Проект «Здравствуй, сказка!» (использование информационно - коммуникационных технологий при ознакомлении детей со сказкой)
проект по художественной литературе (старшая группа)

Короткова Клавдия Георгиевна

 «Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий.

                                                Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят

                                             в самой сказке, а то, что она может творить чудеса

                                                      с любым, кто с ней соприкоснется…»

 

Введение.

Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему, что их окружает, настроены на познание явлений действительности, предметов, их свойств.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинаются с первых лет жизни малыша. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волновало воспитателя.

Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых   старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.

Актуальность проблемы.

В соответствии с ФГОС ДО, идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Эффективность любой образовательной деятельности определяется умением рационально применять информационно - коммуникационные технологии (ИКТ), с традиционными средствами обучения. Информационными технологиями обучения называют технологии, в которых используются специальные технические информационные средства (аудио, видео). Современное образование заставило по- новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно- коммуникативных технологий. 

 Актуальность данной проблемы очевидна. Сегодня,  применение информационно- коммуникативных технологий можно считать, теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка. В настоящее время от человека требуют не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими. Информационно- коммуникативные технологии  не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также  позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.  

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в области информатики и коммуникации; описывает характер взаимодействия между объектами.

Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования, в изменениях динамики процесса психического развития.
Важной составляющей современного образовательного процесса ДОУ является создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами. 

 

Цель и задачи по использованию информационно – коммуникационных технологий

при ознакомлении детей дошкольного возраста со сказкой

Основная цель  работы по  данному  направлению - выявить и обобщить педагогические условия использования ИКТ,  для более эффективного усвоения сказок детьми младшего дошкольного возраста.

Данная проблема и цель определяют следующие задачи:

  1. Ознакомление детей с миром художественной литературы (сказками), с применением современных ИКТ и  традиционных средств обучения.
  2. Развитие познавательного интереса у детей к художественной литературе (сказкам), по средствам элементов современных ИКТ.
  3. Воспитание у детей избирательного отношение к художественным произведениям.

Новизна педагогической концепции моей работы заключается в применении информационно-коммуникативных технологий, а именно мультимедийных средств (DVD-фильмов, слайдов, презентаций), прослушивающих устройств (магнитофон, магнитола), телевизионных средств (телевизор), направленных на воспитание нравственности, развитие речи,  интереса и познавательной активности, эмоциональной отзывчивости  при ознакомлении детей с художественной литературой - сказками.

Признавая, ИКТ – как новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь: «НЕ НАВРЕДИ!» Использование  информационно коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе требует тщательной организации и подготовки, в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПина.

 В основу системы работы легли следующие принципы:

- развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий в которых он мог бы максимально реализовать себя; 

взаимодействия, предполагающий совместную деятельность в системах: « ребенок- педагог», «родители - ребенок», « педагог - родители»;

-психологической комфортности, обеспечивающий ребенку  положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;

-формирование деятельности,  умение ставить цель и реализовывать ее; внимательно слушать, смотреть, запоминать, отвечать на вопросы, отражать в художественно - творческой и театрализованной деятельности;

- природосообразности воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 

Основные этапы проекта

 

1. Определение уровня восприятия сказки детьми дошкольного возраста.

         Для определения уровня восприятия сказки детьми младшего дошкольного возраста,

я использовала:

- наблюдения за детьми, в различных видах деятельности;

- беседы с детьми;

- дидактические игры (по сказкам);

- чтение детям сказок и рассматривание иллюстраций в книгах.

        Полученные результаты определи, что дети мало восприимчивы к сюжетам сказок.

Результаты начальной диагностики уровня восприятия сказки детьми показали, что:

высокий уровень имеют 36% детей; средний показатель – у 38% детей;  низкий – у 26% детей.

          Для определения уровня восприятия сказки детьми младшего дошкольного возраста, я использовала метод педагогической диагностики — тесты и контрольные задания.

 

2. Применение ИКТ и традиционных средств обучения, направленных на формирование  восприятия сказок дошкольниками.

         Сказка сама по себе, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, малыш должен чувствовать. Она так же служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. Сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический и творческий опыт народа. Сказку используют  врачи, психологи,  педагоги.  Каждый специалист может найти в сказке тот ресурс, который поможет решать его профессиональные задачи. Каждому возрасту - своя сказка.

Все сказки делятся на:

          - коллективные (народные);

 - индивидуальные (авторские).

Существуют:

- сказки о животных;

- бытовые сказки;

- волшебные сказки.

