«Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой»
учебно-методический материал по художественной литературе

Сюваткина Анна Сергеевна

Использование сказок обогащает и актуализирует словарный запас ребенка, развивает навыки грамматического структуирования и связного оформления собственного высказывания, нормализует произносительную сторону речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника и возрастных особенностях детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_skazka.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

           центр развития ребенка – детский сад № 42 муниципального образования

Тимашевский район

«Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой»

Выступление из опыта работы

 воспитателя МБДОУ д/с № 42

 А .С. Сюваткиной

Тимашевск 2022

Каждый человек с рождения и до самой старости окружён сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. У нас есть любимые и ненавистные сюжеты и персонажи. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь,  и какое влияние оказывает на неё. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются.

 Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры.        Передать этот опыт можно не иначе как с помощью        речи.        

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Каждый ребенок должен        научиться        содержательно,        грамматически        правильно,        связно        и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают,        как        богата        родная речь юмором,  живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявляла с такой яркостью, как в народных сказках. Необычная простота, яркость, образность, повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующую роль.

Сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого

общества. В связи с этим, отказ от данного способа детей представляется упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и  многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс – воображение.

           В работе для повышения уровня исправления речевых нарушений я решила использовать работу со сказкой, такое напрвление как сказкотерапия.

 «Сказкотерапия» – это слово появилось в русском языке сравнительно недавно. В науке «сказкотерапия» – одно из самых молодых направлений практической психологии. С другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова.

«Сказкотерапия» – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Известно, что у детей преобладает «правополушарный» тип мышления, поэтому наиболее важная для их развития информация должна быть передана через яркие образы. Таким образом, сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни, она помогает ребёнку не только адаптироваться, но и способствует его развитию. В сказках дети сталкиваются со сложными явлениями и чувствами. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка.

 Главной задачей сказкотерапии является развитие духовной сферы человека, формирование активной и осознанной жизненной позиции.  

Воспитатель является непосредственным активным участником – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.

Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим, забывая на некоторое время, где он.  

 Была создана развивающая предметно-пространственная и речевая среда, которая способствует развитию эстетического восприятия сказки и раскрытую творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы со сказками. Я создала в группе «Уголок сказки», в        котором дети  чувствуют себя в мире сказочных образов. Там же поместила сказки с яркими иллюстрациями. Там же и стоит «стеклянный ларец», где находятся сказочные предметы, такие как «волшебное перо», «Волшебный плащь», а рядом стоит «волшебное кресло»,        где любой ребенок может превратиться в сказочного героя или сказочника поэта.

Дети могут чувствовать себя художниками-иллюстраторами, подумать  и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке.

Художественно-продуктивная        деятельность        способствует

психическому развитию детей, желанию и потребности выразить свои чувства, отношения и     представления.        

Для восстановления в памяти различныхэпизодов        и облегчения процесса пересказывания сюжета сказки детям было предложено изобразить сказочный сюжет в книжках – малышках.

Так же в группе есть        библиотека детских книг, разные виды театра, настольно-печатные и дидактические игры по сказкам.

Так же создавали при помощи родителей мини-музеи. Например, куклы своими руками, «Архитектурная феерия», «Курочка Ряба» и другие. Мини- музеи помогали нам путешествовать по разным сказкам, придумывали по сюжету разные сказки.

Наиболее эффективным средством        являются        наглядные модели и  графические схемы, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, активизации опыта детей.

Мы учились выделять героев сказок, пересказывали сказку с помощью взрослого, пытались сочинять небольшие сказки.

Еще один вариант работы над преобразованием традиционных сказок- составление сказочного сюжета с участием известных героев.

Я остановилась на сочинении по литературному образцу в трех вариантах: с заменой героев, но сохранением сюжета; с заменой сюжета, но сохранением героев произведения; с сохранением героев и сюжета, но с заменой времени и результата действ.

Первая и вторая были более легки для детей. А третий вариант вызвал больше затруднений, так как при прежних героях в сюжете изменилось время и результат        действия.        Например,        события в сказке        «Лиса и волк» происходило не зимой, а летом. Речка не замерзла, т. е герой должен в этих обстоятельствах должен поступать по-другому, в этом случае изменится и результат действия. Следовательно, подобные изменения в сказке вызвали необходимость в подробном        анализе поступков героев,  творческом фантазировании, и дети с интересом разбираются в цепочке причинно- следственных связей. Естественно, каждый ребенок выдвигал свою версию сказки. В конце сказки волк наловил так много рыб, что бабы, которые пришли за водой помогли волку достать рыбу.

Так же мы с детьми сочиняем        сказки, используя мнемотаблицы, коллажи и по методике ТРИЗ. После придумывания        сказок мы рисуем картинки к сказкам. Так же дети создают книжки-малышки, где они рисуют картины, а дети, которые умеют читать и писать, записывают свои сказки.

Детям очень нравится игра «Путаем сказки», придумываем новые названия к сказкам. Так же сочиняем сказки из фразеологизмов. Например, «Бежать сломя голову», «Все в руках горит».

 Но так, же  старалась заинтересовать  и родителей, показать им значимость работы над развитием речи посредством сказки. В данном направлении использовала: анкетирование, консультации, круглые столы, беседы (как индивидуальные таки коллективные), участие к конкурсых.  

  Родители        с удовольствием        включались         в работу и видели значимость процесса. В своей работе я стремилась достичь таких отношений, когда родители становятся активными помощниками в развитии речи детей.

Провела анкетирование для родителей с целью выявления значимости книги в жизни каждого ребенка. Родители получали рекомендации в виде бесед и консультаций:        «Книга в жизни        вашего ребенка»,        «Речевое развитие дошкольника посредством сказки». Была проведена беседа по теме: «О роли родителей в развитии речи ребенка».

Родители помогали нам изготавливать маски, участвовали совместно с детьми в конкурсах «Сочини сказку», «Нарисуй и расскажи» и другие.

Использование сказок обогащает и актуализирует словарный запас ребенка, развивает навыки грамматического структуирования и связного оформления собственного высказывания, нормализует произносительную сторону речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника и возрастных особенностях детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Тема: «Воспитание культуры речевого общения дошкольников»

Данный проект разработан в помощь воспитателям для организации работы по формированию речевого общения дошкольников....

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ.

Образовательная робототехника, способствует формированию не только конструкторских способностей, но и развитию речи детей....

Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников

Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания.В предложенной системе обучения решаются задачи воспитания культуры общения во взаимосвязи со всеми за...

Педагогические рекомендации по воспитанию культуры речевого общения у старших дошкольников.

Принимая во внимание актуальность и значимость проблемы воспитания культуры речевого общения при обучении родному языку  старших дошкольников, мы пришли к выводу о необходимости и важности разраб...

Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста посредством этической беседы

методические рекомендации по использованию этической беседы в воспитании кулльтуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста...

Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древни...

Доклад: «Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой»

МБДОУ с. Таштып детский сад «Солнышко»,Тищенко Т.В. Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкойДошкольный возраст - это период перв...