Статья "Развивающие игры и упражнения в формировании познавательной активности у старших дошкольников"
статья (подготовительная группа)

Андреева Галина Ильинична

Развивающие игры и упражнения помогают добиться позитивной динамики в формировании познавательных способностей, личностных качеств дошкольников, дают возможность ощутить каждому ребёнку свою значимость, поверить в свои силы и активизировать познавательный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx64.02 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры и упражнения в формировании познавательной активности у старших дошкольников

Г.И. Андреева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Дружные ребята» г. Поронайск, Сахалинской области

Современная педагогика и психология сталкивается с проблемой роста количества детей с низким уровнем познавательной активности. У относящихся к этому типу дошкольников отмечаются трудности в развитии высших психических функций. Для более эффективного формирования познавательной активности дошкольников возникла необходимость применения в работе педагога-психолога с обозначенной категорией детей развивающих игр и упражнений. Развивающие игры и упражнения имеют большое значение для формирования познавательной активности, а также являются необходимым подготовительным этапом развития ребенка, переходным моментом для его полноценного включения в предстоящую учебу.

Результаты обследования детской познавательной активности показывают низкий уровень сформированности психических процессов (восприятия, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, внимания). Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №1 «Дружные ребята» в подготовительных логопедических группах («Развивающие игры и упражнения в формировании познавательной активности у старших дошкольников»). За основу были взяты следующие психодиагностические методики: А.Р. Лурия «Десять слов» (слуховая память); А.Р. Лурия «Десять картинок» (зрительная память); Д. Векслер «Шифровка» (внимание); О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» (воображение); Дж. Равен «Цветные прогрессивные матрицы» (мышление); В.В. Холмовская «Перцептивное моделирование» (восприятие) [1].

Результаты исследования уровня познавательной активности у дошкольников на начало 2015 учебного года представлены на рисунке 1.

Рисунок1. Результаты исследования уровня развития познавательной активности у дошкольников (на начало 2015 уч. года)

В процессе исследования познавательной активности по методикам на начало 2015 учебного года отмечается низкий уровень познавательных способностей у 13 человек (из 49 обследованных). Уровень слуховой памяти отмечен у 8 человек, то есть 62% детей после одного предъявления запоминают менее 3 единиц, при неоднократном повторении воспроизводят не более 5 единиц; уровень зрительной памяти у 6 человек – 46% детей после одного предъявления запоминают менее 3 картинок, при неоднократном повторении воспроизводят не более 5 картинок; уровень восприятия у 7 человек - 54% воспитанников продемонстрировали затруднения в восприятии геометрических фигур, цифр, букв, схематических изображениях; уровень мышления у 8 человек – у 62% дошкольников  недостаточно сформированы мыслительные операции такие, как обобщение, сравнение, классификация, способности рассуждать и выбрать из предложенных элементов недостающий фрагмент узора; уровень внимания у 13 человек (100% при выполнении заданий продемонстрировали неустойчивое, свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающее высокой отвлекаемостью); уровень воображения показало у 12 человек, то есть 92% дошкольников недостаточно способны представлять себе ситуации, создавать необычные, оригинальные образы, преобразовывать имеющийся образ, отсутствует богатство фантазии. Частично отмечается средний уровень познавательных способностей; высокий уровень при диагностировании вышеуказанных параметров отмечен не был.

По результатам обследования была сформирована группа детей (13 человек), с которой проводилась развивающая работа через игры и упражнения. Всего было проведено 28 занятий. Занятия проводились один раз в неделю по 30 минут. Форма занятий: подгрупповая (по 6 -7 человек).

Тщательно отобранные и хорошо спланированные развивающие игры, и упражнения помогают детям чувствовать себя успешными. Мы старались создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в рамках его собственных возможностей. Никто не исключался из игры, никто не становился «неудачником». Основная цель – не достижение совершенства, а развитие.

