Русские народные сказки (методиче6ский материал для старших дошкольников)
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Михайлова Светлана Вавилоновна

На протяжении всего занятия, ребята помогают сказочным героям найти  дорогу в библиотеку. Преодолевая трудности, препятствия, преграды.И в этом им помогают: дружба, смелость, храбрость и желание помочь сказочным героям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Русские народные сказки».

Вид занятия: занятие - соревнование

Тип занятия: комбинированное

Возраст детей: 6-7 лет

Количество детей: 8-10

Цель: Расширение и закрепление представлений детей о русских  народных  сказках

Задачи: 

Развивающие: 

 - развивать коммуникативные навыки  обучающихся;

-развивать связную речь;

-способствовать развитию, умение и желание детьми больше читать сказок, строить диалог друг с другом и педагогом;

Образовательные:                                                                                                                                                                                                       

- продолжать активизировать словарный запас детей;

- расширить применение детьми полученных знаний: узнавать по отрывкам названия сказок, умение называть героев сказок,  продолжать формировать умение находить ответ на поставленную задачу;

- закреплять умение разгадывать ребусы,  составлять простые предложения.

Воспитательные:

-воспитывать  речевую культуры общения;

-воспитывать  любовь к русским народным сказкам;

Материалы и оборудование:

Для пдо: библиотека, пеньки, дорожка колобка, сказочные герои: лиса, заяц, волк, медведь, мышка, иллюстрации к сказкам: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», картинки с ребусами, слоговой домик;

Для детей: карандаши, лист бумаги, разрезные картинки, касса букв, карточки со словами.

Методы и приёмы:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: включение героев (Заяц и Лиса), создание проблемной  ситуации, игровой момент.

2.Приемы активизации деятельности детей:  художественное слово (загадки, пословицы), создание развивающей среды, рассматривание иллюстрации к сказкам, разгадывание ребусов;

 3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, поисковые действия, групповая форма работы, работа в парах, индивидуальная работа.

 4.Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, появление сказочного  героя (Заяц и Лиса), чередование видов деятельности и места расположения детей, вопросы и обратная связь;

 5.Приемы оценки и самооценки: создание ситуации успеха, оценка действий, самооценка детей, сюрпризный момент (книга-раскраска).

 Ожидаемые результаты: 

-развитие у воспитанников интереса к русским  народным сказкам;

-проявление желания отгадывать ребусы, загадки, составлять простые предложения;

 -проявление эмоциональной отзывчивости в общении с взрослым и сверстниками;

-воспитание  добрых  чувств;

-расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

1. Ребенок отвечает на вопрос.

2. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.

3. Сопереживает.

4. Проявляет интерес.

5. Эмоционально реагирует.

Части  занятия

Содержание

1. Вводная часть.

Создание игровой ситуации. Создание мотива для деятельности детей.

Беседа

Разгадывание  ребусов

Загадывание загадок

Основная часть

Беседа о сказках

Дид/ игра «Назови героев сказки»

Дид/игра «Составь слово»

Дид/игра «Собери предложение»

Звуко -буквенный анализ слова

Дид/упр. «Собери картинку»

Педагог вместе с детьми встаёт в круг.

Собрались все дети  в круг:

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Педагог:

Ребята, а вы любите загадки? (ответы детей)

Педагог:

-Послушайте и отгадайте.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

- А для чего нужна книга? (ответы детей)

- Какие пословицы вы знаете о книгах? (ответы детей)

- Скажите если вам или кому-то из ваших знакомых, захочется прочитать книгу, куда можно сходить что бы взять ее?

Ответы детей (в библиотеку)

-А что такое библиотека? (Это  собрание книг)

Так вот  два сказочных героя решили пойти в библиотеку, чтобы взять нужную им книгу. А что это за герои вы узнаете, если отгадаете ребусы.

Задание 1

«Ребусы» (Лиса и заяц)

-Наши сказочные  герои не знают, как добраться до библиотеки и просят нас помочь.

- Поможем? (ответы детей)  

-Разделимся на  две команды.

1) команду, которая будет помогать Зайчику;

2) команду, которая будет помогать Лисичке

Сегодня мы будем помогать сказочным героям дойти до библиотеки

А тему занятия вы сейчас определите сами.

Задание 2

Я загадываю загадки, а вам по первым буквам слов-отгадок необходимо составить и прочитать получившееся слово.

