Главные вкладки

    Психолого-педагогические условия формирования интеллектуальной активности у старших дошкольников
    статья (старшая, подготовительная группа)

    Лунячкина Эльвира

    Интеллектуальная активность - это не стимулированное извне продолжение мышления. Интеллектуальная активность предстает в качестве составной части творческой активности дошкольников. Интеллектуальную активность как свойство личности можно и нужно развивать с самого раннего детства.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_2_lunyachkina.docx24.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психолого-педагогические условия формирования интеллектуальной активности у старших дошкольников

    Автор статьи Лунячкина Э. А., ГБОУ «Школа № 718»

            Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

            Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности. Познавательная деятельность старшего дошкольника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.

            Интеллектуальная активность - это не стимулированное извне продолжение мышления. Интеллектуальная активность предстает в качестве составной части творческой активности дошкольников. Интеллектуальную активность как свойство личности можно и нужно развивать с самого раннего детства.

             Восприятие старших дошкольников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание старших дошкольников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему.

            Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего, мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. Мышление у детей старшего дошкольного возраста от эмоционально- образного переходит к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитывает примерно 3500-4000 слов. Большое значение в познавательной деятельности старшего дошкольника имеет память, которое по преимуществу имеет наглядно-образный характер.

            Для полноценной работы необходима активность дошкольника, его интеллектуальная инициатива. Интеллектуальная инициатива может проявляться, например, в том, чтобы не довольствоваться одним, привычным подходом, а найти новый, оригинальный, попытаться усовершенствовать тот или иной объект. В выполнении любой деятельности дошкольнику полезно задавать себе вопросы: «Почему так, а не иначе?», «Нельзя ли сделать по-другому, лучше?» и т. д. Это возможно в том случае, когда у дошкольника сложилась познавательная мотивация, есть интерес к содержанию и процессу умственной работы, сформулированы ее цели и т. д.

            Таким образом, активность мышления - это своего рода интегральная характеристика процесса мышления. Особенностью детей дошкольного возраста является потребность в осмыслении происходящего вокруг, в поиске детерминанты окружающей действительности.

            Познавательная активность детей в этом возрасте способствует развитию интеллекта и формированию готовности к систематическому обучению. Поэтому так важно уже с трехлетнего возраста развитие кругозора, насыщение доступными пониманию детей занятиями, что даёт пищу для ума четырехлетнего ребёнка и вызывает потребность исследовать природу того, что его окружает. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач.

            Отечественные исследователи Т.Т. Бетелева, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер при изучении возрастной динамики выявили, что пяти - шестилетний возраст является сензитивным в становлении мозговых механизмов, что имеет важное значение для обучения. Доктор медицинских наук Ю.Ф. Змановский считает, что по своим функциональным характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка готов к усвоению значительной по объему и сложной по качеству информации.

            Однако по-прежнему в отдельных дошкольных учреждениях недостаточно развиваются способности детей, не в полную меру удовлетворяются их познавательные интересы, дошкольники не могут применять полученные знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач, у них недостаточно сформированы представления о математических свойствах и закономерностях.

            Во многом причиной этого является то, что педагоги используют однообразные методы в обучении детей, не придают серьезного значения организации самостоятельной познавательной деятельности дошкольников как на занятиях, так и вне их.

            Исследуя интеллектуальное развитие дошкольников, Н.Н. Поддъяков писал: "Одна" из общих задач исследования проблемы интеллектуального воспитания дошкольников заключается в разработке такого содержания обучения, овладение которым позволило бы детям в доступных им пределах успешно ориентироваться в тех областях окружающей действительности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни".

            Таким образом, психофизические ресурсы дошкольников позволяют использовать для их обучения более сложный информационный материал. Познавательная активность детей с 3 до 5 лет указывает на готовность к более интенсивному интеллектуальному развитию. Итак, исследуя дошкольников, учёные убедились: почти любой ребёнок, если создать ему благоприятные, тепличные (в позитивном смысле) условия, способен на очень высокое потенциальное развитие. Недаром нейрофизиолог  А.И. Шеповальников утверждает: "Электро-энцефалограм мы дают объективную картину активности мозговых структур при различных нагрузках. Большинство детей страдает не от избытка, а от недостатка информации".

