Психолого-педагогическая статья на тему "Особенности "образа матери" у старших дошкольников"
статья (старшая группа) по теме

Борисова Алена Юрьевна

Статья раскрывает некоторые особенности формирования "образа матери" у старших дошкольников, которые были выявлены в ходе изучения данной проблемы. были использованы материалы как педагогической, так и психологической литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова А.Ю.

ОСОБЕННОСТИ «ОБРАЗА МАТЕРИ» У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

По мнению Рубинштейна С.Л., Подласого И. П., Кулешовой А. А.
на формирование здоровой личности, на благополучие ребенка сильнейшее влияние оказывает мать, а именно стиль, методы, приемы воспитания, которыми она пользуется, и ее возраст.

Первоначально в психоаналитических и других направлениях психологии личности изучалась роль матери в образовании ранних структур (Лисина М.И. Смирнова Е.О., Собкин B.C.). По мнению различных зарубежных психологов: образ матери - первый человеческий образ, возникающий у маленького ребенка, который имеет свою структуру.

Образ матери формируется при непосредственном контакте с объектом, благодаря восприятию, во время общения с ней, он оказывает сильное влияние на поведение ребенка. В старшем дошкольном возрасте заметна возрастная потребность в отождествлении (идентификации) детей с родителем того же пола (у мальчиков – с отцом; у девочек – с матерью). В процессе идентификации образ играет значительную роль, поскольку ребенок, отождествляя себя с матерью или отцом, копирует их поведение, отношение к другим людям, к себе самому[2].

В нашем исследовании мы изучали особенности «образа матери» у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования- особенности образа матери у старших дошкольников

Цель констатирующего этапа эксперимента – изучить особенности образа матери у старших дошкольников.

В исследовании приняло участие 40 детей, из них 20 детей составили контрольную группу (ГДОУ №64, г. Санкт-Петербург), 20 детей – экспериментальную (ГДОУ №19, г. Санкт-Петербург). Возраст дошкольников 5,4-6 лет. Исследование длилось 2 года в период с 2009 до 2011 года.

Для реализации поставленной цели нами были использованы следующие методики:

1.Проективный тест рисунок семьи (Хьюлс В.)  [3]

2.Проективная методика «Рисунок матери в образе животного» (Болотникова О.П. и др. ) [3]

3. Беседа с детьми «Моя мама» (Тихеева Е.И. Ситуации общения// Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №2.- МИФАР, 2008.- с.4)  

4. Интервью с ребенком (Захаров А.И.) [1]

Нами были определены  критерии, по которым осуществлялась оценка особенностей образа матери у старших дошкольников. Мы основывались на критериях и составляющих «образа семьи» ( Демидова Н. И. Формирование образа семьи у старших дошкольников : Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2003.- 182 c. )

Таблица 1

Критерии оценки сформированности образа матери

у старших дошкольников

Критерии

Составляющие образа матери

1.Содержание «образа матери»

 1.Представление о функциях и социальной роли матери

2.Представления  о матери как о субъекте семейной системы

3. Представление о значимости мамы как члена семьи

4. Представление о личностных качествах мамы

5. Четкость образа матери

2.Эмоциональное отношение к матери

1.Степень эмоциональной связи матери с ребенком

2. Удовлетворенность эмоциональной связью с матерью

  1. Характер  взаимодействия ребенка с матерью

1.Характер взаимодействия ребенка с матерью

 2.Повторение действий, слов, поведения матери

3. Уровень привязанности ребенка к матери

На основе выделенных критериев мы разработали уровни сформированности образа матери у старших дошкольников.

Высокий уровень сформированности «образа матери» характеризуется наличием у ребенка четких представлений обо всех перечисленных критериях, их полноте, способности доказать свое мнение на конкретном примере. Ребенок знает о функциях матери, способен описать четкий образ матери, говорит о ее личностных особенностях, понимает ее социальную роль, удовлетворен эмоциональной связью с ней. Имеет благоприятный тип взаимодействия с ней, повторял ее поведение, слова и действия.

Средний уровень характеризуется неполными представлениями о функциях матери и ее значимости, о ее социальной роли, имеет нечеткий образ матери, частично может пояснить на конкретном примере. Имеется не полностью удовлетворенный эмоциональный контакт с матерью. Ребенок имеет невысокий уровень привязанности к матери.

Низкий уровень характеризуется неудовлетворенным эмоциональным контактом с матерью, она не имеет для него большого значения, нет представлений о функциях и особенностях поведения и общения матери, о ее значимости и роли в семье. Наблюдается тревожный тип взаимодействия матери и ребенка.

 По результатам диагностики детей были получены обобщенные поуровневые данные. Они представлены в таблице  2.