Особенности сказки:

  • Значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения.
  • Четкая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью.
  • Схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание, слушание или просмотр.
  • Активное развитие действия, выражающееся в быстром переходе от одного момента к другому и к развязке.

Остановимся на преимуществах использования информационно- коммуникационных технологий при ознакомлении детей со сказкой. Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.  Они облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Дидактические принципы:

  • показ изучаемых явлений в развитии и динамике;
  •  рациональное преподнесение информации;
  • высокая информационная насыщенность.

Использование ИКТ помогает:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • расширять познавательный интерес детей;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

В своей работе каждый педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Музыкальный центр
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат

Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:

  • Фотографии
  • DVD – диски (видеофрагменты: фильмов, сказок, мультфильмов по сказкам)
  • Презентации
  • Слайды
  • Возможно создание коллекции  мультфильмов.

Использование интерактивных материалов при ознакомлении детей со сказками:

  • в начале для обозначения темы, создавая проблемную ситуацию;
  • как информационно-обучающее пособие;
  • как сопровождение объяснения воспитателя (презентации;  видеофрагменты и т.д.);
  • для контроля усвоения материала детьми.

Я использовала следующие методы приобщения детей к художественной литературе – сказкам:

  • Чтение сказок детям.
  • Самостоятельное рассматривание детьми книг, иллюстраций.
  • Прослушание сказок в аудиозаписи.
  • Просмотр фильмов, мультфильмов, презентаций по сказкам.
  • Пересказ сказки.
  • Художественно – творческая деятельность детей.
  • Организация спектаклей по сказкам.
  • Свободное общение взрослых с    детьми.

         Сказка – незаменимый инструмент формирования личности дошкольника. Ребенок накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Сказки, способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Она учит детей слушать и слышать других людей, помогает  взрослым найти общий язык с ребенком, подружиться с ним. В процессе ознакомлении детей со сказками происходит воспитание нравственности, развитие речи,  формирование интереса и познавательной активности, воспитание эмоциональной отзывчивости.  

Коммуникативные навыки:

  •  активизируем словарь детей через диалоговую речь;
  •  формируем умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного;
  • обучаем детей навыкам пересказа сказки.

Познавательная активность: 

  •  познание культуры народа (через сказки);
  • формирование бережного отношения к культуре.

Познавательная активность: 

  •  познание культуры народа (через сказки);
  •  формирование бережного отношения к культуре.

Нравственные основы:

  • развитие стремление детей выражать свое отношение к содержанию сказочного произведения и его героям;
  •  формирование у детей умения оценивать и анализировать поступки героев сказки: что «хорошо» и  что «плохо».
  •  закрепление в реальной жизни нравственных понятий, ярко представленные в образах героев.

Эмоциональная отзывчивость:

  •  определение симпатии к сказочным героям, для разграничения добра и зла;
  •  развитие осознанного чувства радости, удовольствия от встречи со сказкой и ее сказочными героями, появление любимых произведений.

 

3. Анализ эффективности работы по формированию восприятия сказок детьми дошкольного возраста по средствам информационно-коммуникационных технологий.

Диагностика показала, что в результате работы по использованию информационно - коммуникационных технологий при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста со сказкой, у детей значительно повысился уровень знаний.

Из диаграммы видно, что детей с высоким показателем, в процентном соотношении, составляет больше половины (Приложение № 7):

с высоким уровнем – 51% детей; средний показатель – у % детей; с низким0%.

              Применяя ИКТ, в процессе ознакомления детей со сказками  при тесном сотрудничестве с родителями,  можно добиться позитивных результатов.

 

4. Взаимодействие с родителями

Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Знакомство детей с художественной литературой (сказками) дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. Это основа, на которой воспитывается честность, настоящая гражданственность.

Формы взаимодействия с родителями:

  • беседы с родителями;
  •  анкетирование;
  •  ознакомление родителей с содержанием работы по использованию ИКТ в детском саду;
  •  обучение их конкретным приемам и методам работы с ИКТ;
  • ознакомление родителей с результатами диагностики (индивидуально);
  •  устные журналы и дискуссии с участием воспитателей, психолога, медиков, музыкального руководителя;
  • организация совместных творческих проектов «Здравствуй, сказка!»;
  • оформление наглядной информации для родителей на тему: «Как рассказывать детям сказки».

 

5. Результативность.

Реализуя данный проект, по использованию информационно - коммуникационных технологий, при ознакомлении детей дошкольного возраста со сказкой, я определила следующее:

1. ИКТ даёт возможность использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, повышают эффективность ознакомления дошкольников со сказкой.

2. Движения, звук, мультипликация привлекают внимание детей и способствуют повышению познавательную активности (высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей).