  1. Свинья
  2. Крот
  3. Аист
  4. Заяц
  5. Кот
  6. Индюк

Слово «СКАЗКИ»

Педагог: Ребята, давайте вместе назовём  тему нашего занятия?

Все справились с заданием, значит  Лиса и Заяц поднимаются на

 одну  ступеньку – пенек.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 И  сегодня мы поговорим о русских народных  сказках.

-Почему они называются народные? (ответы детей)

О чем- то скрипит половица,

И спице опять не спится

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…..

И сразу меняются лица

Меняются звуки и краски

Тихонько скрипит половица

По комнате ходит сказка.

Педагог:  Итак,  что же такое сказка? (ответы детей)

Сказки  бывают волшебные, социально-бытовые, сказки про животных, но сегодня мы поговорим только о сказках про животных.

Педагог:  Вы еще не забыли,  кому помогаете?

Вы отлично принимали участие в беседе и тем самым продвинули своих героев еще на одну ступеньку.

Задание 3

Педагог: - Вы должны определить по рисунку название сказки «Теремок»                         

- Назовите героев этой сказки? Здесь карточки, на которых  

нарисованы  герои. Из каждой команды, по  одному человеку

подходят к теремку и размещают героев сказки,  как они

приходили в теремок?                                              

- Вспомните, что случилось теремком?  Но герои долго не думали и построили новый  дом, более прочный. И даже успели

подготовить для вас задание.

Педагог:  

Вы справились с заданием и тем  самым продвинули своих героев еще на одну ступеньку.

Физминутка «Теремок»

Задание 4

- Прочитайте слоги. Составьте из слогов слово, время года, когда происходили события в «Теремке». Назовите слоги, которые вам

понадобились для составления слова лето? Какие еще слова можно составить из этих слогов, запишите на листе бумаги?

Педагог: Вы справились с заданием и тем  самым, продвинули своих героев еще на одну ступеньку.

Задание 5

- Вам нужно составить предложение и прочитав его определить из какой это сказки? (Показ картинки)

- Почему Маши пришлось забраться в короб? Почему она хитрая? (ответы детей)

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»

- Кто помнит, что случилось с козлятами? (ответы детей)

Задание 6

-Смотрите волшебная дорожка. Кто по ней прошел?

Читают хором «Колобок»

Разбор слова «Колобок» (звуко-буквенный анализ)

- Сколько слогов, букв и звуков?

- Из чего был сделан «Колобок»?

- Кто испек «Колобок»?

- Кто помнит песенку, которую он пел? (пропели)

- Кого встречал «Колобок» на своем пути? (заяц, вол, медведь….)

- А вы не забыли,  кому сегодня помогаете? (Зайчику, Лисички)

Задание 7

- И сейчас команда Зайчиков соберет картинку (Сюжет из сказки где «Колобок» встречает Зайчика), а команда,  которая помогает  Лисички сюжет,  где «Колобок» встречает Лису.

Подведение итога занятия:

- Каким  героям мы сегодня помогали? (ответы детей)

- Куда они ходили?

-А зачем?

-А как вы думаете, вам нужно будет ходить в библиотеку?

  Педагог: Мы помогли сказочным героям найти  дорогу в библиотеку. А они на память подготовили для  нас маленькие подарки, чтобы вы ни когда не забывали, что одна книга  тысячу людей учит.

Книга - источник знаний!

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая статья на тему "Проблема формирования "образа матери" у старших дошкольников"

Статья содержит в себе материал, который касается проблемы формирования понятия "образ матери" у старших дошкольников. Для создания статьи было изучено большое количество литературы, которая затрагива...

Психолого-педагогическая статья на тему "Особенности "образа матери" у старших дошкольников"

Статья раскрывает некоторые особенности формирования "образа матери" у старших дошкольников, которые были выявлены в ходе изучения данной проблемы. были использованы материалы как педагогической, так ...

сценарий праздника "День Матери" для старших дошкольников

Продумано участие всех мам без исключения, скучающих не было...

сценарий праздника "День Матери" для старших дошкольников

Продумано участие всех мам без исключения, скучающих не было...

Сценарий праздника «День Матери» для старших дошкольников

Сценарий праздника «День Матери» для старших дошкольников "Мамочка, любимая моя"Разработан воспитателями Н.М.Дорофеевой, А.В.Кондратьевой....

Сценарий праздника День Матери для старших дошкольников

День матери 2017 в старшей группе «Солнышко»Цель: проведение совместного досуга для педагогов, детей и их родителей.Задачи: -способствовать развитию речи как средства общения.-расширя...