На занятиях мы используем дидактические игры. Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для дошкольников. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на формирование познавательной деятельности детей. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает зрительное внимание и восприятие, активизируется умственная деятельность, концентрируется внимание, умение анализировать и объяснять свой выбор, активность мышления и речи у детей. Например, в играх «Что изменилось?», «Кого не стало?» дети рассматривают картинки с изображением видов профессий, называют их и определяют, что изменилось в картинках и почему. В играх «Четвертый – лишний», «Лишний предмет» ребенок по общим признакам находит «лишний предмет» и объясняет, почему именно он является лишним. В формировании у детей психических процессов широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки). Для развития и поддержания интереса у детей к дидактическим играм создавали игровые ситуации, например: Винни-Пуху необходима помощь, Буратино прислал письмо, Незнайку надо научить, Мальвина пришла в гости. Это оживляло занятия, делало их интересными и эмоциональными. Дети свободно рассуждали, доказывая правильность решения. Например, в упражнении «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку» детям предлагалось рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовать Чебурашке. Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов находится треугольник, в группе фигур синего цвета - красная и так далее [3].

Смысл игр на развитие тактильных ощущений состоит в том, что для развития полноценной личности огромное значение имеют тактильные ощущения. Рука, пальцы, ладошка ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности. Именно тактильные ощущения позволяют детям мысленно сравнивать различные поверхности, познавать и удивляться многообразию окружающего мира. Чем более чуткими оказываются тактильные ощущения, тем точнее дети будут сравнивать, объединять, соотносить, различать предметы и явления, то есть приводить в порядок мышление, воображение, восприятие. В игре «Карточки и сказки» ребенок выбирает карточку и, подумав, называет подходящего по ощущениям сказочного героя. Например: бархат – Золушка, фланель – Дюймовочка, а в игре «Бумажная пластика» ребенок манипулирует бумагой, выполняя различные задания: мнет ее и скатывает шарики – получаются мячики, отщипывает, отрывает маленькие кусочки и складывает в стаканчики из-под йогурта – получается мороженое. Дошкольники с большим интересом играют в «Мешочки с зерном», внимательно обследуют мешочки и составляют пары: два мешочка с пшеницей, два - с овсом, два - с пшеном и так далее [3].

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. В игре «Отгадай, кто это?» педагог описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания), а дети должны отгадать, о ком идет речь. В игре «Когда это бывает?» детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и тому подобное, в зависимости от времени года. Дошкольникам надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы. Игры «Скажи наоборот», «Исправь ошибку», «Слова-антонимы», «Определи» помогут ребёнку обогатить словарный запас, уточнить значение слов, сформировать словоизменение и словообразование [3].

Настольно-печатные игры – это интересные занятия для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, воображение, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. В игре «Это когда?» дошкольникам предлагаются предметные картинки с изображениями снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, сосулек и прочих сюжетных картинок с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки [2].

Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и, таким образом, знакомиться с ними. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. В таких играх, как «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что сначала, что потом» мы используем природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и другое), что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. В игре «Что это такое?» детям предлагаются картинки и, в зависимости от того, что нарисовано на ней, необходимо разложить соответственно природный материал (песок, камни, земля, вода, снег), ответить на вопросы: «Что это?», «Какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое)», «Что с ним можно делать?» [3].

Для развития произвольного внимания мы используем различные виды дидактических игр с правилами, например, «Сравни картинки», «Круги», «Животные», «Утренняя гимнастика», «Параллельный счет предметов», «Не пропусти растения», «Не пропусти профессию», «Рыбы, птицы, звери», «Кто больше увидит и запомнит», «Обратный счет», «Запретное слово», «Делай, как я», «Внимательные руки». В играх у детей проявляется любознательность, целеустремленность, ответственность, что предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного. В процессе формирования произвольного внимания игры с правилами способствуют улучшению таких характеристик, как объем, концентрация, переключаемость внимания, целеноправленность. Используя в формировании произвольного внимания дидактические игры с правилами, мы подготавливаем дошкольника к успешной школьной жизнедеятельности [3].

Включаем в структуру занятий и кинезиологические упражнения такие как, «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко», «Лезгинка», «Зеркальное рисование»,«Змейка», «Ухо-нос». Они позволяют улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю [3].

