Психолого-педагогическая статья на тему "Проблема формирования "образа матери" у старших дошкольников"
статья (старшая группа) на тему

Борисова Алена Юрьевна

Статья содержит в себе материал, который касается проблемы формирования понятия "образ матери" у старших дошкольников. Для создания статьи было изучено большое количество литературы, которая затрагивала данную проблему. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Борисова А.Ю.

Проблема формирования «образа матери»

у старших дошкольников

Изучением «образа семьи» занимались следующие современные исследователи: Кулиш О.Г., Макарова Е.Ю., Круглова Н.А., Панкова Н.В., Попова Л.Г., Левицкая Е.В., Пухова Т.И. Согласно результатам их исследований, значение «образа семьи» заключается в том, что в соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, самооценка, формируются жизненные ценности [6].

Однако само понятие «образ семьи», в том числе и применительно к детям дошкольного возраста, не имеет четкой научной характеристики. В современных исследованиях понятия «образ семьи» и «представления о семье» используются как идентичные, хотя представления не раскрывают всего богатства образа, отражая лишь когнитивный его аспект [7]. В таком ключе изучались и интерпретировались у детей и подростков представления о семье (Буре Р.С., Галущинская Ю.О., Грабаровская Л.В., Красовский А.С.,  Кузнецова Т.В.).

В своей работе мы будем опираться на определение Куликовой Т.А.: «образ семьи» - это многоуровневое образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах и т. д. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка» [5].

В исследованиях Рубинштейна С.Л., Подласого И.П., Кулешовой А.А. доказано, что на формирование здоровой  личности, на благополучие ребенка сильнейшее влияние оказывает мать, а именно стиль, методы, приемы воспитания, которыми она пользуется, и ее возраст [2,3].

Отечественные авторы все чаще обращаются к факторам, влияющим на формирование материнского отношения. Захаров А. И. выделяет целый ряд условий адекватного формирования материнского отношения. К ним относятся: «прообраз матери» (выраженность инстинкта материнства и отцовства у прародителей и родителей женщины), желание иметь детей, установка на них до беременности, положительный отклик на беременность, нежность к ребенку, чувство жалости и сострадания, близости с ребенком, а также эмоциональная отзывчивость матери [1].

Мать транслирует своему ребенку модель материнства (и шире - родительства), существующую в данной культуре в данный момент времени [4].

Таким образом, для формирования правильного образа матери у дошкольников семья сегодня  нуждается в помощи специалистов. Она нуждается в помощи специалистов, в том числе и педагогов, психологов дошкольных учреждений, которые накопили соответствующий опыт, опираясь при решении задачи воспитания будущего семьянина на комплексные и парциальные программы «Детство», «Из детства - в отрочество», «Истоки», «Открой себя» (автор Рылеева Е.В.), «Я - человек» (автор Козлова С.А.). Однако сегодня семья и детский сад во многом действуют автономно, не объединяя в полной мере свои усилия, что снижает воспитательные возможности этих социальных институтов.

Возникает противоречие, которое заключается в следующем: с одной стороны, актуализировалась общественная потребность в формировании у детей правильного «образа матери» как основы воспитания, что важно для преодоления кризиса семьи как социального института. А с другой стороны, недостаточно исследована сущность феномена «образ матери», следовательно, не определено содержание и методика, обеспечивающие его полноценное формирование при взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса (педагогов, родителей и других членов семьи, самих детей). Указанное противоречие подчеркивает своевременность исследования самого понятия - «образ матери» относительно детей старшего дошкольного возраста. Необходимость решения этой проблемы обусловило выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия формирования «образа матери» у старших дошкольников».

Поскольку необходимо стремиться к позитивным изменениям в личностном развитии детей, повышать психолого-педагогическую и коммуникативную культуру родителей и педагогов дошкольного учреждения, следующей частью нашего исследования станет изучение современных представлений старших дошкольников об образе матери.

Список литературы:

  1. Захаров А.И Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Книга для воспитателей-М.: Просвещение,2000.
  2. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М., 2004. – С.254.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы Общей Психологии. – СПб., 2007. – С.261.
  4. Семья и личность. Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003.
  5. Куликова Т.А. Семья как объект педагогических исследований // Дошкольное образование: история, теория, практика. Сборник научных трудов. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. A.M. Шолохова, 2002. - С. 280 -286.
  6. Кулиш О.Г. Образ благополучной и неблагополучной семьи у детей разного психологического возраста //Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 2-х частях. – Часть 1/ под общей редакцией доктора псих.наук В. К. Шабельникова и кандидата псих. наук А.Г. Лидерса. – М.: 2003 – 328 с.
  7. Рыжкова А. В. Особенности «образа семьи» у детей дошкольного возраста.- URL:http://www.emissia.org/offline/2008/1249.htm.-дата обращения 03.04.2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая служба в помощь воспитателю: Методический материал по ПДД

Материал представляет собой подборку литературных произведений для ознакомления детей с правилами дорожного движения....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Использование в практической деятельности психолого-педагогической акции как активной формы взаимодействия с семьей дошкольников.

в статье предлагается рассмотреть варианты взаимодействия с семьей, в частности,  использование  психолого-педагогические акции. На примере конкретного детского сада и конкретных данных по у...

Психолого-педагогическое влияние экспериментирования в ДОУ на становление личности дошкольника

Данная статья показывает, как экспериментальная деятельность способствует развитию полноценной самомтоятельной личности ребенка, выполняя основные задачи дошкольного образования....

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста".

Ермакова К.В. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста / К.В. Ермакова, Е.В. Галеева // Воспитание и обучение: теория, методика и...