 

3. ИКТ обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста (включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная).

4. Происходит реализация личностно-профессионального роста педагога.

 

6. Выводы

Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.

Информационно-коммуникационные технологии повышают эффективность процесса по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы - сказками, позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, решать  познавательные и творческие задачи, обеспечивают личностно ориентированный подход.

 

Приложение. 

Для определения уровня восприятия сказки детьми младшего дошкольного возраста, был использован метод педагогической диагностики — тесты и контрольные задания.

Шкала оценок:

3   балла   - выполняет   задание   самостоятельно,   творчески    подходит   к выполнению задания, проявляет дружелюбие.

2 балла - выполняет задание с помощью воспитателя, допускает ошибки, с помощью воспитателя поправляет себя.

1 балл - допускает ошибки, затрудняется выполнить задания.

0 баллов - не выполняет задание, отказывается выполнить задание.

Высокий уровень (от 13 до 15 баллов):

  • ребенок заинтересованно слушает знакомые и новые сказки;
  • рассказывает содержание произведения по вопросам взрослого;
  • называет произведение, прослушав или просмотрев отрывок из него;

Средний уровень (от 8 до 12 баллов):

  • ребенок заинтересованно слушает знакомые и новые сказки;
  • с опорой на иллюстрации рассказывает содержание произведения при небольшой помощи взрослого;
  • называет произведение , прослушав  или просмотрев отрывок из него при минимальной помощи взрослого.

Низкий уровень (от 0 до 7 баллов):

  • ребенок  менее заинтересованно слушает знакомые и новые сказки;
  • с опорой на  иллюстрации и  по вопросам взрослого рассказывает содержание произведения;
  • называет произведение (в произвольном изложении), прослушав  или просмотрев отрывок из него при помощи взрослого.

 

Библиографический список:

  1. Березина Н.О. Успех. Методические рекомендации [Текст]: пособие для педагогов / [Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н. Герасимова и др.; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с. – ISBN 978-5-09-023253-1.
  2. Гурович Л. М. Ребенок и книга [Текст]: Учебное пособие / Л. М. Гурович, Л. Б.  Береговая, В. В. Логинова; Под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1992. – 62 с.
  3. Детская литература [Текст]: / Под ред. Е. Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с.
  4.  Андреев, Н.П. Русский фольклор [Текст] / Н.П.Андреев. – М., 1938.
  5.  Аникин, В.П. Русская народная сказка [Текст] /В.П.Аникин. – М., 1977.
  6.  Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки [Текст] /А.Н.Афанасьев.- В 3-х т., т.1. – М., 1957.
  7.  Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка [Текст] /Н.М.Ведерникова. – М., 1975.
  8. Запорожец, А.В. Неверович, Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. [Текст] /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович. – М., 1986.
  9. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественного              текста//Вопросы психологии. - 1996. - №3. - с 43-52.      
  10. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.
  11. Аркин Е. А. Родителям о воспитании - М , 1957
  12. Панфилова М, А      Игротерапия   - М ,   2001
  13. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой//О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. – М., 2002 г.
  14. Прищепа С. С., Храмцова Н. В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.-с. 88
  15. Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования // Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. - М. : Аcademia, 2001.
  16. Комарова Т. С. Технические и аудиовизуальные средства обучения. // Т. С. Комарова. - М. : МГПУ, 2004.
  17. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  18. Леоненко О. Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009.-№4.-с. 32.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_proektu.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно - коммуникационных технологий при ознакомлении детей с историей железной дороги

Окружающий мир велик и разнообразен, и значительную роль в познании его детьми в настоящее время занимают информационно-коммуникационные технологии. Информатизация общества ставит перед педагогами дош...

ПРОЕКТ по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе»

ПРОЕКТпо теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе»...

Авторский конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для детей старшей группы Тема : «Цветик – семицветик».

Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста по познавательному развитию, способствуют закреплению знаний о природе, о бережном отношении к ней. Развиваются творческие способности...

Использование информационно-коммуникационных технологий при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с жизнью и особенностями перелётных птиц

Представленный материал презентации может использоваться как часть НОД по ознакомлению с окружающим миром и как демонстрационный материал в ходе подготовки к творческой работе детей по данной теме....

"Использования информационно – коммуникационных технологий при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным краем"

Обмен опытом применения информационно-коммуникационных технологий на ООД по ознакомлению старших дошкольников с родным краем...

Использование информационно-коммуникационных технологий в ознакомлении детей дошкольного возраста со сказками.

Информационно-коммуникационные технологии повышают эффективность процесса по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы-сказками. Но при этом невозможно забывать и про книгу, как ис...