Компьютерные игры в большинстве случаев носят развивающий характер и способствуют интеллектуальному развитию. Играя за компьютером, ребенок не является пассивным наблюдателем как во время просмотра телевизионных программ, - он активно взаимодействует с определенным миром, хотя и виртуальным. При этом ребенок учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в воображении образно-концептуальные модели, без которых невозможно достичь успеха в современных компьютерных играх. Например, такие игры для детей, как «Четвертый лишний», «Овощи и фрукты», «Найди предметы», «Кузя собирается в путешествие», «Суперсемейка: Забавные приключения» [4].

После проведения развивающей работы (в конце 2016 года) было проведено обследование уровня познавательной активности воспитанников.

           Рисунок 2. Результаты исследования уровня развития познавательной активности у дошкольников (в конце года 2016)

В ходе обследования на конец 2016 учебного года выявились следующие результаты, занесенные в рисунок 2. Высокий уровень развития психических функций, в частности, слуховой памяти отмечается у 4-х детей (31% воспитанников при выполнении заданий запоминают и воспроизводят 6-8 слов с одного предъявления); зрительной памяти у 7 человек (54% детей запоминают 6-8 картинок с одного предъявления, могут запомнить и воспроизвести 9-10 картинок); восприятия - у 3-х человек (23% детей при выполнении заданий  правильно выбирали все необходимые части в составлении целого восприятия объектов); внимания у 1 ребенка – 8% (внимание устойчивое, при выполнении задания ребенок после заполнения первой строки перестает сверяться с образцом, темп работы высокий, количество ошибок не более 2); воображения у 3-х человек (23% детей умеют представлять себе ситуации, способны создавать необычные, оригинальные образы, через богатство фантазии, эмоциональность образов). Средний уровень развития познавательных способностей, в частности, слуховая память у 9 человек – 69%; зрительная память у 6 человек – 46%; восприятие у 10 человек – 77%; мышление у 11 человек – 85%; внимание у 9 человек – 69%; воображение у 8 человек – 62%. Низкий уровень развития психических процессов таких, как мышление, внимание, воображение отмечен у 2-х детей – 15%.

Таким образом, сравнив первоначальные и окончательные результаты исследования, нами было отмечено заметное улучшение по всем основным показателям (память, мышление, воображение, восприятие, внимание), - это подтверждает, что занятия, проводимые с использованием развивающих игр и упражнений, помогают добиться позитивной динамики в формировании познавательных способностей, личностных качеств дошкольников, дают возможность ощутить каждому ребёнку свою значимость, поверить в свои силы и активизировать познавательный интерес.

Список литературы

1. Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. [Текст] / А.Н.  Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – С. 25-69.

2. Ильина,  М.Н. Подготовка к школе [Текст]: развивающие игры и упражнения / М.Н.  Ильина. – СПб. : Питер, 2007. – С.44, 55, 79, 102, 122.

3. Фесюкова, Л.Б. 300 развивающих игр и упражнений для детей 4-7 лет [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – Харьков : ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2008.  – 144с.

4. Электронный адрес: snowball.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами»

Проект «Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами» Ежедневно ребенок открывает для с...

Презентация проекта «Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами»

Проект «Формирование познавательной активности  у старших дошкольников с помощью экспериментирования  в процессе  рисования  нетрадиционными техниками и материалами»...

Отчет педагога –психолога Плетневой Е.Б. по самообразованию по теме: «Игры и упражнения по формированию основ этикета у старших дошкольников»

Именно в детском саду мы имеем возможность начать работу по формированию основ этикета и тем самым положить начало пути  по избавлению общества от невежества. С малых лет ребенку необходимо приви...

Формирование познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность по краеведению.

Проектная деятельность по краеведению является одним из главных источников обогащения детей знаниями о родном крае. воспитание любви и формирование нравственных качеств....

Отчет педагога –психолога Плетневой Е.Б. по самообразованию по теме: «Игры и упражнения по формированию основ этикета у старших дошкольников» за 2017-2018 учебный год.

Над темой по самообразованию я работаю второй год , работу свою строю согласно мною  намеченного плана: работа с методической литературой, работа с детьми, с педагогами и с родительской обществен...

Презентация к представлению педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процессов"

В презентации представленны цели, задачи и краткое описание педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процесс...