аккуратно. Нельзя кидать книгу, вырывать из рук.

-Сегодня я вам прочитаю русскую сказку, которую написал Ушинский Константин Дмитриевич. (показываю портрет) Он посвятил много рассказов и сказок детям. Ушинский знакомил ребят с такими понятиями, как «справедливость», «добро» и «трудолюбие», а именно раскрыл вопрос, каким может быть счастливый человек.

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны отгадать про кого эта сказка:

Эта рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко.

Волку серому сестричка,

А зовут её… (Лисичка) Воспитатель выставляет на мольберт изображение лисы

С бородой, как старый дед,

В шубу тёплую одет.

Целый день траву жуёт,

Никогда не устаёт.

До чего упрям и зол

Старый бабушкин…(Козёл) Воспитатель выставляет на мольберт изображение козла

Воспитатель: Правильно, молодцы ребята, эта сказка о лисичке и козле

-Ребята, мне очень интересно узнать, какие вы знаете сказки про Лисичку? (жихарка, лисичка сестричка и волк, лиса лапотница)

-Правильно ребята, а какая лиса по характеру в этих сказка? (хитрая, трусливая, жадная) Молодцы.

Воспитатель: Ребята, наша сказка про лису и козла, а называется она «Лиса и козел». Эту сказку написал Ушинский Константин Дмитриевич (показываю его портрет).

-Ребята, посмотрите на книгу, на обложку, что на ней изображено? (картинки детей).

-Правильно ребята, эта книга, где собраны рассказы и сказки для детей. Давайте откроем книгу. На белоснежных страницах написан текст с красочными иллюстрациями. Эта сказка о том, как Лиса упала в колодец. Затем она заманила Козла в колодец. Он и спрыгнул туда. А Лиса запрыгнула ему на спину и выбралась оттуда.

-А чтобы узнать, что произошло дальше с козлом, в сказке Константина Ушинского, мы с вами узнаем, прочитав ее.

-Эту сказку мне читали родители, когда я была маленькой, поэтому она мне очень понравилась, она научила меня быть внимательной и осторожной.

Основной этап

2.1. Этап постановки проблемы

- Как вы думаете, Козел послушал Лису?

-Садитесь поудобнее и приготовьтесь слушать. В сказке вам встрется незнакомые слова. Например: коли, сдуру, насилу

Коли - это означает если, сдуру – по глупости, насилу – с большим трудом

Давайте начнём читать.

2.2. Этап ознакомления с материалом

Чтение художественного произведения.

2.3. Этап практического решения проблемы

Воспитатель:  Ребята, скажите, вам понравилась русская народная сказка «Лиса и Козёл»? (ответы детей)

- Скажите, а какие герои были в сказке? (Лиса и козел)

- А скажите что произошло с лисой? Какая она была? (Она упала в колодец, лиса была хитрая, обманщица)

- А зачем она полезла в колодец? (Она зазевалась и упала  колодец)

- А что сделал козёл? Каким был козел? (Послушал Лису и прыгнул в колодец, козел был, доверчивый, наивный )

- Как вы думаете, Лиса правильно поступила (Нет)

- Что с козлом потом случилось? (Ему помогли выбраться с колодца)

-Как вы думаете, чему научила эта история козла? (Она научила быть внимательным и осторожным)

-Давайте прочитаем еще раз, как Лиса манила Козла в колодец (Повторное чтение)

-А теперь я вам прочитаю начало  предложения,  а вы закончите это предложение (А козлу давно пить хочется.— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.— Отличная, — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь)

- А теперь ребята, давайте немного подвигаемся.

Физминутка

 Воспитатель: Смотрите внимательно и повторяйте упражнения за мной.

Лисонька по лесу шла (ходьба на месте),

Хвостиком снежок мела (подражание помахиванию хвостом),

А когда проголодалась (поглаживание живота),

За добычею помчалась (бег на месте).

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поиграем. Давайте подойдем к нашим столам. Аккуратно сядем, спинку держим прямо, ножки подружили.

Игра: «Дорисуй рисунок» 

-У меня нарисованы шаблоны лисы и козы, вам нужно дорисовать их, и раскрасить. (У каждого ребенка на столе лежат шаблоны рисунков)

-Посмотрите на мои рисунки, какие они у меня получились

-А теперь приступайте рисовать (Дорисовывают)

-Посмотрите, чего же не хватает у лисы? (Ушей, хвоста, глаз, нос, рот)

-А чего не хватает у козла? (Рог, хвоста, глаз, нос, рот)

-Дорисуйте их

-Молодцы ребята, у вас получились очень красивые рисунки

Воспитатель: А вторая наша игра самая интересная, вы хотите сделать мордочки лисицы? (Да)

Оригами из бумаги

-Посмотрите на мою лису, какая она у меня получилась (показываю свое оригами)

-Давайте приступим, и сделаем из бумаги мордочку лисицы (Объясняю последовательность выполнения оригами)

- Молодцы ребята, а чего же не хватает у нашей лисы? (Глаз, рот, нос)

-Давайте дорисуем их

-Молодцы, какие же красивые лисички у вас получились

3. Заключительный этап

Воспитатель: С какой сказкой мы сегодня познакомились? (Лиса и козел)

-Кто ее автор? (К. Д. Ушинский)

-Чему же научила вас сказка К. Ушинского? (сказка учит нас быть внимательным, осторожным)

-Правильно ребята, сказка учит, что нельзя верить всему, что говорят другие, ведь они могут обманывать тебя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик»план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)...

Технологическая карта занятия. Тема занятия: Звено летящих самолетов.

Художественное  эстетическое развитие (приоритетная обл.), интеграция: соц. коммуникативное развитие....

Технологическая карта занятия по развитию математических представлений. Тема занятия: «Геометрические фигуры»

Образовательная область: Познавательно-исследовательскаяТема занятия: «Геометрические фигуры»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: ­­­­­­­­­&sh...

Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»

Технологическая карта занятия  Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...