Таблица 2

Распределение испытуемых по уровням

сформированности «образа матери»

К-во опрошенных – 40 человек

Группы испытуемых

Уровни (в %)

Высокий

Средний

Низкий

Контрольная группа

15,0

75,0

10,0

Экспериментальная группа

15,0

50,0

35,0

В целом, проведенное диагностическое исследование позволило нам выделить ряд особенностей «образа матери» у старших дошкольников.

Большинство детей старшего школьного возраста в основном имеют средний уровень сформированности «образа матери». У них есть представления о функциях, особенностях и обязанностях членов семьи. Однако отсутствует четкая структура содержания данного образа в целом.

Дети имеют размытые представления  о матери как о субъекте семейной системы. Поскольку воспринимают маму как женщину, которая выполняет определенные бытовые функции.

Больше половины детей не выделяют особенностей внешнего вида, манеры поведения матери. Дошкольники хотели бы иметь еще более близкий контакт с матерью. Наблюдаются проблемы в особенностях взаимодействия некоторых старших дошкольников и их мам.  У старших дошкольников наблюдаются лишь фрагментарные знания об образе матери, дети не понимают значимость ее социальной роли для общества.

Мама является человеком, который значим для них как член семьи, поскольку обладает определенными качествами и особенностями, создает эмоционально благоприятный комфорт.

Практически все испытуемые имеют благоприятный характер взаимодействия с матерью, удовлетворены своим семейным микроклиматом, подчеркивают ее значимость.

100% опрошенных девочек идентифицируют себя с мамой, хотят повторять ее действия, слова и манеру поведения. Около 75% мальчиков склонны к подражанию действий своих мам, хотят выбрать ту же профессию в будущем, что и их матери.

Около 75% опрошенных мальчиков и девочек воспринимают мать как возможность удовлетворения своих физиологических, бытовых или эмоциональных потребностей. Поэтому наблюдается высокий уровень привязанности детей именно к матери.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод. Дети старшего дошкольного возраста не имеют четко сформированного «образа матери», не полностью удовлетворены эмоциональным контактом с ней, воспринимают мать как возможность удовлетворения своих потребностей. Эти проблемы впоследствии могут оказать неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка.   В частности:  

1.Несформированный образ матери не позволит ребенку, в особенности девочкам, перенести адекватную модель поведения матери в свою собственную семью. Ребенок не будет знать, что должна делать мама, как нужно взаимодействовать с собственным ребенком, какие функции выполнять, какой эмоциональный фон необходим для лучшего развития семейной системы.

2.Не полностью удовлетворенный эмоциональным контактом с матерью ребенок в дальнейшем может оказаться замкнутым, тревожным, не способным найти контакт с окружающими людьми. Возможны и другие психологические проблемы (нервные расстройства, навязчивые идеи, неврозы).

3.Восприятие матери только как способ удовлетворения своих нужд может привести к тому, что ребенок вырастет эгоистичным, агрессивным (если не будет получать желаемое), неспособным к самостоятельной социализации в обществе.

Исходя из полученных результатов и обозначенных проблем, нами была определена следующая задача исследования: определение системы работы по формированию образа матери у старших дошкольников.

Литература:

1.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Книга для воспитателей. -М: Просвещение,2000.-365с.

2.Литвинова А.В. Родители и дети// Роль образов родителей в становлении личности ребенка. – М:Просвещение, 2004.-с.7

3. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей. – М:Апрель Пресс, 2005.-224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Лингвистические и психолого–педагогические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников

Овладение морфологическим строем языка оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Чем раньше ребенок усвоит морфологическое значение грамма...

Опыт работы: "Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом"

Актуальность темы исследования состоит в том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формир...

Психолого-педагогические проблемы развития связной монологической речи у дошкольников.

Связная монологическая речь - элемент сформированности готовности к школьнму обучению....

статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...

Психолого-педагогические условия формирования интеллектуальной активности у старших дошкольников

Интеллектуальная активность - это не стимулированное извне продолжение мышления. Интеллектуальная активность предстает в качестве составной части творческой активности дошкольников. Интеллектуальную а...

Статья "Психолого-педагогические основы поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности (ранняя профориентация)"

Описание актуальности проблемы, которая касается формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. В данной статье описаны цель, задачи, приницпы и условия развития ранней проф...

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальных компетенций у старших дошкольников с нарушениями речи в инклюзивной группе (магистерская диссертация)

Категория детей с нарушениями речи находится в зоне риска по формированию социальных компетенций. Дошкольникам с нарушениями речи сложно взаимодействовать с другими детьми, им сложно выразить свои мыс...