            Ссылаясь на высказывания многих знаменитых учёных, А.В, Запорожец отметил огромное значение наглядно-образного познания даже для таких абстрактных областей науки, как математика и теоретическая физика. Основываясь на многочисленных фактах, А.В. Запорожец подчеркнул: если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества не развиваются должным образом на ступени дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности оказывается трудно или вовсе невозможно. Так, недостаточное развитие наглядно-образного мышления может в дальнейшем привести к чрезмерной отвлечённости интеллекта, его отрыву от реальной действительности, а неблагополучие эмоциональных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками может затем выразиться в сухости, чёрствости во взаимоотношениях с людьми и в других дефектах эмоциональной жизни.         Исходя из всех этих соображений, А.В. Запорожец резко возражал против попыток искусственной акселерации - ускорения развития ребёнка-дошкольника, попыток воспитывать у него психические качества, характерные для более поздних этапов развития, в частности, для школьного детства. Именно в противовес таким попыткам он выдвинул идею амплификации - расширения, специфичную для дошкольного возраста.

            Итак, для того, чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле, дошкольное воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности (прежде всего игрой) и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.

            Реализация изложенных выше идей А.В. Запорожца способствует активизации мыслительной деятельности дошкольников. Реальный процесс психического развития ребёнка включает гораздо более широкий круг психических свойств и способностей, которые необходимо учитывать при построении обучения и воспитания дошкольников.

            Анализ концептуальных подходов к проблеме интеллектуального развития дошкольников даёт нам основание для следующих выводов:

            1. Ключ к интеллектуальному развитию ребёнка - это его личный опыт
    познания в первые три года жизни. Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни - до трёх лет. Многие психические процессы - мышление, внимание, желания, творчество, чувства - развиваются после трёх лет на базе, сформированной к этому возрасту.         Следовательно, если в первые три года не создана прочная база, бесполезно рассчитывать на её использование. Это всё равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.

            2. Общаясь с ребёнком, следует предоставлять ему свободу в выборе деятельности, создавать эмоциональный подъём в процессе  её осуществления, атмосферу фантазии, романтики, сказки.

            3. При необходимости следует ненавязчиво оказывать ребёнку помощь, которая воодушевляет его, вселяет уверенность в своих силах и возможностях. При этом необходимо помнить, что никогда не следует что-то делать за ребёнка.

            4. В работе с детьми необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребёнок всегда находился в зоне ближайшего развития.

            5. Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.

            6. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Суть его состоит в признании способности детей к глубоким интеллектуальным переживаниям и радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности. При этом взрослые, уважая личность ребенка, сознают ряд непреложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек, которого необходимо познавать в развитии; дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с рождения, каждый малыш - исследователь.

            Современному детскому саду нужен педагог, способный не только давать знания, формировать умения и навыки детей, но и управлять их развитием.

            Осознание этих истин, вера в творческие возможности ребенка, забота о нем, создание благоприятных условий для его развития и неустанное повышение своего педагогического мастерства - все это поможет воспитателю обеспечить высокий уровень интеллектуального развития детей.

            Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. В процессе обучения дошкольников  происходит совершенствование познавательных психических процессов (восприятия, мышления, памяти, речи, внимания, воображения), формируются приемы и способы интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.), начинают формироваться математические способности детей. Сущность педагогического процесса Ш.А. Амонашвили видит в том, чтобы помочь ребенку добиться большего, чем он мог добиться сам, без этого процесса, возвести ребенка до уровня своих возможностей и только на этом уровне постичь суть новых знаний и новых умений.

            В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникают и формируются сложнейшие системы общих представлений об окружающем мире и закладывается фундамент содержательно-предметного мышления. Причем, на сравнительно узком эмпирическом материале дети выделяют общие схемы ориентации в пространственно-временных и причинно-следственных зависимостях вещей. Эти схемы служат своеобразным каркасом той «системы координат», внутри которой ребенок начинает все глубже овладевать разными свойствами многообразного мира.

            Конечно, эти общие схемы мало осознаны и в малой степени могут быть выражены самим ребенком в форме отвлеченного суждения. Они, говоря образно, являются интуитивной формой организации поведения ребенка. Формирование общих схем ориентации у ребенка дошкольного возраста прослеживалось в работах многих отечественных и зарубежных авторов. Часть этих исследований обобщена, например, в исследовании Д.Б. Эльконина.

            Л.С. Выготский ввел понятие "зоны ближайшего развития":  "Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития". С психологической точки зрения зона ближайшего развития определяет сущность развивающего обучения.  

            Научные основы развивающего обучения в детском саду были разработаны А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным, Л.А. Венгером. Развивающая направленность  обучения   является ведущей тенденцией современного учебно-воспитательного и учебно-познавательного процесса.         Однако, как отмечала Н.А. Менчинская "интеллектуальное развитие зависит не только от обучения, но и от активности самого ребенка, его сензетивности к обучению на том или ином этапе онтогенеза".  Автор подчеркивает также значение индивидуальных различий детей, которые сказываются на результатах обучения.

