Педагогические рекомендации по воспитанию культуры речевого общения у старших дошкольников.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Манухина Галина Исламовна

Принимая во внимание актуальность и значимость проблемы воспитания культуры речевого общения при обучении родному языку  старших дошкольников, мы пришли к выводу о необходимости и важности разработки педагогических рекомендаций педагогам ДОУ. Эти рекомендации старались сделать максимально конкретными, чтобы педагоги четко представляли этапы, последовательность педагогичесой работ, возможные педагогические методы и приемы, формы организации обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические рекомендации по воспитанию культуры речевого общения у старших дошкольников

Манухина Г.И.,

воспитатель МБ ДОУ

детского сада  №8 г. Орла

Орловской области.

1. Для успешного решения задач воспитания культуры речевого общения важно определить возрастные и индивидуальные возможности обучения дошкольников, особенности их общения с взрослыми и сверстниками на данном возрастном этапе (исследования М.И. Лисиной и ее учеников).

2. Первым этапом работы является изучение особенностей сформированности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Для определения уровня развития понимания представлений о культурном речевом поведении можно предложить детям серии заданий типа:

  • Какого человека можно назвать вежливым (воспитанным, грубым)?
  • Какими другими словами, близкими по смыслу, ты скажешь о вежливом человеке, какой он? (воспитанный, грубый).
  • Подбери слова – наоборот (вежливый – грубый; добрый – злой).
  • Как ты понимаешь слова «доброжелательно разговаривать», кто такой «приятный собеседник», «культурный человек»?
  • Зачем нужна человеку вежливость? Что было бы, если люди были не воспитанными?
  • Как нужно разговаривать в трамвае, на улице, дома?

2.2. Для определения уровня владения детьми формулами  речевого этикета, подходящими для определенной ситуации можно предположить детям следующие серии проблемных вопросов:

  • Какие слова говорят при встрече взрослому, сверстнику?
  • Какими словами принято прощаться со взрослыми, со сверстниками?
  • Как ты обратишься с просьбой о помощи к сверстнику, взрослому?
  • Какими словами принято благодарить за помощь?
  • Как ты пригласишь друга с тобой поиграть?
  • А если он откажет, как ты будешь себя вести?
  • Как ты себя будешь вести во время разговора с друзьями?

2.3. Для выявления умения, как правильно себя вести, культурно общаться, выбирать адекватные ситуации способы общения и языковые средства, целесообразно предложить детям специально созданные ситуации общения, например:

  • «Разговор по телефону с взрослым».

 Приглашение друга (подруги), чтобы вместе поиграть, но трубку взяла мама ребенка. Как ты поступишь?

  • «Разговор по телефону со сверстником».

 Приглашение друга (подруги) на День рождения.

  • «Разговор с младшим».

Рядом с детьми стоит плачущая девочка. Как поступят ребята, пока не подошла мама девочки?

2.4. Можно предложить детям составить связный рассказ про вежливого или грубого человека, для выявления умения оценивать поступки.

2.5. Анализ полученных данных позволит выявить особенности сформированности культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста и определить уровень имеющихся знаний, представлений и навыков культуры речевого общения. Для обработки полученных данных рекомендуем разработать критерии оценок.

3. Для определения особенностей понимания родителями культуры общения и степени участия их в воспитании культуры общения у детей целесообразно провести анкетирование. Можно побеседовать с родителями, чтобы выяснить, как родители осуществляют воспитание культуры речевого общения у дошкольников (какие используют методы и приемы, уровень имеющихся знаний по этому вопросу).

4.Для формирования культуры речевого общения у старших дошкольников при обучении их родному языку весь процесс условно можно разделить на три этапа (восприятие, воспроизведение, закрепление).

4.1. На первом этапе эффективны:

  • занятия этического характера по ознакомлению с миром «волшебных слов». («Волшебные слова», «Волшебные слова живут на белом свете» и др.);
  • этические беседы («Урок вежливости», «Учимся вежливости»);
  • чтение литературных произведений с последующим разговором об их содержании и форме. (В. Осеева «Волшебное слово», Г. Остер «Вредные советы, М. Зощенко «Золотые слова» и др.);
  • проведение игр-инсценировок «Магазин игрушек» и др;
  • настольный театр «Азбука вежливости».