            Л.Ф. Обухова характеризует процесс развития как самодвижение субъекта, а факты наследственности и среды - это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы. Для нашего исследования весьма ценным является вывод, сделанный Л.И. Божович: "Какие бы воздействия не оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему не предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей ребенка, они не выступят действительными факторами его развития".

            Важным элементом системы  обучения у дошкольников является его содержание. Содержание обучения дошкольников - это система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для дальнейшего интеллектуального развития детей. Занятия как основная форма организации обучения нашло свое подтверждение в исследованиях A.M. Леушиной.

             В последние годы учебная модель организации образовательного процесса подвергается критике за жесткую регламентацию детской деятельности.  Главную педагогическую задачу интеллектуального развития дошкольников Л.М. Кларина видит в создании таких условий, при которых у ребенка возникло бы желание научиться и имелась бы возможность это сделать. Такое желание возникает тогда, когда он сталкивается с трудностью, когда для его преодоления необходимо овладеть новыми умениями, когда проявляется потребность учиться, когда он получает удовольствие в процессе учения и когда, наконец, на помощь ребенку приходит игра - это самостоятельное открытие мира.

            Но интерес к игре пропадает, если вовремя не внести в нее нечто новое, что вновь приведет к открытиям. Словом, играть и учиться - вот правило работы с дошкольниками. Причем учиться нужно так, чтобы это воспринималось как игра, как самоценная деятельность, результат и процесс которой интересен ребенку и доставляет ему удовольствие. Лишение детей удовольствия, инициативы, как правило, ведет к потере игры.

            Важное  значение   имеет состояние эмоционального комфорта в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление эвристических находок и успехов детей, эмоциональное общение взрослого с детьми, а также использование стимулирующей мотивации (личностной, игровой, познавательной) - это фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.

     Список литературы:

    1. Березина Р.Л. [и др.] Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - М.: «Просвещение», 1988. - 303 с.

    2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества. В кн.: Исследование проблем психологии творчества. - М.: Наука. - 1983. - С. 182 - 195.

    2. Выготский Л. С - Педагогическая психология.  Издательство: АСТ, Астрель, Люкс, Год: 2005

    3. Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду. Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - С. 44-49.

    4.  Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 328 с.

    5.  Горвиц Ю.М. Компьютер и дети. Горвиц Ю.М. Помоги себе сам. - 1996. №9. - С. 2.

    6.  Гурьев С. В. кпн, доцент - «Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста».

    7. Григорович Л.А. Педагогика и психология: уч. пособие для ВУЗов. - М: Гардарики, 2001.

    8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.

    9. Житникова Л.М. Учите детей запоминать: пособие для воспитателей детского сада. - 2-е издание, дополненное. - М.: «Просвещение»,1978. - 96 с.

    10. Зворыгина Е.В. Психолого - педагогические основы использования программно - педагогической системы «КИД/Малыш».  Зворыгина Е.В. Информатика и образование. - 1996. - №2. - С. 43-51.

    11. Иванова А.Е. «Лонгитюд» – современная компьютерная система индивидуального сопровождения развития ребенка.  Дошкольная педагогика. – 2004.-№3.- С.40-44.

    12. Каптелинин В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности. Каптелинин В.Н. Вопросы психологии. - 1986. №5.- С.54 - 65.

    13.  Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М.: Издательство ЭКСМО, 2006.

    14. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления: (Процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975.

    15. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. – 276 с.

    16. Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду. Информатика и образование. – 2003.- №4.- С.89-95; №5.- С.83-89

    17.Парамонова Л.А., Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: старший дошкольный возраст Дошкольное воспитание, 1985, № 7.

    18. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе  Плужникова Л.  Дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.

    19. Симонович С., Евсеев Е. Занимательный компьютер. – М., 2004.

    20.  http://www.igraemsa.ru/  детский портал “Играемся”. развивающие компьютерные игры

    21.  http://adalin.mospsy.ru/discs.shtml  Развивающие пособия и CD-диски для детей дошкольного и младшего школьного возраста


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами»

    Проект «Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами» Ежедневно ребенок открывает для с...

    Презентация проекта «Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами»

    Проект «Формирование познавательной активности  у старших дошкольников с помощью экспериментирования  в процессе  рисования  нетрадиционными техниками и материалами»...

    Формирование познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность по краеведению.

    Проектная деятельность по краеведению является одним из главных источников обогащения детей знаниями о родном крае. воспитание любви и формирование нравственных качеств....

    Статья "Развивающие игры и упражнения в формировании познавательной активности у старших дошкольников"

    Развивающие игры и упражнения помогают добиться позитивной динамики в формировании познавательных способностей, личностных качеств дошкольников, дают возможность ощутить каждому ребёнку свою значимост...