4.2. На втором этапе эффективными формами и методами работы являются:

  • занятия этического характера по развитию у детей умения оценивать ситуации общения, соотносить их с собственным поведением, выбирать адекватные ситуации способы общения и языковые средства («Сочувствуем и сопереживаем», « Учимся вежливо говорить», «Учимся играть и работать дружно» и др.);
  • для воспроизведения речевого материала эффективно широко использовать специально созданные ситуации;
  • целесообразно знакомить детей с пословицами и поговорками, объясняя смысл содержания («Ничто не ценится так дорого, как доброе и вежливое слово», «Вежливости открываются все двери» и др.);
  • дидактические игры: «Так или не так», «Оцени поступок», Хорошо или плохо»;
  • сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Магазин игрушек», «Поликлиника» и др.;
  • чтение литературных произведений с последующим обсуждением содержания, оценкой поступков, указывая при этом качества человека: вежливости, тактичности, приветливости, уважительности и т.д. (В.Катаев «Цветик – семицветик», Л. Толстой «Два товарища» и др.);
  • составление рассказов по картинкам, из личного опыта и т.д.

  4.3. На третьем этапе для закрепления у детей умения использовать разнообразные формулы речевого этикета, выбирать из многообразия элементов речевого этикета наиболее подходящие для определенной ситуации большое внимание следует уделять:

  • игровым ситуациям, инсценированию ситуаций;
  • разрешению проблемных ситуаций;
  • играм- драматизациям по сказкам («Теремок», «Лиса и петух» и др.);
  • сюжетно-ролевым играм;
  • комментированному рисованию (Рисунки детей помещать в «Альбом добрых дел»).

4.4. Для самостоятельной деятельности можно предложить детям:

  • чтение книжек-малышек по теме;
  • игры с копилкой «вежливых слов».

5. Целесообразно вести параллельную работу с родителями по ознакомлению их с теорией и практикой воспитания культуры речевого общения дошкольников. Тесный контакт устанавливает совместное проведение вечера развлечений («В царстве вежливых наук»).

6. На каждом этапе для устранения недочетов очень важно проводить индивидуальную работу, как с детьми, так и с их родителями.

7. Широко следует использовать составление рассказов на предложенные темы для закрепления навыков культуры речевого этикета, соответствующего словарного запаса.

8. Для того чтобы предусмотреть и планировать работу на определенный промежуток времени, важно вести дневник с записями наблюдений за поступками детей (как воздействовали на ребенка предусмотренные планом методы, удалось ли добиться цели, какие новые, не предусмотренные планом приемы пришлось включить и почему).

Для выявления глубины и осознанности культуры речевого общения  у дошкольников необходимо проверить результаты. Задания можно предложить аналогичные тем, которые давались при первичном обследовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Тема: «Воспитание культуры речевого общения дошкольников»

Данный проект разработан в помощь воспитателям для организации работы по формированию речевого общения дошкольников....

Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников

Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания.В предложенной системе обучения решаются задачи воспитания культуры общения во взаимосвязи со всеми за...

Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста посредством этической беседы

методические рекомендации по использованию этической беседы в воспитании кулльтуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации педагогам для работы по формирова¬нию культуры речевого общения детей старшего возраста

1. При работе по формирова­нию культуры речевого общения учитывайте возрастные особен­ности детей старшего дошколь­ного возраста.2. Предусматривайте сочетание различных форм организации де...

Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древни...

Доклад: «Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой»

МБДОУ с. Таштып детский сад «Солнышко»,Тищенко Т.В. Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкойДошкольный возраст - это период перв...

«Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой»

Использование сказок обогащает и актуализирует словарный запас ребенка, развивает навыки грамматического структуирования и связного оформления собственного высказывания, нормализует произносительную с...